Занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Такая загадочная морская звезда» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Такая загадочная морская звезда» / О. А. Казаринова, А. Ф. Ляпунова, Т. И. Домышева [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 165-167. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68022/ (дата обращения: 19.04.2024).



Цель занятия: создание условий для систематизации знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о морских обитателях, а также о морских звездах.

Образовательные задачи:

− закреплять знания детей о морских обитателях, об их особенных условиях жизни. Ввести понятие «батискаф»;

− стимулировать познавательный интерес детей к морской стихии, к экспериментированию;

− подвести детей к открытию, что морскую звезду можно лепить разными способами, с помощью стеки и зубочистки.

Развивающие задачи:

− развивать познавательную активность детей в ходе ведения проблемного диалога; расширять словарный запас, образное восприятие, устную речь, умение связно говорить, рассказывать;

− развивать логическое мышление, способность к умозаключениям, сравнениям, суждениям, умение делать выводы;

− развивать творческое воображение, фантазию;

− развивать коммуникативные навыки: вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнение другого, не перебивать собеседника.

Воспитательные задачи:

− воспитывать желание оказывать помощь, отмечать собственные достижения и достижения друзей, находить решение выхода из проблемной ситуации, самостоятельно представлять и оценивать результаты труда;

− воспитывать интерес к работе с пластилином, самостоятельность, активность и творчество.

Предварительная работа:Рассматривание глобуса, книг и иллюстраций на тему «Подводный мир».Беседа о морских обитателях. Просмотр видеофильмов. Чтение стихов и познавательной литературы о морских глубинах и его обитателях.

Материал:иллюстрации с изображением моря, морского дна, морских обитателей, фото морских звезд, засушенная морская звезда. Пластилин, стека, зубочистки, ракушки, лист синего картона. Музыка «шум прибоя».

Образовательная деятельность

  1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы).

Вношу в группу конверт. Добрый день, рада Вас всех сегодня видеть.

Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо, только не могу понять от кого оно. Прочитаем?

Рассказ мальчика: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Нео. Я живу в доме на берегу огромного океана, и всегда люблю прибегать к нему и играть со своими друзьями, Морскими звездами. Звезды, они такие забавные, мы всегда вместе плавали и играли в море.

Но однажды в океане поднялся страшный шторм, поднялись огромные волны, такие большие, что свет маяка почти не был виден. Эти волны унесли все морские звезды далеко в океан. Когда стих шторм, я побежал на берег, очень долго сидел, ждал, но мои друзья, Морские звезды так и не появились. Я очень люблю своих друзей, мне так хочется увидеть их снова, поиграть с ними. Помогите мне, пожалуйста».

—Ребята, вы хотите помочь Нео отыскать своих друзей, Морских звезд?

— А почему вы решили ему помочь? А вы сможете помочь?

— Чтобы помочь Нео, мы с вами сами должны хорошо знать кто такие морские звезды и как они выглядят.

— Итак, перед нами задача — вспомнить все, что мы знаем о морских звездах, о среде их обитания.

— А что нам может в этом помочь?

— Конечно, давайте с вами отправимся в морское путешествие, совершим погружение под воду, увидим всю красоту подводного мира и отыщем друзей Нео, Морских звезд.

— А как вы думаете, с помощью чего нам можно опуститься на морское дно? (варианты детей)

Правильно, но сегодня мы отправимся на морское дно с помощью батискафа — это большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. (показывает картинку)

Пассажиры, занять места! Лодка готова к погружению!

Аудиозапись «шум моря»

Предлагаю закрыть глаза и произнести волшебные слова:

«Раз, два, три пристегнись и в подводном мире окажись!»

Слайд № 1 (морское дно)

2. Актуализация (повтор, закрепление знаний о морских обитателях) -Вот мы с вами оказались в подводном мире.

— Вам нравится здесь? Что вам нравится?

— Море всегда прекрасно, бескрайнее, бесконечно красивое, постоянно меняющееся. Подводное царство бесконечно прекрасно, таинственно, загадочно. Все сверкает изумрудным переливом, лучики света тихонько опускаются на дно, большое многообразие морских обитателей!

