Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через формирование бережного отношения к природе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 августа, печатный экземпляр отправим 2 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (301) март 2020 г.

Дата публикации: 13.03.2020

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Черкашина, Н. А. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через формирование бережного отношения к природе / Н. А. Черкашина, Т. А. Белых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 197-198. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68070/ (дата обращения: 06.08.2020).



Целью духовно-нравственного воспитания является уровень бережного отношения ребенка к природе и окружающей действительности, основанной на поддержании равновесия между ним и окружающей средой, его компетентном участии и внесении в мир нравственных идей.

Ключевые слова: воспитание, экология, природа, культура, отношение, проблема, нравственность, человек, любовь, Родина.

Можно ли повлиять на изменение уровня духовно-нравственного воспитания вближайшем будущем? Да, если научим детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства. Ведь тропинка в природу лежит через труд, любовь к Родине, людям, своему краю. Донести это должны не только родители, но и воспитатели, которые принимаю непосредственное участие в воспитании детей. Воспитание чувств ребенка является важной педагогической задачей, и какие нравственные качества разовьются у него, зависит, прежде от окружающих его взрослых.

Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по духовно-нравственному воспитанию детей. Но только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру природы и его многообразию. Поэтому повышение духовно-нравственное воспитания детей, необходимо начинать с дошкольного возраста, привлекая внимание к этому вопросу, объясняя последствия совершенных ими поступков. Ведь дошкольный возраст — очень важный этап в воспитании ребенка. В этом возрасте расширяется система взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности. Он постигает мир человеческих отношений, осваивая огромное количество информации о людях, их взаимоотношениях, деятельности, поступках, общении, ребёнок приобщается к ценностям культуры.

Нравственное воспитание дошкольника — это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности. Нравственное воспитание вытекает из необходимости воспитывать духовную культуру у детей, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с ней. Духовно-нравственное воспитание раскрывает в ребенке такие качества, как человечность, доброта и ответственность по отношению к окружающей его среде.

Для достижения данной цели необходимо осуществлять следующие задачи:

– расширять у детей понимание взаимосвязи человека с природой и его ролью в экологической среде;

– воспитывать бережное отношение к природе;

– развивать познавательный интерес детей к природе;

– формировать у детей активную жизненную позицию, желание быть неравнодушным к судьбе своей малой Родины, ее экологическому состоянию водоемов, рек и лесов.

Поэтому для повышения уровня духовно-нравственного воспитания и осуществления поставленных задач проводим занятия, экскурсии, беседы, диспуты для воспитанников нашего Социально-реабилитационного центра, где учим их, понимать природу, чувствовать ее неповторимость, беречь ее богатства. Стараемся донести до детей, что приумножение и сохранение природных богатств: лесов, прудов, водоемов происходит за счет вкладываемого труда человеком. Ведь все начинается с малого и порой, достаточно только сделать свой первый «экологический» шаг, и полезные привычки плотно войдут в повседневность каждого человека, начиная с дошкольного возраста. На прогулках, экскурсиях учим детей правильно, бережно относиться к природе, защищать ее, проявлять любовь, не портить, не уничтожать ее объекты.

Во время проведения трудовой деятельности на участке, площадке и на занятиях по ознакомлению с миром природы показываем детям, как нужно выращивать растения и наблюдать за ними. Знакомим с основными признаками живых существ. Учим устанавливать связи между состояниями живых существ и средой обитания. Показываем значение солнца, воздуха, воды для человека, животных и растений. Все это способствует, пробуждению интереса и любви к природе у детей с самого раннего возраста и умении видеть, что все взаимосвязано и человек необходим природе, как она ему.

Еще проводим различные экологические акции, способствующие повышению уровня духовно-нравственного воспитания у воспитанников нашего центра, где дети совместно с взрослыми ухаживают за культурными растениями, растущими на участке нашего центра и в прилегающей территории вокруг него. Во время проведения таких акций дети принимают активное участие, по мере своих сил, собирают мелкие веточки, опавшие шишки, желуди вместе с взрослыми и получают удовольствие от совместной работы и ощущения принесенной пользы. Ведь такие поступки на детей дошкольного возраста оказывают огромное влияние, так как у детей проявляется отзывчивость, умение и желание активно защищать, улучшать состояние лесов, тем самым становясь лучше, чище и богаче душою. Проведение акций по защите природы позволяет ребятам вспомнить, что надо не только любоваться ЭКО системой, которая окружает нас, но и помогать, не исчезнуть с нашей планеты.

Все это в дальнейшем позволяет детям быть самостоятельными, активными, эмоционально отзывчивыми, в умении проявлять инициативу, творческие способности, практические умения и навыки для внесения изменений в окружающий мир. Важно объяснить детям, чтобы они были другом природы и жили с ней в гармонии. Ценили красоту родной природы и хотели сделать свой край еще прекраснее и чище. Поэтому стараемся при любом удобном случае пробудить интерес к природе большой и малой Родины, научить детей удивляться природе, отзываться на ее красоту.

