Методология оценивания затрат на качество | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 августа, печатный экземпляр отправим 2 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Уткин, Д. Ю. Методология оценивания затрат на качество / Д. Ю. Уткин, А. С. Селиверстов, В. В. Постнов, А. Р. Семидотченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 10 (300). — С. 200-202. — URL: https://moluch.ru/archive/300/67820/ (дата обращения: 07.08.2020).



Статья рассматривает методологию оценивания затрат на качество в системе менеджмента качества, ее ключевые цели, виды анализа затрат на качество.

Ключевые слова: методология, оценка, затраты, качество, предприятие, менеджмент, система менеджмента качества, анализ.

The article considers the methodology for assessing the cost of quality in the quality management system, its key objectives, types of analysis of quality costs.

Keywords: methodology, assessment, costs, quality, enterprise, management, quality management system, analysis.

Учитывая большую конкуренцию, каждое решение в сфере качества должно экономически обосновываться.

Экономическая оценка затрат на качество — это инструмент, определяющий возможный исход решений, которые были приняты в СМК, оценивающий потери, вызванные дефектами, а также анализирующий эти расходы. Учет, анализ и оценка затрат нужны для управления:

− вложениями в повышение качества;

− качеством изготавливаемого продукта;

− совершенствованием технологий производства;

− изменением производственного процесса;

− созданием продукта;

− интересом поставщиков и потребителей.

Важным элементом финансовой стратегии считается анализ и оценка затрат на качество. Многие не совсем правильно понимают деятельность, которую под этим подразумевают. Эта деятельность включает в себя научное обоснование действий предприятия в сфере качества и способствует определению наиболее подходящего варианта дальнейших действий.

Оценку затрат проводят для получения экономической информации тогда, когда руководство принимает какие-либо решения в сфере качества. Данная оценка проводится по разным критериям, на что значительно влияют цели предприятия.

Выделяют несколько главных методов оценки и анализа затрат на качество. При выборе какого-либо конкретного метода следует опираться на цели, которые стоят перед руководителями организации. Нужно иметь четкое представление о том, какую информацию нужно получить с помощью анализа, и определить, возможно ли ее получить с помощью выбранного метода.

Ключевые цели анализа и оценки затрат:

− оценивание вложений в повышение качества:

− обеспечение необходимого качества продукта, учитывая минимальные расходы на его создание и эксплуатацию;

− установление взаимосвязи расходов на качество и итогов хозяйственной деятельности организации;

− выявление критических областей производства, требующих доработки.

Анализ затрат на качество осуществляется в нескольких направлениях.

В таблице 1 представлена информация о том, при каких условиях возможно применение каждого вида анализа.

Таблица 1

Виды анализов затрат на качество

п.п.

Вид анализа

Цели проведения анализа

1

Анализ потерь из-за неудовлетворенного качества продукции

Определение, анализ и оценка потерь вследствие неудовлетворительного качества на различных этапах жизненного цикла продукции

2

Анализ потенциальных источников потерь

Определение, анализ и оценка потерь вследствие неудовлетворительного качества на различных этапах жизненного цикла продукции, выбор приоритетных направлений работ по улучшению качества продукции и совершенствованию менеджмента качества

3

Анализ по видам затрат на качество в соответствии с квалификацией А.Фейгенбаума

Постоянная идентификация, определение, анализ и оценка затрат на обеспечение качества; снижение и оптимизация затрат на качество; мониторинг изменения различных видов затрат на качество

4

Анализ затрат на качество по видам деятельности

Мониторинг и постоянная оценка затрат на качество; снижение и оптимизация затрат на качество; выявление неэффективных видов деятельности в системе менеджмента качества; оперативное решение проблем в области менеджмента качества; анализ и оценка инвестиций в улучшение качества продукции и совершенствование системы менеджмента качества

5

Анализ затрат на качество, связанных с процессами

Мониторинг и постоянная оценка затрат на качество; выявление неэффективных видов деятельности в системе менеджмента качества; оперативное решение проблем в области качества

Рассмотрим третий и четвертый методы более подробно на примере. Третий используют в том случае, когда есть необходимость в постоянном распознавании и контролировании затрат в сфере качества. Необходимые для этого данные можно получить с помощью бухгалтерского учета расходов на качество. Причем допускается анализ не только конкретных величин затрат, но и также их процентного соотношения и изменения во времени.

Необходимо учитывать, что:

− на спрос продукта влияет не только качество, но и другие факторы, которые чаще всего невозможно контролировать;

− во время проведения мероприятий, направленных на совершенствование качества, невозможно избежать капитальных вложений. Соответственно, некоторые виды затрат поддаются изменениям вне зависимости от качества продукта;

− на первых стадиях внедрения СМК обязательно произойдут внутренние потери, так как будет увеличена эффективность контроля.

Следующий метод используют в том случае, когда нужно распознать критические сферы производства, оптимизировать все расходы на качество, определить те виды деятельности, которые не будут являться эффективными, уменьшить расходы, не нанося ущерб качеству продукта.

При таких условиях источником информации будет являться управленческий учет.

Планирование и учет затрат на качество основываются на бюджетах подразделений организации. С помощью бюджетного способа планирования возможно проведение анализа затрат следующими способами:

  1. Мониторинг отклонений фактических расходов на качество от плановых согласно сметам по всем видам деятельности.
  2. Выявление тенденций изменения во времени расходов на качество и отдельных групп расходов.
  3. Анализ эффективности применения финансовых ресурсов.
  4. Анализ вложений в совершенствование качества.

Есть возможность применять любой из этих способов как самостоятельный вид анализа, но для наилучшего результата лучше всего использовать их в совокупности.

Для того, чтобы оценить влияние и найти взаимосвязь затрат на качество с экономическими показателями, используются общие и частные критерии.

Общими можно считать отношение величины затрат на качество к объему продаж, размеру прибыли, себестоимости и к величине затрат на качество за предыдущий период. Частные критерии определяет экономическая служба предприятия.

К частным относят:

− соотношение видов затрат на качество;

− отношение затрат на улучшение качества к размеру прибыли;

− отношение потерь к расходам на их предотвращение.

Подводя итоги, следует отметить, что анализ и оценка затрат должны являться средством определения малоэффективных действий предприятия, а также основой для создания новых финансовых подходов к инновациям.

Литература:

  1. Шмелева, А. Н. Оценка эффективности менеджмента и систем менеджмента качества / А. Н. Шмелева, Р. М. Нижегородцев. — М.: Русайнс, 2016. — 320 c.
  2. Окрепилов В. В. Управление качеством. — М.: Экономика, 2017. — 633 с.
  3. Суриков В. В. Экономика качества: Учебное пособие / В. В. Ефимов. Ульяновск: — УлГТУ, 2016. — 123 с.
  4. Керимов, В. Э. Методы управления затратами на качество. М.: Маркетинг, 2016. — С. 151–176.
  5. Серегин, В. Э. Развитие теории систем учета, оценки и управления затратами на качество / В. Э. Серегин // Стандарты и качество. — 2018.– № 4. — С.52.
Основные термины (генерируются автоматически): качество, оценка затрат, анализ, сфера качества, система менеджмента качества, анализ затрат, вид деятельности, жизненный цикл продукции, неэффективный вид деятельности, неудовлетворительное качество.


Похожие статьи

Совершенствование качества продукции как ключевой...

Низкое качество строительной продукции, главным образом, обусловлено неэффективной системой менеджмента качества, а также недостаточным вниманием к вопросам

Качество продукции является одним из ключевых показателей деятельности строительной компании.

Управление расходами компании для обеспечения качества...

Приведен пример расчета затрат на качество продукции. Перечислены задачи по учету затрат, которые стоят перед управляющими для эффективной работы компании. Раскрыты ключевые правила управления затратами, а также методы, которые используют в управленческом учете...

Теоретические основы качества продукции, работ, услуг...

Измерение и анализ финансовых затрат, непосредственно связанных с качеством производимой продукции и услуг, стали очень популярны после того, как Дж. Джуран впервые назвал убытки из-за низкого качества "золотой жилой". Выдающихся успехов в обеспечении...

Оценка качества выпускаемой продукции и эффективность...

Повышение качества выпускаемой продукции кооперативными предприятиями, ее надежности, экономичности, улучшения эстетических свойств — важная проблема, решение которой позволит повысить эффективность деятельности. Ключевые слова: качество продукции, системы...

