Манипулятивные технологии в современном информационном обществе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (3) март 2009 г.

Статья просмотрена: 283 раза

Библиографическое описание:

Хлопков, К. А. Манипулятивные технологии в современном информационном обществе / К. А. Хлопков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 3 (3). — С. 165-168. — URL: https://moluch.ru/archive/3/195/ (дата обращения: 25.04.2024).

Одной из главных проблем современного информационного общества, для которого характерна, с одной стороны, глобализация информационной системы, а, с другой стороны, фрагментация сознания людей, является изучение влияния информационных потоков на становление ценностных ориентиров поведения индивида в обществе, которые во многом зависят от наполнения информации.

Общество представляет собой сложную целостную систему, все эле­менты которой тесно взаимосвязаны. Это позволяет, воздействуя на опре­деленные социальные процессы оказывать опосредованное, но порой неожиданно сильное влияние на психику и поведение больших масс лю­дей.

Использование социально-психологического метода к исследованию причинно-следственной связи манипулятивного воздействия  информации на общество в целом и индивида в частности, основано на изучении интегрального процесса -  манипуляции массовым сознанием, как объективных условий влияния информации на общество, так и прямых психологических воздействий на индивида.

Перемены в социальных условиях жизни индивида и общественного существования совершаются при помощи различных форм воздействия на его сознание  информации, которая синтезируется на стыке создания и поддержания определенных поведенческих моделей индивида. Таким образом, происходит процесс социализации индивида в нужном манипулятору направлении.

Формирование общественного мнения, посредствам коммуникационных технологий очень эффективно, используя возможности информационно-психологического воздействия, можно с легкостью моделировать реакцию на события определенных социальных групп. В процессе информационно-психологического воздействия население становится носителем нужной идеологии, что дает возможность в полной мере использовать средства производства, рабочую силу, инфраструктуру в целях организатора манипулятивного воздействия. Для достижения наибольшего эффекта в психологическом подчинении масс посредством передачи информации предпочтительно охватить как можно более широкую аудиторию, этого можно достичь за счет нескольких факторов. Во-первых, за счет технических средств коммуникации. Во-вторых, за счет максимальной доступности и понятности информации.

По мере развития общества, манипулятивные технологии можно выявить на различных этапах его существования. Они имели разные определения и характер, но их появление обуславливалась необходимостью властных структур в управлении обществом. На критических этапах развития общества, к примеру, во время второй мировой войны, важное значение придается пропаганде  - одному из видов манипуляции массовым сознанием. Пропаганда играла ключевую роль в создании фашистской Германии, а так же использовалась для сплочения нации на территории Советского Союза и в других странах. Основным по силе воздействия на массовое сознание в то время был такой вид передачи информации как радио. Количество радиослушателей в Германии в 1933 г. составляло  4 миллиона человек, в 1939 г. - 9 млн.  а в 1945 г. - 15 млн. человек.[1]

В научных кругах особое внимание феномену манипуляции массовым сознанием стало уделяться во второй половине XX века. Происходили исследования видов, механизмов и методов манипуляции массовым сознанием, а так же последствий скрытого воздействия. В основном, этот круг вопросов изучался в таких науках как: социология, психология и политология.

Однако до сих пор многие ученые указывают на  неразработанность определения «скрытое воздействие». В научных кругах, понятия «манипулирование» и «скрытое воздействие» в основном употребляются как синонимичные. Обычно, термин «манипулирование» семантически воспринимается отрицательно и ассоциируется с нарушением прав личности, нанесением ущерба сознанию или жизни индивида, определяется  как явление деструктивное и аморальное.

Контент-анализ научных работ по данному вопросу позволяет выявить несколько главных характеристик процесса манипулирования. Мани­пуляция определяется как: «общественное и государственное культивирование ситуаций посредством целенаправленного управления с тем, чтобы решающим образом формировать общественную структуру» [Г. Шишков]; «духовное управление человеком, обусловленное воздействием ир­рациональных и эмоциональных средств и аргументов: в политике — обращение к нации, любви к отечеству, к крови, расе, чести» [Элвайн]; «психическое воздействие, которое произво­дится тайно, а следовательно в ущерб тем лицам, да которых оно направлено» [Franke];  побуждение поведения посредством обмана или игрой на предполагаемых слабостях другого [Дж. Рудинов]; скрытое принуждение, программирование мыслей и намерений, чувств, ус­тановок и поведения [Шиллер]; скрытое применение силы вразрез с предполагаемой волей другого [Шостром].

К примеру, Е.Л. Доценко проведя фундаментальное исследование работ ученых, которые изучали феномен манипуляции с целью определения наиболее подходящей трактовки понятия манипуляции, резюмирует, что «манипуляция - психологическое воздействие, нацеленное на изменение направления активности другого человека, выполненное настолько искусно, что остается незамеченным им; это вид психологического воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний и намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент».[2]

Б.Н. Бессонов полагал, что под процессом манипулирования «следует понимать специфическую форму духовного воздействия, которое выражается в форме скрытого, анонимного господства, осуществляемого "ненасильственным" методом».[3]

С.Г. Кара-Мурза дает определение манипуляции как « программирование  мнений  и   устремлений  масс,   их   настроений  и   даже психического состояния с целью обеспечить такое  их поведение, которое нужно тем, кто владеет средствами манипуляции ... способ господства путем духовного воздействия на людей ... воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном власти направлении».[4]

            Социолог Герберт Франке, определял  манипулирование  как особый метод психического воздействия, который производится скрытно, то есть в ущерб тем индивидам, на которых направлено воздействие. Рекламу товаров и услуг он приводит в качестве простейшего примера.

               Т.С. Кабаченко объясняет, что скрытое воздействие изменяет психологические характеристики личности, групповые нормы, общественное мнение или     настроение при помощи            использования     , социально-психологических закономерностей.

Давая определение скрытому воздействию, Г.А. Ковалев понимает под ним процесс, который происходит при взаимодействии двух или более равно структурированных систем, в результате которого появляются изменения в пространственно-временных параметрах состояния одной из этих систем.

При рассмотрении определения понятия «манипуляция», анализ литературы показал, что в основном, учеными используется метод, при котором выделяются главные признаки, которые в дальнейшем формируются в критерии, которые позволяют сформулировать рабочее понятие.

Результаты исследования, которое провел  Е.Л.Доценко, позволяют раскрыть основные характеристики определения «манипуляция».

Для наглядности главные характеристики манипуляции, которые выделяются различными авторами, скомпилированы в группы признаков и объединяются в несколько интегральных категорий, которые можно использовать для обозначения термина манипуляции:        

1) родовой признак - психологическое воздействие;

2) отношение к объектам манипулирования как средству достижения собственных целей;

3) стремление получить односторонний выигрыш;

4) скрытый характер воздействия (как самого факта воздействия, так и его направленности);

5) использование (психологической) силы, игра на слабостях (использование психологической уязвимости);

6) побуждение, мотивационное привнесение (формирование "искусственных" потребностей и мотивов для изменения поведения в интересах инициатора манипулятивного воздействия);

7) мастерство и сноровка в осуществлении манипулятивных действий.[5]

Таким образом, индивид формирует свое сознание, отталкиваясь не от своих действий, а на основе самопозиционирования, то есть своих представлений о том, кем он является. В этом случае следует учитывать что, информационная система, селективно воздействует на индивида, периодически подключая его сознание к нужной манипулятору информации. Чем активнее происходит процесс трансформации способности восприятия индивидом информации, тем больше увеличивается глубина ее воздействия на сознание человека.

Отметим, что впервые в истории человечества сознание является реальной производственной  силой,  а не  простоглавным элементом процесса производства товаров и услуг. Информационная система манипулирования -  коммуникационные и компьютерные системы — все это используется для усиления и расширения возможностей индивида и общества в целом. Следовательно, можно сделать вывод о том,  что индивид думает и то как он думает, находит отражение в производстве интеллектуального и материального продукта, будь то телекоммуникационные системы или используемые в СМИ образы.

Следует подчеркнуть, что само по себе скрытое воздействие на массовое сознание не содержит оценочного компонента, т.е. его нельзя рассматривать ни как гуманное, ни как антигуманное действие, невозможно судить о нем ни как о моральном, ни как аморальном акте. Манипуляции пронизывают все сферы человеческого общения и являются естественным элементом как массовой, так и межличностной коммуникации. Фактически везде, где существует передача информации от одного объекта к другому, существует осознанное или неосознанное манипулирование как вид информационно-психологического воздействия. Скрытое влияние СМИ на массовое сознание — лишь инструмент для достижения целей, и только от направленности этих целей будет зависеть, послужит ли инструмент гуманным, конструктивным идеям или же станет мощным оружием разрушения и насилия (история богата примерами, когда результатами деструктивного воздействия на сознание большого количества людей были массовые погромы, мятежи, кровавые войны и революции).

Подводя некоторые итоги, мы можем констатировать, что сфера манипу­ляции - это рациональные, волевые и эмоциональные компоненты массового сознания. Искажение каналов коммуникации недостоверными или фрагмен­тарными сообщениями способствует увеличению манипулятивного воздействия. Внешние факторы (экономические, политические, информационные и др.) усиливают данные тенденции. Изменение социально-политической ситуации в России, коммерциализация политической сферы требуют переосмысления тех областей деятельности, которые связаны с общественной деятельностью. В усло­виях агрессивной информационной среды, созданной крушением прежних общественных идеалов снижается критическое и рацио­нальное отношение к миру, создаются препятствия к самоактуализации творче­ского потенциала личности. Также возникают новые способы манипулирования соз­нанием, которые способствуют социальной деградации.

