Библиографическое описание:

Нелипа Е. Е. Категория «мудрость» в религиозной лирике Поля Верлена // Молодой ученый. — 2009. — №3. — С. 130-132.

Исследованию творчества Поля Верлена в различных его аспектах посвящено немало работ как русских, так и зарубежных литературоведов XX века (Н.И. Балашова, Е.Г. Эткинд, Д.Д. Обломиевский, С.И. Великовский, Л.Г. Андреев, Г.К. Косиков и др.; К. Кено, Ж.-А. Борнек, Э. Циммерман, Ж. Зайед, А. Виаль, О. Надаль, Ж. Робише, П. Сулье-Лапейр и др.), где дается общая характеристика творчества Верлена, говорится об импрессионистическом характере его стихотворений, выявляются особенности его творчества как воплощения новой, символистской поэзии, анализируются поиски и находки Верлена в области рифмы, ритма и стихосложения в целом, однако при этом религиозная лирика поэта остается практически не изученной областью.

          Главным объектом исследования религиозной лирики Верлена является книга «Мудрость» как ее квинтэссенция, о которой многие литературоведы упоминают, но работ, посвященных отдельно ей, очень мало (пожалуй, основные – это J. Robichez «Verlaine entre Rimbaud et Dieu. Romances sans Paroles. Sagesse»; «La petite musique de Verlaine. Romances sans paroles. Sagesse»), и они не ставят целью выделение религиозных образов, мотивов и категорий в книге поэта.

          Поэтический сборник «Мудрость», «известнейшая и, может быть, лучшая книга» [1, с. 64] поэта, писался Верленом в 1873-1874 годах, во время его тюремного заключения, где произошло новое, в отличие от изначального детского, глубокое и осознанное обращение Поля Верлена к Богу и католической вере. Исходя из этого, «Мудрость» заключает в себе осмысление поэтом себя в этом мире, предпринятое в результате изменения его мировосприятия, мировоззрения, и осуществляющееся  в русле обретенной глубокой и пылкой веры в Бога, в русле христианских истин и категорий.

          Композиционно данная книга имеет трехчастное деление: в первой представлено размышление Верлена о христианских ценностях, заповедях, добродетелях, осознание им собственной греховности и раскаяние; во второй – выстраивание личных взаимоотношений с Богом; в третьей – «состояние души, вновь обретшей веру» [2, с. 147].

Эти части объединяются между собой личностным началом – для Верлена главное не отвлеченно понять христианские категории и заповеди, а пропустить их через себя, обрести веру не в общем, «для всех», а «для себя», выстроив личные взаимоотношения с Богом.

         Также для всех частей книги характерен «созерцательный» настрой» – сборник «Мудрость» представляет собой размышление, осмысление, восприятие, при этом «созерцательность» не является синонимом отстранения или пассивности, а, скорее, воплощается как желание достигнуть покоя, умиротворения и блаженства в Боге, что обусловлено уже самим названием: «мудрость»  – это отказ от суетности, проникновение в глубинную сущность вещей; проповедническим характером сборника, где «проповедь» выступает как наставление в первую очередь себе («И нужно сейчас, чтобы ты миновал эти двери» [2, с. 39], «Ты иди по дороге своей без боязни! По прямому пути – по которому надо лишь только подняться» [2, с. 91] и др.).

         Расположение трех частей книги «Мудрость», носящее характер последовательного движения, позволяет говорить о том, что они представляют собой вертикальный «путь веры», получающий функционирование и конкретное обозначение как «путь мудрости». Главной для этого «пути», уже исходя из его названия, выступает категория «мудрость», представленная в книге Верлена «Мудрость» в трех своих ипостасях – это «мудрость людская», «простая» и «Высшая мудрость».

          «Мудрость людская» как первый и низший аспект категории «мудрости» в целом раскрывается главным образом в 1 части сборника, появляясь в связи с «миром людей» и «людской правдой». «Людская мудрость» сочетает в себе в себе злобу против мира и других людей («надо злым оставаться» [2, с. 33]), безразличие к чужим бедам и горестям, притворство («людская мудрость», ведущая диалог с героем, советует ему: «надень на себя безразличия маску, Где прячутся неутоленные ненависть, злоба» [2, с. 33]), самооправдание и снятие с себя вины и ответственности за свое «прошлое», переложение ее на «несправедливый» мир и на других людей, не сумевших увидеть и оценить твои «простодушие», «доверчивость»: «Наказана славно невинность нелегкая эта? Что скажешь? Мужчина суров, ну а женщина? Кто же Пил слезы твои?» [2, с. 31].

          «Людская мудрость» говорит герою: «Чтобы не быть в дураках, надо злым оставаться» [2, с. 31], в переводе В. Брюсова – «злом за зло платить» [1, с. 148]. Этот совет – аллюзия на библейскую цитату: «око за око, зуб за зуб», которой противопоставлены слова Христа: «Вы слышали, что сказано: око за око, зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф, 5:38-39). Таким образом, «людской мудрости» противостоят милость и прощение Бога, христианские заповеди. Данным противопоставлением подтверждается ложность  «людской мудрости», ее обманчивость и греховность – она является плодом себялюбия, самооправдания и гордыни.

          Антитезами «людской мудрости» являются «мудрость простая» и «Высшая Мудрость», а также ей противостоят: как «злобе» – «доброта» («что остается всегда <…> доброта это все, а не злоба» [2, с. 35]), как гордыне и себялюбию – раскаяние и самоуничижение («Коль чувствую я, что наказан, - то должен таким оставаться» [2, с. 35]); как утверждению «злобы мира» – «зло, которое я сделал» [2, с. 35], т.е. как снятию вины и ответственности с себя и переложению ее на мир – осознание личной вины и собственного греха; и в целом ей противопоставлена христианские добродетели и Истина. «Людская мудрость» воспринимается как «мудрость» и является таковой для «людского мира», но сам же «путь мудрости» может начаться лишь после ее преодоления, после осознания ее ложности и отказа от нее, поскольку она принадлежит «греху», в отличие от истинной, подлинной «мудрости», принадлежащей «пути веры» – таковы «простая» и «Высшая мудрость».

          «Простая» и «Высшая мудрость» связаны между собой тем, что обе являются выражением истинной мудрости: первая – это мудрость, соотносимая с человеком и доступная ему в процессе следования «пути веры», а вторая – мудрость, принадлежащая горнему миру, связанная с образом Богоматери. Как следствие, данные ипостаси категории «мудрости», проявляются главным образом в 3 части книги как отражение погружения Верлена в католическую веру.

          «Простая мудрость» только в одном стихотворении 1 части называется прямо: «Завидую я мудрости простой Луи Расина» [2, с. 51], а в дальнейшем – сначала в данном стихотворении, а затем в 3 части сборника она раскрывается через то, что она в себя включает – через качества, ее характеризующие. В данном стихотворении называются «искренность» и «простота»: «Когда поэт, ученый искренне и просто С усердьем новичков объединялись и на мессе помогали, пели на богослуженьях» [2, с. 51]. К этому добавляются далее: «вера и надежда» («Нам, кто как раз лишь верить может в Бога И возлагает упованье на надежду» [2, с. 55]), «доброта» («что есть доброта – это вся наша жизнь здесь» [2, с. 77]), «кротость» («И от кротости всей сам ты сделайся мягче» [2, с. 91]), «простодушие («Как дитя простодушный, по склону взбирайся» [2, с. 91]), «молчание к миру» [2, с. 117], которое воспринимается как охранение Божественной Истины от мира суеты, лжи и неистинности, оберегание «божественной тайны»: «Даруй же им молчание, любовь даруй им к тайне» [2, с. 119].

         Кроме того, «молчание»  – это отказ от пустословия, и в более широком смысле – от слов вообще: Бог уже сказал все, что необходимо было услышать человеку, дав ему в Библии и затем Евангелии Свое Слово, а все остальные слова (т.е. все человеческие слова) пусты, ведь они не выражают истины, а только затемняют ее, пытаясь облечь изначально нематериальное, то, что может быть воспринято и постигнуто только душой, «внутренними» зрением и слухом, во внешнюю, проявленную, материальную (вербальную) оболочку.

         Следовательно, «простая мудрость» включает в себя на уровне христианских добродетелей «веру, надежду и любовь», а также приобретение таких качеств, как «простота», «кротость» и «смирение», «чистота», «искренность». «Простота», «чистота» души и «искренность» ассоциируются с образом ребенка и отсылают к словам Христа: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф, 18:3-4), а также: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф, 5:8).

