История становления физического воспитания коренных народов Приамурья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №3 (3) март 2009 г.

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Валеев, А. М. История становления физического воспитания коренных народов Приамурья / А. М. Валеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 3 (3). — С. 257-262. — URL: https://moluch.ru/archive/3/211/ (дата обращения: 20.04.2024).

Изменения в экономической, общественно-политической и социальных областях в нашей стране проявляют определенный интерес исследователей к «культурной» составляющей жизни Российского государства, в том числе в сфере физической культуры и спорта. В свете общегосударственной политики, один из приоритетов которой – активизация действий, направленных на развитие полноценной личности, представляется актуальным изучение вопросов становления и развития физической культуры и спорта.

На территории России много исторически сложившихся поликультурных регионов, где веками жили представители разных этнических и культурных групп. В Российской Федерации зарегистрировано 14 федеральных национально-культурных автономий, более 100 региональных и около 300 местных национально-культурных автономий.

Во времена существования СССР, в процессе индустриализации представители разных народов вместе строили промышленные предприятия, открывали учебные заведения и т.д. В 90-е годы ХХ в., с распадом Советского Союза, в период изменения государственного устройства России и усиления негативных тенденций в обществе, кризис коснулся и общего состояния культурной сферы, в том числе и физической культуры. Возникли проблемы формирования оснований для становления полноценной личности тех народов, которые проживают в регионах РФ. Тем самым особо важным и актуальным становится обращение к изучению истории физической культуры в республиках и регионах страны. Изучение ее применительно к Дальнему Востоку также не составляет исключения. В современных условиях на основе прогрессивных тенденций обновления общества переосмысливается содержание регионального компонента в образовании. В документах ЮНЕСКО о принципах воспитания в духе уважения прав человека провозглашается, что одним из основных свобод является понимание и уважение всех народов, их культур, цивилизаций, ценностей и образа жизни, включая местные этнические культуры и культуры других наций.

«Роль физической культуры, спорта, здорового образа жизни в системе культурных ценностей дальневосточников трудно переоценить. Именно эти составляющие в большей мере создают социально-культурные предпосылки для гармонического формирования и реализации всего спектра способностей индивида» - отмечает доктор педагогических наук Г.И. Мызан (1997). Он также считает, что образовательная политика должна основываться на культурно-национальных и региональных особенностях.

На территории Хабаровского края Российского Дальнего Востока по берегам реки Амур издревле проживают семь коренных малочисленных народов: нанайцы, ульчи, нивхи, орочи, негидальцы, эвенки, удэгейцы.

Нанайцы - народ тунгусо-манчжурской языковой группы. Живут преимущественно в Хабаровском крае на Амуре. Часть нанайцев (хэджэ) расселена в Северо-Восточном Китае в бассейне рек Сунгари и Уссури. Выделяется несколько этнографических групп - горинская, курурмийская, уссурийская и др. Основное самоназвание - нанай, нани, - «здешний человек». В некоторых территориальных группах бытовали и другие самоназвания - киле, акани и др. Старое название нанайцев - гольды.

Ульчи - народ в Хабаровском крае, живут в бассейне Нижнего Амура, преимущественно в Ульчском районе, а также в городах Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре и в Николаевском районе. Самоназвание ульчей - нани (местные жители), старое название - мангуны, под этим этнонимом они были впервые описаны в литературе участниками Амурской экспедиции Г.И. Невельского. Мангу - название реки Амур на языках тунгусских народов Приамурья, отсюда - мангуны, мангуни (амурские).

Нивхи - расселены в северной части острова Сахалин и в бассейны реки Тымь, а также на Нижнем Амуре. Относятся к центрально-азиатскому типу  североазиатской расы большой моноголоидной расы. Вместе с чукчами, коряками и другими народами Северо-Востока входят в группу палеоазиатов. Самоназвание - нивхгу (человек). Старое название - гиляки. Нивхи - прямые потомки древнейшего населения Сахалина и низовьев Амура. В прошлом расселялись на значительно более обширной территории.

Орочи - народ тунгусо-манчжурской языковой группы. Живут в Хабаровском крае, преимущественно в Совгаванском и Ванинском районах. Самоназвание орочей - орочисэл. Бытует и другая форма самоназвания, заимствованная у нанайцев - нани. Современный этноним «орочи» впервые введен в литературу французским мореплавателем Лаперузом, который встретился с ними в 1787 году в заливе Де-Кастри.

