Кочевой лагерь: поиск и инноватика | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (30) июль 2011 г.

Статья просмотрена: 195 раз

Библиографическое описание:

Слепцов, Ю. А. Кочевой лагерь: поиск и инноватика / Ю. А. Слепцов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 7 (30). — Т. 2. — С. 121-122. — URL: https://moluch.ru/archive/30/3497/ (дата обращения: 20.04.2024).

Рассматривается работа кочевого лагеря для детей коренных малочисленных народов Севера по обучению родному языку и культуре.

Ключевые слова: малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, проблема, язык, дети, кочевой лагерь, эвены, этнопедагогика.

Глобальный процесс интеграции культур разных народов современности оказывают деформирующее воздействие на этническую культуру разных народов.

В период всепроникающей глобализации общества роль развития народного воспитания, т.е. этнопедагогики возрастает, она требует воспитание детей в духе согласия, мира и уважения к национальной культуре, языку, истории других народов.

Проблема сохранения родного языка среди коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в период промышленным освоением их места

Применение различных методов народного воспитания в дальнейшем должно стать той формой, которая даст свои результаты в деле сохранения культуры, родного языка, традиционных видов хозяйствования и образа жизни. Одной из таких поисковых форм можно считать организацию кочевого лагеря для детей эвенов во время летних каникул. По сути, кочевой лагерь является как объект педагогической инноватики – процесс возникновения, развития и освоение инноваций в образовании учащихся, ведущий к прогрессивным изменениям качества их образования.

Эвены – коренные малочисленные народы Севера. Ранее в этнографической литературе эвены известны были как ламуты. Они являются коренным населением Республики Саха (Якутия), Хабаровского и Камчатского края, Магаданской области, их материальная и духовная культура распространена от Енисея до Тихого океана, т.е. весьма обширном пространстве. Численность по данным переписи 2002 г. в Российской Федерации составила – 19071 чел., из них в Республике Саха (Якутия) – 11657 человек.

Под педагогической инновацией понимается нововведение - целенаправленные изменения, вносящие в образование новые элементы и вызывающие его переход из одного состояния в другое, с позитивными изменениями относительно выбранных параметров. Образование рассматривается как социально, культурно и личностно детерминированная образовательная деятельность, в процесс обновления которой включены субъекты этой деятельности. [1.c.14]

Организация временных детских коллективов, одним из которых является кочевой лагерь, создает своеобразный, близкий для их участия этнопедагогический микросоциум. Благодаря этому есть возможность сохранить этнопедагогические традиции, что может противостоять полной ассимиляции и деэтнизации эвенов.

Кочевой лагерь - очень эффективный механизм погружения и укоренения детей в родную культурную среду. Общение на родном языке, игровые занятия, изучение культуры и истории своего народа, культурно-бытовых навыков и традиций оказывает очень глубокое влияние на осознание ребенком своей этнической принадлежности [2.с.104].

Традиционное воспитание хорошо приспособлено к вполне определенным хозяйственно-экономическим условиям. [3.с.6] Исходя из этого, в лагере применялись различные формы обучения: игры, национальное шитье, традиционное занятие – оленеводство, а также изучение обрядов, обрядов и других различных видов фольклора формирует у детей своей значимости и необходимости.

Известно, что фольклор как ценнейший языковый материал широко используется в обучении и воспитании. Обращение к фольклорному материалу помогает по-другому взглянуть на окружающий мир: развиваются чувства ребенка, создается эмоциональный тонус, то есть пережитые чувства способствуют появлению знаний, которые затем становятся убеждениями. [4.с.21]

Основным видом традиционного хозяйствования момских эвенов является домашнее оленеводство. Оленеводство – это отрасль, которая в течении времени почти не подверглась внешним воздействиям и изменениям, по сравнению с рыболовством и охотничьим промыслом. Многие оленеводы говорят «Наш народ будет жить, пока есть олени. Не станет оленя – не будет и нашего народа». [5. с.23] И в настоящее время в оленстадах сохранились эвенские названия орудий труда, животных, места кочевок и т.д.

Первые шаги по созданию кочевого лагеря были сделаны в 2000 г., на базе оленеводческой базы «Чолой» в Момском улусе был организован лагерь «Нелтэнкэ».

Создание естественной среды благотворно повлияло на детей, они легче стали воспринимать родной эвенский язык, различные игры, ведения кочевой жизни. Освоение ребенком родного языка оказывает на него благоприятное влияние: с его помощью он познает мир, приобщается к национальной культуре, через него ощущает себя представителем той или иной нации. Родной язык формирует в нем сопричастность к истории своего народа, гордость за своих предков, определяет общее развитие ребенка. [6.с.149]

В первых кочевых лагерях привлекались дети оленеводов, в дальнейшем стали привлекать детей, которые в силу специфики жизнедеятельности, не имеют возможности вести кочевой образ жизни или отправить к родственникам в оленеводческие стада. Тем самым кочевой лагерь сообразно играет роль семейного воспитателя. Исходя из задачи, в лагерь набираются дети разного возраста.

В ходе работы кочевого лагеря воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт. Собираются и систематизируются народные знания о воспитании и обучении детей, народная мудрость, отраженная в легендах, сказках, песнях, играх, национальном шитье, в семейном и общинном укладе, быте, традициях, применение всего педагогического потенциала, оказывающего влияние на процесс формирования личности.

В лагере были проведены следующие мероприятия:

• обучение в летний период на местах кочевья оленеводческих стад с помощью опытных преподавателей и наставников детей из числа эвенов родному языку;

• непосредственное участие детей в производственной деятельности оленеводов. Например, совместно с взрослыми оленеводами пасти домашних оленей с изучением методов ведения традиционного вида хозяйствования, т.е. правильный уход за домашними оленями и т.п.;

• изучение топонимики способствует познанию родного языка, так как многие местности имеют названия на эвенском языке.

• этноэкологическое воспитание на природе. В этноэкологии считается, что каждый объект в природе (река, гора, дерево и т.п.) имеет своих духов.

Основным занятием было изучение родного эвенского языка, обычаев и культуры предков. Дети учились по родному языку каждый день по 1-2 часа. Во внеурочное время старались говорить на эвенском языке, например, во время приготовления пищи, работы и отдыха. Такой способ помогает детям быстро освоить слова из повседневного обихода. Кроме этого, дети учили песни и стихи, что тоже позволяло запоминать слова, понять их смысл. Конечно, дети вначале с трудом говорили и запоминали эвенский язык, стихи читали с помощью шпаргалок, но в конце занятий довольно легко стали читать и запоминать стихи, при разговоре многое из сказанного понимали, некоторые поддерживали общение. Одними из факторов, определяющих интерес к познанию родного языка, являются различные легенды, связанные с топонимикой родного края. Дети, слыша легенды, осваивали не только слова, но и их смысл и понятие.

Организация временных детских коллективов, одним из которых является кочевой лагерь, создает своеобразный, близкий для их участия этнопедагогический микросоциум. Благодаря этому есть возможность сохранить этнопедагогические традиции, что может противостоять полной ассимиляции и деэтнизации коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Подобный опыт работы можно применить ко всем народам, ведущим кочевой образ жизни. Опыт кочевого лагеря стали применять в различных регионах, внеся свои коррективы и новации исходя из своих возможностей.


Литература:

  1. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. Высших заведений/ А.В.Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.

  2. Слепцов Ю.А. Кочевой лагерь как летняя школа по обучению родному языку малочисленных народов Севера.//Наука и образование.-2009.-№1.-120 с.

  3. Оконешникова А.П., Романова Е.Н. Этнография детства: учебное пособие. – Якутск: Изд-во Якутского госуниверситета, 2008. – 170 с.

  4. Банаканова Е.Е. Быт и культура эвенов: Пособие для учителя начальной эвенской школы. – М.: ИНПО, 2001. -168 с.

  5. Йонни-Лео Йернслеттен, Клоков К. Устойчивое оленеводство.: Центр саамских исследований Университета Тромсё, 2002-2003. – 160 с.

  6. Дегтярев А.М., Дегтярева Р.Г. Слепцов Ю.А. По родным местам…(топонимика Момского улуса. Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2005. 32 с.

Врезка1

Основные термины (генерируются автоматически): родной язык, кочевой лагерь, малочисленный народ Севера, Дальний Восток, ребенок, Сибирь, эвенский язык, народное воспитание, национальная культура, национальное шитье.


Ключевые слова

дети, малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, проблема, язык, дети, кочевой лагерь, эвены, этнопедагогика., этнопедагогика

Похожие статьи

Традиционная культура народов Севера в современном...

родной язык, малочисленный народ Севера, эвен, хозяйственная деятельность, Томпонский улус, межкультурный диалог, традиционная культура, село, Кобяйский улус, Среднеколымский улус.

Народное воспитание детей эвенов | Статья в журнале...

Народное воспитание детей эвенов. Автор: Слепцов Юрий Алексеевич.