          Кроме этого, заглавие книги –  «Мудрость» – иногда переводится как «Смиренномудрие», что вносит еще один аспект в характеристику категории «мудрости», указывая на соединение «мудрости» и «смирения», которое, следовательно, истинная мудрость в себе несет. О «смирении» Верлен часто говорит в своей книге: «Спаси Ты от гнева дитя, о Господь всех смиренных!» [2, с. 41], «Не соблазнитесь в достиженье чрезмерном Вдали от мудрого и крепкого смиренья» [2, с. 59], «Я молюсь о смиренье» [2, с. 89], «О Смирение, кротостью нежной Ороси ты мое милосердие» [2, с. 99], «Заверши одиссею Ты в своем покаянье От смиренных страданий Среди мыслей смиренных» [2, с. 161] и др. Соединение «мудрости» и «смирения» («кротости») – не только в заглавии, но и во всей книге в целом содержит в себе аллюзию на наставление Христа апостолам: «Будьте мудры, как змеи, и кротки, как голуби» (Мф, 10:16).

          Помимо «простой мудрости», есть также «Высшая Мудрость», которую Верлен соотносит с образом Богоматери: «Я хочу размышлять лишь о Матери нашей Марии, Высшей мудрости в Ней основанье» [2, с. 115], что соответствует учению о Софии как Высшей Божественной Премудрости в христианской традиции (в католичестве «личный облик Софии» отождествляется с образом Девы Марии [4]). Образ Богоматери очень значим для Верлена: он остро ощущает Ее любовь и заботу о себе, Ее помощь и защиту, обращая к Ней такие строки: «Я хочу все сильнее любить только Матерь Марию», «Я о кротости сердца молил, о служенье усердном, И Она мне позволила все это взять благосклонно» [2, с. 113]. Конечно, поэт говорит и том, что Богоматерь – это совершенная Мать, любящая всех своих детей («Она также всей Франции Мать и ее утешенье» [2, с. 115]), но он чувствует Ее связь лично с ним, связь, ощущаемую не столько прямо, сколько на подсознательном уровне как вручение вторым именем Мари (Поль Мари Верлен) покровительству Девы Марии: «Что, Тебя полюбив, я не смог бы прекрасного сделать, Полюбив Тебя лишь любовью единой» [2, с. 115].

         Следовательно, «Высшая Мудрость», «источником» [2, с. 115] которой является Дева Мария, воспринимается прежде всего как Любовь, – вечная, истинная, абсолютная, чистая и светлая, жертвенная и Божественная – а также как милосердие, прощение, защита и покровительство всякому, в них нуждающемуся. Воплощением этой Любви  и совершенства является Богоматерь. Таким образом, «Высшая Мудрость» соотносится с миром горним, и ее достижение недоступно земному человеку, однако приблизиться к ней возможно через обретаемую на «пути веры» другую форму мудрости – «простую мудрость», являющуюся отражением «Высшей Мудрости» как истинной и подлинной в земной жизни человека.

          Таким образом, категория «мудрость» представлена в религиозной лирике Поля Верлена в трояком аспекте – как «мудрость людская» (неподлинная, ненастоящая), «простая» (истинная и доступная человеку) и «Высшая мудрость» (связанная с образом Богоматери), что позволяет говорить во-первых, о ее многомерности, во-вторых – о связи с Божьим миром и его ценностями и их выражении (и заключении в себе). Таково значение данной категории в религиозной лирике Поля Верлена.

 

Библиографический список:

1.      Брюсов, В. П. Верлен. Биографический очерк / В. Брюсов // Верлен П. Собрание стихов / Пер. с франц. и биограф. очерк В. Брюсова. – Минск: Харвест, М.: АСТ, 2001. – С. 16-98.

2.      Верлен П. Мудрость / П. Верлен; Пер. с фр. Е.П. Тимошкиной. – М.: ОГИ, 2004. На французском языке с параллельным русским текстом.

3.      Георгий Косиков. Поль Верлен (1844-1896) // Верлен П. Три сборника стихов / Verlaine P. Trois recueils de poésies / Сост., вступ. ст. Г.К. Косикова. – М.: Радуга, 2005. – С. 5-10.

4.      Фромм Э. Догмат о Христе / Э. Фромм. // [http:// www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Psihol/Fromm/dogmat.php].

5.      Malignon J. Verlaine P. / J. Malignon // Dictionnaire des ecrivans francais. Vol.2. – Paris, 1995. – P. 321-327.

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): Поля Верлена, Поля Верлена, лирике Поля Верлена, лирике Поля Верлена, Верлен П, romances sans paroles, Похожая статья, образом Богоматери, категории «мудрости», «пути веры», религиозной лирике Поля, творчества Поля Верлена, характеристика творчества Верлена, религиозной лирики Верлена, отражение погружения Верлена, находки Верлена, книге Верлена, размышление Верлена, Верлена главное, злым оставаться».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос