Анализ влияния показателей контролепригодности на надёжностные характеристики сетей передачи данных | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №11 (301) март 2020 г.

Дата публикации: 17.03.2020

Статья просмотрена: 364 раза

Библиографическое описание:

Джураев, Р. Х. Анализ влияния показателей контролепригодности на надёжностные характеристики сетей передачи данных / Р. Х. Джураев, С. Р. Ботиров, Т. К. Таштемиров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 15-20. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68103/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматриваются вопросы влияния показателей контролепригодности на надежностные характеристики систем передачи данных (СПД). Проведен анализ основных задач по обеспечению контролепригодности СПД и влияния объема встроенных средств контроля на показатели достоверности и безотказности систем передачи данных. Полученные результаты дают возможность оценить показатели контролепригодности на стадии проектирования систем передачи данных.

Ключевые слова: система передачи данных, СПД, надежностные характеристики, контролепригодность, показатели контролепригодности.

Как показывает международная и отечественная практика широкомасштабное использование информации и созданных на ее основе информационных ресурсов и внедрение их во все сферы жизнедеятельности общества, вызвали бурное развитие спроса на разнообразные услуги передачи данных (ПД).

Современные сети передачи данных (СПД), представляют собой сложные территориально распределённые технические комплексы, выполняющие важные задачи по своевременной и качественной передаче данных [1–3]. Современные прогнозы указывают на тенденцию превращения всех сетей телекоммуникаций в СПД, по которым будут передаваться любые виды сообщений (включая данные, речь, видео и мультимедиа), преобразованные в цифровые сигналы.

Одним из важных требований, предъявляемых к СПД является требование по обеспечению их надежности, которое означает, что сеть должна обеспечивать длительное функционирование с поддержанием всех оговариваемых характеристик в заданных пределах. Трудность решения этой задачи состоит в том, что непрерывное увеличение сложности современных СПД вызывает значительные трудности в достоверной оценке их технического состояния в условиях эксплуатации [1,2,4–6].

Основным критерием надежности СПД является коэффициент готовности:

,

который характеризует вероятность того, что система будет находиться в исправном состоянии в произвольно выбранный момент времени, где

Tн — средняя наработка на отказ;

TВ — среднее время восстановления.

Составляющими коэффициента готовности являются среднее время наработки на отказ Tн, характеризующее безотказность системы и среднее время восстановления TВ, которое характеризует ремонтопригодность.

Необходимо, особо отметить, что односторонняя ориентация при построении СПД только на достижение высокой безотказности в ущерб ремонтопригодности может не привести к повышению коэффициента готовности Кг, так как сложность обнаружения и поиска места неисправности в условиях эксплуатации СПД приводит к росту среднего времени восстановления [2,5,6]. Поэтому в условиях эксплуатации СПД важнейшим из двух составляющих коэффициента готовности является среднее время восстановления, которое определяется в первую очередь временем обнаружения (контроля) и временем поиска места неисправности (диагностика).

Одним из основных направлений работ является улучшение техническо-эксплуатационных характеристик СПД и ее технических средств путем улучшения показателей ремонтопригодности. В свою очередь, ремонтопригодность СПД в значительной степени определяется показателями контролепригодности, которые необходимо обеспечивать еще на этапе проектирования СПД [2,5,6].

Под контролепригодностью обычно понимают свойство СПД, характеризующее её приспособленность к контролю в процессе эксплуатации. Стадия проектирования СПД является стадией, на которой осуществляется формирование требований к контролепригодности и оценка показателей контролепригодности [9,10].

Рассматривая вопрос об уровне контролепригодности СПД, следует отметить, что решение этих задач должно вестись одновременно с разработкой самих технических средств СПД.

Основные задачи, решаемые на ранней стадии проектирования СПД по обеспечению контролепригодности, должны включать [6–8]:

– определение показателей, которые характеризуют контролепригодность;

– оценка показателей контролепригодности;

– разработка норм на показатели контролепригодности;

– формирование требований к контролепригодности.

СПД имеют множество технических состояний, которые можно рассматривать как совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств объекта, характеризующихся в определенный момент времени соответствующими признаками [1–3].

Каждое техническое состояние системыявляется некоторой функцией работоспособности в пространстве параметров состояния (относящихся к классу состояний

Информацию о текущем состоянии системы получают путем измерения выходных сигналов в выбранных контрольных точках.

Основная задача диагностики определение класса состояний в текущий момент времени осуществляется по решающему правилу

где мера сходства сравниваемых векторов.

