Одаренные дети (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (300) март 2020 г.

Дата публикации: 08.03.2020

Статья просмотрена: 1445 раз

Библиографическое описание:

Иванова, О. П. Одаренные дети (из опыта работы) / О. П. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 10 (300). — С. 134-136. — URL: https://moluch.ru/archive/300/67955/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье автор делиться личным опытом работы с одаренными детьми в условиях учреждения дополнительного образования детей.

Ключевые слова: одаренность, дополнительное образование, дети.

Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития?

Одаренность — это индивидуальные особенности человека, имеющие отношение к успешности в какой-либо деятельности, которые несводимы к знаниям и навыкам, но обусловливают легкость их приобретения. Но есть нюансы: не каждый отличник — вундеркинд, но не каждый одаренный ребенок — отличник. Многое зависит от социальной адаптации, воспитания, темперамента. Одно точно ясно — ребенок, который самостоятельно проявляет не свойственные возрасту способности в одной или нескольких отраслях знания — одарен.

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня — это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высокоодаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.

Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности связаны чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников. Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать, одаренные дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, которые должны, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Одаренных детей также отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи. У них также есть расположенность к четким схемам и классификациям.

При организации работы с одаренными детьми следует:

– учитывать характер семейных отношений и развитие эмоционально — волевых качеств;

– создавать условия для освоения родителями способов формирования у ребенка положительной «Я — концепции» как важнейшего условия полной реализации интеллектуальных возможностей одаренного ребенка;

– оказывать помощь в создании соответствующего семейного микроклимата

На данный момент в моей рабочей практике всего два одаренных ребенка. Ими являются ученики выпускного класса Ваня и Женя Губины, каждый год дети участвуют в конкурсе «Юный пианист» и занимают призовые места. Их талант раскрывается со всех сферах деятельности — Ваня ходит в ДЦ «Олимп» и занимается бисером, Женя уже 3 года занимается в художественной школе, во всех своих начинания они достигают больших успехов.

Признаки одаренного ребенка увидеть несложно: в четыре-пять лет у него великолепная память, бурное воображение и высокая впечатлительность. Их скрытый талант я стала замечать, как только они пришли ко мне на первое занятие, им было 5 и 6 лет. Меня поразила их впечатлительность и интерес к инструменту. С первого же занятия они четко усваивали донесенную информацию и старались применять ее на практике. Чтобы ребенок развивался ему необходимо давать некую свободу в его исследовательской деятельности. Я старалась, чтобы дети сами выбирали произведения, которые им предстоит исполнять. Эти произведения были разной техники исполнения, но каждое выбранное ими произведение отличалось свое сложностью и многогранностью. Конечно же, дети не сразу справлялись, но спустя пару занятий им удавалось достичь нужной техники исполнения. В возрасте 13 и 14 лет и они уже много достигли:

– Иван награждался дипломом за 3 место IV-го областного фестиваля-конкурса детского творчества «Музыкальные встречи».

– Евгения и Иван награждались грамотой за слаженность выступления на Всероссийской научно-практической конференции школьников «Юные дарования».

– Евгения и Иван награждались дипломом за выразительность исполнения в городском конкурсе фортепианных ансамблей.

– Евгения и Иван награждались дипломом за II место в фортепианном конкурсе «Яркие лучики».

– Евгения награждалась дипломом за I место фортепианном конкурсе «Яркие лучики».

– Евгения награждалась благодарностью за активное участие в творческой деятельности ЦДТ «Луч».

– Иван награждался благодарностью за активное участие в творческой деятельности ЦДТ «Луч».

– Евгения и Иван награждались дипломом за II место в городском конкурсе «Юный пианист».

– Евгения награждалась дипломом за участие IV-го областного фестиваля-конкурса детского творчества «Музыкальные встречи».

– Евгения награждалась дипломом за участие в городском конкурсе «Юный пианист» в номинации «Крупная форма и пьеса» возрастная группа (12–13 лет).

– Иван награждался дипломом за III место в городском конкурсе «Юный пианист» в номинации «Крупная форма и пьеса» возрастная группа (12–13 лет).

– Евгения награждалась дипломом за I место в фортепианном конкурсе «Яркие лучики».

– Иван награждался дипломом за II место в фортепианном конкурсе «Яркие лучики».

– Евгения награждалась дипломом за II место в городском конкурсе «Юный пианист».

– Евгения и Иван награждались дипломом за участие во II-ом Областном конкурсе детского творчества «Музыкальные встречи».

– Иван награждался благодарностью за активное участие в творческой деятельности ЦДТ «Луч».

– Иван награждался дипломом за самое яркое исполнение в конкурсе юных исполнителей «Яркие лучики».

– Евгения награждалась дипломом за самое яркое исполнение в конкурсе юных исполнителей «Яркие лучики».

Этих высот они достигли всего за 5 лет, к сожалению, дипломы за их более ранние достижения были утеряны.

