Формирование здорового образа жизни подростков в условиях общеобразовательного учреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 августа, печатный экземпляр отправим 9 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (300) март 2020 г.

Дата публикации: 05.03.2020

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Морозова, С. А. Формирование здорового образа жизни подростков в условиях общеобразовательного учреждения / С. А. Морозова, А. В. Бельцина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 10 (300). — С. 141-142. — URL: https://moluch.ru/archive/300/67912/ (дата обращения: 08.08.2020).



В статье раскрывается содержание понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», важность формирования навыков здорового образа жизни, приводятся основные факторы в формировании правильного образа жизни. Приводится анализ эмпирических данных, полученных в рамках исследования навыков здорового образа жизни у подростков.

Ключевые слова:здоровье, здоровый образ жизни, формирование навыков здорового образа жизни, факторы в формировании правильного образа жизни, подростки.

Здоровье — важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма [1, с. 12].

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения напрямую связаны с состоянием здоровья детей, подростков, молодежи. Однако современная российская действительность говорит о том, что здоровье молодого поколения катастрофически ухудшается [6, с.1].

Прав академик Ю. П. Лисицын, что «здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно — состояние, которое позволяет человеку вести неестественную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, то есть испытывать душевное, физическое и социальное благополучие» [3, с. 27].

Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты [5, с. 36].

Образ жизни — тип жизнедеятельности людей, обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой [4, с. 9].

Говоря об оптимальном двигательном режиме, следует учитывать не только исходное состояние здоровья, но и частоту, и систематичность применяемых нагрузок. Занятия должны базироваться на принципах постепенности и последовательности, повторности и систематичности, индивидуализации и регулярности. Доказано, что наилучший оздоровительный эффект дают циклические упражнения аэробного характера: ходьба, легкий бег, плавание, лыжные и велосипедные прогулки. В комплекс ежедневных упражнений необходимо включить также упражнения на гибкость [2, с.15].

Для исследование ценностных установок и жизненных приоритетов школьников по вопросам здоровья, нами была проведена диагностическая методика «Индекс отношения к здоровью». Авторами данной методики являются С. Дерябо и В. Ясвина. В основе данной методики лежит проективная методика анкетного типа. Анкетная часть методики состоит из четырех субтестов, соответствующих четырем компонентам интенсивности субъективного отношения. Опрос проводится в открытом виде, коллективно, не анонимно.

Как и любая другая методика анкетного типа, методика «Индекс отношения к здоровью» имеет свой способ обработки данных, полученных в ходе анкетирования.

Интерпретация результатов проводится с использованием пяти шкал: эмоциональная шкала; познавательная шкала; практическая шкала; поступочная шкала и общая шкала. Высокие баллы по тесту в целом говорят о том, что у учащихся существует высокосформированное, «хорошее» отношение к здоровью и здоровому образу жизни.

Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью у учащихся сформировано плохо, они находится в «зоне риска»: в этом случае высока вероятность того, что они не будут вести здоровый образ жизни, а это рано или поздно приводит к заболеваниям.

Целевой группой для исследования ценностных установок и жизненных приоритетов школьников по вопросам здоровья, в рамках нашего исследования стали учащиеся 8 «б» класса Муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 16 Тракторозаводского района г. Волгограда» в количестве 23 человек 14–15 лет.

Обобщая результаты проведения методики «Индекс отношения к здоровью», мы получили следующие данные:

1) Высоким уровнем ценностных установок и жизненных приоритетов обладает 1 человек (5 %);

2) Среднем уровнем ценностных установок и жизненных приоритетов обладает 12 человек (52 %);

3) Низким уровнем ценностных установок и жизненных приоритетов обладает 10 человек (43 %).

Анализируя полученные нами данные, можно сделать вывод, что в данном классе преобладает средний уровень ценностных установок и жизненных приоритетов. Данная информация позволяет говорить о том, что испытуемые нуждаются в проведении социально-педагогической работы по формированию ценностных установок и жизненных приоритетов школьников по вопросам здоровья. Работа над формированием навыков здорового образа жизни подростков будет продолжена в рамках нашей выпускной квалификационной работы.

Подводя итог, хочется отметить, что в основе заложена идея приоритетности здоровья, которое рассматривается в качестве основополагающего компонента личности. Обеспечение жизнедеятельности каждого ребенка происходит на физиологическом, психологическом и социальном уровнях посредством механизмов сохранения, укрепления и формирования здоровья. Правильный учет этих механизмов в образовательной деятельности не только способствует сохранению здоровья учащихся, повышению их резервов и овладению индивидуальными способами управления своим здоровьем, но и обусловливает успешность обучения.

Литература:

  1. Айзман Р. И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования / Р. И. Айзман. — Новосибирск, 2010. — 198с.Горчак С. И. К вопросу о дефиниции здорового образа жизни // Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 1991. с. 19–39.
  2. Исаев А. — Если хочешь быть здоров –М: Физкультура и спорт. 1998. — 15 с.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.с 15–29.
  3. Лисицын Ю. П., Полунина И. В. Здоровый образ жизни ребенка. — М.: 1984. — 27 с.
  4. Марков В. В. Основа здорового образа жизни профилактика болезней: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2014. — С.320.
  5. Обреимова Н. И. Петрухин А. С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. — М., 2000. — 36 с.
  6. Токарева Н. С., О проблеме соблюдения основ рационального питания студентами педагогического вуза // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». № 2 (2). С. 1. [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/777/Downloads/1434459853.pdf 30 мая 2015 http://strizh-vspu.ru/jurnal/20
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, здоровье, установка, Индекс отношения, жизненный приоритет школьников, подрастающее поколение, формирование навыков, правильный образ жизни, нравственное здоровье, анкетный тип.


Ключевые слова

здоровый образ жизни, здоровье, подростки, формирование навыков здорового образа жизни, факторы в формировании правильного образа жизни

Похожие статьи

Формирование ценностного отношения к здоровому образу...

На протяжении всего существования человечества одной из немаловажных ценностей для человека является здоровье. С древних времен здоровье являлось для человека самым важным элементом гармоничного развития личности.

Выдающиеся педагоги о сохранении здоровья подрастающего...

Здоровье — это главная ценность жизни, это бесценный дар, за который каждый человек несет ответственность перед собой, обществом, подрастающим поколением.

Проблема формирования здорового образа жизни подрастающего поколения требует разработки...

Исследование проблемы формирования здорового образа...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник.

Проблема сохранения здоровья и взращивания потребности в здоровом образе жизни у детей всегда привлекала многих ученых из различных областей.

Влияние семьи и школы на формирование отношения...

В статье представлены результаты практического исследования, направленного на изучение роли семьи и школы в процессе формирования системы ценностей здорового образа жизни у подростков. Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, отношение к здоровью.

Пропаганда здорового образа жизни — одно из главных...

Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни.

Здоровый образ жизни и его влияние на организм...

А как понимать «здоровый образ жизниОбраз жизни — это система взаимоотношений человека с самим собой и с факторами внешней среды. Под здоровым образом жизни (ЗОЖ) понимается такой, при котором сохраняются или расширяются резервы организма.

здоровый образ жизни, ценностное отношение, ориентация...

К проблеме здоровья и здорового образа жизни подходили с различных научных точек зрения и различных научных дисциплин. В словаре-справочнике «Отклоняющееся поведение молодёжи» под редакцией В. А. Попова, здоровье характеризуется как состояние полного...

Здоровый образ жизни: к вопросу о ценностном ориентировании...

здоровый образ жизни, ценностное отношение, ориентация, здоровье, образовательный процесс, Ананьев, система ценностей, учебный процесс, ценностная ориентация личности, активная жизненная позиция.

Пути решения проблемы сохранения здоровья и формирования...

Анализируя в данной статье основные пути решения проблемы сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни молодежи в системе современного высшего образования мы установили...

Похожие статьи

Формирование ценностного отношения к здоровому образу...

На протяжении всего существования человечества одной из немаловажных ценностей для человека является здоровье. С древних времен здоровье являлось для человека самым важным элементом гармоничного развития личности.

Выдающиеся педагоги о сохранении здоровья подрастающего...

Здоровье — это главная ценность жизни, это бесценный дар, за который каждый человек несет ответственность перед собой, обществом, подрастающим поколением.

Проблема формирования здорового образа жизни подрастающего поколения требует разработки...

Исследование проблемы формирования здорового образа...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник.

Проблема сохранения здоровья и взращивания потребности в здоровом образе жизни у детей всегда привлекала многих ученых из различных областей.

Влияние семьи и школы на формирование отношения...

В статье представлены результаты практического исследования, направленного на изучение роли семьи и школы в процессе формирования системы ценностей здорового образа жизни у подростков. Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, отношение к здоровью.

Пропаганда здорового образа жизни — одно из главных...

Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни.

Здоровый образ жизни и его влияние на организм...

А как понимать «здоровый образ жизниОбраз жизни — это система взаимоотношений человека с самим собой и с факторами внешней среды. Под здоровым образом жизни (ЗОЖ) понимается такой, при котором сохраняются или расширяются резервы организма.

здоровый образ жизни, ценностное отношение, ориентация...

К проблеме здоровья и здорового образа жизни подходили с различных научных точек зрения и различных научных дисциплин. В словаре-справочнике «Отклоняющееся поведение молодёжи» под редакцией В. А. Попова, здоровье характеризуется как состояние полного...

Здоровый образ жизни: к вопросу о ценностном ориентировании...

здоровый образ жизни, ценностное отношение, ориентация, здоровье, образовательный процесс, Ананьев, система ценностей, учебный процесс, ценностная ориентация личности, активная жизненная позиция.

Пути решения проблемы сохранения здоровья и формирования...

Анализируя в данной статье основные пути решения проблемы сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни молодежи в системе современного высшего образования мы установили...

Задать вопрос