Значение рисунка в системе современного непрерывного дизайн-образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №10 (300) март 2020 г.

Дата публикации: 09.03.2020

Статья просмотрена: 93 раза

Библиографическое описание:

Воронюк, А. С. Значение рисунка в системе современного непрерывного дизайн-образования / А. С. Воронюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 10 (300). — С. 115-118. — URL: https://moluch.ru/archive/300/67932/ (дата обращения: 29.03.2024).



В статье рассматривается доминирующее значение рисунка в системе современного непрерывного дизайн-образования, а также роли в целенаправленном приобретении знаний и качеств для проектной деятельности. В ходе изучения были раскрыты преимущества и отличительные подходы на каждом этапе образовательного процесса, благодаря которому и создается многоуровневая система. Рисунок на каждом этапе представляет собой соответствующим данному уровню для полноценного понимания и эффективного освоения знаний, навыков, и достижения личности. Именно такой подход позволяет осуществить формирование профессиональной компетенции дизайнера.

Ключевые слова: дизайн, образование, непрерывное образование, рисунок, детская художественная школа, колледж, вуз.

The article considers the dominant role of drawing in the system of modern continuous design education, as well as the role in the purposeful acquisition of knowledge and qualities for project activities. The study revealed the advantages and distinctive approaches at each stage of the educational process, through which a multi-level system is created. Drawing at each stage represents a corresponding level for a full understanding and effective development of knowledge, skills and personal achievement. This approach the formation of the professional competence of the designer.

Keywords: design, education, continuing education, drawing, children's art school, College, University.

В настоящее время наблюдается стремительное изменение многих технических, социальных, культурных и других аспектов жизни. Вместе с этими изменениями приходит понимание, что современное образование не может оставаться верным старым традициям и нуждается в актуальной трансформации. Встает важнейший вопрос интеграции уровней образования в зависимости от современных форм культуры, тенденций и развивающихся инноваций. Вследствие чего, в условиях научно-технического прогресса важным вопросом для социально-экономической перспективы становится высокий уровень подготовки конкурентоспособных специалистов области дизайна. Непрерывное образование на фоне этих суждений представляет собой основной ресурс для достижения компетентностной профессиональной личности и освоения разного рода деятельности.

Термин «непрерывное образование» впервые возникает на генеральной конференции ЮНЕСКО в 1968 г., после чего уже в 1972 г. публикуется доклад комиссии под руководством Э. Фора, с решением ЮНЕСКО утвердить непрерывное образование как фундаментальную основу для дальнейшего «нововведения или реформ образования во всех странах мира» [3]. В России обращение к всеобщему непрерывному образованию произошло в первом десятилетии XX века, в связи с потребностью в специалистах с качественной подготовкой на основе высшего образования. В Законе Российской Федерации «Об образовании» 1992 г. принято непрерывное повышение квалификации по причине постоянного совершенствования образовательных стандартов. [4]

Концепцию непрерывного образования раскрывают теоретические исследования следующий авторов: М. К. Горшков, Г. А. Ключарев, Петропавловская А. В., Карпова Е. В., Зуев Е. М., Максименко А. Е., Куприна Ю. П.

Ценность непрерывного образования для профессии дизайна выражена в преемственности последовательных этапов трехступенчатой системы «школа-колледж-вуз» и одновременном становлении личности на каждом их них. Непрерывное образование в сфере дизайна рассмотрено в трудах ряда ученых (Гурленова Л. В., Зыков С. Н., Коротаева Н. Ф., Бочаров С. А., А. М. Соловьёва, Зайцева О. В., Ткаченко М. Е., Арьефьева С. М., Кутукова К. В., и др.). На основании общей концепции образовательного процесса, можно увидеть образование некого пожизненного опыта с накоплением и расширением знаний, где каждый элемент системы структурирован с учетом удовлетворения образовательных интересов на базе программ, направленных на эффективное достижение профессионального уровня. Нарушение системы ведет к дестабилизации образовательного процесса, негативно сказывается на подготовке специалиста и на его развитии. Однако, не смотря на научную базу исследований, проблема качественной подготовки студентов-дизайнеров остаётся достаточно острой. Однако, большая часть абитуриентов не имеет достаточного уровня подготовки, поэтому не может решать поставленные профессиональные задачи. В первую очередь эти проблемы связаны с неумением рисовать.