Анализ подходов к оценке результативности систем...

Анализ предлагаемых различными исследователями методик к оценке результативности систем менеджмента качества позволил обобщить и сгруппировать их следующим образом (рисунок 1): Оценка результативности СМК проводится на основе анализа степени достижения...

Экономика и управление качеством на предприятии

Обеспечение качества продукции связано с затратами. Качество продукции должно гарантировать потребителю удовлетворение его запросов, ее надежность и экономию затрат. Эти свойства формируются в процессе всей воспроизводственной деятельности предприятия...

Проектирование процесса управления затратами на качество

На успешном предприятии, как правило, эффективно функционирует система менеджмента качества, которая основана на процессном подходе [1]. На основе процессного подхода в организации должны быть определены процессы проектирования...

Обеспечение качества продукции на современных...

Анализ этих условий показывает, что стратегия обеспечения качества продукции на современных предприятиях автомобилестроения определяется тремя факторами — человеческими ресурсами, структурой затрат и системой качества.

Основные принципы и методы управления затратами на...

управление затратами на всех стадиях жизненного цикла продукции. Жизненный цикл продукции составляет процесс создания, разработки, производства, эксплуатации, обращения и утилизации продукта; органическое сочетание снижения затрат с высоким качеством...

Уровень качества выпускаемой продукции предприятия и его...

Эффективность системы управления качеством является важным фактором обеспечения качества продукции; технический контроль качества является эффективным инструментом СМК в обеспечении того, чтобы целевые показатели соответствовали фактическим результатам.

Похожие статьи

Совершенствование качества продукции как ключевой...

Низкое качество строительной продукции, главным образом, обусловлено неэффективной системой менеджмента качества, а также недостаточным вниманием к вопросам

Качество продукции является одним из ключевых показателей деятельности строительной компании.

Управление расходами компании для обеспечения качества...

Приведен пример расчета затрат на качество продукции. Перечислены задачи по учету затрат, которые стоят перед управляющими для эффективной работы компании. Раскрыты ключевые правила управления затратами, а также методы, которые используют в управленческом учете...

Теоретические основы качества продукции, работ, услуг...

Измерение и анализ финансовых затрат, непосредственно связанных с качеством производимой продукции и услуг, стали очень популярны после того, как Дж. Джуран впервые назвал убытки из-за низкого качества "золотой жилой". Выдающихся успехов в обеспечении...

Оценка качества выпускаемой продукции и эффективность...

Повышение качества выпускаемой продукции кооперативными предприятиями, ее надежности, экономичности, улучшения эстетических свойств — важная проблема, решение которой позволит повысить эффективность деятельности. Ключевые слова: качество продукции, системы...

Анализ подходов к оценке результативности систем...

Анализ предлагаемых различными исследователями методик к оценке результативности систем менеджмента качества позволил обобщить и сгруппировать их следующим образом (рисунок 1): Оценка результативности СМК проводится на основе анализа степени достижения...

Экономика и управление качеством на предприятии

Обеспечение качества продукции связано с затратами. Качество продукции должно гарантировать потребителю удовлетворение его запросов, ее надежность и экономию затрат. Эти свойства формируются в процессе всей воспроизводственной деятельности предприятия...

Проектирование процесса управления затратами на качество

На успешном предприятии, как правило, эффективно функционирует система менеджмента качества, которая основана на процессном подходе [1]. На основе процессного подхода в организации должны быть определены процессы проектирования...

Обеспечение качества продукции на современных...

Анализ этих условий показывает, что стратегия обеспечения качества продукции на современных предприятиях автомобилестроения определяется тремя факторами — человеческими ресурсами, структурой затрат и системой качества.

Основные принципы и методы управления затратами на...

управление затратами на всех стадиях жизненного цикла продукции. Жизненный цикл продукции составляет процесс создания, разработки, производства, эксплуатации, обращения и утилизации продукта; органическое сочетание снижения затрат с высоким качеством...

Уровень качества выпускаемой продукции предприятия и его...

Эффективность системы управления качеством является важным фактором обеспечения качества продукции; технический контроль качества является эффективным инструментом СМК в обеспечении того, чтобы целевые показатели соответствовали фактическим результатам.

Задать вопрос