В этой связи поиск разумного оптимума между полнотой охвата встроенным контролем СПД и объемом встроенных средств контроля является актуальной задачей. Учет влияния объема встроенных средств контроля на эксплуатационные характеристики системы позволит эффективно перераспределять ресурсы между встроенными и внешними средствами контроля и диагностики.

Существуют следующие параметры эффективности встроенных средств контроля [3,5,11]:

Кг — коэффициент готовности контролируемой системы со встроенным средствам контроля;

Р обн — вероятность обнаружения неисправности контрольным устройством;

Р — проигрыш в безотказности контролируемой системы;

D — выигрыш в достоверности при использовании встроенного контроля;

Т0 — среднее время наработки на отказ контролируемой системы со средством встроенного контроля;

Тв — среднее время на восстановление контролируемой системы со средством встроенного контроля;

λ1 — параметр потока отказов той части оборудования системы, которая не охвачена встроенным контролем;

λ2 — параметр потока отказа той части системы, которая охвачена встроенным контролем;

λ0 — параметр потока отказов всей системы (λ0=λ1+λ2)

δ — величина объема встроенного контроля в процентах

Рис. 1. Граф состояний системы со встроенным средством контроля

В состоянии 1 система полностью исправна. Из состояния 1 система переходит в состояние 2 с интенсивностью λ1 или состояние 1' с интенсивностью λ2. Состояние 2 соответствует отказу той части оборудования, которая не охвачена встроенным контролем, состояние 1' соответствует отказу той части система, которая охвачена встроенным контролем. Из состояния 2 системы переходит в состояние 2' с интенсивностью μ=1/τ, где τ-среднее время поиска отказа оператором. Состояние 2' соответствует моменту окончания поиска неисправности оператором. Это состояние неустойчиво, так как из него система мгновенно переходит в состояние 4 с вероятностью α или в 5 с вероятностью 1-α, где α-вероятность правильного определения места неисправности оператором. Из состояния 4 система перейдет в состояние 1 с интенсивностью ω2=1/τY2;

τY1, τY2 — среднее время устранения отказа при правильном и неправильном определении его места. Состояние 1' так же неустойчиво. Из состояния 1' система мгновенно переходит в состояние 3 с вероятностью Рф — или в состояние 2 с вероятностью 1 Рф, где Рф — вероятность функционирования средства встроенного контроля. Из состояния 3 система переходит в состояние 3' с интенсивностью μ=1/τ1, где τ1 — среднее время поиска неисправности средством встроенного контроля. Из состояния 3' система переходит в состояние 6 с вероятностью α1 или в состояние 7 с вероятностью 1-α1, α1 — вероятность определения правильного места отказа. Состояния 6 и 7 аналогичны состоянием 4 и 5, соответственно из них система также возвращается в состояние 1. На основании решения вышеприведенного графа получим выражение для коэффициента готовности системы со встроенным контролем

(1)

Проигрыш в безотказности контролируемой системы со средством встроенного контроля:

ΔР=|РИСХРКИСХ|(2)

где РИСХ вероятность безотказной работы исходной системы со средством встроенного контроля.

РК вероятность безотказной работы средства встроенного контроля.

(3)

где λ0 — параметр потока отказов всей системы;

Q — интенсивность восстановления контролируемой системы.

Вероятность безотказной работы средства контроля:

РК = Р1+Р3(4)

Общее выражение проигрыша в безотказности контролируемой системы со средством встроенного контроля (5)

(5)

Выигрыш в достоверности при использовании встроенной системы контроля:

ΔD=РОБНИСХ(1-РК)-РИСХРКРОБН (6)

На основании вышеприведенных выражений приведены расчеты значений ΔD и ΔР в зависимости от объема средств встроенного контроля при различных значениях Робн и вероятности безотказной работы системы Рисх. Графики зависимостей ΔР=f(δ) ΔD=f(δ), построенные по данным расчета приведены на рис. 2

На основании приведенных графиков можно получить зависимость эффективности величины встроенного контроля δопт системы от Робн и Рисх (эффективная величина δопт находится в точке пересечения кривых ΔР = f(δ) и ΔD=f(δ) при постоянном значении вероятности обнаружения неисправности Робн.

Рис. 2. Грaфик зaвисимoсти D = f (δ %) и P = f (δ %) при Pобн = 0,7 и рaзличных знaчeниях Pисх гдe δ % — oбъём срeдств ВК с сaмoкoнтрoлeм

Рис. 3. Грaфикзaвисимoсти D = f (δ %) и P = f (δ %) при Pобн = 0,9

Из полученных результатов видно, что при малых значениях Pобн величины эффективного объема встроенного контроля большие, и при различных Pисх несколько отличны друг от друга — с увеличением Pобн снижается величина объема встроенного контроля, являющегося значением приближенно равное 30 %. нижней границей δопт можно считать величину приближенно равную 10 %. Таким образом эффективная величина средств встроенного контроля лежит в диапазоне от 10 % до 30 % от величины объема контролируемой СПД.

Заключение

Возрастающие требования к надежности СПД вызывают необходимость внедрения перспективных методов их контроля, поэтому целесообразным представляется использование встроенных средств контроля СПД. Из полученных результатов видно, что при малых значениях Робн величины объема встроенных средств контроля большие, и при различных Рисх несколько отличны друг от друга — с увеличением Робн снижается величина объема встроенных средств контроля, являющегося значением приближенно равное 30 %. Нижней границей δопт можно считать величину приближенно равную 10 %. Таким образом эффективная величина встроенных средств контроля лежит в диапазоне от 10 % до 30 % от величины объема контролируемой СПД.

Литература:

  1. Stallings W. Data and computer communications. Pearson Education, Inc. Pearson Prentice Hall, 2007.
  2. Bestugin A. R., Bogdanova A. F., Stogov G. V.. Monitoring and Diagnostics of Telecommunication Networks — SPb: Politechnica, 2003. 174 p.: silt.
  3. Aripov M. N., Prisyazhnyuk S. P., Sharifov R. A. Control and management in data networks with packet switching. Tashkent.: Fan, 1988. — 160p.
  4. Джураев Р. Х., Джаббаров Ш. Ю., Умирзаков Б. М. Технологии передачи данных. Учебное пособие. Ташкент, 2008.
  5. Арипов М. Н. Джураев Р. Х., Джаббаров С. Ю. Техническая диагностика цифровых систем. Учебное пособие Ташкент 2006
  6. Zainalabedin Naabi, Digital System Test and Testable Design. Using HDL Model Sand Architectures 2011 Edition, Kindle Edition
  7. Абдуллаев Д. А., Арипов М. Н. Основы эксплуатации систем передачи дискретных сообщений. — Т.: Фан, 1984 г.
  8. Abramovici M, Breuer M.A, Friedman A. D. Digital Systems Testing and Testable Design. IEEE Press, Piscataway, New Jersey, 1994.
  9. Moslem Amiri, Vaclav Prenosil. Digital Systems Testing. Verilog HDL for Design. a Embedded Systems Laboratory. Faculty of Informatics, Masaryk University. Brno, Czech Republic. 2014.
  10. Jha N. K. and Gupta S. Testing of Digital Systems. Cambridge University Press 2003.
  11. Breuer M.A, Friedman A. D. Digital Systems Testing and Testable Design. IEEE Press, Piscataway, New Jersey, 1994.
Основные термины (генерируются автоматически): встроенный контроль, встроенное средство контроля, контролируемая система, величина объема, система, вероятность, коэффициент готовности, параметр потока отказов, среднее, условие эксплуатации.


Ключевые слова

система передачи данных, СПД, надежностные характеристики, контролепригодность, показатели контролепригодности

Похожие статьи

К вопросу важности системного анализа контроля качества гражданских зданий

В данной работе рассматривается вопрос об анализе системы контроля качества гражданских зданий. Проводится анализ современных гражданских зданий и требования к ним с точки зрения современных требований. Проведен анализ методологических основ применен...

Предпосылки интегрирования методов управления складской и транспортной логистики с целью повышения эффективности планирования транспортных процессов

Целью нашего исследования было расширение возможностей применения аналитических методов управления транспортной и складской логистики в области управления и планирования, с учетом влияния основных действующих факторов на процесс функционирования логи...

Совершенствование методических подходов к оценке эффективности деятельности компаний магистрального транспорта нефти

В статье рассматривается вопрос о влиянии качества организации и управления проектами на их эффективность и предлагается алгоритм оценки экономической эффективности деятельности предприятий магистрального транспорта нефти, с учетом его влиянии на пов...

Аналитические процедуры финансовой экспресс-оценки и диагностики бизнеса

В статье исследованы аналитические процедуры финансовой экспресс-оценки и диагностики бизнеса с учетом особенностей современной информационной базы. В статье подробно рассмотрены особенности экспресс-оценки хозяйственной деятельности с использованием...

Формирование системы экономической диагностики металлургического предприятия как фактор обеспечения его экономической безопасности

В статье предложена система экономической безопасности металлургического предприятия. Акцентирован выбор критериев и методики оценки экономической безопасности предприятия в рамках финансовой, технико-технологической, кадровой и организационно-эконом...

Применение технологий машинного обучения в задачах обеспечения информационной безопасности предприятия

В процессе эксплуатации компьютерных систем важно обеспечивать быстрое и корректное реагирование на инциденты информационной безопасности, для этого существуют различные автоматизированные инструменты. С учетом развития методов искусственного интелле...

Проблемы анализа системы менеджмента качества (СМК) организации: требования, определение несоответствий, методы их устранения

Статья посвящена вопросам совершенствования анализа системы менеджмента качества. Была рассмотрена роль системы менеджмента качества для организации и проведен анализ существующих методов и инструментов оценки системы менеджмента качества. Также проа...

Общий анализ факторов, влияющих на долговечность тормозной системы

Приводится краткий анализ факторов, влияющих на долговечность тормозной системы автомобиля. На основании опыта работы действующего предприятия грузового автосервиса выделены факторы, в наибольшей степени определяющие долговечность, определен характер...

Предложения по оптимизации организации закупочной деятельности промышленных предприятий

В статье рассмотрены основные положения стандарта закупочной деятельности промышленного предприятия. Проведен анализ основных требований к работе с поставщиками, рассмотрены формы закупок и особенности проведения конкурентных процедур. Сформулированы...

Сравнительный анализ методик оценки финансовой устойчивости

В статье представлены основные подходы к определению сущности и к оценке элементов финансовой устойчивости предприятия. Рассмотрены методы динамической оценки финансовой устойчивости, расчёт различных финансовых коэффициентов и показателей, характери...

Похожие статьи

К вопросу важности системного анализа контроля качества гражданских зданий

В данной работе рассматривается вопрос об анализе системы контроля качества гражданских зданий. Проводится анализ современных гражданских зданий и требования к ним с точки зрения современных требований. Проведен анализ методологических основ применен...

Предпосылки интегрирования методов управления складской и транспортной логистики с целью повышения эффективности планирования транспортных процессов

Целью нашего исследования было расширение возможностей применения аналитических методов управления транспортной и складской логистики в области управления и планирования, с учетом влияния основных действующих факторов на процесс функционирования логи...

Совершенствование методических подходов к оценке эффективности деятельности компаний магистрального транспорта нефти

В статье рассматривается вопрос о влиянии качества организации и управления проектами на их эффективность и предлагается алгоритм оценки экономической эффективности деятельности предприятий магистрального транспорта нефти, с учетом его влиянии на пов...

Аналитические процедуры финансовой экспресс-оценки и диагностики бизнеса

В статье исследованы аналитические процедуры финансовой экспресс-оценки и диагностики бизнеса с учетом особенностей современной информационной базы. В статье подробно рассмотрены особенности экспресс-оценки хозяйственной деятельности с использованием...

Формирование системы экономической диагностики металлургического предприятия как фактор обеспечения его экономической безопасности

В статье предложена система экономической безопасности металлургического предприятия. Акцентирован выбор критериев и методики оценки экономической безопасности предприятия в рамках финансовой, технико-технологической, кадровой и организационно-эконом...

Применение технологий машинного обучения в задачах обеспечения информационной безопасности предприятия

В процессе эксплуатации компьютерных систем важно обеспечивать быстрое и корректное реагирование на инциденты информационной безопасности, для этого существуют различные автоматизированные инструменты. С учетом развития методов искусственного интелле...

Проблемы анализа системы менеджмента качества (СМК) организации: требования, определение несоответствий, методы их устранения

Статья посвящена вопросам совершенствования анализа системы менеджмента качества. Была рассмотрена роль системы менеджмента качества для организации и проведен анализ существующих методов и инструментов оценки системы менеджмента качества. Также проа...

Общий анализ факторов, влияющих на долговечность тормозной системы

Приводится краткий анализ факторов, влияющих на долговечность тормозной системы автомобиля. На основании опыта работы действующего предприятия грузового автосервиса выделены факторы, в наибольшей степени определяющие долговечность, определен характер...

Предложения по оптимизации организации закупочной деятельности промышленных предприятий

В статье рассмотрены основные положения стандарта закупочной деятельности промышленного предприятия. Проведен анализ основных требований к работе с поставщиками, рассмотрены формы закупок и особенности проведения конкурентных процедур. Сформулированы...

Сравнительный анализ методик оценки финансовой устойчивости

В статье представлены основные подходы к определению сущности и к оценке элементов финансовой устойчивости предприятия. Рассмотрены методы динамической оценки финансовой устойчивости, расчёт различных финансовых коэффициентов и показателей, характери...

Задать вопрос