Негидальцы - небольшой тунгусо-манчжурский народ Дальнего Востока. Живут в Хабаровском крае преимущественно в бассейне реки Амгунь (левый приток Амура в его нижнем течении). Компактные поселения негидальцев имеются также в Николаевском районе на Амуре и на озере Удыль. Этноним «негидальцы» - производное от эвенкийского нге (низ, край) и гида (сторона), означает «живущие в нижней стороне». Самоназвания негидальцев - элкан бэйэнин (настоящие люди) и амгун бэенин (амгунские люди).

Эвенки - народ в Российской Федерации. Занимают обширную территорию от левобережья Енисея на Западе до Охотского моря на Востоке. Южная граница расселения проходит по левобережью Амура и Ангаре. Живут также на северо-востоке Китая и в Монголии. Самоназвание - эвенки, ставшее официальным этнонимом в 1931 году, старое название - тунгусы.

Удэгейцы - народ тунгусо-манчжурской языковой группы. Живут в Хабаровском и Приморском краях. До конца 19 века удэгейцев в качестве самостоятельного этноса не выделяли. С.Н. Браиловский. первым ввел в употребление этноним удихэ (удээ, удэхэ, удихэ), ставший самоназванием народа уже в 30-х гг. ХХ века.

Из анализа этнографических и исторических источников, описывающих места расселения, традиционные промыслы и особенности этнической культуры коренных жителей Приамурья, видна общая схожесть образа жизни, промысла, основ ведения хозяйства, культуры, фольклора, духовности и др. этих народов. Исследователь этнической педагогики малых народов Дальнего Востока Г.Ф. Севильгаев (2002) отмечает: «…при наличии некоторого своеобразия каждой отдельной народности, почти одинаковые суровые природные условия, одинаково примитивные и весьма устойчивые формы бытовой и производственно-промысловой деятельности малых народов в целом обуславливали сходство накапливаемого опыта и порождали общность форм и методов передачи этого опыта».

Анализируя работы известных исследователей в области физического воспитания коренных народов Севера и Дальнего Востока В.Ч. Бельды (1988, 1989), П. Киле (1993), В.И. Прокопенко (1992, 1993), А.Н. Фроловой (2002) мы также отмечаем сходство форм, методов и средств традиционного физического воспитания этих народов, которые определяют образ жизни, система хозяйства и культура коренных народов, зависящие от географической среды и климатических условий.

В разные годы большинство исследователей традиций коренных народов Дальнего Востока А.Г. Базанов (1949), В.Ф. Афанасьев (1979), П.Я. Гонтмахер (1985), В.И. Прокопенко (1992), И.И. Портнягин (1999), Г.Ф. Севильгаев (2002) и др. отмечали, что игра являлась особым средством передачи подрастающему поколению основных сторон национальной культуры - быта, фольклора, искусства, обычаев, морали. Быт народа ярко отражает особенности его бытия, в связи с чем, он является важным составным культуры этноса. Поэтому одной из главнейших задач воспитания у коренных народов являлась ретрансляция этнокультурного опыта подрастающему поколению в сфере хозяйства и быта. Уникальность национального быта формировалась на основе традиций хозяйственной жизни, искусства, религии. Игры, копируя различные элементы бытовой жизни, особенности хозяйственного труда, используя в своем процессе бытовой инвентарь или имитирующие его макеты, становятся важным средством, развивающим навыки национальной хозяйственной деятельности и важным носителем соответствующих элементов этнической культуры. Народная игра представляет собой социальное явление, исторически сложившееся средство воспитания. Формы проявления народной игры чрезвычайно многообразны. Вместе с развитием человеческого общества они непрерывно совершенствуются и усложняются. Игра – это сознательная деятельность, направленная на достижение поставленной цели. Чрезвычайно разнообразно образовательное и воспитательное значение народных игр, особенно подвижного характера. С их помощью развиваются различные физические качества, и, прежде всего быстрота и ловкость. Одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные навыки, физические качества проявляются все полнее и разнообразнее. Народная игра постепенно укрепляет организм детей и служит залогом здоровья. Гигиеническое значение игр усиливается возможностью их широкого использования в природных условиях: зимние игры, игры в лесу, на воде и т.д. – ни с чем несравнимое средство закаливания и укрепления здоровья. Глубина и разносторонность воздействия делают народные игры незаменимым средством воспитания подрастающего поколения. Использование игр в определенной системе и в сочетании с другими средствами обеспечивает высокую эффективность воспитания необходимых черт характера. В педагогической практике у многих народов используются разнообразные подвижные игры. Выдающиеся деятели педагогики и культуры (Е.А. Покровский, Г.А. Виноградов, К.Д. Ушинский и др.) призывали собирать и описывать народные игры и состязания, чтобы сохранить и передать следующим поколениям народный колорит, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Известно, что каждый народ, большой и малый, в соответствии с уровнем социально-экономического развития, природно-географических условий исторически выработал свою собственную систему физического воспитания. Система физической культуры народностей Приамурья веками выверялась самой практикой жизни, она не только вырабатывала морально-волевые черты личности, но и способствовала художественно-эстетическому воспитанию человека. Физическая подготовка коренных народностей Приамурья находилась в прямой связи с воспитанием молодого поколения. Именно благодаря систематической и оригинальной форме физического воспитания нанайцев, ульчей, нивхов, нигедальцев, эвенков, орочей, удэгейцев, из них вырастали меткие охотники и удачливые рыболовы. Они метко стреляли, были выносливыми и стойкими.