 

Библиографический список:

 

1. Ю. Я. Орлов. Крах немецко-фашистской пропаганды в период войны против СССР. - М.: Изд. МГУ, 1985, с. 126

2. Доценко Е. Л. Психология   манипуляции:   феномены,   механизмы  и  защита.— М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997.С, 52

3.  Бессонов Б.Н. Пропаганда и манипуляция   // Реклама: внушение и манипуляция. Медиа-ориентированный подход / Сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Изд-во Бахрах-М, 2001. С. 704

4. Кара-Мурза. Манипуляция сознанием. М.: ЭКСМО, 2003. С. 16, 32.

5. Доценко Е. Л. Психология   манипуляции:   феномены,   механизмы  и  защита.— М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. C. 58

 

Основные термины (генерируются автоматически): массовое сознание, скрытое воздействие, информационно-психологическое воздействие, манипуляция, духовное воздействие, информационная система, общественное мнение, передача информации, психологическое воздействие, феномен манипуляции.


Похожие статьи

Технологии психологических манипуляций и управленческих...

Ключевые слова: журналистика, функции журналистики, массовое сознание, манипуляция, информационно-психологическое воздействие, технологии психологических манипуляций, способы манипуляций. Журналистика, как известно, существует в системе.

Методы психологического воздействия в сфере масс-медиа

В статье ставится задача рассмотреть аспекты психологического воздействия средств массовых коммуникаций на человека. В результате анализа автор выделяет несколько основных факторов информационно-психологического риска.

Средства воздействия СМИ на общественное сознание...

Ключевые слова: общественное сознание, манипуляция, средства массовой информации (СМИ), лингвистические средства воздействия.

Манипуляция сознанием в массовой культуре

Ключевые слова:манипуляция, общество, культура, массовый, сознание, реклама, воздействие. Проблема манипуляции сознанием в наше время, в информационном обществе, стала особенно актуальной.

Манипуляция в информационном обществе | Статья в журнале...

Это инструмент психологического воздействия, который

8. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы и защита. – М., 1996.

Манипуляция сознанием в массовой культуре. PR-коммуникация в современном информационном обществе.

Проблема манипуляции массовым сознанием как фактор...

Ключевые слова: манипуляция сознанием, массовое сознание, информация, безопасность, информационная безопасность, общество, информационная война.

Психологические манипуляции как скрытое принуждение...

Массовое сознание — тип общественного сознания, связанный с деятельностью массовых общностей и отражающий различные стороны жизни общества, вызывающий интерес массовых общностей. Психологическая защита — специальная регулированная система стабилизации...

Психологическое воздействие средств массовой информации...

В процессе информационно-психологического воздействия основными объектами могут считаться политические и военные руководители, а также видные представители СМИ, культуры и искусства.

Методы манипуляции массовым сознанием | Статья в сборнике...

Глобализация информационных процессов, развитие и усиление влияния средств массовой информации на сознание людей

Одной из наиболее острых проблем современного общества является проблема скрытого воздействия СМИ на массовое сознание.

Похожие статьи

Технологии психологических манипуляций и управленческих...

Ключевые слова: журналистика, функции журналистики, массовое сознание, манипуляция, информационно-психологическое воздействие, технологии психологических манипуляций, способы манипуляций. Журналистика, как известно, существует в системе.

Методы психологического воздействия в сфере масс-медиа

В статье ставится задача рассмотреть аспекты психологического воздействия средств массовых коммуникаций на человека. В результате анализа автор выделяет несколько основных факторов информационно-психологического риска.

Средства воздействия СМИ на общественное сознание...

Ключевые слова: общественное сознание, манипуляция, средства массовой информации (СМИ), лингвистические средства воздействия.

Манипуляция сознанием в массовой культуре

Ключевые слова:манипуляция, общество, культура, массовый, сознание, реклама, воздействие. Проблема манипуляции сознанием в наше время, в информационном обществе, стала особенно актуальной.

Манипуляция в информационном обществе | Статья в журнале...

Это инструмент психологического воздействия, который

8. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы и защита. – М., 1996.

Манипуляция сознанием в массовой культуре. PR-коммуникация в современном информационном обществе.

Проблема манипуляции массовым сознанием как фактор...

Ключевые слова: манипуляция сознанием, массовое сознание, информация, безопасность, информационная безопасность, общество, информационная война.

Психологические манипуляции как скрытое принуждение...

Массовое сознание — тип общественного сознания, связанный с деятельностью массовых общностей и отражающий различные стороны жизни общества, вызывающий интерес массовых общностей. Психологическая защита — специальная регулированная система стабилизации...

Психологическое воздействие средств массовой информации...

В процессе информационно-психологического воздействия основными объектами могут считаться политические и военные руководители, а также видные представители СМИ, культуры и искусства.

Методы манипуляции массовым сознанием | Статья в сборнике...

Глобализация информационных процессов, развитие и усиление влияния средств массовой информации на сознание людей

Одной из наиболее острых проблем современного общества является проблема скрытого воздействия СМИ на массовое сознание.

Задать вопрос