Внедрение и интеграция новых технологий инклюзивного образования в систему дошкольного и начального образования Республики Узбекистан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (302) март 2020 г.

Дата публикации: 20.03.2020

Статья просмотрена: 688 раз

Библиографическое описание:

Плиева, Р. В. Внедрение и интеграция новых технологий инклюзивного образования в систему дошкольного и начального образования Республики Узбекистан / Р. В. Плиева, Н. А. Тургунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 292-295. — URL: https://moluch.ru/archive/302/68090/ (дата обращения: 29.03.2024).



В настоящее время проблема инклюзивного образования является наиболее актуальной в системе образовательного процесса всех структур образования. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями является сложным процессом, который имеет свою специфику, свои цели задачи решение которых сложный процесс. В решении проблем инклюзивного образования огромное участие принимает государство.

Современная ситуация в системе образования характеризуется процессами модернизации во всех ее структурных компонентах, включая закон об образовании, образовательные стандарты, образовательные программы, принципы взаимодействия участников образовательного процесса, принципы организации образовательной среды и др. Одним из направлений модернизации системы образования является реализация принципов инклюзивного образования, предусматривающих учет разнообразия образовательных потребностей детей, их особенности, возможности, интересы. В связи с этим возникает необходимость менять методы, формы и технологии работы.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями, инклюзивные технологи, педагогические технологии.

В Республике Узбекистан проходят большие перемены в системе образования. Утверждена концепция реформирования системы образования до 2030 года, отдельно утверждена концепция дошкольного образования в республике, а также принят и утвержден закон Республики Узбекистан О дошкольном образовании и воспитании.

В постановлениях президента Ш. Мирзиёева «О мерах по коренному реформированию системы дошкольного образования» предусматривает реализацию комплекса мер по внедрению современных механизмов не только в управлении образованием, но и совершенствованию воспитательного и учебного процесса, подготовки высококвалифицированных педагогических кадров для системы дошкольного образования в республике.

Дошкольное образование — это начальное звено системы непрерывного образования и его задачи обеспечение формирования здоровой, развитой личности ребёнка, пробуждая тягу к учению, подготовка детей к обучению в школе.

Уделяется огромное внимание вопросам инклюзивного образования,отражает серьёзность и заинтересованность государства в решении проблемы детей с ограниченными возможностями, их ранняя адаптация, социальная поддержка детей этой категории.

Инклюзивное образование — это возможность детского сада и школы предоставлять обучение всем детям. Оно основано на понимании образования, как основного права человека.

Для того, чтобы дети были успешно включены в воспитательный процесс детского сада и его сообщество, им нужно дать столько поддержки, сколько необходимо. Для этого требуется видеть и понимать, что дети могут делать, а не то, что они не могут делать. Воспитатели, помощники воспитателей и все вспомогательные сотрудники должны понять и принять, что дети не обязаны иметь одинаковые образовательные цели, если они учатся вместе в обычных группах.

Всё это меняет структуру обычной работы в группах. Накладывает на воспитателей огромную ответственность. Воспитатели должны иметь определенные знания о этих детях их психологии и всё это уметь соединить с детьми без нарушений. Научить детей без нарушений понимать и воспринимать детей с ограниченными возможностями как равных, таких как они такие же, как и все мы. Проводиться огромная воспитательная работа с детьми, родителями, коллективом, а также проводиться огромная работа дефектологов, психологов. Необходима и поддержка со стороны руководителей всех структур.

Педагоги должны смотреть по-новому на свою роль и научиться быть «инклюзивными учителями».

Инклюзия будет успешной, если: ·

– педагоги и все, кто связан все работой с особым ребенком, имеют соответствующую подготовку;

– каждая методика обучения и программы полностью адаптированы к особым нуждам ученика;

Образовательная среда гарантирует детям с особыми образовательным потребностями:

– применение приобретенных навыков в повседневной жизни;

– широкий набор навыков;

– коммуникация осуществляется непрерывно, особенно в семье;

– семья получает необходимую поддержку [4].

Преподавание для детей особыми потребностями должно носить дифференциальный характер т. е. учитывать возможности самих детей и строить программу обучения и воспитания с учётом их возможностей. Учитывать все стороны развития ребёнка, его индивидуальные возможности.

Это означает специальное изменение преподавания для удовлетворения потребностей всех детей, новые модифицированные методы преподавания, которые помогают детям с различными образовательными потребностями и стилями обучения освоить содержание учебной программы. Это может быть сделано на различных уровнях воспитательного процесса.

Способности детей могут быть очень разными, зачастую зависят от компенсаторных возможностей детей, знания того, каким именно образом каждый ребенок учится наиболее эффективно и как нужно приспособить, изменить методы преподавания для удовлетворения индивидуальных потребностей ребенка. Воспитатель и учитель может использовать различные инструменты обучения, такие как книги, магнитофонные записи и практические материалы. В общей деятельности значимую роль играют обучение в группах и ролевые игры. Как писал Л. Выготский, всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, потом — психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая. Учитель должен как бы учиться вместе с ребенком, сотрудничать с ним, а не просто читать ему лекции. Интерактивное общение с ребенком необходимо. Это общение должно быть эмоциональным, интересным для ребенка, включать много проблемных ситуаций и путей их решения.

В связи с этим возникает необходимость менять методы, формы и технологии работы.

Цель работы — анализ коррекционно-развивающих технологий в системе обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения с учетом их возможностей и способностей.

Образовательные технологии — упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей. (В. П. Беспалько).

Большинство специалистов объединяют «педагогические технологии» четырьмя принципиально важными положениями:

  1. планирование обучения и воспитания на основе точно определенного желаемого результата;
  2. программирование учебно-воспитательного процесса в виде строгой последовательности действий учителя и ученика;
  3. сопоставление результатов обучения и воспитания с первоначально намеченным результатом как в ходе учебно-воспитательного процесса (мониторинг), так и при подведении итогов;
  4. коррекция результатов на любом этапе учебно-воспитательного процесса.

Технологии инклюзивного образования те технологии, которые ведут к созданию условий для качественного доступного образования всех без исключения детей. Можно выделить две большие группы инклюзивных технологий: организационные ипедагогические.

Основной акцент делается на педагогических технологиях.

Среди педагогических технологий можно выделить те, которые могут быть успешно использованы в инклюзивной практике воспитателем. Классифицировать их можно в соответствии с задачами и ролью в организации совместного образования детей с различными образовательными потребностями.

  1. Технологии, направленные на освоение академических компетенций при совместном образовании детей с различными образовательными потребностями: технологии дифференцированного обучения, технологии индивидуализации образовательного процесса.
  2. Технологии коррекции учебных и поведенческих трудностей, возникающих у детей в образовательном процессе.
  3. Технологии, направленные на формирование социальных (жизненных) компетенций, в том числе принятия, толерантности.

4. Технологии оценивания достижений в инклюзивном подходе

Построение технологии инклюзивного обучения должно основываться на внедрении всех дидактических процессов, средств и организационных форм обучения детей с особенностями развития с их сверстниками в одном классе с учетом персонализации обучения.

Составная часть педагогических технологий –игровые технологи.

В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры, арт-терапия.

Современные игровые технологии обучения достаточно многообразны. Этим многообразием устанавливаются и определенные правила действий для педагога на этапе подготовки и проведения игры. Знание этих правил и особенностей их осуществления соответственно специфики инклюзивного

В целом, можно сказать, растет количество технологий, которые направлены на создание разнообразных условий обучения, учитывающих множество образовательных потребностей детей, их возможности и интересы. Всё это требует огромных усилий со всех сторон и всех участников образовательного процесса [13, стр. 113–115].

Практический опыт сопровождения детей с ОВЗ показывает, что игровой характер самого процесса манипулирования с естественными природными материалами делают песочную арт-терапию способом символической коммуникации. Песочная арт-терапия как язык символов и метод «социального врачевания» способствует формированию здоровой творческой личности детей с ОВЗ, благодаря следующим функциям: адаптационной, коррекционной, мобилизующей, регулятивной, реабилитационной и профилактической [11, Стр. 148–150].

Следующий этап технологии направленные на развитие социальной компетенции детей

Одним из основных результатов инклюзивного образования является формирование жизненных навыков или социальных компетенций (навыков взаимодействия, взаимопомощи, продуктивной деятельности и т. д.).

Среди технологий, направленных на повышение социальной компетенции, можно выделить три типа:

– прямое обучение социальным навыкам;

– организация групповых видов активности;

– формирование социальных навыков через подражание. [12, стр. 19–20].

Интерактивные технологии. Особенностью интерактивных технологий обучения является то, что их практическое использование возможно только посредством совместной деятельности учителя и ученика. Интерактивные технологии как нельзя лучше вписываются в теорию и практику инклюзивного обучения, так как в их основе лежат активные взаимодействия, позволяющие ученику быть не просто участником занятий, а субъектом учебного процесса, и что немаловажно — субъектом реальной коммуникативной деятельности, способствующей внутреннему побуждению к овладению знаниями и творческому развитию [13, стр. 137–140].

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками. Инклюзивное образование решает вопросы образования и воспитания детей с ВОЗ как равноправных членов общества.

Литература:

  1. Закон «Об образовании» и «Национальной программе по подготовке кадров», Республики Узбекистан
  2. Концепция развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 г. и концепция системы развития народного образования Республики Узбекистан до 2030 г.
  3. Закон Республики Узбекистан О дошкольном образовании и воспитании (Принят Законодательной палатой 22 октября 2019 года Одобрен Сенатом 14 декабря 2019 года)
  4. «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Узбекистане» (http://inclusive-education.uz/).
  5. (http://eeas.europa.eu/delegations/uzbekistan/index_ru.htm)
  6. Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. [Электронный ресурс]:
  7. Близнюк О. А. Формирование понятия «инклюзивное образование» в зарубежной педагогике в контексте развития инклюзии педагогика. Вопросы теории и практики // Тамбов: грамота, 2016. № 4(04) c. 20.
  8. Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: материалы международной конференции. 19–20 июня 2008 года. — СПб.: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 215 с
  9. Сычева Л.П Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. № 301.
  10. Функова М.А Инклюзивное образование как современная модель образования подростков с ограниченными возможностями здоровья // Научный альманах. 2016. № 11 03 (25). С. 165–167.
  11. Инклюзивное образование. Индивидуализация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Материалы всероссийской научно-практической конференции (Челябинск, 9 февраля 2016 г.)
  12. Е. В. Самсонова Т. П. Дмитриева Т. Ю. Хотылева Основные педагогические технологии инклюзивного образования.
  13. Педагогика и психология инклюзивного образовании. Учебное пособие / Под редакцией доктора педагогических наук, профессора Д. З. Ахметовой
  14. http://unesdoc.unesco.org/images/0013/001347/134785r.pdf
  15. http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214675.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, ребенок, образовательный процесс, дошкольное образование, возможность, инклюзивное обучение, учебно-воспитательный процесс, воспитательный процесс, детский сад, образовательная среда.


Похожие статьи

Вопросы организации инклюзивного образования...

Инклюзивное образование — это результат изменения отношения к людям с особыми образовательными потребностями — людям с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), которые признаются равными в правах со всеми представителями социума в...

Методическая деятельность в условиях инклюзивного...

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс, обучение

Инклюзивное образование — право каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Опыт организации и реализации...

Технологии инклюзивного образования как средства для...

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс, обучение, группа, инклюзивная практика, безбарьерное...

Трудности реализации инклюзивного образования...

Вопросы организации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации. инклюзивное образование, детский сад, инклюзивная практика, образовательный процесс, ребенок, совместное...

Организационно-педагогические условия сопровождения детей...

«Инклюзивное» образование — это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку [1]. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и...

инклюзивное образование, образовательный процесс...

Инклюзивное образование подразумевает включение в единый образовательный процесс всех категорий детей (нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ), признание ценности их различий и способности к обучению, которое, в свою очередь, ведется наиболее подходящим...

Инклюзия в дошкольном образовании | Статья в журнале...

Инклюзивное образованиеобразование, которое доступно каждому ребенку. Таким образом, в образовательной организации должно быть создано толерантное пространство. Ключевыми инструментальными качествами педагога в реализации модели инклюзивного...

Реализация принципов индивидуализации в процессе...

Представлен процесс включения ребёнка с ОВЗ в дошкольное образовательное учреждение общеразвивающей направленности.

Реализация принципов индивидуализации в процессе инклюзивного образования в дошкольном учреждении общеразвивающей направленности.

Инклюзивное образование в МДОУ детский сад «Солнышко»

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивное обучение, образовательный процесс, психофизическое развитие, потребность, родитель, коррекционная педагогика... Работа с семьей ребенка, включенного в инклюзивное...

Подготовка педагогов дошкольных учреждений к работе...

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс, обучение, группа, инклюзивная практика... Обеспечение подготовки педагогических работников... Ключевые слова: ФГОС НОО...

Похожие статьи

Вопросы организации инклюзивного образования...

Инклюзивное образование — это результат изменения отношения к людям с особыми образовательными потребностями — людям с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), которые признаются равными в правах со всеми представителями социума в...

Методическая деятельность в условиях инклюзивного...

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс, обучение

Инклюзивное образование — право каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Опыт организации и реализации...

Технологии инклюзивного образования как средства для...

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс, обучение, группа, инклюзивная практика, безбарьерное...

Трудности реализации инклюзивного образования...

Вопросы организации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации. инклюзивное образование, детский сад, инклюзивная практика, образовательный процесс, ребенок, совместное...

Организационно-педагогические условия сопровождения детей...

«Инклюзивное» образование — это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку [1]. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и...

инклюзивное образование, образовательный процесс...

Инклюзивное образование подразумевает включение в единый образовательный процесс всех категорий детей (нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ), признание ценности их различий и способности к обучению, которое, в свою очередь, ведется наиболее подходящим...

Инклюзия в дошкольном образовании | Статья в журнале...

Инклюзивное образованиеобразование, которое доступно каждому ребенку. Таким образом, в образовательной организации должно быть создано толерантное пространство. Ключевыми инструментальными качествами педагога в реализации модели инклюзивного...

Реализация принципов индивидуализации в процессе...

Представлен процесс включения ребёнка с ОВЗ в дошкольное образовательное учреждение общеразвивающей направленности.

Реализация принципов индивидуализации в процессе инклюзивного образования в дошкольном учреждении общеразвивающей направленности.

Инклюзивное образование в МДОУ детский сад «Солнышко»

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивное обучение, образовательный процесс, психофизическое развитие, потребность, родитель, коррекционная педагогика... Работа с семьей ребенка, включенного в инклюзивное...

Подготовка педагогов дошкольных учреждений к работе...

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс, обучение, группа, инклюзивная практика... Обеспечение подготовки педагогических работников... Ключевые слова: ФГОС НОО...

Задать вопрос