Можно ли сделать своего ребенка одаренным? Нет, к сожалению, нельзя. Одаренность — это не приобретенное свойство, это дар, заложенный на генном уровне. Можно годами по шесть часов в день заниматься со своим ребенком математикой... Но он никогда не превзойдет человека, о котором в народе говорят, что ему «дано». То же самое и с занятиями музыкой, живописью — практически со всем. Новомодные методики «Растим из грудничка философа» по своей сути — насилие над ребенком, изощренная пытка, кража у малыша детства.

Конечно, данные выводы совершенно не означает, что ребенка (любого) не нужно развивать. Нужно, еще как! Просто главное — определиться, в какой области у маленького человека способности.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, городской конкурс, диплом, фортепианный конкурс, активное участие, детское творчество, место, одаренный ребенок, творческая деятельность, Крупная форма.


Похожие статьи

Инновационный педагогический проект «Самореализация...»

Инновационный педагогический проект «Самореализация одарённых детей через

Активное участие одарённых детей в профильных днях районного и областного уровня

Детское творчество — первое звено развития творческой деятельности , в которой ребенок.

Выявление, поддержка и развитие творческого потенциала...

Индивидуальная работа по развитию одаренных детей при активном включении их в

Одарённые дети — это особые дети, выделяющиеся яркими, выдающимися достижениями в том

ребенок, одаренный ребенок, работа, развитие, форма работы, детская одаренность...

Выявление и развитие детской одарённости в условиях...

Одарённые дети — это особые дети, выделяющиеся яркими, выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Творческое развитие личности школьника в условиях учреждения... Свобода и возможность выбора любимых занятий во внешкольных учреждениях...

Выявление и поддержка творчески одаренных детей в рамках...

Каждый ребенок отчасти гений, А каждый гений отчасти ребенок. Артур Шопенгауэр. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест.

Система работы с одаренными детьми | Статья в журнале...

Система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в

Наши дети не только участвуют, но и становятся победителями и призёрами конкурсов

Талантливые и одаренные дети активно вовлекаются во внеурочную занятость всех уровней.

Вариативные формы работы, способствующие проявлению...

Особой формой работы с одарёнными детьми является игра. ФГОС не зря нацеливает на повышение роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места. Игра для детей — уникальный способ научиться тому...

Реализация принципов индивидуализации через формы работы...

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Среди самых интересных и загадочных явлений природы...

Организация работы специалистов детского сада с потенциально...

ребенок, одаренный ребенок, работа, развитие, форма работы, детская одаренность, проектная деятельность, дополнительное

изобразительная деятельность, ребенок, творческая способность детей, развитие, детское содержание, образовательная работа...

Работа с одаренными детьми в начальной школе

- организовать работу с одаренными детьми через систему учебной и внеурочной деятельности

Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют

- Активное и результативное участие в многоэтапном дистанционном интеллектуальном и...

Похожие статьи

Инновационный педагогический проект «Самореализация...»

Инновационный педагогический проект «Самореализация одарённых детей через

Активное участие одарённых детей в профильных днях районного и областного уровня

Детское творчество — первое звено развития творческой деятельности , в которой ребенок.

Выявление, поддержка и развитие творческого потенциала...

Индивидуальная работа по развитию одаренных детей при активном включении их в

Одарённые дети — это особые дети, выделяющиеся яркими, выдающимися достижениями в том

ребенок, одаренный ребенок, работа, развитие, форма работы, детская одаренность...

Выявление и развитие детской одарённости в условиях...

Одарённые дети — это особые дети, выделяющиеся яркими, выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Творческое развитие личности школьника в условиях учреждения... Свобода и возможность выбора любимых занятий во внешкольных учреждениях...

Выявление и поддержка творчески одаренных детей в рамках...

Каждый ребенок отчасти гений, А каждый гений отчасти ребенок. Артур Шопенгауэр. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест.

Система работы с одаренными детьми | Статья в журнале...

Система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в

Наши дети не только участвуют, но и становятся победителями и призёрами конкурсов

Талантливые и одаренные дети активно вовлекаются во внеурочную занятость всех уровней.

Вариативные формы работы, способствующие проявлению...

Особой формой работы с одарёнными детьми является игра. ФГОС не зря нацеливает на повышение роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места. Игра для детей — уникальный способ научиться тому...

Реализация принципов индивидуализации через формы работы...

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Среди самых интересных и загадочных явлений природы...

Организация работы специалистов детского сада с потенциально...

ребенок, одаренный ребенок, работа, развитие, форма работы, детская одаренность, проектная деятельность, дополнительное

изобразительная деятельность, ребенок, творческая способность детей, развитие, детское содержание, образовательная работа...

Работа с одаренными детьми в начальной школе

- организовать работу с одаренными детьми через систему учебной и внеурочной деятельности

Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют

- Активное и результативное участие в многоэтапном дистанционном интеллектуальном и...

Задать вопрос