Экологическое воспитание дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (301) март 2020 г.

Дата публикации: 16.03.2020

Статья просмотрена: 2500 раз

Библиографическое описание:

Насонова, С. А. Экологическое воспитание дошкольников / С. А. Насонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 175-177. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68126/ (дата обращения: 23.04.2024).



Актуальность исследования. В современном мире проблема экологии стоит, как никогда особенно «остро». Повальная вырубка лесов, загрязнение водоемов, атмосферы и почвы отходами заводского производства.

Это проблема не только отдельных стран, но и всей планеты в целом. Не зря, прошедший, 2017 год в России был объявлен годом экологии.

В основе свое нанесение вреда окружающему миру: флоре и фауне — это результат деятельности человека.

Проблема экологического воспитания и привитие подрастающему поколению экологической культуры с дошкольного возраста возникла, в первую очередь, в связи с исследованиями, которые проводят современные учёные по взаимодействия человеческого общества и природы.

Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольников — это элементарные знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в разнообразной деятельности, в играх, труде, быту.

Одним из залогов успешного экологического воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей.

Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование и формирование у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры — актуальная и очень важная задача.

Педагогика и психология рассматривают определение экологической культуры, как часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом.

С точки зрения научно-учебного процесса понятие — экологическая культура рассматривается как отдельная дисциплина в рамках культурологии.

Дошкольный возраст является базовым и начальным в формировании экологического воспитания человека.

Согласно психолого-педагогической литературе, дошкольный возраст — этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В дошкольном возрасте обычно выделяют три периода:

Первый — младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет;

Второй — средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет;

Третий — старший дошкольный возраст — от 6 до 7 лет.

В настоящее время во всем мире особенно остро стоит вопрос об экологическом воспитании детей, а также общество вплотную встало перед проблемами экологии. Рассмотрение теории экологического воспитания и экологической культуры необходимо начать с определения его сущности. Принято считать, что экологическое воспитание — составная часть нравственного воспитания. Исходя из этого можно считать, что экологическое воспитание — это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания человека оказывают влияние экологические знания и убеждения, которые формируются в детстве. Именно поэтому проблема экологического воспитания и экологической культуры является актуальной в особенности для детей дошкольного возраста. Ведь ребенка легче научить, как правильно относиться к окружающему миру с детства, нежели переучивать в более старшем возрасте.

Лидия Петровна Молодова — автор 124 научных публикаций, а также пяти научных книг посвященных экологическому воспитанию детей дошкольного и школьного возрастов, определяет экологическое воспитание дошкольников, в первую очередь, как воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения к природе, к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

Л. И. Егоренков рассматривает определение экологического воспитания дошкольников, как приобретение каждым человеком чувства природы, в умении вникать в её мир, в её ничем не заменимую ценность и красоту, понимании, что природа есть основа жизни и существования всего живого на Земле, диалектической неразрывности и взаимообусловленности природы и человека.

В «Великой дидактике» Коменский выдвинул такие основоположения:

– природа не смешивает своих действий, выполняет их по отдельности, в определенном порядке;

– всякое свое формирование природа начинает с самого общего и заканчивает наиболее обособленным;

– природа не делает скачков, а идет вперед постепенно;

– начав что-либо, природа не останавливается, пока не доведет дело до конца.

В юном возрасте дается общее образование, затем оно углубляется с годами так как «всякое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным». То есть Коменский вывел дидактические принципы, обосновывая их примерами природы. Например, здесь обосновывается принципы постепенности и обучение от общего к частному.

Как видим, Ян Амос Коменский подметил самую суть вопроса о взаимоотношении природы и человека. Уже в те времена педагогом было выведено важнейшее экологическое положение о связи человека и природы, о их неотделимости друг от друга.

Создание нового отношения человека к природе — задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой.

Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры — совокупностей экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Поэтому ознакомление с природой является одним из средств всестороннего развития и воспитания.

Как мы уже говорили выше, старший дошкольный возраст — это период от 5 до 7 лет.

Это период — познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, активного развития физических, творческих и познавательных способностей. Игра остается основным способом, узнавания окружающего, хотя меняются ее формы и содержание. Идет подготовка к следующему, совершенно новому этапу в жизни ребенка — обучению в школе.

Определим педагогические основы формирования экологической культуры личности старшего дошкольника в личностно ориентированном образовании. Для этого рассмотрим возрастные особенности этой группы детей.

У детей в возрасте 5–7 лет складывается механизм управления своим поведением. В этом возрасте ребенок уже начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей старшего дошкольного возраста не является самоцелью. Они — необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Задачи педагогов сводятся к следующему:

  1. Создавать условия для формирования элементарных биологических представлений:

– знакомить с развитием жизни на Земле (рассказывать о происхождении, многообразии форм жизни: о микроорганизмах, растениях, животных, их происхождении, особенностях жизни, среде обитания и т. д.);

– предоставить возможность осваивать учебный материал в доступной форме;

– формировать эмоционально-положительное отношение к природе.

  1. Обеспечивать условия для развития экологического сознания:

– знакомить с представителями живой и неживой природы;

– рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы;

– способствовать формированию осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;

– знакомить с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности;

– способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;

– создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды.

Активная помощь администрации ДОУ и соблюдение последовательности основных этапов работы (целеполагание, анализ, планирование, выбор программ и технологий, практическая деятельность, диагностика) являются залогом эффективности решения проблемы внедрения экологического образования в педагогический процесс.