Дизайн — это сложная профессия, познающая и исследующая законы и формообразования окружающей действительности и ее отдельных элементов и требующая высокого уровня подготовки. Вследствие чего важным критерием на этапе современного непрерывного образования в области культуры и дизайна становится творческое развитие и формирование основных профессиональных качеств, для последующего их использования профессиональной проектной дизайн-деятельности.

Важно понимать при таком определении, что несмотря на то, что современное дизайн-проектирование подразумевает работу с компьютерными программами, для полноценного развития всех необходимых профессиональных навыков процесс дизайн-образования обязательно должен включать в себя дисциплины, связанные с развитием навыков рисунка. Компьютер выступает лишь в роли инструмента, позволяющего доводить работу до определенного уровня качества и конечного визуального привлекательного образа. Однако именно рисунок и ручная графика способствует качественному развитию творческих способностей обучающихся и объёмно-пространственному мышлению необходимых в дизайнерской деятельности. Это определяет уровень владения и понимания студентом процесса дизайнерской деятельности и способствует решению актуальных дизайн-задач.

Еленецкий В. К. в своей статье «Роль рисунка в дизайне» подчеркивает, что «именно рисунок помогает понять взаимоотношение красивой эстетической формы с ее функциональной ролью, выражающееся в том или ином предназначении» [2]. Рисунок является важнейшей и неотъемлемой частью образовательного процесса при подготовке дизайнеров. Академический рисунок является фундаментальной основой художественно-изобразительного искусства и главным инструментом формирования профессионального мышления. Рисование лежит в основе всех уровней подготовки студента как будущего профессионального дизайнера. Данная специфика отражена в словах Свиридова Д. А.: «Хорошая подготовка по рисунку — это конкурентоспособность дизайнера на рынке труда — яркость образов, креативность решений и подходов, а также порой необходимая экономия времени на творческий поиск». [6]

Для поступления в высшее учебное заведение учащийся обязан пройти вступительные испытания, среди которых обязательным испытанием является конструктивный рисунок с натуры. Чем выше изначальный уровень абитуриента, тем более сложные профессиональные задачи он сможет решать во время обучения и тем более высокий уровень образования сможет получить.

Важнейшей начальной точкой развития служит — дополнительное образование — обучение в детских художественных школах искусств. С этим мнением согласны и многие исследователи в области дизайна (Ильинская Я. А., Русскова С. С., Гладышев Г. М., Ахметова Г. П., Ловцова И. В., Краснобородкин В. П., Сухарев А. И., Степанова Т. М., Удалова А. А., Абишева С. И.), утверждая, что невозможно представить профессионального специалиста в сфере дизайнера без знаний об основах рисунка, которые так важны для проектного сознания, составления дизайн проекта. Ахметова Г. П. подтверждает данные суждения в силу того, что в художественных школах и школах искусств, дается преподавателями арсенал знаний, который позволяет в дальнейшем самостоятельно заниматься творчеством или же поступать в средние специальные и высшие учебные заведения, в результате чего образуется преемственность или непрерывность образовательного процесса, следовательно, ускорение повышение качества обучения на более высоких уровнях.

Дополнительное образование посредством академического рисунка нацелено развить творческую и духовную личность, зарождать в ней полезные качества, художественно-образное мышление, воображение, пробуждать фантазию, творческую интуицию, ассоциативность. Впоследствии воспитывается компетентностная личность подрастающего поколения, мотивационная и саморазвивающейся, самоопределяющееся в творческой деятельности.