Эвены — коренные малочисленные народы Севера.

Многие дети жили и учились в интернатах, т. е. были оторваны от родителей, что негативно отразилось на сохранность эвенского языка.

Воспитание толерантности средствами изучения фольклора...

Базой воспитания терпимости, толерантности, национально-этнической самоидентификации народов, является образование.

В Николаевском-на-Амуре педагогическом колледже коренных малочисленных народов Севера, а ныне КГБ ПОУ НПГТ. в котором я работаю...

Власть и коренные народы Северо-Востока России...

малочисленный народ Севера, коренное население, коренной народ Севера, родной язык, русский язык, Якутия, кочевой образ жизни, народ Севера, народ, традиционное хозяйство.

Детская литература коренных малочисленных народов Севера...

Основные термины (генерируются автоматически): детская литература, ребенок, родной язык, юкагирский язык, книга, сказка

Из истории изучения олонхо в секторе якутского фольклора Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН.

Взаимодействие культур народов Севера (на примере...)

По языку и культуре они наиболее близки к эвенкам (тунгусам). В дореволюционной литературе эвенов (ламутов) также относили к тунгусам.

Общественно-политическое положение коренных малочисленных народов Севера Якутии во второй половине 1990-х гг.

Этнические и локальные традиции в современной духовной...

В условиях трансформационных процессов этнографические исследования коренных малочисленных народов Севера приобретают новые

Особенно это ярко прослеживается в группе эвенов, где продолжают сохраняться традиционная система хозяйства и родной язык.

Концепт «начального времени» в эпосе эвенков

Фольклорное мышление осуществляется через концепты, существующие в той или иной этнической культуре.

— 228с. — (Памятники этнической културы коренных малочисленных народов севера, Сибири и Дальнего Востока; Т.20).

Одежда народов Сибири

Народный костюм всегда был отличительной основой народов Севера. По народному костюму можно было всегда отличить разные народы.

Будучи, по сути, консервативным элементом национальной культуры, одежда в Сибири во многом сохранила названия, технологию...

Похожие статьи

Традиционная культура народов Севера в современном...

родной язык, малочисленный народ Севера, эвен, хозяйственная деятельность, Томпонский улус, межкультурный диалог, традиционная культура, село, Кобяйский улус, Среднеколымский улус.

Народное воспитание детей эвенов | Статья в журнале...

Народное воспитание детей эвенов. Автор: Слепцов Юрий Алексеевич.

Эвены — коренные малочисленные народы Севера.

Многие дети жили и учились в интернатах, т. е. были оторваны от родителей, что негативно отразилось на сохранность эвенского языка.

Воспитание толерантности средствами изучения фольклора...

Базой воспитания терпимости, толерантности, национально-этнической самоидентификации народов, является образование.

В Николаевском-на-Амуре педагогическом колледже коренных малочисленных народов Севера, а ныне КГБ ПОУ НПГТ. в котором я работаю...

Власть и коренные народы Северо-Востока России...

малочисленный народ Севера, коренное население, коренной народ Севера, родной язык, русский язык, Якутия, кочевой образ жизни, народ Севера, народ, традиционное хозяйство.

Детская литература коренных малочисленных народов Севера...

Основные термины (генерируются автоматически): детская литература, ребенок, родной язык, юкагирский язык, книга, сказка

Из истории изучения олонхо в секторе якутского фольклора Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН.

Взаимодействие культур народов Севера (на примере...)

По языку и культуре они наиболее близки к эвенкам (тунгусам). В дореволюционной литературе эвенов (ламутов) также относили к тунгусам.

Общественно-политическое положение коренных малочисленных народов Севера Якутии во второй половине 1990-х гг.

Этнические и локальные традиции в современной духовной...

В условиях трансформационных процессов этнографические исследования коренных малочисленных народов Севера приобретают новые

Особенно это ярко прослеживается в группе эвенов, где продолжают сохраняться традиционная система хозяйства и родной язык.

Концепт «начального времени» в эпосе эвенков

Фольклорное мышление осуществляется через концепты, существующие в той или иной этнической культуре.

— 228с. — (Памятники этнической културы коренных малочисленных народов севера, Сибири и Дальнего Востока; Т.20).

Одежда народов Сибири

Народный костюм всегда был отличительной основой народов Севера. По народному костюму можно было всегда отличить разные народы.

Будучи, по сути, консервативным элементом национальной культуры, одежда в Сибири во многом сохранила названия, технологию...

Задать вопрос