Статья раскрывает сущность антипробуксовочной системы, принцип ее работы и основные элементы данной системы.
Ключевые слова: ASR, ETS, STC, антипробусковочная система.
Предназначение антипробуксовочной системы довольно простое, оно предназначено для предотвращения пробуксовки колес, в частности ведущих.
В настоящее время аббревиатура данной системы имеет довольно обширный ассортимент: ASR, ETS и STC — торговое название таких марок как Mercedes, Volkswagen, Audi; ASC и DSA — применительно к автомобилям класса BMW; A-TRAC и TRC — на автомобилях Toyota; ETC — на автомобилях Range Rover; TSC — на автомобилях Honda.
Работа вышеперечисленных систем довольна, схожа, и принцип работы рассмотрен будет на примере такой системы как ASR.
Конструктивная основа ASR (рис.1) похожа на антиблокировочную систему тормозов. Система также оснащена двумя функциями: электронная блокировка дифференциала и управление крутящего момента двигателя.
Рис. 1. Схема антипробуксовочной системы ASR
Принцип работы антипробуксовочной системы заключается в следующем: как только колесо автомобиля начинает пробуксовывать система ASR предупреждает пробуксовку колес, но пробуксовка колес установлена в определенных скоростных режимах автомобиля, в среднем такая скорость составляет 0–80 км/ч в этот момент происходит подтормаживанием ведущих колес и во втором случае когда скорость свыше 80 км/ч регулировка происходит за счет уменьшения передаваемого усилия от двигателя крутящего момента.
В связи с тем, что система ASR оснащена датчиком частоты вращения колес (рис.2), блок управления (рис.3) определяет такие характеристики, как: угловое ускорение ведущих колес; скорость движения автомобиля; характер движения автомобиля — прямолинейное или криволинейное; величину проскальзывания ведущих колес. Следовательно, блок управления считывая эксплуатационные характеристики подает сигнал на увеличение или уменьшение давления к тормозным механизмам и изменения крутящего момента двигателя.
Рис. 2. Датчик частоты вращения колес
Рис. 3. Блок Управления системой ASR
Управление тормозным давлением подразделяется на три фазы. Такие как: увеличение давления; удержания давления; сброс давления. Первая фаза, увеличение давления обеспечивается торможением ведущего колеса, оно производится за счет включения насоса обратной подачи (рис.4), закрытия переключающего клапана и открытия клапана высокого давления. Как только отключается насос, происходит удержание давления. Сброс происходит тогда, когда заканчивается пробуксовка.
Рис. 4. Насос обратной подачи
Управление крутящим моментом двигателя осуществляется во взаимодействии с системой управления двигателем (рис.5). В то время как колеса автомобиля начинают проскальзывать, датчик угловой скорости колес фиксирует полученную величину одновременно с крутящим моментом от двигателя, блок управления вычисляет величину необходимого крутящего момента. Вся информация передается в блок управления, вследствие чего происходят различные действия, такие как: изменяется положение дроссельной заслонки; фиксированный впрыск топлива в систему впрыска; изменяется угол опережения зажигания в системе зажигания; происходит автоматическая отмена переключения передач, в частности применительно к автоматическим коробкам передач.
Рис. 5. Cистема управления двигателем
Подводя итоги, хотелось отметить, что антипробусковочная система, как и любая другая система в общей структуре является вторым элементом безопасности, который работает в совокупности с ABS, как на легковых, грузовых, так и на внедорожниках. Данная система упрощает человеку управление авто при влажной дороге, то есть она предотвращает потерю сцепления колес с дорогой, благодаря непосредственному контролю за буксованием ведущих колес машины.
Литература:
- Суслинников А. А. Системы современного автомобиля: Антипробусковочная система. URL http://systemsauto.ru/active/asr.html (дата обращения 12.03.2020)