Успех формирования экологической культуры у старших дошкольников обеспечивается следующими условиями:

  1. Создание экологической среды в ДОУ.
  2. Комплексное использование методов экологического воспитания.
  3. Активное участие родителей в воспитательном процессе.
  4. Планирование работы по формированию экологической культуры на основе диагностики.
  5. Целенаправленное методическое руководство разнообразной детской деятельностью.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели должны не только учитывать это сами, но и значительное внимание уделять работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания.

Таким образом, можно сделать вывод что, старший дошкольный возраст — это период, характеризующийся становлением экологической культуры ребёнка, совершенствующейся под воздействием воспитания. У ребёнка начинают складываться такие формы чувственного познания природы, которые важны не только для настоящего периода его развития, но и для будущей его взрослой жизни. Ребёнок этого возраста чуток и отзывчив. Он начинает сопереживать и сочувствовать. Это побуждает его к оказанию помощи как человеку, так и животному, заботе о природе в целом.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать нам следующие выводы о том, что существование целого ряда экологических проблем в нашей стране диктует необходимость проведения работы по экологическому образованию с детьми старшего дошкольного возраста. Ведь именно этот возраст является одним из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире, в этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям. В экологическом образовании дошкольников применяются самые разнообразные формы и методы организации, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения.

Активные формы и методы неразрывно связаны друг с другом. Их совокупность образует определенный вид занятий, на которых осуществляется активное обучение. Активные методы обучения — методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Суть активных методов обучения состоит в том, чтобы обеспечить выполнение детьми тех задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками. Активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения детей в учебно-познавательную деятельность. Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. Иногда понятия активных методов обучения расширяют, относя к ним, например, такие современные формы организации обучения, как проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры, детское экспериментирование, метод экологических проектов.

Литература:

  1. Анцыперова, Т. А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе / Анцыперова Т. А.// Детский сад от А.до Я., 2015. 394 с.
  2. Бобылева, Л. К природе — с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О.// Дошкольное воспитание, 2016. 475 с.
  3. Бодракова, Н. И. Экологическое воспитание дошкольников / Бодракова Н. И.// Детский сад от А.до Я., 2014. 345 с.
  4. Вдовиченко, С. Экологические модели / Вдовиченко С., Воробьева Т.// Дошкольное воспитание. — 2016. — № 12. 256 с.
  5. Веревкин, И. Активные формы и методы воспитания экологической культуры дошкольников / Веревкин И., Чиженко Н.// Детский сад от А.до Я., 2018. — № 6. — С. 101–103.
Основные термины (генерируются автоматически): экологическая культура, экологическое воспитание, природа, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, активный метод обучения, окружающий мир, человеческое общество, экологическое образование, экологическое сознание.


Похожие статьи

Методы экологического образования детей дошкольного...

Метод экологического образования — это наука, изучающая особенности и закономерности организации педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Основной целью экологического воспитания детей является, научить ребенка развивать знания живой...

Обучение и воспитание экологической культуре детей...

Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально — ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы...

Формирование основ экологической культуры у детей...

Экологическая направленность определяется развитием экологического сознания.

Разработана модель формирования основ экологической культуры у детей дошкольного

Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности.

Современный взгляд на проблему экологического образования...

В статье представлена система работы с детьми старшего дошкольного возраста с учётом положений федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по экологическому воспитанию.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного...

Задачи экологического образования в детском саду: ‒ формирование у детей дошкольного возраста экологического сознания, суть которого состоит в

Экологическое образование — непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития и саморазвития...

Знакомство с миром природы или воспитание экологической...

Экологическое воспитание — это, прежде всего воспитание человечности

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста будет более эффективно

природа, экологическое воспитание, экологическое воспитание дошкольников, окружающий мир...

Экологическое воспитание как одно из современных...

Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — это и нравственное воспитание .

природа , ребенок , окружающий мир , экологическое образование , экологическое...

Формирование экологической культуры детей старшего...

Экологическое воспитание — новое направление дошкольной педагогики.

дошкольный возраст, ребенок, экологическое образование, природа, экологическая культура

Главная цель экологического воспитания как средства развития детей дошкольного возраста...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования...

Похожие статьи

Методы экологического образования детей дошкольного...

Метод экологического образования — это наука, изучающая особенности и закономерности организации педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Основной целью экологического воспитания детей является, научить ребенка развивать знания живой...

Обучение и воспитание экологической культуре детей...

Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально — ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы...

Формирование основ экологической культуры у детей...

Экологическая направленность определяется развитием экологического сознания.

Разработана модель формирования основ экологической культуры у детей дошкольного

Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности.

Современный взгляд на проблему экологического образования...

В статье представлена система работы с детьми старшего дошкольного возраста с учётом положений федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по экологическому воспитанию.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного...

Задачи экологического образования в детском саду: ‒ формирование у детей дошкольного возраста экологического сознания, суть которого состоит в

Экологическое образование — непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития и саморазвития...

Знакомство с миром природы или воспитание экологической...

Экологическое воспитание — это, прежде всего воспитание человечности

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста будет более эффективно

природа, экологическое воспитание, экологическое воспитание дошкольников, окружающий мир...

Экологическое воспитание как одно из современных...

Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — это и нравственное воспитание .

природа , ребенок , окружающий мир , экологическое образование , экологическое...

Формирование экологической культуры детей старшего...

Экологическое воспитание — новое направление дошкольной педагогики.

дошкольный возраст, ребенок, экологическое образование, природа, экологическая культура

Главная цель экологического воспитания как средства развития детей дошкольного возраста...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования...

Задать вопрос