В национальных видах спорта нашли определенное отражение истоки народных знаний о природе, человеке и обществе. В истории накопления этих знаний в области национальной физической культуре прослеживается понимание амурчанами красоты и гармонии. Кроме того, многовековой опыт использования национальных игр и физических упражнений дает возможность более глубже увидеть особенность психологического склада коренных жителей Приамурья. В национальных играх и видах спорта существует своеобразная философия здоровья народностей Приамурского региона. Эта философия представляет собой стройную систему, основанную на нравственных и эстетических принципах, на вечном стремлении человека к гармоническому совершенствованию.

Географическая природная среда территории Приамурья с разнообразием флоры и фауны, водными просторами бассейна реки Амура, во многом предопределило своеобразие исторического развития коренного населения, особенности его хозяйства, быта и культуры. На основе древних эстетических традиций коренные жители создали своеобразный фольклор, красочное орнаментально-декоративное искусство, полные обаяния и народной мудрости легенды, сказки и предания, а также рациональную и эффективную систему физического воспитания. Весь образ жизни семьи народов Приамурья, культура жизнеобеспечения, исконные промыслы требовали от подрастающего поколения физической силы, закалки, выносливости и ловкости, самообладания и выдержки.

Народные игры, состязания, самобытные физические упражнения в каждом возрастном периоде имели свою психолого-педагогическую направленность и значение. Они были ориентированы не только на развитие жизненно необходимых физических качеств и двигательных навыков, но и способствовали воспитанию решительности, смелости, находчивости, коллективизма, нравственности и, несомненно, прекрасно подготавливали к промысловой и хозяйственной деятельности в экстремальных природных условиях Приамурья

Традиционно мальчики должны были овладеть секретами охотничьего и рыболовного промыслов. Охота – самый сложный вид мужских занятий. Этот промысел предъявлял очень высокие требования к уровню физической и психической подготовки: надо было быть ловким, чутким к различным звукам, уметь легко, без шума ходить по тайге, незаметно подкрадываться к зверю, быстро передвигаться на камусных лыжах, метко стрелять, умело пользоваться ножом, копьем и топором, стойко переносить холод и голод, ориентироваться на местности в любое время суток, уметь читать следы и знать повадки зверей и птиц. Рыбный промысел требует не меньшей физической подготовки, наряду с огромными нагрузками (во время хода кеты необходимо работать день и ночь, чтобы успеть обеспечить семью рыбой на год), также необходимо обладать особенностями и тонкостями рыбной ловли.

Девочек обучали навыкам обращения с предметами труда с трехлетнего возраста, к восьми годам девочка полностью включалась в домашнюю женскую работу. К двенадцати-тринадцати годам девочки должны уметь вести домашнее хозяйство, выделывать кожу, шить, готовить пищу и заготавливать на длительный срок, изготавливать домашнюю утварь и предметы быта, делать украшения и  орнаментировать одежду, следовательно, девочки должны быть здоровы и физически развиты.

В истоках возникновения и совершенствования системы физического воспитания коренных народов Приамурья заложен «секрет выживания» в суровых климатических условиях. Труд жителей Приамурья сопряжен с огромным напряжением человеческих сил, требует воли, смелости, и, возможно, поэтому местные жители считали физическую подготовку крайне необходимым делом и придавали большое значение тем средствам, которые способствуют укреплению здоровья, закаливанию организма, воспитанию физически крепкого, сильного и выносливого человека. Они понимали, что от этого зависит их благополучие, успехи в рыбной ловле, охоте, собирании дикоросов (ягоды, лечебных трав и др.).

