Направления совершенствования административно-правового статуса уполномоченного экономического оператора в Евразийском экономическом союзе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №9 (299) февраль 2020 г.

Дата публикации: 27.02.2020

Статья просмотрена: 316 раз

Библиографическое описание:

Кудрявицкая, Т. С. Направления совершенствования административно-правового статуса уполномоченного экономического оператора в Евразийском экономическом союзе / Т. С. Кудрявицкая, П. Е. Александрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 9 (299). — С. 50-51. — URL: https://moluch.ru/archive/299/67713/ (дата обращения: 28.03.2024).



В статье определены наиболее актуальные направления совершенствования административно-правового статуса уполномоченного экономического оператора в Евразийском экономическом союзе.

Ключевые слова: уполномоченный экономический оператор, административно-правовой статус, взаимное признание, таможенное администрирование.

В настоящее время институт уполномоченного экономического оператора играет важную роль в системе таможенного администрирования. Без развития данного института невозможно представить эффективное взаимодействие таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности, позволяющее обеспечить безопасность цепей поставок и в то же время сократить издержки для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности [3]. Данный вопрос становится особо актуальным в период развития интеграционных процессов и гармонизации законодательства в рамках Евразийского экономического союза.

Проведя анализ правоприменительной практики в Российской Федерации и в Евразийском экономическом союзе, а также учитывая международный опыт развития института уполномоченного экономического оператора, можно сделать вывод о том, что в нынешнем законодательстве Евразийского экономического союза существуют проблемные вопросы, связанные с присвоением административного-правового статуса и последующей деятельностью уполномоченного экономического оператора [6]. В связи с этим необходимо выделить следующие актуальные направления совершенствования административного-правового статуса уполномоченного экономического оператора в Евразийском экономическом союзе.

Во-первых, необходимо совершенствование понятийного аппарата института уполномоченного экономического оператора. На данный момент в действующем таможенном законодательстве ЕАЭС отсутствуют определения «правовой статус УЭО»; «таможенные упрощения»; «специальные упрощения», в то время как в законодательстве Европейского Союза на нормативном уровне установлены два вида правового статуса уполномоченных экономических операторов: статус «Таможенно-правовые упрощения» (AEOС) и статус «Безопасность» (AEOS). Первый представляет интерес для компаний, желающих пользоваться специальными упрощениями при осуществлении таможенных операций. Статус «Безопасность» нужен тем участникам внешнеэкономической деятельности, которые хотели бы облегчить условия по предоставлению обеспечения уплаты таможенных платежей при ввозе, вывозе и транзите товаров [8]. Таким образом, необходимо на теоретическом и законодательном уровне дать толкование определениям, затрагивающим правовой статус института уполномоченного экономического оператора, это обеспечит более широкое понимание правомочий уполномоченного экономического оператора.

Во-вторых, целесообразно разработать единые требования и условия предоставления статуса уполномоченного экономического оператора, которые будут коррелировать не только с финансовой устойчивостью субъекта и обеспечением уплаты таможенных пошлин, но и с обеспечением безопасной цепи поставок товара. К примеру, в практике США категорирование участников происходит, прежде всего, в зависимости от деятельности участников внешнеэкономической деятельности и от уровня соответствия требованиям безопасной цепи поставок, соответствие финансовой платёжеспособности уходит на второй план [7]. Внедрение данного условия включения в реестр уполномоченного экономических операторов позволит обеспечить безопасность грузов, бизнес-партнеров и персонала, а также контролировать доступ к товарам и информационным системам.

В-третьих, одним из важных направлений совершенствования административно-правового статуса уполномоченного экономического оператора является взаимное признание правового статуса УЭО таможенными органами иностранных государств. Совсем недавно в рамках Евразийского экономического союза начала действовать программа по взаимному признанию статуса уполномоченного экономического оператора таможенными службами государства-членов ЕАЭС и была обозначена возможность признания правового статуса УЭО с третьими странами, однако, на практике данная возможность ещё не была реализована. Взаимное признание статуса УЭО упрощает административные процедуры между таможенными администрациями посредством признания стандартов друг друга, это способствует повышению экономической эффективности за счёт сокращения временных и финансовых издержек, а также повышению уровня безопасности ввиду существования двухсторонней цепи поставок товара. В свою очередь, чтобы система взаимного признания статуса уполномоченного экономического оператора эффективно работала, необходимо ее соответствие принципам и нормам, закреплённым в Рамочных стандартах безопасности и облегчения мировой торговли. Также необходимо наличие норм в законодательстве, регулирующих систему взаимного признания статуса УЭО [5]. Практическая реализация соответствующей программы невозможна без заключения двухсторонних соглашений между странами, в которых будут закреплены перечни взаимных упрощений.

В-четвёртых, осуществление программы взаимного признания статуса уполномоченного экономического оператора не представляется возможным без создания единой информационной системы взаимодействия таможен и экономических операторов. В данной связи нужно разработать и внедрить в работу единый информационный продукт, обеспечивающий оперативное взаимодействие таможенных органов государств-членов ЕАЭС в части предоставления статуса УЭО, применения мер таможенного контроля, а также сотрудничество, обмен информацией таможенных органов и участников ВЭД в соответствии с требованиями ВТамО.

Таким образом, несмотря на то, что с принятием нового Таможенного кодекса ЕАЭС во многом был изменён подход к институту уполномоченного экономического оператора, а некоторые изменения затронули положения, касающиеся правового статуса уполномоченного экономического оператора, необходима дальнейшая модернизация административно-правового статуса УЭО, это создаст дополнительные перспективы развития как для участников ВЭД, так и для таможенных органов. Вместе с тем, опираясь на зарубежный опыт, в рамках Евразийского экономического союза возможно создать эффективную систему таможенного администрирования и таможенного контроля.

Литература:

  1. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) от 11.03.2017 г.
  2. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ
  3. Мозолева Н. В. Перспективы развития института уполномоченного экономического оператора в странах Евразийского экономического союза // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии, 2016. 33 с.
  4. Некрасов Д. В. Административно-правовой статус уполномоченного экономического оператора в новом Таможенном кодексе Евразийского экономического союза // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 3. С. 97–104.
  5. Некрасов Д. В., Рыльская М. А. К вопросу о взаимном признании правового статуса уполномоченного экономического оператора в практике таможенного администрирования // Вестник экономической безопасности. 2017. No 1. С. 126–135.
  6. Некрасов Д. В. Совершенствование административно-правового статуса уполномоченного экономического оператора в условиях Евразийского экономического союза: монография / Д. В. Некрасов. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2015. 230 с.
  7. Некрасов Д. В. Сравнительный анализ административно-правового статуса уполномоченного экономического оператора в Таможенном союзе в контексте зарубежной практики таможенного администрирования // Издательский дом Юр-ВАК, 2013. 83 с.
  8. Шинкевич В. А. Институт уполномоченного экономического оператора в Европейском союзе // Международная логистика: сб. ст. / под общ. ред. В. А. Остроги; отв. ред. Н. Г. Кудряшов. — Минск: БГУ, 2017. — С. 108–122.
Основные термины (генерируются автоматически): уполномоченный экономический оператор, Евразийский экономический союз, взаимное признание статуса, административно-правовой статус, внешнеэкономическая деятельность, правовой статус, таможенное администрирование, административный-правовой статус, взаимное признание, таможенный контроль.


Похожие статьи

Уполномоченный экономический оператор в Евразийском...

В результате анализа таможенного законодательства Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз) можно сделать вывод о том, что под уполномоченным экономическим оператором понимается декларант, имеющий статус юридического лица и получивший...

Правовой статус суда Евразийского экономического союза

В статье рассматривается правовой статус Суда Евразийского экономического союза в качестве одного из наиболее авторитетных и эффективных органов правосудия в системе наднационального права стран СНГ.

Стратегическая программа таможенного сотрудничества ЕС...

В качестве международной правовой основы реализации данного направления стороны называют

Отражая роль таможенных органов в условиях современных торговых отношений России и

таможенно-тарифное регулирование, Таможенный союз, внешнеэкономическая...

Содержание и сущность административно-правового...

Ключевые слова: административно-правовое регулирование, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченный экономический оператор. Деятельность в сфере таможенного дела...

Особенности таможенного оформления в условиях...

Особенности таможенного оформления в условиях функционирования Евразийского Экономического Союза.

Таможенный союз, Евразийский экономический союз, внешняя торговля, Российская Федерация, Единый таможенный тариф, Единое экономическое...

Об актуальных вопросах обеспечения законности в деятельности...

Повышение статуса уполномоченного экономического оператора — еще одно нововведение кодекса.

Правовой статус суда Евразийского экономического союза. Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Евразийская интеграция, Суд ЕАЭС, СНГ, правовой...

Институт уполномоченных экономических операторов...

Институт уполномоченных экономических операторов (УЭО) является свидетельством качественно нового витка развития таможенного администрирования в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).

Проблемы разрешения споров Судом Евразийского...

Евразийский экономический союз — это международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью, создаваемая в соответствии с целями и принципами Устава ООН, а также другими общепризнанными...

Институциональная основа таможенного сотрудничества ЕС...

Так, в качестве правовой основы Решения Совместного комитета по таможенному сотрудничеству ЕС и Японии о взаимном признании УЭО указана статья 21 Соглашения между ЕС и Японией о сотрудничестве и взаимном административном содействии в таможенных...

Похожие статьи

Уполномоченный экономический оператор в Евразийском...

В результате анализа таможенного законодательства Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз) можно сделать вывод о том, что под уполномоченным экономическим оператором понимается декларант, имеющий статус юридического лица и получивший...

Правовой статус суда Евразийского экономического союза

В статье рассматривается правовой статус Суда Евразийского экономического союза в качестве одного из наиболее авторитетных и эффективных органов правосудия в системе наднационального права стран СНГ.

Стратегическая программа таможенного сотрудничества ЕС...

В качестве международной правовой основы реализации данного направления стороны называют

Отражая роль таможенных органов в условиях современных торговых отношений России и

таможенно-тарифное регулирование, Таможенный союз, внешнеэкономическая...

Содержание и сущность административно-правового...

Ключевые слова: административно-правовое регулирование, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченный экономический оператор. Деятельность в сфере таможенного дела...

Особенности таможенного оформления в условиях...

Особенности таможенного оформления в условиях функционирования Евразийского Экономического Союза.

Таможенный союз, Евразийский экономический союз, внешняя торговля, Российская Федерация, Единый таможенный тариф, Единое экономическое...

Об актуальных вопросах обеспечения законности в деятельности...

Повышение статуса уполномоченного экономического оператора — еще одно нововведение кодекса.

Правовой статус суда Евразийского экономического союза. Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Евразийская интеграция, Суд ЕАЭС, СНГ, правовой...

Институт уполномоченных экономических операторов...

Институт уполномоченных экономических операторов (УЭО) является свидетельством качественно нового витка развития таможенного администрирования в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).

Проблемы разрешения споров Судом Евразийского...

Евразийский экономический союз — это международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью, создаваемая в соответствии с целями и принципами Устава ООН, а также другими общепризнанными...

Институциональная основа таможенного сотрудничества ЕС...

Так, в качестве правовой основы Решения Совместного комитета по таможенному сотрудничеству ЕС и Японии о взаимном признании УЭО указана статья 21 Соглашения между ЕС и Японией о сотрудничестве и взаимном административном содействии в таможенных...

Задать вопрос