Задача дизайнера — это искать креативное решение актуальных задач, вносить в мир новые идеи, с объектами и предметами новой реальности, преображать мир через дизайнерскую деятельность. Для решения такого рода творческих задач дизайнер сначала представляет образ в своем воображении, а затем переносит его в графическое отображение в виде рисунков, макетов, и (в результате) проектов. В процессе создания творческой работы участвуют психические функции, отвечающие за творческое мышление. Пазникова О. И. определяет, их «нацеленность на образное отражение действительности и моделировании особой художественной реальности оригинальными графическими средствами, выходящими за типологические рамки учебного рисования». [5]

Творческое мышление имеет первостепенное значение для создания любого дизайн-проекта, но активно развивается на занятиях рисунком. Пространственное мышление вырабатывается путем наблюдения действительности предметов и пространства и отображение ее в сходстве. Обучение рисунку в целом как раз и основывается на изображении и передаче характеристик действительности, в реалистичном изображении объектов с целью наблюдения их формообразования, конструктивных особенностей, фактуры — это помогает лучше понять сущность любой формы предмета и подготавливает их непосредственно к собственному созданию со сложным внешним и внутренним содержанием.

Так, при помощи теоретических познаний и практических упражнений по рисунку, формируется познавательные способности, а также определённые качества, что позволяет в процессе творчества выражать себя, раскрывать собственные способности, индивидуальность, ассоциативность, менять картину мира.

Далее обучающийся со всеми усвоенными качествами и приобретенными знаниями по художественным дисциплинам переходит на следующий уровень — среднее профессиональное образование, колледж. Роль колледжа в непрерывном образовании не менее значительна, она заключается в эффективности подготовки студента с целью усвоения учебной программы по рисунку и внедрению знаний в деятельность в высшем заведении.

Детская школа искусств и среднее профессиональное образование — это две совершенно разные образовательные среды. В колледже программа рисунка также выстроена на традиционной академической основе, однако усложняется постановка учебных задач, увеличивается количество требуемых работ от студента, уделяется большое внимание постоянной практической работе, где идет наработка навыков для быстрого познания и изучения предмета, конструкции, формы, особенностей. Все это помогает выстраивать закономерности и более точно и конкретно структурировать свои идеи в предметной проектной творческой среде.

Обучение рисунку в среднем профессиональном образовании закрепляет объемное виденье, восприятие конструктивных форм, объемов, величины соотношений предметов с окружающим пространством, их пропорциональных отношений, умение при помощи линии штриха точки пятна передавать характер и сущность изображаемого.

С переходом на этап высшего образования возрастает соответственно и уровень методических задач. Владея навыками после окончания колледжа или детской художественной школы, существует возможность более эффективно решать профессиональные задачи, начиная с первого курса в вузе. Бочаров С. А. и другие исследователи уверяют: «Студент колледжа — самый желанный абитуриент, ибо с ним уже можно работать на высоком профессиональном уровне, а не заниматься обучением «с нуля». Это может стать гарантией качественной подготовки будущего профессионала-дизайнера высшей квалификации». [1] Такое умозаключение обусловлено тем, что после окончания колледжа или детской художественной школы у учащегося уже присутствуют конкретные знания об основах изобразительного искусства, сформированы основные принципы владения техниками, и разными графическими приемами. Из чего следует возможность ставить более сложные задачи и рассматривать разносторонние пути их решения. Если же отсутствует начальная школа, то преподаватель вынужден возвращаться к основам изобразительного искусства и скорость подготовки сильно снижается.

На этапе бакалавриата рассматривается умение студентов быстро и грамотно доносить свою мысль, используя инструменты графики, изображения поисковых эскизов и набросков с представлением формы и ее содержания. Основная разница в том, что студент уже имеет главные представления о профессии и владеет всеми необходимыми знаниями для самостоятельной организации работы, поэтому, наблюдается совершенно иной подход, подразумевающий внедрение повышенного уровня задач. Вместе с этим включается аналитический процесс исследования преподавателем общего хода работы с целью определить ход мысли обучающегося, его способность доносить замысел при помощи рисунка. К процессу присоединяется требование — четко конструктивно и правильно создавать, интерпретировать и обосновывать свою работу, критически оценивать собственные достоинства и недостатки, «что способствует, со слов Шаталовой Л. С., более качественной реализации и таких видов профессиональной деятельности, как художественной, так и проектной, и на первоначальном этапе проектирования эстетически-выразительной предметно-пространственной среды». [7]

