Ключевые слова: отклоняющееся поведение, девиант, специализированная школа, девиантное поведение.
Девиантное или отклоняющееся поведение — понятие социально-психологическое, так как обозначает отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений, действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья [9, С. 77]. Другими словами, это нарушение поведения не обусловлено нервно-психическими заболеваниями. Девиантом можно назвать того подростка, кто «не просто одноразово и случайно отклонился от поведенческой нормы, а постоянно демонстрирует девиантное поведение» [12], которое носит социально-негативный характер [6, c. 105]. Первым в России ввел в употребление термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение», Я. И. Гилинский [1]. Зарубежные ученые определяют девиантность соответствием или несоответствием социальным нормам-ожиданиям. Следовательно, девиантным является поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества.
В отечественной литературе под девиантным (лат. Deviatio — уклонение) поведением понимают [2, 3, 11]:
- Поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, «будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали».
- Социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.
Рост самых разных отклонений, омоложение преступности, девиантности требует особого внимания к изучению проблемы поведения подростков. Политическая и социально-экономическая нестабильность в стране, падение уровня жизни многих россиян привели, к значительному увеличению числа семей так называемой «группы риска» и, количества социальных сирот и подростков девиантного поведения
В ответ на распространение девиантного поведения подростков развивается сеть спецшкол как учреждений интернатного типа, направленных на коррекцию асоциальных проявлений, воспитание нормативного поведения подростков. С другой стороны, условия воспитания в учреждениях закрытого типа, как отсутствие матери, ограниченность социальных контактов, жесткая регламентация поведения и другие обусловливают определенные искажения личностного развития воспитанников. В.Н Мясищев полагал, что между взаимодействием и отношением существует определённая взаимозависимость, но связь между ними не всегда постоянна, так как взаимодействие регламентируется отрегулированными социальными требованиями: дисциплиной, этикетом и т. п., что нередко блокирует или маскирует истинное отношение [11].
Вместе с тем современная образовательная и воспитательная система государственных учреждений для подростков-деликвентов неэффективна с точки зрения их адаптации к самостоятельной жизни, сознательного выбора своей взрослой социальной роли. Несоответствие между современными требованиями, предъявляемыми социумом к жизненному и профессиональному самоопределению социально незащищенных детей, и фактически сложившейся системой педагогического руководства этим процессом, является актуальной проблемой. В. Н. Мясищев «отношение к труду неразрывно связано с отношением к лицу, к группе лиц, коллективу»... [10]. Возникает противоречие между актуальной потребностью учета особенностей социальной адаптации подростков с девиантным поведением в практике учреждений интернатного типа (спецшкол) на современном этапе развития общества и их недостаточной изученностью.
Таким образом, результаты психологического обследования свидетельствуют о значительных проблемах развития личности большинства воспитанников спецшкол во всех возрастных группах. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению «силы личности». Негативные тенденции развития личности воспитанников сохраняются во всех возрастных группах и в старшей возрастной группе проявляются, в частности, в снижении профессиональной пригодности ко многим видам профессиональной деятельности, особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия.
Объект исследования — Психологические особенности подростков мужского пола. Предмет исследования — Психологические особенности подростков мужского пола в детерминирующих условиях спецшколы
Гипотеза — условия спецшколы влияют на психологические особенности подростков мужского пола
В диагностической части исследования применялись стандартизированные методики такие как: — сокращенный многофакторный опросник исследования личности (Mini-Mult, СМОЛ); [5, 12] — методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП); [7, 8].
Математическая обработка результатов исследования включила расчет моды и медианы. Анализ динамики показателей личностных особенностей подростков выполнен описательно. Эмпирическим объектом исследования стали 30 подростков мужского пола в возрасте (14±2) года, находящиеся в условиях закрытой специальной школы после совершенных правонарушений. На момент исследования подростки находились в спецшколе, время их пребывания составило (2 ±0,5) года. Исследование проводилось на базе Спецшколы закрытого типа в г Уссурийск. Исследование проводилось в течении года 3 раза. проводилось 2 расчета — медиана и мода.
Количество подростков, участвовавших в исследовании изменялось. В первом срезе 27 исследуемых, во втором срезе — 25 исследуемых, в третьем срезе — 14 исследуемых
Можно отметить, что по результату медианы все показатели снизились спустя год исследования. В начале проведения исследования, то есть после того как подростки поступали в спец школу после совершенного правонарушения, подростки демонстрировали повышение значения по шкалам ригидности, тревожности, индивидуалистичности и оптимизма. Спустя год пребывания в условиях спец школы можно отметить, что повышенных значений шкал не наблюдается, Пониженное значение только одно по шкале — тревожности. (значение очень сильно изменилось — от повышенного к пониженному- сначала тревожные, а потом уверенные в себе). То есть результаты по всем шкалам кроме тревожности были в пределах средних значений
Таблица 1
Анализ динамики показателей личностных особенностей по методике СМОЛ уподростков вдетерминирующих условиях спецшколы (медиана, мода баллы)
|
Срез 1 |
Срез 2 |
Срез 3 |
|||
Название шкалы |
медиана |
мода |
медиана |
мода |
медиана |
Мода |
Шкала 1 — сверхконтроля, ипохондрии |
55 |
52 и 58 |
52 |
52 |
51 |
45 и 52 |
Шкала 2 — депрессии |
54 |
54 |
54 |
61 |
46 |
46 |
Шкала 3 — эмоциональной лабильности, демонстративности, истерии |
51 |
51 и 59 |
51 |
47 |
49,5 |
51 и 59 |
Шкала 4 — импульсивности, психопатии |
55 |
53 |
53 |
53 и 58 |
51 |
53 |
Шкала 6 — ригидности, паранойи |
66 |
72 |
55 |
55 |
55 |
50 и 55 |
Шкала 7 — тревожности, психастении |
56 |
56 |
51 |
64 |
43 |
39 |
Шкала 8 — индивидуалистичности, шизофрении |
63 |
63 |
60 |
74 |
53,8 |
63 |
Шкала 9 — оптимизма и активности, гипомании |
57 |
68 |
57 |
62 |
51 |
51 |
Рис. 1. Динамика показателей личностных особенностей, выявленных по методике СМОЛ, у подростков в детерминирующих условиях спецшколы (медиана, баллы)
Результаты медианы подтверждаются результатами моды, т.е произошло снижение показателей, за исключением шкал эмоциональной лабильности, импульсивности и индивидуалистичности — показатели остались на том же уровне. По шкале депрессии произошло колебание — от среднего к повышенному через полгода, и вернулась к среднему через год.
Методика СОП
Количество подростков, участвовавших в исследовании, изменялось. В первом срезе 28 исследуемых, во втором срезе — 23 исследуемых, в третьем срезе -13 исследуемых
Таблица 2
Анализ динамики показателей склонности котклоняющемуся поведению по методике СОП уподростков вдетерминирующих условиях спецшколы (медиана, Т-баллы)
Название шкалы |
Срез 1 |
Срез 2 |
Срез 3 |
|||
медиана |
мода |
медиана |
мода |
медиана |
мода |
|
Шкала установки на социально-желательные ответы |
63,5 |
50 и 65 |
55 |
- |
58 |
58 |
Шкала склонности к преодолению норм и правил |
50 |
50 и 56 |
50 |
50 |
52 |
56 |
Шкала склонности к аддиктивному поведению |
44 |
44 |
53 |
59 |
54 |
59 |
Шкала склонности к саморазрушающему поведению |
43 |
43 |
54 |
54 и 62 |
54 |
- |
Шкала склонности к агрессии и насилию |
46 |
48 |
48 |
48 |
50 |
46 и 53 |
Шкала волевого контроля эмоциональных реакций |
53 |
55 |
51 |
51 |
48 |
62 |
Шкала склонности к деликвентному поведению |
50 |
55 |
55 |
50 и 59 |
57 |
46 |
Рис. 3. Динамика показателей склонности к отклоняющемуся поведению по методике СОП у подростков в детерминирующих условиях спецшколы (медиана, Т-баллы)
Можно отметить, что по результатам медианы в начале проведения исследования подростки желали показать себя в лучшем свете и старались давать социально желательные ответы, что сказалось на других шкалах (значения по ним понижены). Однако через год пониженных значений по шкалам стало меньше, почти все были в пределах средних значений, за исключением шкал склонности к агрессии и насилию и по шкале волевого конроля эмоц реакций. Произошло снижение показателей по таким шкалам как: установка на социально — желательные ответы и по шкале волевого контроля эмоциональных реакций.
Также можно отметить, что произошло повышение показателей от пониженных к средним по шкалам склонности к преодолению норм и правил, по шкале к агрессии и насилию, по шкалам склонности к аддиктивному, самоповреждающему и делинквентному поведению.
По результатам моды можно отметить, что наблюдается та же тенденция: выросли показатели от пониженных к средним- по склонности к преодолению норм и правил, к аддиктивному, саморазрушающему поведению. За исключением шкалы волевого контроля эмоциональных реакций значение относительно начала исследования увеличилось до повышенного. Снизился показатель по делинквентному поведению, показатель по шкале склонности к агрессии и насилию остался на том же уровне.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что по мере увеличения времени пребывания в детерминирующих условиях спецшколы происходят как количественные, так и качественные изменения в системе отношений подростков: снижается мотивация, эмоциональные реакции становятся более стабильными, что на фоне прочих показателей трактуется как ригидность и пассивность, снижается волевой контроль, повышаются склонности к деликвентному и аддиктивному поведению. Из анализа литературы также выявлено, «что характерные черты людей с определенным типом аддиктивного поведения соответствуют характеристикам определенных типов РДС, это говорит о взаимосвязи данных феноменов. Выявленные связи типа РДС с формами аддиктивного поведения или привязанности помогут быть использованы в психологической работе при индивидуальном консультировании и в работе с зависимым поведением». [4]
На основании полученных результатов Психологам, педагогам и другим сотрудникам спецшкол, работающим с подростками — воспитанниками интернатов можно дать следующие рекомендации:
- Разработка методов работы по усилению волевого контроля эмоциональной сферы подростков — воспитанников интернатов.
- профилактическая и коррекционная работа аддиктивного, делинквентного, агрессивного и самоповреждающего поведения
- информирование об общепринятых нормах и правилах поведения
- проведение работы по повышению уровня самостоятельности, овладению социальными навыками, профессиональному самоопределению подростков — воспитанников интернатов.
Литература:
- Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. — М.: Аспект Пресс, 2001.
- Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе. // Воспитание школьников, 2004, № 2. — С.205.
- Бэрон Р., Ричардсон Д Агрессия. — СПб., 1997.
- Воронина И. Е., Люкшина Д. С. Ранние дезадаптивные схемы у юношей и девушек, склонных к нехимическим формам аддиктивного поведенияРоссийская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2018. № 4 (23)
- Зайцев В. П. Вариант психологического теста Мini-Мult // Психологический журнал. — 1981. — № 3. — С. 118–123
- Змановская Е. В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. — СПб., 2001
- Карпова Э. Б. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. — 2004. — Т.1. –
- Клейберг Ю. А. Социальная психология девиантного поведения: Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел) / учебное пособие для вузов. — М., 2004. С.141–154.
- Кулаков С. А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. Учебно-методическое пособие. — М., 1998.
- Мясищев В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев / под ред. А. А. Бодалева. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 356 с.
- Мясищев и медицинская психология (к 110-летию со дня рождения и 30-летию со дня смерти) / Л. И. Вассерман, Б. В. Иовлев, Б. Д. Карвасарский, № 1.
- Перешеина, Н. В. Психодиагностика девиантного поведения [Текст] / Н. В. Перешеина. — Киров: ВГГУ, 2003.
- Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел) /. — М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.362–370