Автор: Паукова Анна Михайловна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (30) июль 2011 г.

Статья просмотрена: 261 раз

Библиографическое описание:

Паукова А. М. Возможности системы дополнительного образования в формировании познавательной активности учащихся средствами туризма // Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.2. — С. 113-115.

По результатам всероссийской научно-практической конференции «Пути развития и совершенствования детско-юношеского, молодежного и оздоровительного туризма», прошедшей в Москве 4-5 декабря 2010г следует, как отмечают респонденты, за последние годы сократилось финансирование туристско-краеведческой деятельности. Это не дает возможности поддержки со стороны государства востребованной учащимися ТКД. «100% респондентов считают наиболее важным для улучшения детско-юношеского и спортивно-оздоровительного туризма в России разработку и реализацию федеральной и региональных программ развития. Кроме того, более 64% специалистов считают необходимым координацию работы федеральных и региональных организаций детско-юношеского туризма в целях дальнейшего развития туристско-краеведческой деятельности…. Обработка и анализ анкетного опроса высокопрофессиональных специалистов и экспертов дает возможность квалифицированно ответить на основные проблемные вопросы о состоянии и возможностях сохранения туристско-краеведческой деятельности в стране».

Проблема образования в туризме приобретает особую остроту и жизненную необходимость как для всего общества в целом, так и для всестороннего развития молодежи. В условиях научно-технического и социального прогресса возрастает потребность в усвоении человеком большого объема разнообразной информации, быстром обновлении знаний, совершенствования умений. Но, в то же время, наблюдается тенденция в отсутствии интереса у подрастающего поколения к событиям и жизнедеятельности окружающего мира. Важными направлениями современного образования являются развитие школы будущего и сети дополнительного образования в сфере туризма с целью приобщения подростков к культурной жизни в обществе, к сосуществованию в коллективе. Одним из основных видов деятельности педагогических кадров на данном этапе является развитие у подрастающего поколения познавательной активности, побуждение учащихся мыслить самостоятельно, умению анализировать окружающую действительность.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства России от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) туризм рассматривается как существенная составляющая инновационного развития нашей страны в долгосрочной перспективе, экономически выгодная и экологически безопасная отрасль национальной экономики.

Основными целями современной системы образования являются интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией.

Процессы реформирования российской образовательной системы задают новые стандарты государственного образования, которые призваны сформировать в личности учащихся мотивационную и операциональную готовность к познанию и самообразованию. Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт. Личностно-ориентированная модель образования изменяет прежнюю стратегию подхода к учащимся и формирует новые цели образования, направленные на максимальное раскрытие и развитие индивидуальных способностей личности.

В педагогике значение термина «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. И более узком (собственно психологическом) значении, этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. В трактовке Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова учебная деятельность – это один из видов деятельности учащихся (школьников, студентов), направленный на усвоение теоретических знаний и способствующий интенсивному развитию мышления. Учебная деятельность является частью, специфической разновидностью учения, которая специально организуется, чтобы учащийся, осуществляя ее, изменял самого себя. [2, 4]

Рассматривая вышеизложенное, следует обратить внимание на то, что качественная характеристика знаний учащихся должна включать в себя не только привычные ЗУНы и стоящие за ними приемы, действия и операции с учебным материалом, но и овладение приемами самоконтроля, самооценки. Самоконтроль, самооценка, самоанализ – понятия, характеризующие рефлексию. Рефлексия является одним из главных критериев формирования познавательной активности у учащихся. Психологическая готовность к самоопределению, как отмечается в работах Выготского Л.С., Гуткиной Н.И., Кон И.С., Лихачева Д.С., Мудрика А.В. и др., предполагает формирование у учащихся выпускных классов таких психологических образований и механизмов, которые обеспечивают им в дальнейшем сознательную и активную творческую и созидательную жизнь.

Проблема формирования саморегуляции продиктована тенденциями развития общества, которое предъявляет к личности проявления самостоятельности, целеустремленности, мотивации к достижению успеха. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку обдуманного, понятого каждым учебного материала. Цель рефлексии заключается не только в зафиксированном результате, но и в умении выстраивать смысловые цепочки, сравнивать способы и методы, применяемые другими со своими. Эффективность образовательного процесса, успешность учебно-познавательной деятельности обеспечивается такой позицией учащихся, когда накапливается их субъективный опыт, предполагающий передачу им инициативы в построении учебного познания и индивидуального образовательного маршрута, содействуя эффективному развитию познавательной активности. Работа по формированию саморегуляции познавательной активности предполагает формирование всех групп общеучебных умений и навыков, а именно таких учебно-организационных и поисково-информационных умений и навыков, которые соответствуют структуре саморегуляции. [4] Желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат-знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат-умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащегося. Следует также обратить внимание на определение целей образования самими учащимися, их личностно-ориентированному выбору: что касается школьного обучения, то цели учащегося определяются требованиями школьной программы, а если рассматривать систему дополнительного образования, то цели учащегося выбираются им самим, что говорит о сильной личностно-мотивационной направленности. Но, приобретение новых знаний и умений, достаточно ограничено во времени, поэтому современная образовательная парадигма поставила в центр образовательной системы личность учащегося, его развитие, формирование у него познавательной активности. На наш взгляд, формирование познавательной активности как становление субъекта деятельности в значительной степени обусловлено индивидуальными особенностями человека и, с другой стороны, направлено на целостное развитие его индивидуальных свойств. Поэтому в решении проблемы формирования познавательной активности важное место занимают воздействия одновременно на все сферы человека. [3]

По мнению исследователей в области изучения формирования познавательной активности у учащихся, в номенклатуру общих целей по формированию этой активности необходимо включить:

- развитие всех компонентов учебной деятельности (мотивация учения, учебные действия, самоконтроль, самооценка);

- развитие составляющих интеллектуальной сферы (мышление в его различных видах и типах, качества ума, познавательные процессы, мыслительные операции, учебные умения, активизация механизмов самостоятельной интеллектуальной деятельности);

- развитие составляющих мотивационной сферы (интеллектуальная и познавательная потребности, потребности в достижении и в общении, направленность мотивации на овладение не только знаниями, но и способами действий, умение ставить цели учебной деятельности и стремление добиваться их выполнения);

- развитие составляющих эмоциональной сферы (гармоничное развитие различных чувств и эмоций, формирование адекватной самооценки, развитие умений понимать собственные эмоциональные состояния и причины, их порождающие, преодоление излишней эмоциональной напряженности и повышенной тревожности);

- в волевой сфере необходимо развить целеустремленность, самостоятельность в выполнении учебных действий;

- в предметно-практической сфере важно развить творческие способности в области педагогической теории и практики (способности к постановке проблем, к нахождению способов их решения, к анализу ситуаций и др.);

- в экзистенциальной сфере важно вырабатывать ценностные ориентации, плодотворные ориентации, способность "проектировать себя";

- в сфере саморегуляции необходимо вырабатывать независимость взглядов, суждений, подходов и т. п., свободу выбора и определения учебных задач, способов их решения, контроля результатов своей деятельности, необходимо развивать рефлексивные процессы (анализ учебных и познавательных действий, самоконтроль и самооценку), развивать способность управлять своими состояниями (эмоциональными, волевыми, мотивационными и др.), поведением. [3, 4, 5]

Развитие способности к самопознанию, самоизменению, рефлексии, самосовершенствованию и самореализации является необходимым условием образования и подготовки молодежи к самореализации. Именно в решении этих задач может помочь система дополнительного образования. В деятельности дополнительного образования, по мнению О.С.Газмана, чаще используются педагогические технологии, которые направлены на развитие «самости», самостоятельности человека, а именно: исследовательская, дискуссионная, моделирующая, рефлексивная, что в условиях классно-урочной системы школьного образования реализовать сложнее.

Согласно Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации, дополнительное образование детей – это «мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно». [6] Одним из направлений работы в системе дополнительного образования является туристско-краеведческая деятельность. Туризм имеет комплексный характер, основывается на знаниях из различных областей науки – географии, истории, биологии, краеведения, экологии, спорта. Туризм в своей основе строится на активном физическом и духовном развитии, в реализации и расширении знаний, что говорит о его образовательной функции. Образовательная функция туризма содержит в себе огромный потенциал по формированию у учащихся познавательной активности. Возвращаясь к вышеизложенному, следует подчеркнуть, что образовательная функция туризма как раз и содержит в себе развитие у учащихся учебно-организационных и поисково-информационных умений и навыков. Эти умения и навыки составляют учебно-познавательную коммуникативную деятельность. Коммуникативная деятельность человека является формой его реального существования. В условиях дополнительного образования коммуникативная деятельность учащихся занимает ведущее место и пронизывает их совместную практическую деятельность.

Совместная практическая деятельность учащихся в туристском объединении должна основываться, в первую очередь, на интересе, увлечении конкретным делом, осмыслении работы, и уже во вторую – на занятиях теоретического и практического характера по изучению основ туризма. К организации познавательной деятельности учащихся, развитию у них познавательной активности, а также к методике организации учебно-воспитательного процесса в условиях дополнительного образования по туристскому направлению требуется особый подход. Сущность учебно-познавательной сферы учащихся заключается в активном и целенаправленном поиске, в получении новых знаний. Процесс усвоения знаний, понятий должен быть неразрывно связан с их применением, поэтому организация познавательного процесса в туристском объединении располагает всеми необходимыми возможностями. Усвоение знаний учащимися носит активный характер, выражающийся в мыслительных операциях: анализе и синтезе, установлении причинно-следственных связей, обобщении и систематизации, абстракции и конкретизации. В основном, вся работа туристского направления носит практический характер. Особое место занимают наблюдения, когда учащиеся, выполняя какие-то самостоятельные действия, примеряют на себя роль исследователей, совершающих новые для себя открытия. Их интерес подкрепляется, пороги любознательности расширяются, отчетливо проявляются взгляды и убеждения. В учебно-познавательной деятельности чувственная ступень познания, мышление и практические действия находятся в тесной взаимосвязи, что способствует более эффективному развитию познавательной активности. Развитие познавательной активности через туристско-краеведческую деятельность позволяет осуществить интеграцию теоретических знаний в жизненную практику, что особенно значимо в допрофессиональной подготовке на современном этапе образования молодежи.


Литература:

  1. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

  2. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/Под ред.Д.Б. Эльконина, В.В Давыдова. М.,1962г.

  3. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века Новые ценности образования. Выпуск 6. М.: Инноватор, 1996.- 10-38

  4. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности. Калиниград, 1995г.

  5. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. - М.: «Дом педагогики», 1998г.

  6. Концепция развития системы дополнительного образования на 2008-2011 годы.

  7. www.pedagogics-book.ru

Основные термины (генерируются автоматически): познавательной активности, дополнительного образования, формирования познавательной активности, познавательной активности учащихся, развитию познавательной активности, эффективному развитию познавательной, системы дополнительного образования, учащихся познавательной активности, формировании познавательной активности, дополнительного образования детей, формирование познавательной активности, поколения познавательной активности, саморегуляции познавательной активности, познавательной деятельности учащихся, условиях дополнительного образования, повышения познавательной активности, Развитие познавательной активности, личности учащихся, критериев формирования познавательной, проблемы формирования познавательной.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос