Финансовая система как объект правового регулирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №9 (299) февраль 2020 г.

Дата публикации: 02.03.2020

Статья просмотрена: 1141 раз

Библиографическое описание:

Кузнецов, Д. А. Финансовая система как объект правового регулирования / Д. А. Кузнецов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 9 (299). — С. 105-110. — URL: https://moluch.ru/archive/299/67768/ (дата обращения: 16.12.2024).



Финансовая система Российской Федерации является одним из важнейших элементов экономики: она участвует в экономических отношениях государства в качестве субъекта. Для государства, финансовая система — средство функционирования, то, с помощью чего оно исполняет свои обязательства перед гражданами. Для экономики — составной элемент, без которого ее функционирование невозможно. Поэтому необходимо правильное правовое регулирование этого института и финансовой деятельности в целом, которое возможно лишь посредством осуществления определения значения финансовой системы, ее функций, структуры, а также методов и средств правового регулирования. Так как финансовая система состоит из большого количества элементов, для того, чтобы исследовать финансовую систему, как объект правового регулирования, необходимо рассмотреть составные ее части как отдельные элементы. Элементами финансовой системы, на наш взгляд, являются: деньги, денежное обращение, эмиссия, бюджетная система, налоги и налоговая система, банковская деятельность, страхование, кредит и т. д. Сейчас скажем несколько слов о финансовой системе, как объекте правового регулирования в целом и дадим определение финансовой системе.

Е. Ю. Грачев указывал на то что, финансовая система есть совокупность институтов, каждый из которых способствует образованию, накоплению денежных фондов [1]. Н. И. Химичева [2] давала иное определение: «финансовая система… это внутреннее строение финансов, совокупность входящих в них взаимосвязанных звеньев…, каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений». Таким образом мы видим, что финансовая система- совокупность сложных и многогранных элементов, которые подлежат правовому регулированию рядом отраслей права. Базой для финансовой системы являются финансовая деятельность, осуществляемая через финансовые институты, элементы финансовой системы. Следовательно, в сферу правового регулирования финансовой системы входят институты, финансовая деятельность, отношения, возникающие по поводу финансовой деятельности и иные отношения, связанные с образованием фондов денежных средств. Большинство таких правоотношений и институтов, входят в сферу регулирования финансового права, как системообразующей отрасли права. Помимо этого, Конституция Российской Федерации [3] закрепляет полномочия государства в сфере финансовых отношений рядом статей. Однако, стоит сказать и о системе финансового права в нескольких словах.

Система финансового права, представляет собой совокупность элементов, входящих в структуру отрасли права. Такими элементами являются: нормы, под институты, институты, пододрали, отрасль права. По мнению Ю. В. Пятковской [4], система финансового права определяется несколько иначе: система финансового права, есть совокупность взаимосвязанных институтов, субститутов, под отраслей, входящих в отрасль финансового права, а так же устойчивые внутриотраслевые связи, выражающие единство, а так же структуру отрасли права. Состав же системы финансового права, по мнению Е. Ю. Грачева [1], представляется следующим: в общую часть включают институты регулирующие и устанавливающие общие принципы осуществления финансовой деятельности, систему органов государства, осуществляющих финансовую деятельность. К особенной части относятся пододрали расположенные в определенном логическом порядке, связь между которыми весьма существенна: бюджетное налоговое, банковское, эмиссионное, право финансового контроля. Как видно из выше изложенного, система финансового права представляет собой сложную правовую конструкцию, образующую отрасль финансового права, лишь целостности. Скажем пару слов о предмете правового регулирования, как о признаке, наиболее демонстрирующем отличия одной отрасли права от другой и являющемся критерием разделения отраслей права.

Как известно, в качестве способа выделения отрасли права, обычно используют либо определенные критерии (предмет правового регулирования, метод правового регулирования, наличие кодификации (на это указывал А. П. Сергеев в 1 томе уч. Гражданского права [5]), или принцип первичности и производности отраслей. Поэтому, считаем более рациональны и правильным присоединиться ко второй точке зрения и вновь, указать на то, что финансовое право — первичная отрасль по отношению к банковскому, налоговому, бюджетному и иным отраслям права (за исключением страхового, считаем, что данная отрасль права, в равной степени регулируется, как финансовом, так и гражданским правом). Основным определяющим признаком считаем именно предмет и метод правового регулирования. Так предметом правового регулирования административного права, по свидетельству А. В. Мелехина [6], являются общественные отношения, складывающиеся в рамках деятельности и организации органов исполнительной власти государства. Однако, по свидетельству Е. Ю. Грачева, предметом правового регулирования финансового права являются правоотношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государственных органов и МО, для обеспечения бесперебойной детальности и осуществления функций органов, для реализации общественных потребностей [1]. В качестве предмета правового регулирования банковским правом выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности банков и банковской системы. Предметом правового регулирования бюджетного права выступают общественные отношения, возникающие в сфере формирования, распределения и использования федеральных, региональных и бюджетов государственных не бюджетных фондов [1]. Землин А. И. писал о том, что предметом правового регулирования налогового права выступают налоговые правоотношения: налоговый контроль, оспаривание нормативных актов налоговых органов, закрепление структуры налоговой системы, распределение компетенций [7]. Таким образом мы видим, что предмет правового регулировании финансового права отличается от предмета правового регулирования иных отраслей. Прейдем к элементам финансовой системы, рассмотрим каждый наиболее крупный и значимый элемент и постараемся указать на их значение в финансовой системе. Начнем с денег.

Деньги, как замечает О. В. Соколова [8], то есть универсальный товар или благо, направленный на упрощение товарооборота и купле-продажи [8]. По свидетельству С. М. Петриковка [9], деньги в экономике, как объект научного исследования не имеют единого определения, в плане задач и функций. Так, бытует различные точки зрения на функции и задачи денег в рамках, которых, как правило, указывается на ряд обще выделяемых функций: деньги как средство обращения, как средство накопления, как средство меры цены, как средство платежа. Перейдем к денежному обращению.

Денежное обращение, представляется по мнению О. В. Соколовой, [8] как процесс оборота денег в экономике, предполагающий переход денег в любой форме, от одних хозяйствующих субъектов к другим. Выделяют налично — денежный оборот и без налично — денежный оборот. Порядок денежного обращения регулируется главным образом указанием ЦБ [10]. Безналичное обращение регламентируется, так же по положению ЦБ о переводе денежных средств [11]. Система денежного обращения — то есть, исторически сложившаяся законодательно закрепленная ЦБ РФ система денежного обращения в стране. В Денежную систему, по заявлению Е. Н. Грушиной [12], входит ряд элементов: денежная единица — установленный в законодательстве, допустимый к обращению денежный знак, служащий для выражения и соизмерения цен всех товаров и функционирование только национальной валюты. Виды наличных денег допустимые к обращению. Эмиссионная система — представляет собой установленный законодательством порядок выпуска и обращения денег (установлена ч.3 ст.75 Конституции). Денежная система, отражает направленные потоки денег внутри экономики и между хозяйствующими субъектами, государством, международно– правовыми институтами [1]. Денежная система регулируется конституцией, федеральными законами, указами президента [13], постановлениями правительства [14] и локальными нормативно-правовыми актами. С учетом всего выше сказанного, считаем необходимым указать на сущностную роль денег в рыночной экономике. По мнению Дроздова О. А. [15], деньги выполняют ряд важных задач: они являются, во-первых, связующим звеном между хозяйствующими субъектами, во-вторых, через деньги происходит распределение национального дохода, через бюджет, налоги, займы. В-третьих, деньги являются объектом регулирования денежно-кредитной политики. Помимо этого, деньги играют качественную роль, становья капиталом. Перейдем к рассмотрению кредитной системы.

Кредитная система — совокупность кредитных и организационных отношений. Элементами кредитной системы является: банковская система и банки, как таковые, а также Центральный банк. Банки, в свою очередь, образуют банковскую систему. Банковская система может подразделяться на одно и двух уровневую. В РФ установлена двух уровневая банковская система, где центральный банк выполняет функции контроля, регулирования, лицензирования, стабилизации банковской системы, а также функцию «банка банков» (кредитование коммерческих банков). Коммерческие банки и не банковские кредитные организации выполняют функции кредитования, обслуживания населения и юридических лиц. Правовое регулирование банковской системы определяется рядом федеральных законов, а так же нормативными актами ЦБ: ФЗ «О банках и банковской деятельности [16]» указывает в ст.2, что правовое регулирование банковской деятельности осуществляется посредством данного ФЗ а так же ФЗ «о Центральном банке [17]». В соответствии с тем же ФЗ, в кредитную систему входят: ЦБ РФ, кредитные организации, а также представительства иностранных банков. Как указывал В. Ю. Миронов [18], государственным регулированием банковской деятельности представляется действия органов исполнительной власти, а равно ЦБ РФ по применению ФЗ, а также положений и нормативных актов ЦБ РФ. Банк России выполняет ряд целей и крайне важных функций, направленных на регулирование экономики. Целями деятельности ЦБ, в соответствии с законодательством являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Функции банк России в соответствии с ФЗ «от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» по ст.4 [17] выполняет большое количество функций (более 19). Функции коммерческих банков, на наш взгляд, состоят в следующем: аккумуляция привлечение и использование освободившихся денежных средств, (банк собирает чужие денежные средства от своих кредиторов); регулирование денежного оборота (через банки проходит оборот всей экономики страны в целом); посредничество в платежах между хозяйствующими субъектами. Банки, по мнению Махмудовой Т.Х и Махмудовой О.Х, [19] выполняют ряд важнейших для экономики и финансовой системы функций, таких как, аккумуляция временное свободных денежных средств (для целей кредитования), участие в денежно-кредитной политике, выполнение функций финансового посредника, и как подчеркивают эти авторы, банки являются основой инфраструктуры рыночной экономики. Скажем пару слов о кредите.

Кредитование в экономике — процесс движения заемного капитала или сделка по передаче свободного капитала. Как указывает А. А. Жернакова [20], — кредит позволяет регулировать скорость обрушения денежной массы, развитие определенных секторов экономики, является средствами, направляемыми на осуществление и организацию производства, что является средством регулирования экономики и двигателем развития рынка. Для граждан кредит — это средство реализации потребностей, для банка — средство использования свободных денежных средств, то с помощью чего банк выпускает деньги в оборот и извлекает из них прибыль. Поэтому роль кредита в финансовой системе является крайне высокой. К тому же, ЦБ кредитует коммерческие банки и оказывает влияние через кредит на банковскую систему. Существует так же государственный кредит, однако для целей данной работы считаем необходимым указать лишь на цели госкредита: осуществляет покрытие недостаточности финансовых средств, финансирует дефицит бюджета, выступает средством мобилизации расходов на общественно значимые цели. Есть отличия от кредита и в рамках правового регулирования и субъектного состава. Надо сказать, пару слов о государственном и муниципальном долге.

Государственный долг, по определению Абышевой А.В [21], — форма выражения государственного кредита (в том чисел и бюджетного), представляющий собой задолженность государства перед хозяйствующими субъектами, а равно перед участниками международных отношений и международными организациями. Легальное определение государственного долга отсутствует, однако ст.97 БК РФ раскрывает понятие государственного долга. Далее раскрывается отдельные аспекты государственного долга. Так же в БК РФ дается указание на существование государственного долга субъекта РФ и государственного долга муниципальных образований (ст.99–100 БК). Скажем так же пару слов о налоговой системе.

Налоги — экономически обоснованные индивидуальные, безвозмездные, платежи хозяйствующих субъектов в централизованные фонды денежных средств. Одной из основных задач налогов является перераспределение денежных средств в обществе. Так же, есть и регулирующая функция, направленная на регулирование производства, потребления, доходов, расходов физических и юридических лиц, а также на отдельные демографические аспекты, а для юриспруденции имеет немаловажное значение контрольная функция налогов, по свидетельству Боташова Л. С. [22] – выражается в виде контроля за хозяйственной деятельностью субъектов. Характеризуя налоги, нельзя обойти выниманием налоговую систему: совокупность условий налогообложения, установленных государством. В налоговую систему входят права и обязанности налогоплательщика, принципы налоговой системы, налоговые платежи, формы и методы налогового контроля, права и обязанности налоговых органов, формы и методы налогового контроля, порядок установления и ведения налогов. Совокупность налогов и сборов, пошлин, обладающих организационно-правовым единством, образует по свидетельству Е. Ю. Грачева [1] систему налогов. В финансовой системе налог и выполняют ряд крайне важных функций и задач, таких как, перераспределение денежных средств в обществе, воздействие на оборот капитала, распределение и перераспределение ВВП, в целом, содействуя функционированию финансовой системы и движению капитала внутри нее. Таким образом мы можем видеть, что налоги играют огромную роль в экономике и деятельности государства, тем более, что налоговые поступления могут составлять до 90 % государственного бюджета. Основным документом, регулирующим налоги и налоговую систему является налоговый кодекс — совокупность федеральных законов, систематизированных в единую кодификацию. В соответствии со ст. 1 НК [23] — налоговое законодательство состоит из НК, а также из принятых в соответствии с ним налогов и сборов. Помимо этого, налоги и налоговая система регулируется отдельными приказами ФНС России, конституцией, международно-правовыми актами, а также некоторыми другими нормативными актами.

Крайне важным элементом финансовой системы является бюджет и бюджетная система РФ. Бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенная для обеспечения и исполнения функций государства и местного самоуправления, в соответствии со ст.6 БК [24]. Прежде всего, бюджет — есть план ведения хозяйственной деятельности государством на определённый период. Экономическая сущность бюджета рассматривается через ряд значимых аспектов: во-первых, бюджет есть денежные отношения, возникающие с различного рода субъектами экономической деятельности, во-вторых, эти отношения возникают по поводу перераспределения денежных средств, находящихся в бюджетном фонде и в-третьих бюджет — это самостоятельная экономическая категория. Бюджет обладает рядом важных функций: перераспределение национального дохода, финансовое обеспечение социальной сферы, государственное регулирование экономики, контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств. Бюджет как план отражает массу экономических показателей, необходимых для ведения хозяйственной деятельности в государстве. Прогнозируемый объем ВВП, уровень инфляции, прогнозируемый объем доходов и расходов, величина резервного фонда, верхний предел государственного внутреннего долга, верхний предел государственного внешнего долга, профицит, дефицит федерального бюджета. Структуру бюджета, по заилению Х. В. Пешкова [25], входят: бюджет, внебюджетные фонды, доходы и расходы, целевые фонды, бюджетный процесс, бюджетный контроль, формы взаимосвязи бюджетов. Бюджеты РФ образуют бюджетную систему, основанную на экономических отношениях, государственном устройстве, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального, регионального, местного бюджета и государственных внебюджетных фондов [1]. Таким образом видно, что бюджет представляет собой сложную систему, базирующуюся на ряде принципов, изложенных в БК (гл.5) [24], являясь при этом крайне важным элементом финансовой системы, исполняющим массу функций. Правовое регулирование, так же, как и прочих отраслей права, строится на финансовом праве, и является основополагающим аспектом деятельности бюджета. Существует так же система внебюджетных фондов, имеющих в своей основе реализацию социальных функций государства, не входящих в федеральный бюджет и финансирующийся в определенном порядке, однако, для целей данной работы их рассмотрение не рационально, впрочем, они так же являются частью финансовой системы. Ненадолго остановимся на рынке ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг [26] – это совокупность национальных рынков ценных бумаг в их взаимосвязи и взаимозависимости, где происходит внешнее перемещение финансового капитала между странами. Рынок ценных бумаг призван выполнять ряд важнейших функций: финансового посредничества, перераспределения денежных ресурсов в наиболее эффективные сферы хозяйствования; централизации капитала, через объединение индивидуальных капиталов; повышения степени концентрации капитала и производства. Содержание ценных бумаг, а также задачи и функции ими исполняемые определяются их юридической природой. Таким образом Ценные Бумаги, допущенные к обращению (обращение — заключение гражданско правовых сделок по передаче ЦБ) — есть документ, несущий определенные права и обязанности для соответствующих участников правоотношения, характеризующийся возможностью передачи, регулируемые гражданским и финансовым правом, осуществляющие рад экономических функций. Структура рынка ценных бумаг является одним из важных аспектов функционирования рынка, главным же звеном ее выступают участники рынка ценных бумаг: эмитенты, профессиональные участники и инвесторы. По свидетельству Т.Б. Бердниковой [27] основными целями и задачами рынка ценных бумаг являются: мобилизация временно свободных финансовых ресурсов для осуществления конкретных инвестиций; формирование рыночной инфраструктуры; развитие вторичного рынка; активизация маркетинговых исследований; трансформация отношений собственности; совершенствование рыночного механизма и системы управления; обеспечение реального контроля над фондовым капиталом на основе государственного регулирования. К основным функциям рынка ценных бумаг относятся: I) учетная; 2) контрольная; 3) сбалансирования спроса и предложения; 4) стимулирующая; 5) перераспределительная; 6) регулирующая; 7) некоторые дополнительные функции. Однако, для нас в контексте исследования, наиболее важными представляются именно перераспределительная и регулятивная функции рынка ценных бумаг. По средству данных функций ЦБ осуществляют перераспределение и направление капитала в определенные общественные сферы, непосредственно является частью системы оборота денежных средств и капитала в экономике, то есть входит в финансовую систему, как один из основных ее элементов. По свидетельством Покровской М. И. и Куриленко М.В [28] рынок ценных бумаг выполняет огромное количество функций, а государственное участи на рынке ценных бумаг через различного рода государственные долговые обязательства и различные ЦБ имеет немаловажное значение. Государство с помощью различных действий, может оказывать воздействие на экономику, привлекать инвестиции в различные проекты, оказывать влияние на регулирование рынка ценных бумаг как таковое, влияние на курс валюты, занимать деньги у населения, в целях покрытия дефицита бюджета, финансирования бюджета и его пополнение, кассовых разрывов и т. п. Поэтому, как мы можем видеть, государство, как участник рынка ценных бумаг, оказывает немаловажное воздействие на экономику, финансовую систему, а также опосредовано на бюджет, госкредит, и осуществляет правовое регулирование рынка ценных бумаг, что указывает на высокое значение РЦБ для государства, а также на то, что правовые нормы, регулирующее РЦБ являются по своей природе финансово-правовыми.

В данной работе были рассмотрены лишь некоторые элементы финансовой системы. Однако, даже несмотря на небольшой масштаб исследования становится ясно, что финансовая система подлежит регулированию финансовым правом, являясь при этом многоуровневым сложным объектом. Столь обширную сферу деятельности людей невозможно регулировать одной отраслью права связи с эди возник ряд отраслей, как бы выросших из финансового права и ставших частью средства правового регулирования. Поэтому финансовая система, как объект правового регулирования, подвергается воздействию ряда отраслей права, ввиду чего требует системного и качественно разработанного подхода в регулировании.

Литература:

  1. Е. Грачев, Финансовое право, Москва: Проспект, 2013.
  2. Н. Химичева, Финансовое право. Издание пятое, переработанное и дополненное, Москва: НОРМА ИНФРА – М., 2012.
  3. Конституция Российской Федерации, Москва: Опубликовано В издании «Российская Газета» № 237. 25.12.1993 г., 1993.
  4. Ю. Пятковская, «К вопросу об элементах финансового права», Актуальные проблемы российского права, № 11(72), 2016.
  5. А. Сергеев, Гражданское право. Издание второе переработанное и дополненное, т. 1, Москва: Проспект, 2017.
  6. А. Мелехин, Административное право, Москва: Юстиция, 2017.
  7. А. Землин, налоговое право, Москва: Форум инфра-м, 2005.
  8. О. Соколова, Финансы и кредит, Москва: ИНФРА-М, 2011.
  9. С. Петрикова, «Сущность, функции и теории денег в экономической науке», Финансы и кредит, № 22, 2006.
  10. Указание ЦБР № 3210 «О порядке ведения кассовых операций юридических лице упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями», 2014 11.03 3210-У.
  11. Положение Банка России «О правилах осуществления перевода денежных средств». 383 «П», 19.06.2012.
  12. Е. Н. Грушина О. А. Петрушкевич С. Е. Усова, «Денежная система Российской Федерации», Ученые заметки (ТОГУ), т. № 4, № 4, 2013.
  13. Указ Президента РФ от 4.08.1997 г. № 822 «Об изменений нарицательной стоимости Российских денежных знаков и масштаба цен», «Российская газета» выпуск от 4.08.1997 г.
  14. Постановление Правительства РФ от 13.05.1992 N 311 «О неотложных мерах в области налично-денежного обращения», 1992.
  15. О. Дроздов, «Роль денег в экономике: ключевые подходы российской экономической науки второй половины девятнадцатого века», теория и практика общественного развития, № 11, 2014.
  16. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», Ведомости съезда народных депутатов. № 27 ст.357, 1990.
  17. Федеральный закон «О центральном Банке», СЗ РФ № 28 ст.2790, 2002.
  18. В. Ю. Мировнов, «Государственное регулирование банковской деятельности (Финансово- правовой аспект)», Ленинградский юридический журнал, № 3, 2013.
  19. Махмудова О. Х. Махмудова Т.Х, «Место и роль банков в финансовой системе страны», ЭЛЕКТРОННОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «АЛЛЕЯ НАУКИ», № 14, 2017.
  20. Жернакова А.А. «Роль кредита в современной рыночной экономике», потенциал современной науки, № 7, 2014.
  21. Абышева А.А., «Государственный долг России: оценка современного состояния», Интернет-журнал нуковедение, т. 8, № 5, 2016.
  22. Боташева Л. С. Ильясова З. В. Эльгайтарова Н. Т., «Нормативно- правовое регулирования и учетно-аналитическое обеспечение налогового контроля», достижения науки и образования, № 9, 2017.
  23. Налоговый Кодекс, Москва: СЗ РФ № 31 ст3824, 1998.
  24. Бюджетный Кодекс, Москва.: СЗ РФ № 31 ст.3823, 1998.
  25. Пешкова Х.В., «Реализация принципа разделения властей в сфере бюджетного устройства государства». Труды института государства и права РАН, № 6, 2015.
  26. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», СЗ РФ№ 17 ст.1918, 1996.
  27. Т. Бердникова, «Рынок ценных бумаг и биржевое дело». Москва: ИНФРА-М, 2002.
  28. Покровский М. И. Криленко М. В., «Рынок государственных ценных бумаг России: проблемы и перспективы развития», Интернет-журнал науковедение, т. 8, № 4, 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): финансовая система, правовое регулирование, налоговая система, банковская система, финансовая деятельность, денежное обращение, средство, банк, бумага, функция.


Задать вопрос