Усиление роли финансового механизма регулирования инновационной активности предприятий сферы предпринимательства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (300) март 2020 г.

Дата публикации: 06.03.2020

Статья просмотрена: 78 раз

Библиографическое описание:

Нозимов, Э. А. Усиление роли финансового механизма регулирования инновационной активности предприятий сферы предпринимательства / Э. А. Нозимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 10 (300). — С. 188-190. — URL: https://moluch.ru/archive/300/67907/ (дата обращения: 18.04.2024).



В этой статье рассмотрен финансовый механизм активизации инновационного процесса, а также проанализированы факторы, влияющие на активизацию инновационной деятельности предприятий.

Ключевые слова: механизм инновационного развития, кластерные структуры, финансы, инновация, предпринимательства, прогноз, предприятие, механизм, экономика.

Перспективы развития инновационного предпринимательства в Узбекистане во многом будут определяться содержанием долгосрочной стратегии научно-технического развития страны и мерами государственной поддержки частного (в том числе инновационного предпринимательства). Именно инновационное предпринимательство способно обеспечить развитие высокотехнологичных производств, создать современную технику для ремесленников, индивидуальных фермеров, мелких предпринимателей, увеличить экспортный потенциал страны. По тем видам наукоемкой продукции, по которым имеются достижения мирового уровня, авторитетные и признанные мировым сообществом научные и инженерные школы, устойчивые традиции.

При прогнозировании развития инновационного предпринимательства можно использовать анализ его развития за рубежом.

Инновационные предприятия, как и малый бизнес, находятся в исключительно сильной зависимости от внешних учреждений, организаций и предприятий, оказывающих набор услуг, необходимых для нормального функционирования фирмы, поскольку малая фирма почти полностью лишена своей инфраструктуры и должна предъявлять спрос на них из внешних источников. Следствием этого положения является неизбежная концентрация малых фирм в крупных городах, где имеются возможности получения набора необходимых услуг.

Наиболее целесообразным путем реализации государственной научно-технической политики в Узбекистане представляется путь, сочетающий стратегии селективного развития и заимствования передовых научно-технических разработок. Первый — для развития базовых отраслей экономики на основе имеющегося научно-технического потенциала и концентрации его усилий на приоритетах государственной научно-технической политики. Второй — для слабо развитых отраслей в республике и существенно отстающих от мирового уровня, но крайне необходимых для социально-экономического развития республики.

Ни одна развитая страна не обходится без государственной поддержки сферы науки и техники. Стержнем управления развития инновационного процесса по-прежнему следует считать научно-техническую политику государства, как основную часть поддержки реформ по приданию экономике инновационного характера. Объектом государственной научно- технической политики должны быть инновационные процессы, процессы по созданию и внедрению инноваций (нововведений, научно-технических достижений) во все элементы и звенья общественного развития, а также научно-техническая и прочая продукция, воплощающая в себе достижения науки и техники (как производственно-технического, так и потребительского назначения).

Используемые при реализации государственной научно-технической политики формы и методы регулирования (прямые и косвенные) должны обладать гибкостью и адекватностью социально-экономическим преобразованиям народного хозяйства в период становления рыночных отношений.

Государственное регулирование инновационных процессов использует следующие инструменты:

– социально-экономические и научно-технические прогнозы государственной политики в области финансов, цен, денежного обращения, воспроизводственной структурной политики и др.;

– государственно-административные, общеэкономические и рыночные регуляторы;

– государственные и региональные программы, балансы и модели оптимизации экономических процессов;

– государственные заказы и современные контрактные системы;

– индикативные механизмы и регуляторы деятельности государственных предприятий, а также организаций других форм собственности;

– механизм интеграции регуляторов и структур.

В период осуществления рыночных реформ в Узбекистане деятельность государства направлена на всемерное поощрение внедрения и распространение инноваций.

Использование новых видов техники, технологии, методов управления и организации производства позволит существенно расширить номенклатуру и объем производства и на этой основе повысить конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынке.

