Автор: Корнилов Дмитрий Сергеевич

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (3) март 2009 г.

Библиографическое описание:

Корнилов Д. С. Проблемы налогообложения бизнес-операций сельскохозяйственных предприятий // Молодой ученый. — 2009. — №3. — С. 63-67.

В данной статье будут рассмотрены проблемы обложения налогом на добавленную стоимость (НДС) предприятий, работающих в сфере сельского хозяйства, обозначены сложности, возникающие при определении налоговой базы в том случае, когда поставщиками товара, работы или услуги являются юридические лица, освобождённые законами Российской Федерации от уплаты НДС.

Анализируя последние тенденции в развитии малого и среднего бизнеса и поддержке предпринимательства в России, можно отметить несколько принципиальных особенностей. С одной стороны, государство в последнее время активно говорит о необходимости финансовых вливаний в реальный сектор экономики, развитие сельского хозяйства, поддержку малого и среднего бизнеса. С другой стороны, законотворческая деятельность федеральной власти либо вовсе не реагирует на подобные инициативы Президента и Правительства, либо делает это с существенным опозданием. Так, к примеру, финансовый кризис, нанёс ощутимый удар по производственному сектору, чтобы улучшить ситуацию, было принято решение о выделении средств коммерческим банкам, предназначенных для субсидирования реального сектора экономики. Однако, постановление Правительства РФ, которое определило бы чёткий порядок и механизмы получения государственной поддержки предприятиями через коммерческие банки, своевременно издано не было, что привело к проблемам, связанным с получением субсидий предприятиями.

Похожая ситуация сложилась в области уплаты НДС при проведении операций по купле-продаже сельскохозяйственной продукции.

Рассмотрим процесс формирования добавленной стоимости с точки зрения участников цепи реализации пшеничного хлеба: начальным сырьём для его производства является продовольственная пшеница. Отметим, что добавленная стоимость начинает формироваться в данном случае ещё при подготовке к посевным работам, так как при закупке удобрений, техники, семенного материала у сторонних организаций часть налога на добавленную стоимость взимается в бюджет. Собранный хозяйствами урожай либо отправляется на элеватор, либо выкупается компанией-посредником, либо продаётся зерноперерабатывающим предприятиям или другим компаниям. Перерабатывающее предприятие (обычно это мукомольный завод) продаёт это зерно в переработанном виде (в виде муки), из которой впоследствии хлебные комбинаты изготавливают хлеб, реализуемый в розничной сети.

Важную роль в описанном выше процессе играют компании-посредники, причём их ценность одинаково велика как для производителей пшеницы, так и для её переработчиков. Первым посредники облегчают функции продажи товаров, облегчают финансирование процесса производства сырья, снижая их потребности в оборотном капитале за счёт более частых закупок, чем это возможно при работе напрямую с перерабатывающими компаниями. Переработчикам зерна посредники облегчают процесс закупки, доставки сырья, производят его подсортировку в соответствии с запросами покупателей. Кроме этого, посредники формируют спрос и предложение, а также обеспечивают эффективность системы товарного обращения. Анализ современных тенденций развития мирового рынка оптово-посреднических услуг позволяет сделать вывод о том, что чем выше уровень развития производства и сложнее и разветвлённее структура хозяйственных связей в экономике, тем значительнее роль посреднических структур и тем разнообразнее формы их деятельности. [1, с.78]

Законодательством установлен круг предприятий сельского хозяйства, освобождённых от уплаты налога на добавленную стоимость. Сельхозпроизводителей обязали платить единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) взамен сниженного НДС, а ставка налога на добавленную стоимость была понижена с 10% до 0%, но законодательный акт, который стал бы логичным следствием подобной инициативы Правительства и изменил бы систему налогообложения остальных участников сельскохозяйственного рынка, так и не увидел свет. Более того, бездействие законодателей выливается в нарушение принципа равенства налогообложения, закреплённого в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ, создаёт искусственный барьер, который существенно усложняет работу компаний, не освобождённых от уплаты НДС, а также, что наиболее показательно, - привело к потере экономическое обоснования налога и понятия «добавленная стоимость».