В сказках и легендах, преданиях непременно воспевались люди с большой физической силой и благородной душой. Они пользовались заслуженным уважением и почетом. Слушая героические песни, сказания, сказки, дети, подростки, молодежь узнавали о древних способах и приемах тренировки силы, быстроты, ловкости, выносливости, о традиционных играх и состязаниях. Кроме того, эти сведения стимулировали у них желание быть похожими на былинных богатырей. Желание, стремление детей, молодежи стать такими же сильными и непримиримыми ко злу, носителями добра, считалось вполне естественными явлениями.

В подборе физических упражнений и игр проявились большие знания о закономерностях взаимодействия человека и природы. В их действиях просматривается целенаправленная конструктивность и рационализм. Для систематических тренировок и состязаний они подбирали такие физические упражнения и игры, с помощью которых возможно одновременно решать задачи физической подготовки и совершенствования навыков, необходимых в промыслово-хозяйственной деятельности.

Важно отметить, что для воспитания детей, подростков и молодежи, по свидетельству ряда исследователей, только с помощью игр и игрушек жителям Приамурья удавалось быстро и эффективно готовить детей к трудовой деятельности.

Народные подвижные игры были основным средством быстрейшего приобщения детей к трудовой деятельности (охоте, рыбалке, собирательству, ведению домашнего хозяйства). Дети до четырех-пяти лет играли игрушками, изображавшими орудия будущей промысловой деятельности. Эти игры не имели строгих правил, а как бы проектировали промысловую, хозяйственную деятельность взрослых. Но существовал целый ряд игр, целью которых было развитие только определенных физических качеств.

По мере взросления детей содержание игр усложнялось, возрастала также нагрузка на организм. В играх дети реализовывали свою творческую энергию, физические и умственные силы, удовлетворяли потребность в общении со сверстниками, познавали окружающий мир.

В подростковом и юношеском возрасте игры в своем большинстве принимают характер состязаний, так как в этом возрасте мальчики начинают самостоятельно охотиться, ловить рыбу. Состязания способствовали дальнейшему развитию физических качеств, повышению профессионального мастерства подростков и юношей, закаляли их физически и психически.

Народные игры и состязания были популярными и у старшего поколения народов Приамурья. Часто именно они были зачинателями различных игр среди детей и подростков. Обычно они проводились во время праздников, на свадьбах, во время перерывов в работе и т.д. Игры и состязания способствовали укреплению здоровья и старшего поколения, эффективно нейтрализовали воздействие природной среды, позволяли на долгие годы сохранять оптимальную физическую подготовленность для успешного ведения промыслов, домашнего хозяйства.

Необходимо отметить, что очень часто в играх и состязаниях активное участие принимали девочки и женщины. Это, в первую очередь, было связано с тем, что в условиях региональных особенностей жизни Приамурья им приходилось выполнять тяжелую физическую работу, требовавшую от них соответствующего уровня физического развития и двигательной подготовленности, который достигался с помощью игр различного характера. У девочек и женщин существовали и свойственные только для них игры, которые в основном были направлены на эстетическое воспитание.

Характерной особенностью подвижных игр жителей Приамурья, как для взрослых, так и для детей, является то, что они весьма разнообразны, их содержание подчиняется роду занятий и отличается нестандартностью движений. Они проводятся в любую погоду, часто даже в сильные морозы.

Говоря о комплексности и универсальности игр, прежде всего надо отметить их главную роль – подготовку детей к труду, поддержание физической и профессиональной подготовленности у старшего поколения. Широкой популярностью среди коренных жителей Приамурья пользовались: гребля на лодках и оморочках, метание и толкание камней и других предметов, гонки на охотничьих лыжах, поднятие и переноска тяжестей, разнообразные прыжки в длину, стрельба из лука, перетягивание каната, борьба, подвижные игры «Чакпан» и «Боёкан» и т.д. Они проводились обычно на народных и религиозных праздниках, сходах, во время отдыха на промыслах, на досуге и т.д.

