Причины школьной дезадаптации учеников при переходе из начальной в среднее звено общеобразовательной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (299) февраль 2020 г.

Дата публикации: 29.02.2020

Статья просмотрена: 717 раз

Библиографическое описание:

Ланцова, К. А. Причины школьной дезадаптации учеников при переходе из начальной в среднее звено общеобразовательной школы / К. А. Ланцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 9 (299). — С. 152-153. — URL: https://moluch.ru/archive/299/67738/ (дата обращения: 25.04.2024).



Очень большое внимание всегда уделяется моменту готовности к обучению первоклассников. На сегодняшний день существует множество специальных тестов, методик, которые позволяют эту готовность определять и диагностировать. Это объясняется тем, что переход дошкольников в начальную школу — это важнейший этап в жизни каждого человека, так как от готовности к школьному образованию зависит весь процесс обучения.

Зачастую забывают одну из важных проблем ученика — переход из начальной школы в среднее звено, который происходит в пятом классе. Далеко не каждый школьник с уверенностью переносит данный момент в своей жизни.

Процесс перестройки поведения и деятельности ребенка (школьника) в условиях новой социальной ситуации в школе называют адаптацией.

Сегодня, в условиях постоянного реформирования образования, проблема школьной адаптации остается одной из основных проблем, по данным официальной статистики носит прогрессирующий характер и осложняется тем, что протекает латентно [1].

Основные критерии успешности адаптации считают хорошую успеваемость, усвоение школьных норм поведения, отсутствие проблем в общении, эмоциональное благополучие. О высоком уровне школьной адаптации свидетельствуют также развитая учебная мотивация, положительное эмоциональное отношение к школе.

Помимо описанных критериев, ученик, заканчивающий начальную школу, должен быть инициативным и познавательным в области литературы и письма, самостоятельно рассуждать, иметь способность самостоятельного поиска решений и средств деятельности, должен производить поиск недостающей информации различными способами, должна быть сформирована любознательность. Развиты эмоционально-смысловое отношение к прочитанным текстам, способность к переносу себя на место героя, сопереживанию [3].

В случае неуспешной адаптации говорят о дезадаптации — неумении решать задачи, поставленные самой жизнью. Причины школьной дезадаптации могут быть различными, но они вызывают одинаковые проявления: затруднения в учёбе и нарушения в поведении [2].

Имеющая школьная дезадаптация у ученика характеризуется тяжелыми системами отношений с окружающими и с самим собой, приводящими к нарушению социальных норм в различных сферах деятельности. Ответные реакции со стороны социальных групп для ребенка могут привести к его изоляции и как следствие к еще более глубоким проблемам в отношениях [1].

Психологи выделяют основные причины дезадаптации: проблемы с учебой (плохая успеваемость) и отклонения в школьных формах поведения. Поэтому с точки зрения педагога, к детям со школьной дезадаптацией относятся те, у которых имеются проблемы с успеваемостью, ведь школа требует успешно овладеть учебной деятельностью. В младшем звене учеба является важным элементом, благодаря которой формируются личность ребенка.

Переход из привычного процесса учебной деятельности начальной школы в среднее звено сопровождается довольно длительным процессом адаптации ученика. В начальных классах ребенок находится под постоянным присмотром со стороны учителя. Попадая в среднее звено, где ученики беседуют со своим классным руководителем лишь на классных часах или на уроках, которые он сам ведет, они вынуждены сами решать учебные и организационные вопросы своей школьной жизни, тем самым становясь самостоятельными. У некоторых происходят психологические трудности, они становятся забывчивыми, растерянными, не внимательными. Другие не готовы к такой самостоятельной жизни.

Иногда случается так, что классный руководитель берет пятый класс после выпускников школы. Здесь важно учителю понимать, что ученики нуждаются в дополнительном контроле.

Не мало важным в снижении успеваемости у учеников в среднем звене является то, что занятия проводятся в разных кабинетах, появляются новые дисциплины, и самое главное, что каждый предмет ведет разный учитель.

Каждый учитель выдвигает свои требования в организации учебной деятельности. Ученику надо время чтобы он смог привыкнуть к новым условиям.

С другой стороны, переход в пятый класс с новыми учителями дает шанс ученику начать учебную деятельность с нуля, понимать предмет по-новому и если он был вчерашним троечником или хорошистом, может стать отличником.

Таким образом, можно выделить причины школьной дезадаптациии учеников при переходе из начальной школы в среднее звено:

– физиологические особенности ученика (подростка). 10–15лет — это подростковый возраст, являющийся главным периодом формирования и развития организма. Происходят изменения в эндокринной и нервной системах;

– психологические особенности ученика. Здесь всплывает то, что является главным для подростка в этот возрастной период: внешность, внимание со стороны одноклассников. Сверстники замечают лишь недостатки, вызывая желание не быть игнорированным или отвергнутым. В этот период (10–15 лет) происходит частая смена настроения, снижение успеваемости и т. д. Подросток может начать курить тем самым стараясь выделится и показать себя взрослым;

– организация учебного процесса. Сегодняшний учебный процесс не учитывает индивидуальные особенности учеников, высокая учебная нагрузка, сложность учебных программ.

В заключении статьи можно сделать вывод, что адаптация в школе в частности переход из начального звена в среднее это очень важный процесс для ученика. Дезадаптация вызывает неблагоприятное состояние для ребенка, поэтому очень важно для учителя и родителей замечать изменения у ребенка, помогать адаптироваться к новым условиям обучения, диагностировать ранние признаки дезадаптации, проводить качественные диагностики развития каждого ребенка. Необходимо создавать в образовательных учреждениях компетентные психологические центры помощи, предусматривающие профилактику, своевременную диагностику и коррекцию школьной дезадаптации, групповые и индивидуальные занятия с психологами или классными руководителями во внеурочное время (кружки, секции, студии), где дети могли бы проявить свои скрытые таланты.

Литература:

  1. Савина Н. Н. Школьная дезадаптация: природа, структура, причины [Текст] / Н. Н. Савина // Наука и школа. — 2010. — С. 118–121.
  2. Адаптация в средней школе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ogenius.ru/informatsiya/answers/?ELEMENT_ID=254
  3. Психологическая готовность к обучению в среднем звене. Для родителей пятиклассников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docplayer.ru/35116403-Psihologicheskaya-gotovnost-k-obucheniyu-v-srednem-zvene-dlya-roditeley-pyatiklassnikov.html
Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, учебная деятельность, ученик, школьная дезадаптация, звено, классный руководитель, переход, снижение успеваемости, учебный процесс, школьная адаптация.


Похожие статьи

Особенности школьной адаптации младших школьников на...

дезадаптация, младший школьный возраст, школьная адаптация, психологическая готовность к школьному обучению, психологический. Исследование процесса адаптации к учебной деятельности... учебная деятельность, ребенок, школа, адаптация, признак дезадаптации...

Проблема социальной адаптации младших школьников при...

Переход из начального звена школьного обучения на его средний этап характеризуется как переход детей из младшего школьного возраста в

Основные термины (генерируются автоматически): школа , ребенок, школьная дезадаптация, адаптация , процесс адаптации...

Понятие, средства и факторы адаптации первоклассников...

Ключевые слова: школьная адаптация, готовность ребенка к школьному обучению, школьная дезадаптация. Проблема адаптации детей к школе является одной из наиболее важных проблем начальной ступени образования: сложной как для педагогов, так и для родителей.

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших...

Основные термины (генерируются автоматически): общеобразовательная школа, учебная деятельность, школьная дезадаптация, ребенок

учебная деятельность, ребенок, школа, адаптация, признак дезадаптации, жизнь людей, физиологический план, социальная среда...

школа, ребенок, школьная дезадаптация, адаптация, процесс...

Преемственность и адаптация обучающихся при переходе из начальной школы в среднее звено.

Особенности адаптации первоклассников к школе. школа, ребенок, школьная дезадаптация, адаптация, процесс адаптации, период адаптации, нарушение сна, Иваново...

Исследование процесса адаптации к учебной деятельности...

В статье раскрыта суть процесса адаптации первоклассника к учебной деятельности. В качестве методологической основы

Изучение школьной дезадаптации в настоящее время не утратило своей актуальности, так как начало обучения в школе — это один из наиболее...

Влияние личности учителя на процесс адаптации младших...

В том, что начальная школа «плохо подготовила» учащихся (такое мнение можно услышать), в психологических особенностях детей данного

В статье освещена проблема адаптации и готовности ребенка к школьному обучению, средства и факторы адаптации детей к школе, а...

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе...

Проблема мотивации учебной деятельности у детей младшего... учебная деятельность

школа , ребенок , школьная дезадаптация, адаптация , процесс адаптации , период

Переход из начального звена школьного обучения на его средний этап характеризуется как...

Социальная адаптация первоклассников | Статья в журнале...

общеобразовательная школа, школьная дезадаптация, учебная деятельность, школьное обучение, условие обучения, ребенок, младший

Социально-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы является главным инструментом в деятельности современной...

Психолого-педагогические условия адаптации пятиклассников при...

Учебная адаптация — это тоже своего рода процесс

Проблема социальной адаптации младших школьников при переходе в среднее школьное

В работе описана психологическая сущность процесса адаптации и дезадаптации первоклассников к учебной деятельности .

Похожие статьи

Особенности школьной адаптации младших школьников на...

дезадаптация, младший школьный возраст, школьная адаптация, психологическая готовность к школьному обучению, психологический. Исследование процесса адаптации к учебной деятельности... учебная деятельность, ребенок, школа, адаптация, признак дезадаптации...

Проблема социальной адаптации младших школьников при...

Переход из начального звена школьного обучения на его средний этап характеризуется как переход детей из младшего школьного возраста в

Основные термины (генерируются автоматически): школа , ребенок, школьная дезадаптация, адаптация , процесс адаптации...

Понятие, средства и факторы адаптации первоклассников...

Ключевые слова: школьная адаптация, готовность ребенка к школьному обучению, школьная дезадаптация. Проблема адаптации детей к школе является одной из наиболее важных проблем начальной ступени образования: сложной как для педагогов, так и для родителей.

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших...

Основные термины (генерируются автоматически): общеобразовательная школа, учебная деятельность, школьная дезадаптация, ребенок

учебная деятельность, ребенок, школа, адаптация, признак дезадаптации, жизнь людей, физиологический план, социальная среда...

школа, ребенок, школьная дезадаптация, адаптация, процесс...

Преемственность и адаптация обучающихся при переходе из начальной школы в среднее звено.

Особенности адаптации первоклассников к школе. школа, ребенок, школьная дезадаптация, адаптация, процесс адаптации, период адаптации, нарушение сна, Иваново...

Исследование процесса адаптации к учебной деятельности...

В статье раскрыта суть процесса адаптации первоклассника к учебной деятельности. В качестве методологической основы

Изучение школьной дезадаптации в настоящее время не утратило своей актуальности, так как начало обучения в школе — это один из наиболее...

Влияние личности учителя на процесс адаптации младших...

В том, что начальная школа «плохо подготовила» учащихся (такое мнение можно услышать), в психологических особенностях детей данного

В статье освещена проблема адаптации и готовности ребенка к школьному обучению, средства и факторы адаптации детей к школе, а...

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе...

Проблема мотивации учебной деятельности у детей младшего... учебная деятельность

школа , ребенок , школьная дезадаптация, адаптация , процесс адаптации , период

Переход из начального звена школьного обучения на его средний этап характеризуется как...

Социальная адаптация первоклассников | Статья в журнале...

общеобразовательная школа, школьная дезадаптация, учебная деятельность, школьное обучение, условие обучения, ребенок, младший

Социально-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы является главным инструментом в деятельности современной...

Психолого-педагогические условия адаптации пятиклассников при...

Учебная адаптация — это тоже своего рода процесс

Проблема социальной адаптации младших школьников при переходе в среднее школьное

В работе описана психологическая сущность процесса адаптации и дезадаптации первоклассников к учебной деятельности .

Задать вопрос