Объектом налога на добавленную стоимость является собственно добавленная стоимость – это общеэкономическое понятие, которое в общем смысле подразумевает под собой разницу между ценой, которую платит за «товар» конечный потребитель и стоимостью сырья, из которого этот «товар» был произведён. Под «товаром» в данном случае следует понимать некий результат производственной деятельности предприятия, который может быть выражен не только в материально-вещественной форме, но также и в виде определённых работ или услуг; а к стоимости сырья можно также отнести расходы на трансформацию данного сырья в форму, пригодную для производства из него «товара» (стоимость извлечения, переработки, транспортировки сырья, стоимость труда, управленческие расходы, стоимость доставки и прочие). Если сказать проще, то добавленная стоимость это процент, на который выросла цена ресурсов, в момент. Когда они были реализованы в виде товара. Например, один килограмм пшеницы стоит 5 рублей 40 копеек, а один килограмм хлеба, произведенного из этой пшеницы – 72 рубля. Этот пример, основанный на упомянутой выше системе реализации хлеба, достаточно груб и условен, но в определённой степени даёт наглядное представление о формировании добавленной стоимости при производстве товара.

Согласно законодательству Российской Федерации, НДС – форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства, определяемая, как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения. Если рассмотреть понятие «добавленная стоимость» с точки зрения налогообложения, то это стоимость, которая добавляется к цене «товара» на различных этапах его движения к конечному потребителю. Конечную величину НДС, которую государство получит в виде перечислений в бюджет с одной единицы товара, можно представить в виде формулы: , где Cкон и Cнач – соответственно, конечная цена товара без НДС и начальная цена товара без НДС, а Ткон и Тнач соответствующие ставки налога. Учитывая то, что, как правило Cнач для текущего звена цепи реализации товара, в свою очередь, также является Cкон для предыдущего звена в этой цепи, формула может быть представлена в следующем виде: , где n – число предприятий в цепи реализации товара. При этом число n может быть очень большим, и каждое предприятие в цепи будет работать на увеличение Cкон по принципу снежной лавины: (i-1) начислил НДС, i – предъявил к возмещению из бюджета и начислил свой (добавляя при этом стоимость в виде наценки) и так далее. [3]

Таким образом, особенность налога на добавленную стоимость в том, что если в одном месте сделано начисление, то в другом на эту же сумму должен быть сделан налоговый вычет, причём в одном временном отрезке времени. В противном случае на неопределенное время НДС превращается в налог с оборота по ставке НДС. [2]

Этот недостаток ярко выражается в следующем примере. Сельхозпредприятие выставляет на продажу 500 тонн выращенной данным хозяйством пшеницы 3 класса по цене 5 800 рублей за одну тонну. Компания-посредник принимает цену и перечисляет 2 900 000 рублей на счёт сельхозпредприятия, при этом, его операции по продаже продукции, согласно НК РФ НДС, не облагаются. Компания-перекупщик, договаривается о продаже этого объема пшеницы с мукомольным предприятием и выставляет счёт на продажу 500 тонн пшеницы по цене 6 000 рублей за тонну, при этом, включая в эту цену НДС в размере 545,5 рублей с тонны. В итоге, так как колхоз НДС не начислял, налоговой базой считается вся цена, по которой компания-посредник продаёт пшеницу мукомольному предприятию, в то время как фактически никакой добавленной стоимости не возникает и реальная цена продажи без учёта НДС составляет 5 454,5 рублей за тонну (ставка налога для предприятий, занятых в сфере оборота сельхозпродукции – 10%). Тем не менее, компания-посредник обязана уплатить в госбюджет сумму налога в размере 272 750 рублей при фактической прибыли в 100 000 рублей. Причём, избежать работы в убыток путём повышения цены реализации фирма-посредник не может, так как данный шаг приведёт к увеличению налоговой базы и снижению конкурентоспособности цены в рыночных условиях, потому что при её формировании НДС включается в её размер и фактической декомпозиции при совершении собственно операций по продаже товара не происходит (то есть цена рассматривается как 100%, а не как 100%+10% НДС).

Можно отметить, что данная ситуация стала возможной из-за того, что законодательная база налогообложения добавленной стоимости чрезвычайно слаба. Государство в рассмотренном случае предоставляет льготу одним предприятиям, но разрушает их фискальную связь с другими участниками рынка: частично возникает двойное налогообложение (НДС, уплачиваемый посредником в бюджет, уже содержит часть НДС, которая ранее уже была уплачена при производстве продукции сельхозпредприятием).

В этом случае существуют несколько путей решения проблемы:

1)      чётко определить на законодательном уровне, что является базой налога на добавленную стоимость с рассмотрением всех возможных частных случаев;

2)      устранить дискриминацию путём отмены ЕСХН и введением единой процентной ставки налога на добавленную стоимость в данной отрасли;

3)      отмена налога на добавленную стоимость и введение налога с продаж в рамках всего государства.

Налог на добавленную стоимость применяется и в других странах. Впервые НДС был введен 10 апреля 1954 года во Франции.[4] Его изобретение принадлежит г-ну Морису Лоре (в 1954 году директор Дирекции по налогам, сборам и НДС Министерства экономики, финансов и промышленности Франции). Сейчас НДС взимают 135 стран. Из развитых стран НДС отсутствует в США и Австралии, где вместо него действует налог с продаж по ставке от 2 % до 11 %. В англоязычных странах налог на добавленную стоимость называется VAT (Value Added Tax, что при буквальном переводе на русский язык означает «налог на добавленную стоимость») или GST (Goods and Services Tax – «налог на товары и услуги»). Процентная ставка данного налога колеблется в диапазоне 15-25%, а в ряде стран составляет 3-5%. Также необходимо отметить тот факт, что в абсолютном большинстве развитых стран ставка НДС/VAT в размере 0% не применяется, а в некоторых странах пониженных ставок налога на добавленную стоимость не предусмотрено (Израиль, Япония, Дания и другие). Конечно, ни в одной стране, тем более, не допускается дифференцирование ставки НДС между предприятиями, работающими в одной отрасли народного хозяйства, чего нельзя сказать о нашей стране.

Из наиболее развитых мировых экономик от взимания налога на добавленную стоимость отказались в США. Лишь в штате Мичиган в период с 1975 по 2008 год действовал налог, по своей форме напоминающий VAT, который назывался Single Business Tax («единый налог на предпринимательство»), но по результатам референдума 9 августа 2006 года он был отменён с 1 января 2008 года.. Большинство из Соединённых Штатов Америки устанавливают свой налог, занимающий нишу VAT – налог с продаж. Его ставка варьируется от 0% до 13% и может быть увеличена в региональном масштабе. Наиболее характерным отличием налога с продаж в США можно считать то, что этим налогом не облагаются услуги. [5]

Налог на добавленную стоимость постоянно подвергается резкой критике со стороны европейских и мировых экспертов в сфере экономики, финансов и налогообложения. Действительно, эксперты считают, что основное налоговое бремя от его применения ложится на конечных потребителей продукта, а сам налог имеет регрессивный характер (бедные платят меньше, чем богатые), а решением данной проблемы видят широкое применение налоговых льгот, вычетов или предоставления налоговых кредитов.

Некоторые производства (в частности, малые и средние предприятия) стремятся избежать уплаты налогов, особенно при расчётах наличными средствами, и существует мнение, что сама система налогообложения добавленной стоимости этому потворствует. Тем не менее, в подобных случаях, с точки зрения государства, НДС - наиболее предпочтительная форма налогообложения, так как он позволяет фиксировать хотя бы часть произведённой добавленной стоимости. Например, сантехник предлагает свои услуги за наличные средства гражданам, не выписывая чек, и не уплачивая налогов. В данном случае гражданин не может потребовать от государства возмещения НДС, однако, он понесет меньшие расходы, а сантехник избежит уплаты некоторых других налогов (налога на прибыль, налога на заработную плату). Государство же получит определённую часть добавленной стоимости, которую сантехник косвенно внёс в бюджет при покупке инструментов, расходных материалов и прочих необходимых ему для работы вещей. Эта часть, хотя и будет меньше, однако в целом принесёт государству больший доход, нежели другая система налогообложения.

НДС приобрёл популярность в результате либерализации мировой торговли. Обложение налогом на добавленную стоимость ввозимых в государство товаров позволило довольно существенно восстановить доходы государства от импорта товаров, которые значительно упали из-за снижения импортных пошлин. Однако, в операциях, связанных с экспортом товаров, обнажается еще один недостаток применения НДС – этот налог создаёт богатую пищу для мошенников. Несмотря на то, что экспортные операции не облагаются НДС, часто именно в этой сфере наблюдаются различные мошенничества, связанные с налогом на добавленную стоимость: при транзите продукции из государства в другое возникают так называемые поставщики-призраки, которые после завершения транзита банкротятся, а компания-партнёр тем не менее не теряет права на возмещение НДС. Такой вид мошенничества впервые замечен в 1970-х годах в странах Бенилюкс. Для того чтобы избежать подобных ситуаций, в некоторых странах, например в Швеции, принят закон, устанавливающий персональную налоговую ответственность учредителей компании, но и этот закон неэффективен в случае, когда учредителем организации является безработное лицо без имущества.