Таким образом, подвижные игры коренных народов Приамурья стали важным средством народного воспитания, этнокультурного, физического и трудового развития, которые помогают усвоению основных правил и норм своего народа, способствуя их инкультурации в сфере национальной морали и этики. Народные подвижные игры имеют близкую взаимосвязь с различными аспектами этнической культуры, и как воспитательное средство способствуют ее передаче  подрастающему поколению. Они весьма разнообразны, их содержание подчиняется роду занятий и отличается нестандартностью движений. Они проводятся в любую погоду. Следовательно, можно говорить об особой целесообразности использования подвижных игр коренных народов Приамурья в современном физкультурном образовании как средства народного физического воспитания, оказывающего положительное влияние на улучшение психомоторики и поликультурное развитие подрастающего поколения. Поэтому народные подвижные игры представляют огромный интерес не только в плане изучения культуры коренных народов Приамурья, но и для их эффективного использования в современном физическом воспитании с учетом социокультурных, регионально-территориальных, климатических факторов.

Изучение народных подвижных игр позволит последовательно решать задачи в современном физическом воспитании молодежи, формируя целостное представление о физической культуре, ее возможностях, которые проявляются, во-первых, в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, во-вторых, в расширении знаний истории и культуры разных народов, проживающих на территории Дальнего Востока.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, Дальний Восток, подрастающее поколение, физическая культура, Хабаровский край, народ, физическое воспитание, домашнее хозяйство, народная игра, физическая подготовка.


Похожие статьи

Народные спортивные игры как эффективное средство...

игра, физическая культура, ученик, физическое воспитание, подрастающее поколение, челночный бег, физическое воспитание детей, норматив, класс, исходный уровень.

Обоснование технологии использования национальных...

Ключевые слова: игра, двигательная деятельность, организация, занятие, структура, классификация, оздоровление, физическая нагрузка. Национальные и подвижные игры с элементами спорта вызывают у детей интерес к занятиям физической культурой.

Подвижные игры народов России — отражение климатических...

Физические упражнения и игры способствуют развитию всех основных физических качеств ребенка, укреплению его здоровья

В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки.

Детские народные подвижные игры как средство патриотического...

Используя в своей практике дошкольного воспитания народные игры, я закрепляю знания детей о народных традициях.

Полученные знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.

Народные традиции сохранения здоровья и физического...

‒ широкое использование народного фольклора. ‒ знакомство с чувашскими играми. ‒ воспитание у детей уважения и бережного отношения к национальным традициям физического воспитания своего народа.

Народная подвижная игра как ценное педагогическое средство...

Поэтому, народная подвижная игратрадиционное и ценное средство педагогики, средство развития и воспитания человека.

5. Янсон Ю. А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога.- Ростов-н/Д: Феникс, 2004.-624с.

К вопросу об истории русского хоккея на Дальнем Востоке

Рубрика: Физическая культура и спорт. Опубликовано в Молодой учёный №3 (38) март 2012 г.

Родиной хоккея с мячом на Дальнем Востоке считается г. Хабаровск, где уже в 1924 г. появилась первая хоккейная команда1.

Похожие статьи

Народные спортивные игры как эффективное средство...

игра, физическая культура, ученик, физическое воспитание, подрастающее поколение, челночный бег, физическое воспитание детей, норматив, класс, исходный уровень.

Обоснование технологии использования национальных...

Ключевые слова: игра, двигательная деятельность, организация, занятие, структура, классификация, оздоровление, физическая нагрузка. Национальные и подвижные игры с элементами спорта вызывают у детей интерес к занятиям физической культурой.

Подвижные игры народов России — отражение климатических...

Физические упражнения и игры способствуют развитию всех основных физических качеств ребенка, укреплению его здоровья

В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки.

Детские народные подвижные игры как средство патриотического...

Используя в своей практике дошкольного воспитания народные игры, я закрепляю знания детей о народных традициях.

Полученные знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.

Народные традиции сохранения здоровья и физического...

‒ широкое использование народного фольклора. ‒ знакомство с чувашскими играми. ‒ воспитание у детей уважения и бережного отношения к национальным традициям физического воспитания своего народа.

Народная подвижная игра как ценное педагогическое средство...

Поэтому, народная подвижная игратрадиционное и ценное средство педагогики, средство развития и воспитания человека.

5. Янсон Ю. А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога.- Ростов-н/Д: Феникс, 2004.-624с.

К вопросу об истории русского хоккея на Дальнем Востоке

Рубрика: Физическая культура и спорт. Опубликовано в Молодой учёный №3 (38) март 2012 г.

Родиной хоккея с мячом на Дальнем Востоке считается г. Хабаровск, где уже в 1924 г. появилась первая хоккейная команда1.

Задать вопрос