— А вы знаете, что все морские обитатели живут как в многоэтажном доме, каждый на своем этаже?

(Ответы детей: верхний этаж подводного мира, где тепло и светло, т. к. его освещает и согревает солнце, средний этаж — толща воды — здесь темнее и прохладнее, и самый нижний этаж — самая глубина, морское дно)

Правильно. Как вы думаете, кто обитает на поверхности моря, в верхних этажах?

Слайд № 2 (показ картинки с морскими обитателями)

Ответы детей: дельфины, летучая рыба и др.

Кто же обитает в морской толще?

— Слайд № 3 (показ картины с обитателями морских глубин)

Ответы детей: акулы, медузы, осьминоги и др.

Правильно, в толще морской обитают опасные хищные рыбы — акулы, которые питаются животной пищей. И самые разнообразные и очень красивые медузы, есть маленькие, а есть гиганты.

— А как вы думаете, в самой глубине, на морском дне, живет кто-нибудь?

Слайд № 4 (картина с морским дном и его обитателями)

Ответы детей (камбала, скаты, удильщик, морская звезда)

— Правильно. Даже в темных безднах океана кипит жизнь. Здесь обитают глубоководные рыбы. Обратите внимание, какая окраска у обитателей морских глубин, и почему? (варианты детей)

В темных безднах океана пестрая окраска не нужна, здесь, наоборот, дольше живет тот, кто темнее. Но у многих из них есть светящиеся удочки, для приманивания любопытных. (фото рыбы удильщика)

А что же это за красивые яркие цветы на дне океана? (морские звезды)

Посмотрите ребята, мы с вами нашли друзей Нео, морских звезд.

(воспитатель показывает фото с изображением морских звезд)

Что вы можете рассказать о них? (ответы детей)

— Правильно, это очень яркие и заметные морские обитатели. В мире известно 2000 видов морских звезд. (показ фотографий с разнообразными видами морских звезд)

Морские звезды не умеют плавать, они ползают по дну. Если перевернуть звезду на спину, можно увидеть очень много трубок-ног. Морские звезды — хищники, они едят моллюсков, мелких рыбешек, кораллы. Хотя рта у них не видно, они караулят свою добычу, обхватывают ее щупальцами и съедают. Глаз и ушей не заметно, но морские звезды чувствуют, когда к ним приближаются.

— Морские звезды живут только в чистой, теплой, соленой воде.

Послушайте, как описала их поэтесса Фрида Полак:

Живу я на дне, глубоко под водой.

Меня называют морскою звездой.

Соленые волны — стихия моя,

А рыбы и крабы — большие друзья.

Мы, звезды, как феи невиданных снов,

Раскрашены в сотни различных цветов.

Во тьме океанов, в пучине морей

Светлей и спокойней от наших лучей.

— Здорово!

Проблемный вопрос:

Но, как же нам Нео помочь, вернуть его друзей домой?

(возможные версии детей –сфотографировать, нарисовать, слепить, отправить почтой, рассказать и т. п.). Хорошая идея слепить морских звезд, и подарить их Нео.

— Вы, наверное, устали, пока мы с вами путешествовали по морским просторам, предлагаю немного подвигаться.

Физкультминутка

Посмотри скорей вокруг!

Что ты видишь, милый друг?

Здесь прозрачная вода,

Плывет морской конек сюда.

Вот медуза, вот кальмар,

А вот это — рыба шар!

А вот, расправив восемь ног

Гостей встречает осьминог.

3. Затруднение в ситуации.

— Ребята, как много мы вспомнили и узнали нового о морских обитателях, в особенности, о морских звездах, посмотрели на все их разнообразие, теперь мы с вами сможем слепить эту красоту и подарить Нео, чтобы он больше не грустил.

Наше путешествие в подводном мире закончилось, возвращаемся в детский сад.

— А теперь предлагаю сесть за столы и слепить настоящую морскую звезду.

— Почему вы не можете слепить морскую звезду?

— Можно сказать, что у вас возникло затруднение?

— Скажите, а как узнать то, чего не знаешь?

— Хорошая идея — посмотреть в энциклопедии. Из энциклопедии можно узнать о многом интересном. Или спросить.

4. «Открытие» нового знания» (способа действия).

— Давайте попробуем сами догадаться, как же нам с вами можно слепить морскую звезду, чтобы она была очень похожа на настоящую? Что нам для этого может пригодиться?

— Правильно, нам поможет пластилин, стеки и зубочистки.

— Лепить морскую звезду мы будем поэтапно:

  1. Выбираем два бруска пластилина разного цвета. Мы помним, что у морской звезды пять конечностей, поэтому делим один брусок пластилина на пять равных частей.
  2. Затем необходимо из каждого кусочка скатать шарик.
  3. Вытягиваем шарик в виде остроконечной стрелы. Для этого сначала следует сформировать колбаски, затем сдавить пальцами, вытягивая острые уголки.
  4. Собираем звезду, располагая лучики равномерно по окружности.
  5. Необходимо сверху по всей поверхности звезды налепить точки другого цвета.
  6. Плоской стороной зубочистки придавить каждую точку, чтобы придать шершавый эффект, а острым концом зубочистки испещрите все тело звезды, чтобы получилась губчатая поверхность.
  7. Украшаем морское дно ракушками, водорослями.

Давайте вспомним, как надо сидеть, работать. А чтобы ваши работы получились красивые, надо работать аккуратно.

5. Включение нового знания в систему знаний и умений.

Дети выбирают пластилин и лепят морскую звезду, декорируют ее зубочисткой.

Получились настоящие морские звезды!

— Ребята, получилось волшебство! У вас у всех получились необыкновенно красивые работы, морские звезды как настоящие!

— Нео будет очень доволен.

6. Осмысление (итог, рефлексия).

— Трудно было лепить морскую звезду?

— Зачем мы все это делали?

— Может ли вам это пригодиться когда-нибудь?

—А что вам понравилось больше всего?

— Вам понравилось лепить морскую звезду таким способом?

— Я очень рада, что вам все понравилось.

Основные термины (генерируются автоматически): морская звезда, звезда, морское дно, обитатель, ответ детей, подводной мир, друг, самая глубина, темная бездна океана, Хорошая идея.


Похожие статьи

Экологические проблемы животного мира морей и океанов

Беспрецедентное противоестественное исчезновение многих морских видов, включая морских млекопитающих, морских черепах и лососевых, не только угрожает функционированию экосистемы, но и в значительной степени затронуло экологические проблемы.

Удивительный Тихий океан | Статья в журнале «Юный ученый»

В мире есть много разных рек, озёр, морей и океанов. Один из самых известных, неизученных и больших океанов- Тихий. В нем находится самая глубокая точка планеты — это Марианская впадина, где глубина достигает ~ 11000 м...

Воздействие на окружающий мир пластика, выброшенного...

Примерное число мусора в океане и как от него страдают морские жители.

Проблема загрязнения мирового океана затрагивается с большим размахом.

Чарльз Мур, молодой плейбой и яхтсмен, решил отправиться отдохнуть с друзьями на Гавайские острова.

Загрязнение мирового океана нефтью и нефтепродуктами

Источников загрязнения Мирового океана много, основными из них являются

подводные выбросы нефти и газа; ‒ аварийные выбросы с судов или подводных трубопроводов

Также очень уязвимыми к воздействию нефти и нефтепродуктов являются морские птицы.

К вопросу о жанровом своеобразии американского морского...

Особое значение морская тематика имеет в творчестве Германа Мелвилла. Критики и исследователи отмечают новаторство

Образ океана в романе многолик и неоднозначен. Для Мелвилла размышление и вода, как явление, порождающее его, неотделимы друг от друга...

Техника покорения морских глубин. Необитаемые подводные...

Библиографическое описание: Зраев Р. А. Техника покорения морских глубин. Необитаемые подводные аппараты вчера, сегодня и завтра

Расположение человека вне погружаемой части в этой разновидности современных технических средств изучения и освоения океана создает...

Образ моря в лирике С.Я. Надсона | Статья в журнале...

Так, наиболее ярко это просматривается в морских стихотворениях поэта - образцах чистой пейзажной лирики.

Помимо всего нами рассмотренного, для маринистики Надсона крайне важным является мотив отношения морской стихии и лирического героя.

Методическая разработка комплексного занятия на тему...

Рассматривание иллюстраций из серии «Обитатели моря», беседа о морских обитателях, чтение энциклопедии «Подводный мир», стихотворений о морских жителях, отгадывание загадок по теме, предварительное прослушивание музыкальных произведений. Ход занятия

Удивительные обитатели водной среды | Статья в журнале...

Самая крупная зеленая водоросль — морской салат Ульва. Почти все бурые водоросли — обитатели моря. К ним относятся ламинарии, макроцистисы, фукусы, саргассумы и лессонии («морские пальмы»), наиболее обильные по побережьям холодных морей.

Концепт «Вода»: тематическая группа «Водоемы и их части»...

Океан ( 洋, yang) — все водное пространство Земли, окружающее материки и острова.

Океан здесь символизирует большой пласт знаний, информации, которой не владеют ограниченные, недалекие люди.

Пучина — водная глубь, морская бездна.

Похожие статьи

Экологические проблемы животного мира морей и океанов

Беспрецедентное противоестественное исчезновение многих морских видов, включая морских млекопитающих, морских черепах и лососевых, не только угрожает функционированию экосистемы, но и в значительной степени затронуло экологические проблемы.

Удивительный Тихий океан | Статья в журнале «Юный ученый»

В мире есть много разных рек, озёр, морей и океанов. Один из самых известных, неизученных и больших океанов- Тихий. В нем находится самая глубокая точка планеты — это Марианская впадина, где глубина достигает ~ 11000 м...

Воздействие на окружающий мир пластика, выброшенного...

Примерное число мусора в океане и как от него страдают морские жители.

Проблема загрязнения мирового океана затрагивается с большим размахом.

Чарльз Мур, молодой плейбой и яхтсмен, решил отправиться отдохнуть с друзьями на Гавайские острова.

Загрязнение мирового океана нефтью и нефтепродуктами

Источников загрязнения Мирового океана много, основными из них являются

подводные выбросы нефти и газа; ‒ аварийные выбросы с судов или подводных трубопроводов

Также очень уязвимыми к воздействию нефти и нефтепродуктов являются морские птицы.

К вопросу о жанровом своеобразии американского морского...

Особое значение морская тематика имеет в творчестве Германа Мелвилла. Критики и исследователи отмечают новаторство

Образ океана в романе многолик и неоднозначен. Для Мелвилла размышление и вода, как явление, порождающее его, неотделимы друг от друга...

Техника покорения морских глубин. Необитаемые подводные...

Библиографическое описание: Зраев Р. А. Техника покорения морских глубин. Необитаемые подводные аппараты вчера, сегодня и завтра

Расположение человека вне погружаемой части в этой разновидности современных технических средств изучения и освоения океана создает...

Образ моря в лирике С.Я. Надсона | Статья в журнале...

Так, наиболее ярко это просматривается в морских стихотворениях поэта - образцах чистой пейзажной лирики.

Помимо всего нами рассмотренного, для маринистики Надсона крайне важным является мотив отношения морской стихии и лирического героя.

Методическая разработка комплексного занятия на тему...

Рассматривание иллюстраций из серии «Обитатели моря», беседа о морских обитателях, чтение энциклопедии «Подводный мир», стихотворений о морских жителях, отгадывание загадок по теме, предварительное прослушивание музыкальных произведений. Ход занятия

Удивительные обитатели водной среды | Статья в журнале...

Самая крупная зеленая водоросль — морской салат Ульва. Почти все бурые водоросли — обитатели моря. К ним относятся ламинарии, макроцистисы, фукусы, саргассумы и лессонии («морские пальмы»), наиболее обильные по побережьям холодных морей.

Концепт «Вода»: тематическая группа «Водоемы и их части»...

Океан ( 洋, yang) — все водное пространство Земли, окружающее материки и острова.

Океан здесь символизирует большой пласт знаний, информации, которой не владеют ограниченные, недалекие люди.

Пучина — водная глубь, морская бездна.

Задать вопрос