В вузе по дисциплине рисунок отрабатывают умения для конкретного прямого взаимодействия с целенаправленными задачами по проектированию — строить объемно-пространственные формы, изображать линейно-конструктивных и конструктивные элементы, понимать при разработке ход последовательных этапов формообразования, что характерно для проектирования. Дизайн проектирование — это сложный процесс, включающий коллективные и индивидуальные разработки проектных решений. Практическая часть на ступени проектного решения включает отдельные этапы, один из которых разработка композиционно — пластических решений через поисковые эскизы с заключительным оптимальным вариантом. Грамотный подход отражает гармоничное и эффективное воплощение идеи.

Таким образом, для повышения культуры и современного уровня художественного образования необходима целенаправленная поэтапная подготовка через систему дополнительного, среднего и высшего образования. Рисунок играет значительную роль в непрерывном дизайн образовании как основа подготовки учащихся, без которой невозможно развитие полноценной профессиональной личности будущих дизайнеров способных к самостоятельному достижению высоких задач в проектной деятельности. Именно рисунок становится определяющим начальным и закрепительным этапом служит технической подготовкой специалиста художественной профессии к творческому созиданию в возможности понимать, анализировать, оценивать, разбирать, конструировать и главное внедрять дизайн проекты в жизнь.

Литература:

  1. Гурленова Л. В., Зыков С. Н., Коротаева Н. Ф., Бочаров С. А. Современные решения в реализации системы подготовки дизайнеров по схеме колледж-вуз // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2010. № 3–1. 2010. № 3–1. С. 20–26.
  2. Еленецкий В. К. Значение рисунка в дизайне [Электронный ресурс] / В. К. Еленецкий. — Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Смоленский гуманитарный университет», Смоленск. Режим доступа: https://studylib.ru/ (15.02.2020).
  3. Зайцева О. В. Непрерывное образование: основные понятия и определения // Вестник ТГПУ. 2009. № 7. (85). С. 106–109.
  4. Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992. № 3266–1 (ред. от 28.02.2012) [Электронный ресурс]. -URL: https://normativ.kontur.ru/ (03.02.2020).
  5. Пазников О. И. Обучение рисунку в его формирующем значении // МНКО. 2017. № 2 (63). С. 49–53.
  6. Свиридов Д. А. Развитие у будущих дизайнеров интереса к пластическому решению формы на занятиях по рисунку // ОНВ. 2011. № 4 (99). С. 205–207.
  7. Шаталова Л. С. Подготовка студентов-дизайнеров к творческой графической деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 1. С. 230–234.
Основные термины (генерируются автоматически): непрерывное образование, образовательный процесс, рисунок, высшее образование, детская художественная школа, дизайнерская деятельность, задача, профессиональное образование, академический рисунок, дополнительное образование.


Похожие статьи

Специфика дисциплины «Академический рисунок» в системе...

В системе профессионального образования академический рисунок как предмет обучения занимает главное место и тесно связан с другими художественными дисциплинами профессионального цикла, такими как живопись, станковая композиция, ДПИ и другие, в...

Нетрадиционные техники изобразительного творчества как путь...

Введение в систему дополнительного образования использование нетрадиционных техник

Это свидетельствует о повышенном интересе к данному виду деятельности; у обучающихся

Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского...

Задачи педагогического обучения дизайнеров в процессе...

Дизайн-образование в высшей школе исследовали В. Р. Аронов, В. Г. Бандорин, А. Л. Дижур, А. Н. Лаврентьев, Л. Б. Переверзев, В. И. Пузанов, С. И. Серов, А. Г. Устинов, С. О. Хан-Магомедов. Профессионально значимые качества и способности, необходимые дизайнеру...

Особенности дизайнерского образования в разные исторические...

Кроме того, дизайн-образование в этих школах строилось на комплексе теоретических знаний, адаптированных к задачам проектирования. Судя по набору дисциплин и задач, это образование нельзя назвать чисто художественным, поскольку оно имеет качественные...

Специфика преподавания изобразительных дисциплин будущим...

Академический рисунок это традиционно устоявшиеся программные требования, представленные, как правило, натурным фондом гипсов. Академический рисунок позволяет путём неоднократного штудирования оттачивать технические навыки рисования.

Качество образования в условиях реализации дополнительных...

Качество образования в детских школах искусств является одним из наиболее важных показателей системы образования в области искусства. На протяжении ряда лет специфика деятельности детских художественных школ не была отражена в Законе Российской...

Европейские и российские традиции краткосрочного...

(Учебный рисунок: Московский государственный академический художественный институт им.В. И. Сурикова: Учеб. пособие/Авт.

Предмет «Рисунок» в системе обучения в детской художественной школе является основой. Для этого необходимо вернуться к истокам...

Изобразительная деятельность как один из способов подготовки...

Разносторонняя подготовка детей к обучению в школе начинается задолго до поступления ребенка в школу. Условием успешного осуществления задачи подготовки детей к школе зависит, прежде всего, от семьи и дошкольного учреждения.

Управление организацией итоговой аттестации выпускников...

Ключевые слова: итоговая аттестация выпускников художественных школ, академическое образование, программы художественных школ. В современном мире заметно возрастает значение развития творческого потенциала подрастающего поколения.

Похожие статьи

Специфика дисциплины «Академический рисунок» в системе...

В системе профессионального образования академический рисунок как предмет обучения занимает главное место и тесно связан с другими художественными дисциплинами профессионального цикла, такими как живопись, станковая композиция, ДПИ и другие, в...

Нетрадиционные техники изобразительного творчества как путь...

Введение в систему дополнительного образования использование нетрадиционных техник

Это свидетельствует о повышенном интересе к данному виду деятельности; у обучающихся

Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского...

Задачи педагогического обучения дизайнеров в процессе...

Дизайн-образование в высшей школе исследовали В. Р. Аронов, В. Г. Бандорин, А. Л. Дижур, А. Н. Лаврентьев, Л. Б. Переверзев, В. И. Пузанов, С. И. Серов, А. Г. Устинов, С. О. Хан-Магомедов. Профессионально значимые качества и способности, необходимые дизайнеру...

Особенности дизайнерского образования в разные исторические...

Кроме того, дизайн-образование в этих школах строилось на комплексе теоретических знаний, адаптированных к задачам проектирования. Судя по набору дисциплин и задач, это образование нельзя назвать чисто художественным, поскольку оно имеет качественные...

Специфика преподавания изобразительных дисциплин будущим...

Академический рисунок это традиционно устоявшиеся программные требования, представленные, как правило, натурным фондом гипсов. Академический рисунок позволяет путём неоднократного штудирования оттачивать технические навыки рисования.

Качество образования в условиях реализации дополнительных...

Качество образования в детских школах искусств является одним из наиболее важных показателей системы образования в области искусства. На протяжении ряда лет специфика деятельности детских художественных школ не была отражена в Законе Российской...

Европейские и российские традиции краткосрочного...

(Учебный рисунок: Московский государственный академический художественный институт им.В. И. Сурикова: Учеб. пособие/Авт.

Предмет «Рисунок» в системе обучения в детской художественной школе является основой. Для этого необходимо вернуться к истокам...

Изобразительная деятельность как один из способов подготовки...

Разносторонняя подготовка детей к обучению в школе начинается задолго до поступления ребенка в школу. Условием успешного осуществления задачи подготовки детей к школе зависит, прежде всего, от семьи и дошкольного учреждения.

Управление организацией итоговой аттестации выпускников...

Ключевые слова: итоговая аттестация выпускников художественных школ, академическое образование, программы художественных школ. В современном мире заметно возрастает значение развития творческого потенциала подрастающего поколения.

Задать вопрос