В статье рассмотрены возможности введения института электронного лицензирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации, его особенности и условия.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, лицензирование, лицензия, электронное лицензирование, «безбумажная лицензия»
The article discusses the possibility of introducing the Institute of electronic licensing of entrepreneurial activity in the Russian Federation, its features and conditions.
Keywords: entrepreneurship, licensing, license, licensing of electronic, «paperless license»
Неотъемлемым элементом правового регулирования отношений в сфере предпринимательства является институт лицензирования отдельных видов деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, культурному наследию народов России и регулирование которых возможно только путем лицензирования.
Лицензирование представляет собой одну из форм административно-правового регулирования предпринимательских отношений, которое заключается в особом порядке предоставления лицензий, их переоформления, приостановления, возобновления, прекращения действия и аннулирования, формирования и ведения реестра лицензий, а также формирования государственного информационного ресурса и предоставления в установленном порядке информации по вопросам лицензирования [1, С. 415].
В частности, на сегодняшний день получение лицензии законодатель связывает с обращением соискателя лицензии в региональное управление лицензирующего органа с соответствующим заявлением в установленной форме По результатам проверки полноты и достоверности содержащихся в заявлении и документах сведений лицензирующий орган принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении, и в случае положительного решения лицензия вручается или направляется заявителю (ст. 13, 14 Федерального закона от 04 апреля 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», далее — Закон «О лицензировании»).
Таким образом, исходя из положений Закона «О лицензировании» усматривается фактическая презумпция документарного обращения и получения лицензии на бумажном носителе.
Между тем, такое положение дел на сегодняшний день идет в разрез с политикой российского государства, которое стремится разными способами перейти на более упрощенный электронный документооборот во всех сферах деятельности (Указ Президента РФ от 09 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы») [2].
Конечно, в рамках действующего закона можно усмотреть отдельные зачатки электронного обращения с документами, в частности, возможность предоставления заявления и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 6 ст. 13 Закона «О лицензировании»), а также возможность получения лицензии в форме электронного документа (п. 9 ст. 14 Закона «О лицензировании».
Однако, приходится констатировать, что в существующем виде электронная лицензия мало используется на практике. Так, по данным Минэкономразвития, в 2018 году было рассмотрено около 234 000 заявлений от компаний о предоставлении лицензий, включая выдачу или переоформление и выдачу дубликата, из них только 7000 документов выданы в электронном виде [3].
С другой стороны, сохранение бумажного документооборота в рамках института лицензирования создает немало издержек и трудностей как для предпринимателей, так и органов власти. Так, бумажные лицензии, очевидно, уже морально устарели как формат, они множат бумажный документооборот, требуют нотариального заверения копий и, как следствие, приводят к затягиванию бизнес-процессов.
В связи с чем, на наш взгляд, назревает необходимость реформирования института лицензирования в части внедрения электронного документооборота в процесс предоставления лицензий, их переоформления, приостановления, возобновления, прекращения действия и аннулирования, формирования и ведения реестра лицензий, а также формирования государственного информационного ресурса и предоставления в установленном порядке информации по вопросам лицензирования и другое.
Следует отметить, что данный вопрос неоднократно поднимался и правотворческой деятельности государственных органов власти. В частности, Минэкономразвития России подготовило проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности» (последняя редакция законопроекта представлена по состоянию на 17 мая 2018 г.) [4].
В пояснительной записке к законопроекту указывается, что он разработан для совершенствования лицензионной деятельности в России. Предполагается, что все подобные документы будут переведены в электронную форму и в будущем подтвердить право на осуществление компанией или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг) станет возможно с помощью выписки из реестра, а не бумажных документов, выданных лицензирующим органом.
Из законопроекта следует, что информация из реестра будет предлагаться в совершенно свободном доступе, поэтому каждый человек или представитель предпринимателя сможет в любой момент времени получить нужные сведения в форме выписки, которая может быть представлена в электронном или бумажном виде. Таким образом, фактически в законопроекте используется схема работы, схожая с ФНС России или Росреестром России [5].
Представляется, что подобное правовое регулирование позволит уменьшить расходы и затраты времени на нотариальное заверение различных документов, а также ускорить разные процессы в бизнесе. Несмотря на множество положительных сторон, на сегодняшний день вопрос введения электронного документооборота в институт лицензирования по-прежнему остается открытым.
В заключение следует отметить, что отказ от бумажной формы в пользу записи в реестре станет еще одним шагом на пути к защите прав предпринимателей, упростит работу предпринимателей и их взаимодействие с ревизорами и клиентами. Принятие проекта электронного обращения документов позволит упростить процедуры лицензирования и получения информации о лицензировании для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, значительно снизить не только финансовые и временные затраты как предпринимателя, так и лицензирующего органа, но и коррупционные риски.
Литература:
- Предпринимательское право: Правовое сопровождение бизнеса: учебник для магистров / Р. Н. Аганина, В. К. Андреев, Л. В. Андреева и др.; отв. ред. И. В. Ершова. — М.: Проспект, 2017. — 848 с.
- Россия переходит на электронный обмен документами // Контур.диадок [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.diadoc.ru/blog/122 (дата обращения: 19.05.2019).
- Официальный сайт Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/main (дата обращения: 19.05.2019).
- Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности» (ред. до внесения в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 17 мая 2018 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 19.05.2019).
- Правила оформления электронной лицензии // Свой бизнес [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fbm.ru/ (дата обращения: 19.05.2019).