Влияние человеческого фактора на безопасность полета | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (299) февраль 2020 г.

Дата публикации: 03.03.2020

Статья просмотрена: 3642 раза

Библиографическое описание:

Мокеева, Н. С. Влияние человеческого фактора на безопасность полета / Н. С. Мокеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 9 (299). — С. 153-156. — URL: https://moluch.ru/archive/299/67794/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье автор описывает влияние человеческого фактора на безопасность полета. Приведены статистические данные по состоянию безопасности полетов в Российской Федерации, так же рассмотрены причины авиационных происшествий. Разработаны рекомендации и методы по снижению влияния данного фактора.

Ключевые слова: человеческий фактор, авиационное происшествие, авиакатастрофа, IATA, МАК, кабинный экипаж, летный экипаж.

Безопасность полета — это состояние авиационной системы или организации, при котором риски, связанные с авиационной деятельностью, относящейся к эксплуатации воздушных судов или непосредственно обеспечивающей такую эксплуатацию, снижены до приемлемого уровня и контролируются. Проблемы с безопасностью полетов (БП) существуют. В Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) считают, что общий уровень безопасности полетов продолжает расти. В период с 2009 года по 2019 год произошло свыше 420 авиационных происшествий на территории Российской Федерации. Многие из них с многочисленными жертвами и потерями.

Авиационное происшествие — это событие, связанное с лётной эксплуатацией воздушного судна (ВС), которое привело к гибели либо серьёзным травмам какого-либо лица, существенному повреждению либо утрате этого воздушного судна. Среди авиационных происшествий различают аварии и катастрофы. Авариями считаются происшествия без человеческих жертв. Катастрофами считаются происшествия с человеческими жертвами.

Согласно отчетам Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по безопасности полетов в гражданской авиации на территории Российской Федерации в 2017 году произошло 39 авиационных происшествий, в том числе 20 катастроф, 51 человек погиб. В 2018 году произошло 42 авиационных происшествия, в том числе 22 катастрофы, погибло 128 человек. Количество авиационных происшествий в 2018 году увеличилось на 10 % по сравнению с 2017 годом. Основными причинами стали: выкатывание воздушного судна (ВС) за пределы взлетно-посадочной полосы (ВПП) при посадке, потеря управления ВС в полете или возникновение препятствия в управление ВС.

Показатели безопасности полетов ухудшились и в целом мире. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) в 2018 году в мире было зарегистрировано 62 происшествия, включая 11 авиакатастроф. Погибло 524 человека. В 2017 году произошло 47 авиационных происшествий, включая 7 авиакатастроф. В результате погибло 9 человек. Общий коэффициент аварийности в 2018 году составил 1,36 %, что соответствует 1 авиационное происшествие на 740 тысяч рейсов. Данный показатель улучшен в сравнении с общим показателем несчастных случаев на 1,78 %, но показал снижение в сравнении с показателем 2017 года. 2017 год был назван самым безопасным за всю историю гражданской авиации.

Причинами авиационного происшествия являются: погодные условия, техническое состояние воздушных судов, уровень квалификации летного персонала и сотрудники, обслуживающие воздушные судна, человеческий фактор. Согласно отчетам «О состоянии безопасности полета» Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и отчетам Федерального агентства воздушного транспорта (ФАВТ) частая причина авиационных происшествий — это человеческий фактор.

Человеческий фактор — это наука о людях в той обстановке, в которой они живут и трудятся, об их взаимодействии с машинами, процедурами и окружающей обстановкой, а также о взаимодействии людей между собой. В данной статье рассмотрены взаимодействия членов летного экипажа (пилотов) и членов кабинного экипажа (бортпроводников). Порядка 8 % авиационных происшествий происходят из-за неправильного взаимодействия между людьми. Примером служит катастрофа, которая произошла 17 ноября 2013 в городе Казань. Рейс выполнялся на ВС Боинг- 737 авиакомпании «Татарстан». Причиной катастрофы стали неверные действия экипажа. И катастрофа 20 июня 2011 года. ВС принадлежало авиакомпании «РусЭйр». Происшествие произошло в городе Петрозаводск. Рейс выполнялся на ВС Ту-134. Причиной катастрофы стали неслаженные действия экипажа и сложные метеорологические условия.

В феврале 2018 года в Московской области потерпело крушение воздушное судно (ВС) АН-148. ВС принадлежало авиакомпании «Саратовские авиалинии». Рейс выполнялся по маршруту из московского аэропорта «Домодедово» в аэропорт города Орск. На борту ВС находилось 65 пассажиров и 6 членов экипажа. Все находившиеся на борту погибли. Из отчета Росавиации следует, что причиной авиакатастрофы стал отказ указательной скорости, вследствие не включения обогрева приемников полного давления (ППД) перед взлетом. Что привело к неправильным действиям экипажа, выразившимся в выполнении интенсивного снижения воздушного судна до столкновения с землей.

В августе 2018 года авиакатастрофа произошла в Красноярском крае с ВС Ми-8. ВС принадлежало авиакомпании «ЮТэйр- вертолетные услуги». Причиной стало столкновение с внешней подвеской другого воздушного судна. На борту ВС находилось 18 человек. Все находившиеся на борту ВС погибли.

В настоящее время проводятся обучения экипажей с помощью программ и тренажеров. На практике и во время обучения не используется такой ресурс, как комплектование летных экипажей (ЛЭ) и кабинных экипажей (КЭ). Не проводятся совместные обучения ЛЭ и КЭ. Отсутствует взаимодействие и усиление экипажей.

Комплектование КЭ и ЛЭ, безусловно, повысило бы уровень безопасности полетов. Ярким примером четкого взаимодействия экипажа служит рейс на «На кукурузном поле» в 2019 году. Опыт и высокий уровень подготовки командира воздушного судна помогли благополучно произвести посадку ВС вне взлетно-посадочной полосы. Благодаря правильным действиям кабинного экипажа была произведена грамотная эвакуация пассажиров. Рейс произвел аварийную посадку без жертв.

Документы, содержащие по данным вопросам информацию: «Рекомендация по комплектованию летных экипажей и обеспечению оптимального морально-психологического климата», «Рекомендация по организационным принципам и методики комплектования экипажей с учетом межличностных отношений членов экипажа» и «Требования к членам экипажей воздушных судов гражданской авиации и основные принципы комплектования и формирования экипажей». Данные документы были опубликованы в период 70–80 гг. и морально уже устарели. Стоит вопрос в необходимости разработать более конкретные документы, регулирующие данные вопросы. Сами по себе «Рекомендации» по признанию авторов относятся к уже скомплектованным экипажам. «Руководство по психологическому обеспечению отбора, подготовки и профессиональной деятельности летного и диспетчерского состава гражданской авиации Российской Федерации» 2011 года ссылает к «Рекомендации» 1985 года в части комплектования экипажей воздушных судов. Видна необходимость в разработке новых методик и подходов в комплектовании экипажей воздушных судов с учетом опыта и межличностных отношений. Российское законодательство, регулирующие деятельность авиационного персонала, достаточно устарело. Многие документы разработаны, приняты и опубликованы в период СССР. Изменения в них вносятся, но такие документы необходимо полностью пересмотреть, так как с момента их принятия прошло уже как минимум двадцать лет.

Настоящее исследование состоит в разработке средств и методов по управлению человеческим фактором на воздушном транспорте. Комплектование членов КЭ и ЛЭ, с учетом межличностных отношений, с целью понижения отрицательного фактора, влияющего на безопасность полета. Для решения данного вопроса необходимо:

− разработать ряд документов, регламентирующих обучение членов КЭ и ЛЭ при первоначальной и ежегодной подготовках. Необходимо внести критерий для обучения летного персонала. Критерий заключается в том, чтобы аварийно-спасательная подготовка членов КЭ и ЛЭ проходили совместно. Таким образом, члены КЭ и ЛЭ будут знать и понимать действия друг друга в нештатной ситуации;

− разработать ряд документов, регламентирующих комплектование экипажей, как внутри кабин, так и между кабинами. Разделение персонала на группы, которые будут различаться опытом работы, квалификацией, характером и умением оперативно действовать в нештатной ситуации. Таким образом, экипаж в целом будет подготовлен к любой ситуации.

Комплектование экипажей было в авиакомпании «Аэрофлот» и «Пулково». Данный метод принес лишь положительный результат. В таких экипажах сохранялся: комфорт, взаимозаменяемость и главное безопасность полета.

В заключении данной работы можно отметить, что человеческий фактор — одна из главных причин всех авиационных происшествий. В данный момент многие мировые авиакомпании уделяют все больше внимания безопасности полета и уровню подготовки персонала. В Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) считают, что общий уровень безопасности авиаперевозок в мире продолжает расти, поэтому стоит уделять внимание каждому отдельному фактору и своевременно вносить корректировки в документы.

Литература:

  1. Официальный сайт. Межгосударственный авиационный комитет (МАК). https://mak-iac.org;
  2. Официальный сайт. ФАвТ. РОСАВИАЦИЯ. https://www.favt.ru;
  3. Специальная подготовка в области человеческого фактора. Методические указания по проведению психологической диагностики. / Сост.: О. В. Ариничева, А. В. Малишевский. — СПб.: ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации», 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): воздушный транспорт, происшествие, авиационное происшествие, безопасность полета, гражданская авиация, Российская Федерация, борт ВС, кабинный экипаж, комплектование экипажей, Международная ассоциация, судно.


Ключевые слова

человеческий фактор, авиакатастрофа, IATA, авиационное происшествие, МАК, кабинный экипаж, летный экипаж

Похожие статьи

Обеспечение безопасности на авиационном транспорте...

В статье рассматриваются вопросы обеспечения безопасности на воздушном транспорте, а также реализации основных принципов организации безопасности в гражданской авиации. Ключевые слова: воздушный транспорт, безопасность на авиационном транспорте.

К вопросу о безопасности на авиационном транспорте

IATA — международная ассоциация воздушного транспорта — инициировала

КВС имеет право в целях обеспечения безопасности полета воздушного судна отдавать распоряжения любому находящемуся на борту воздушного судна лицу и требовать их исполнения.

Правовая культура авиационного персонала и пассажира...

Требования к членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации России при подготовке к выполнению международных

воздушный транспорт, перевозка пассажиров, пределы. Правовая культура авиационного персонала и пассажира воздушного судна при...

Влияние на человека систем средств аварийного покидания...

Международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее

Гражданская авиация России является достаточно сложной многоцелевой отраслью с очень

Исходя из выше перечисленного следует, что экипаж, пассажиры и часть оборудования...

Психологические проблемы пилотов воздушных судов при...

Существует также психологическая проблема коммуникации в экипаже , вызванная некоторой неприязнью действующих пилотов гражданской

Дело в том, что пилоты гражданской авиации еще в начале летной работы, при окончании училища, имеют, как правило, неплохой...

Проблемы законодательства в сфере обеспечения авиационной...

Оснащение воздушных судов указанными техническими средствами влечет значительные

Поэтому все предполагаемые к размещению на борту воздушного судна приборы и

В настоящее время указанные акты Правительства Российской Федерации не утверждены...

Автоматизация процессов планирования и управления летной...

Требования к членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации России при подготовке к выполнению международных полетов установлены также приказом Минтранса РФ от 09

Ключевые слова: воздушный транспорт, безопасность на авиационном транспорте.

Вопросы разграничения гражданско-правовой ответственности...

Авиационный транспорт занимает лидирующие позиции по количеству жертв и пострадавших. С каждым годом в Российской Федерации увеличивается

Вопросы разграничения пределов гражданско-правовой ответственности воздушного перевозчика в Российской Федерации...

Деятельность международных организаций в обеспечении...

Международная организация гражданской авиации является одной из наиболее важных международных

Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА), была

В целях координации деятельности гражданской авиации в Европе ряд западноевропейских...

Организация и управление процессами наземного обслуживания...

Воздушный транспорт — вид транспорта, основанный на использовании воздушных

Ключевые слова: воздушный транспорт, безопасность на авиационном транспорте.

Гражданская авиация - это отрасль, отражающая как зеркало, общее состояние экономики...

Похожие статьи

Обеспечение безопасности на авиационном транспорте...

В статье рассматриваются вопросы обеспечения безопасности на воздушном транспорте, а также реализации основных принципов организации безопасности в гражданской авиации. Ключевые слова: воздушный транспорт, безопасность на авиационном транспорте.

К вопросу о безопасности на авиационном транспорте

IATA — международная ассоциация воздушного транспорта — инициировала

КВС имеет право в целях обеспечения безопасности полета воздушного судна отдавать распоряжения любому находящемуся на борту воздушного судна лицу и требовать их исполнения.

Правовая культура авиационного персонала и пассажира...

Требования к членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации России при подготовке к выполнению международных

воздушный транспорт, перевозка пассажиров, пределы. Правовая культура авиационного персонала и пассажира воздушного судна при...

Влияние на человека систем средств аварийного покидания...

Международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее

Гражданская авиация России является достаточно сложной многоцелевой отраслью с очень

Исходя из выше перечисленного следует, что экипаж, пассажиры и часть оборудования...

Психологические проблемы пилотов воздушных судов при...

Существует также психологическая проблема коммуникации в экипаже , вызванная некоторой неприязнью действующих пилотов гражданской

Дело в том, что пилоты гражданской авиации еще в начале летной работы, при окончании училища, имеют, как правило, неплохой...

Проблемы законодательства в сфере обеспечения авиационной...

Оснащение воздушных судов указанными техническими средствами влечет значительные

Поэтому все предполагаемые к размещению на борту воздушного судна приборы и

В настоящее время указанные акты Правительства Российской Федерации не утверждены...

Автоматизация процессов планирования и управления летной...

Требования к членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации России при подготовке к выполнению международных полетов установлены также приказом Минтранса РФ от 09

Ключевые слова: воздушный транспорт, безопасность на авиационном транспорте.

Вопросы разграничения гражданско-правовой ответственности...

Авиационный транспорт занимает лидирующие позиции по количеству жертв и пострадавших. С каждым годом в Российской Федерации увеличивается

Вопросы разграничения пределов гражданско-правовой ответственности воздушного перевозчика в Российской Федерации...

Деятельность международных организаций в обеспечении...

Международная организация гражданской авиации является одной из наиболее важных международных

Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА), была

В целях координации деятельности гражданской авиации в Европе ряд западноевропейских...

Организация и управление процессами наземного обслуживания...

Воздушный транспорт — вид транспорта, основанный на использовании воздушных

Ключевые слова: воздушный транспорт, безопасность на авиационном транспорте.

Гражданская авиация - это отрасль, отражающая как зеркало, общее состояние экономики...

Задать вопрос