Литература:

  1. Азбука нравственного воспитания: пособие для учителя [Текст] / Под ред. О. С. Богдановой. — 2-е изд., стер. — М.: Просвещение, 2015. — 134 с.
  2. Галеева Н. Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. М., Тайдекс Ко, 2002.
  3. Кондрашева Ю. В., Прудских Э. В. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
  4. Петракова И.. Духовные основы нравственного воспитания. М.. 1997.
  5. Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль: Изд. «Академия развития», 1997.
  6. Хафизова Л. М. Как знакомить детей с правилами поведения в природе // Начальная школа. — 1988. — № 8.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, духовно-нравственное воспитание, природа, дошкольный возраст, отношение, повышение уровня, мир природы, время проведения, малая Родина.


Похожие статьи

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

В статье проводится анализ отечественных исследований в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности воспитания у дошкольников чувства патриотизма на материале народной национальной культуры.

Нравственное воспитание дошкольников | Статья в журнале...

Ключевые слова: дошкольный возраст, нравственное воспитание, направления и

Дошкольный возраст — период, когда происходит активное формирование нравственных

Для формирования у детей гуманного отношения к сверстникам воспитатель должен решать...

Формирование духовно-нравственного воспитания у детей...

Формирование духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста». Проект «Казаком быть — Родину любить!»

В соответствии с требованиями ФГОС духовнонравственное развитие и воспитание на ступени дошкольного образования обозначено...

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей...

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках реализации программы «Моя малая Родина».

Этот раздел программы рассчитан на дошкольников 5–6 лет и знакомит детей с историей, природой своей малой родины...

Методические особенности формирования представлений...

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, патриотическое воспитание, малая родина, региональные особенности, любовь, уважение.

Суть формирования представлений о малой родине в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на...

Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в

Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в

- духовно-нравственное воспитание, как основа деятельности и саморазвивающейся личности

Опыт реализации ФГОС ДО по формированию у детей...

...у детей дошкольного возраста осознанного отношения к миру природы в разнообразных

подход, умение оберегать и приумножать красоту и богатство природы малой Родины

осознанное отношение, детский сад, ребенок, мир природы, дошкольный возраст...

Аспекты духовно-нравственного воспитания детей...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать семейные ценности, гражданскую позицию, мировоззрение и нравственные ориентиры. К аспектам такого воспитания можно подходить по разному, но результатом совместного...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Цель воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста — формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного... родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок...

Понятие и особенности духовно-нравственного развития...

Основой духовно-нравственного развития ребенка дошкольного возраста является в первую очередь семья. Одной из основных задач дошкольного

Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/ Сост.: Аникина Т. М., Степанова Г. В...

Похожие статьи

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

В статье проводится анализ отечественных исследований в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности воспитания у дошкольников чувства патриотизма на материале народной национальной культуры.

Нравственное воспитание дошкольников | Статья в журнале...

Ключевые слова: дошкольный возраст, нравственное воспитание, направления и

Дошкольный возраст — период, когда происходит активное формирование нравственных

Для формирования у детей гуманного отношения к сверстникам воспитатель должен решать...

Формирование духовно-нравственного воспитания у детей...

Формирование духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста». Проект «Казаком быть — Родину любить!»

В соответствии с требованиями ФГОС духовнонравственное развитие и воспитание на ступени дошкольного образования обозначено...

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей...

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках реализации программы «Моя малая Родина».

Этот раздел программы рассчитан на дошкольников 5–6 лет и знакомит детей с историей, природой своей малой родины...

Методические особенности формирования представлений...

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, патриотическое воспитание, малая родина, региональные особенности, любовь, уважение.

Суть формирования представлений о малой родине в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на...

Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в

Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в

- духовно-нравственное воспитание, как основа деятельности и саморазвивающейся личности

Опыт реализации ФГОС ДО по формированию у детей...

...у детей дошкольного возраста осознанного отношения к миру природы в разнообразных

подход, умение оберегать и приумножать красоту и богатство природы малой Родины

осознанное отношение, детский сад, ребенок, мир природы, дошкольный возраст...

Аспекты духовно-нравственного воспитания детей...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать семейные ценности, гражданскую позицию, мировоззрение и нравственные ориентиры. К аспектам такого воспитания можно подходить по разному, но результатом совместного...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Цель воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста — формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного... родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок...

Понятие и особенности духовно-нравственного развития...

Основой духовно-нравственного развития ребенка дошкольного возраста является в первую очередь семья. Одной из основных задач дошкольного

Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/ Сост.: Аникина Т. М., Степанова Г. В...

Задать вопрос