Представляется целесообразным, чтобы государственная инновационная политика:

– содействовала повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;

– ориентировалась на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;

– сочетала государственное регулирование инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма;

– содействовала развитию межрегионального и международного трансферта технологий, международного инвестиционного сотрудничества, защите интересов национального инновационного предпринимательства.

В настоящее время формами государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности, определяемыми законодательством и иными нормативно-правовыми актами Республики Узбекистан, являются:

– освобождение научно-технических и инновационных работ, выполняемых по госзаказам, от налога на добавленную стоимость (НДС);

– временное освобождение патентовладельцев — физических лиц (лицензиаров) и пользователей — физических лиц (лицензиатов) объектов промышленной собственности, запатентованных в Республике Узбекистан, от налога на прибыль;

– освобождение сумм грантов, получаемых физическими лицами от международных организаций и фондов, а также в рамках международных соглашений Республики Узбекистан по научно-техническому сотрудничеству, от подоходного налога;

– освобождение оборудования, поступающего по фантам международных организаций и фондов, а также в рамках международных соглашений Республики Узбекистан по научно-техническому сотрудничеству, от НДС, акцизного налога и таможенных пошлин;

– возможность использования объектов интеллектуальной собственности (ОИС) в качестве вклада в уставный фонд и в других коммерческих целях;

– сокращение сроков амортизации основных фондов;

– льготные госпошлины за патентование объектов промышленной собственности (ОПС), создаваемых в рамках госзаказа.

Именно благодаря такой поддержке государства, многие компании импортируют оборудование и технологии, позволяющие производить конкурентоспособные товары и услуги не только для потребления внутри страны, но и для экспорта. Так, отечественные компании получают самые современные комплексы по производству высокотехнологичной продукции, строительных материалов, продуктов питания, полиграфической продукции, модернизации уже существующего производства, расширения номенклатуры товаров и слуг для повышения производительности труда.

К инновационной деятельности предпринимательства можно отнести:

– изготовление нового, неизвестного потребителям блага или создание нового качества того или иного блага;

– внедрение нового, для данной отрасли промышленности еще практически неизвестного метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара;

– освоение нового рынка сбыта, т. е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет;

– получение нового источника сырья или полуфабрикатов независимо от того, существовал этот источник прежде или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать;

– проведение соответствующей реорганизации, например, обеспечение монопольного положения или подрыв монопольного положения другого предприятия.

Основными партнерами инновационных предприятий, создающих инновационный продукт и оказывающих услуги по его продвижению, являются производственные предприятия и научно-исследовательские учреждения, а финансовых — коммерческие банки, фондовые и валютные биржи. В экономике Узбекистана только формируется рисковый (венчурный) капитал, обслуживающий инновационную деятельность.

Поддержка инновационного предпринимательства должна способствовать преодолению субъектами инновационной деятельности барьеров организации, коммуникации, компетенции.

Литература:

  1. Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Россия — 2050: стратегия инновационного прорыва. — М.: ЗАО «Экономика», 2004. — С. 375.
  2. Романовский М. В., Белоглазова Г. И. Финансы и кредит: учебник. — М.: Высшее образование, 2006. — С. 57
  3. Финансы: Учебник для вузов./ Под ред. проф. Л. А. Дробозиной. — М.: ЮНИТИ, 2001. — С. 17.
  4. Никитина Н. В. Финансовый менеджмент. — М, КНОРУС, 2009. — С. 23.

5. Anvarovich, Nozimov Eldor. «Banks' loans to reduce the risk of leasing lines». Indonesian Journal of Innovation Studies 10.1 (2020).

  1. https://cyberleninka.ru/article/n/rol-innovatsionnogo-predprinimatelstva-v-selskom-hozyaystve
Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, инновационное предпринимательство, государственная научно-техническая политика, инновационная деятельность, государственное регулирование, инновационный процесс, мировой уровень, монопольное положение, научно-техническое сотрудничество, отечественная продукция.


Ключевые слова

предприятие, инновация, экономика, финансы, механизм, прогноз, механизм инновационного развития, кластерные структуры, предпринимательства

Похожие статьи

Основные направления государственной инновационной...

Научно-техническое лидерство — это доказательство правильности выбранного стратегического курса и тактических действий по формированию и проведению государственной инновационной политики. Научно-техническое лидерство является...

Цели и содержание государственной инновационной политики

К целям инновационной политики государства можно отнести: повышение уровня и результатов инновационной активности, увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью в ВВП...

Государственная поддержка инновационной деятельности...

Ключевые слова: инновационная деятельность, государственная поддержка инновационной деятельности, развитие инновационной деятельности. Одним из главных курсов государственной инновационной политики, которое служит немаловажным условием на...

Государственная поддержка инновационной деятельности

К формам государственной поддержки научной инновационной деятельности относят

Государство осуществляет регулирование инновационных процессов как прямыми, так и

9. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика...

Методы государственного регулирования в инновационной...

«Государственная инновационная политика — это составная часть социально-экономической государственной политики, направленная на развитие и стимулирование инновационной деятельности, под которой понимается создание новой или усовершенствованной продукции...

Отечественный опыт государственного регулирования...

Отечественный опыт государственного регулирования инновационных процессов в промышленности.

инновационный процесс , государственное регулирование , инновационная политика, создание условий, государственная инновационная политика...

Региональная инновационная политика: проблемы...

В данной статье анализируется государственная инновационная политика России и сделан акцент на необходимости развития региональной

Авдаева М. М. Региональная инновационная политика: проблемы государственного регулирования и зарубежный опыт...

Государственная поддержка инновационного... | Молодой ученый

Фонд финансирования инновационной научно-технической деятельности, образованный Постановлением Президента Республики Узбекистан в 2002 г. (№ 436) в целях дальнейшего развития инновационной деятельности позволил сосредоточить и направить имеющиеся...

Инновационная политика экономики России | Статья в сборнике...

Основы государственной инновационной политики России были заложены с принятием 23 августа 1996 г. Федерального закона № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». В законе прописана государственная поддержка...

Инновационная деятельность в российской экономике

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист...

Похожие статьи

Основные направления государственной инновационной...

Научно-техническое лидерство — это доказательство правильности выбранного стратегического курса и тактических действий по формированию и проведению государственной инновационной политики. Научно-техническое лидерство является...

Цели и содержание государственной инновационной политики

К целям инновационной политики государства можно отнести: повышение уровня и результатов инновационной активности, увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью в ВВП...

Государственная поддержка инновационной деятельности...

Ключевые слова: инновационная деятельность, государственная поддержка инновационной деятельности, развитие инновационной деятельности. Одним из главных курсов государственной инновационной политики, которое служит немаловажным условием на...

Государственная поддержка инновационной деятельности

К формам государственной поддержки научной инновационной деятельности относят

Государство осуществляет регулирование инновационных процессов как прямыми, так и

9. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика...

Методы государственного регулирования в инновационной...

«Государственная инновационная политика — это составная часть социально-экономической государственной политики, направленная на развитие и стимулирование инновационной деятельности, под которой понимается создание новой или усовершенствованной продукции...

Отечественный опыт государственного регулирования...

Отечественный опыт государственного регулирования инновационных процессов в промышленности.

инновационный процесс , государственное регулирование , инновационная политика, создание условий, государственная инновационная политика...

Региональная инновационная политика: проблемы...

В данной статье анализируется государственная инновационная политика России и сделан акцент на необходимости развития региональной

Авдаева М. М. Региональная инновационная политика: проблемы государственного регулирования и зарубежный опыт...

Государственная поддержка инновационного... | Молодой ученый

Фонд финансирования инновационной научно-технической деятельности, образованный Постановлением Президента Республики Узбекистан в 2002 г. (№ 436) в целях дальнейшего развития инновационной деятельности позволил сосредоточить и направить имеющиеся...

Инновационная политика экономики России | Статья в сборнике...

Основы государственной инновационной политики России были заложены с принятием 23 августа 1996 г. Федерального закона № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». В законе прописана государственная поддержка...

Инновационная деятельность в российской экономике

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист...

Задать вопрос