В российском масштабе применение НДС также имеет некоторые недостатки, кроме тех, что уже были указаны выше. Все эти недостатки вызваны, в основном, несовершенством законодательной базы в этой области. В частности, когда налогоплательщик что-то производит или строит сам для себя, например благоустраивает силами собственных сотрудников свою территорию, то оценив всю сумму своих затрат на эти мероприятия, он обязан начислить на неё НДС в соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ, то есть фактически - продать самому себе. В данном случае, инициатива какого-либо внутреннего развития «наказывается» налогом. Подобные условия малопонятны и сложны для бухгалтерского и налогового учёта, кроме того, данные требования легко обойти, и посему соблюдение их на практике крайне редко.

В России, взимание сложных налогов затруднено объективными факторами, такими как неэффективная система налогового управления и правоохранительных органов, нестабильность законодательства, коррупция, низкая налоговая культура общества и т.д. В таких условиях путь дальнейшего усложнения НДС (к примеру, дифференцирование ставок между предприятиями одной области) – дорогостоящее и малоэффективное мероприятие. Между тем, кроме НДС - счетов, введение которых пока откладывается на неопределенный срок в силу сложности исполнения, планируется введение жесткой полицейской системы контроля над уплатой налога на добавленную стоимость, в том числе через банки, и ведение государственного реестра вновь создаваемых фирм.

Очевидно, что при существующих сложностях с вычетами по НДС, целесообразнее снизить ставку и взимать налог с оборота (налог с продаж). Налог с продаж на региональном уровне уже взимался на территории РФ и составлял значительную часть региональных бюджетов. Вопреки прогнозам, значительного скачка цен при его введении не произошло. А при одновременной отмене НДС и введении налога с оборота, процесс ценообразования нивелируется. В крупном государстве с протяженными территориями всегда стоит задача оптимизации государственных затрат на содержание и перевооружение налогового аппарата. Если обратиться к опыту зарубежных стран, то в небольших европейских государствах с высокоразвитыми технологиями в сфере налогового, правоохранительного и административного контроля, НДС является обоснованной формой. В США - крупном федеративном государстве, НДС не вводился, а в простейшей форме успешно взимается налог с продаж, где его доля в объеме поступлений составляет более 40%, а средняя ставка - 5%. Замена НДС налогом с оборота (налогом с продаж) снизит затраты на администрирование, высвободит кадровые ресурсы и упростит отчётность. Кроме того, уменьшится число действительно недобросовестных схем, когда по фиктивным договорам «обналичиваются» огромные средства, в результате чего, увеличиваются нелегальные вычеты по НДС и уменьшается налогооблагаемая прибыль. Для налога с продаж объектом контроля со стороны налоговых органов станет только выручка, т.е. показания контрольно-кассовой машины или банковская выписка. Для НДС, объект контроля - это не только выручка, а все расходы, платежи и огромное количество документации (счета, платежные поручения, счета-фактуры, договора, акты, экспортные документы и т.д.).

 

Библиографический список.

1.      Петров П.В., Соломатин А.Н. Экономика товарного обращения/П.В. Петров, А.Н. Соломатин. Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2002.- 220с.

2.      Масленикова А.А. НДС. Налог и его правовая сущность/А.А. Масленикова//«Финансы».- 2005 г.- №1

3.      Гайворонский  С. А.  Идеальное  экономическое  "колесо"  (или   что  такое  добавленная стоимость?)/С.А Гайворонский http://gaivoronsky.narod.ru/books/so/ideal.htm

4.      Тематическая статья «Value Added Tax» [Электронный ресурс] http://en.wikipedia.org/wiki/VAT

5.      Тематическая статья «Налог на добавленную стоимость» [Электронный ресурс] http://ru.wikipedia.org/wiki/Налог_на_добавленную_стоимость

 

Основные термины (генерируются автоматически): добавленную стоимость, добавленную стоимость, уплаты НДС, уплаты НДС, добавленная стоимость, добавленная стоимость, области уплаты НДС, области уплаты НДС, развитых стран НДС, развитых стран НДС, НДС налогом, НДС налогом, ставке НДС, ставке НДС, Конечную величину НДС, Конечную величину НДС, цену НДС, часть НДС, учёта НДС, цену НДС.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос