Требования к личности и имиджу современного учителя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 24 апреля, печатный экземпляр отправим 28 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (299) февраль 2020 г.

Дата публикации: 28.02.2020

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Сурмина, О. А. Требования к личности и имиджу современного учителя / О. А. Сурмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 9 (299). — С. 173-175. — URL: https://moluch.ru/archive/299/67703/ (дата обращения: 13.04.2021).



В настоящее время, во время грядущих и уже произошедших перемен в системе образования, все чаще возникает вопрос о необходимости новой школе нового учителя. Каким же должен быть этот учитель? Какими личностными качествами должен обладать современный педагог?

Ключевые слова: личность учителя, имидж, требования современной образовательной системы, культурное поведение.

В настоящее время, во время грядущих и уже произошедших перемен в системе образования, все чаще возникает вопрос о необходимости новой школе нового учителя. Каким же должен быть этот учитель? Какими личностными качествами должен обладать современный педагог?

Личность — это формируемая под действием окружающей социальной среды динамичная, целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и его деятельности.

Требования современной образовательной системы ставит перед всеми участниками педагогического процесса и прежде всего перед учителем новые задачи, требует обновленных знаний, практических умений и творческого подхода к делу.

2010 год был объявлен Президентом РФ Годом учителя, в этой связи произошли значительные перемены в понимании сущности личности педагога. Центральное место в педагогической профессии занимают профессионализм, мастерство, творческий подход к делу.

Учитель, в чьи непосредственные обязанности входит не только обучение подрастающего поколения, но и воспитание его, просто обязан быть высокоинтеллектуальной, творческой личностью. Творчество как таковое должно стать составной частью имиджа современного педагога.

Рассматривая профессиональную деятельность педагога, необходимо выделить субъекта этой деятельности — специалиста — профессионала, глубоко вникающего в трудности ученика и способного оказать ему психолого-педагогическую поддержку на разных этапах обучения, в совершенстве владеющего комплексом общетеоретических и специальных знаний, совокупностью необходимых учений и навыков.

Несомненно, каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем отвечая за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть учителем. Педагогу необходимо объективно оценивать собственные возможности, знать свои слабые и сильные стороны, значимые для данной профессии; уметь адекватно оценивать и корректировать свое поведение, иметь высокий уровень познавательной активности и волевой саморегуляции. Представитель педагогического сообщества должен владеть общей культурой интеллектуальной деятельности, культурой поведения, педагогического общения. Обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности учителя являются уважения, знания, понимание и признание своего ученика как личности, со специфическим своеобразным набором индивидуальных черт и характеристик. Ученик должен быть понят педагогом и принят им вне зависимости от того, совпадают ли их системы ценностей, модели поведения и оценок — это также предполагает знание психологических механизмов и закономерностей поведения, общения.

Надо отметить, что педагог является для обучающихся организатором учебной деятельности, выступает в качестве проводника, облегчающего педагогическую коммуникацию. В этой связи педагогу обязательно надо развивать свои организаторские, коммуникативные способности, обеспечивающие умения управлять процессом усвоениями учащимися знаний, включая их в активные формы учебного взаимодействия, стимулирующего познавательную и исследовательскую активность его участников.

В повседневной жизни мы часто замечаем, что профессиональная принадлежность накладывает своеобразный отпечаток на поведение, образ мышления, миропонимание и мировосприятие человека. Этот феномен психологи называют понятием «профессиональная ментальность». Ментальность как характеристика личности представляет собой совокупность определенных социально-психологических установок, ценностных ориентаций, специфических особенностей понимания действительности и отношения к ней. Профессиональная ментальность представляет собой комплекс глубинных, как правило, неосознанных личностных характеристик, которые присущи представителям конкретной профессии и обусловлены ею. Необходимость и возможность формирования потребности в творческой деятельности у будущих учителей зависит от самого субъекта этой деятельности — от учителя. В связи с этим огромное значение приобретает его профессиональная деятельность, которая становится вполне закономерно объектом творчества.

В набор специальных знаний, умений современного учителя, столь необходимым в современных условиях для формирования многогранной личности педагога, ставших сегментом его имиджа, входят:

– знания в области преподаваемого предмета: знание требований федерального и регионального стандартов, высокая базовая теоретическая подготовка, знание межпредметных связей преподаваемого предмета с другими науками, осознание философских и социально-образовательных предпосылок знаний по данному предмету и его места в информационном мире;

– знание в области педагогики и психологии: знание фундаментальных педагогических и психологических течений и теорий, которые могут повлиять на осмысление педагогического процесса; знанием современных концепций гуманизации образования; ориентация на гуманистические принципы в преподавании предмета; владение учителем умениями анализировать свою профессиональную деятельность с точки зрения педагогики и психологии.

Предметно-методические умения учителя: способность ставить цели и прогнозировать результаты своей деятельности; умение адаптировать учебный материал к условиям различных классов на основе современных педагогических технологий.

Творческая и опытно-поисковая деятельность: умение анализировать имеющиеся педагогические инновации, соотносить их с собственными интересами и достижениями, применять в собственной практике; умение обобщать и анализировать собственный опыт и на основе этого анализа строить свою дальнейшую работу.

Современный учитель — носитель речевой культуры, уверенно владеющий различными методами вербальной и невербальной коммуникации. Учитель, работающий в школе, всегда внимательно относится не только к своей речи, но и к своему имиджу. Хорошо продуманный имидж работает на педагога и помогает ему успешно шествовать по жизни.

Физический имидж — здоровье, стиль одежды, прически и макияж. Психологический имидж — характер, темперамент, внутренний мир. Социальный имидж — роль в обществе, поведение и коммуникативные особенности.

Особое внимание к имиджу учителя определяется следующими обстоятельствами:

– влияние учителя в современной школе во многом носит неформальный психологический характер;

– дети считают имидж учителя одним из профессионально значимых качеств;

– личность педагога становится заметной лишь на определенном культурном фоне.

Таким образом, профессиональный имидж учителя отражает значимые с позиции массового сознания особенности личности, профессиональной деятельности и общения, поведения и внешнего облика педагога.

Литература:

  1. Калюжный А. А. Психология формирования имиджа. — М., Владос, 2004.
  2. Калюжный А. А. Особенности построения профессионального имиджа //Вестник Государственного университета управления. Серия Социология и управление персоналом. — № 3 (19). — М., ГУУ, 2006. — С. 59–63.
  3. Сергеева Т. Б., Горбатько О. И. Особенности корпоративной культуры образовательного учреждения. // Педагогика, 2006. № 10.
Основные термины (генерируются автоматически): знание, профессиональная деятельность, современный педагог, учитель, время грядущих, имидж учителя, педагогический процесс, современная образовательная система, современный учитель, творческий подход.


Ключевые слова

имидж, личность учителя, требования современной образовательной системы, культурное поведение

Похожие статьи

Творчество в деятельности современного педагога

Творческая природа педагогической деятельности учителя, выражающаяся в индивидуально — творческом развитии педагога и детей, в сочетании приемов алгоритмизации деятельности и творчества, в способности педагога к импровизации, к усвоению чужого опыта путем...

Каким должен быть современный учитель? | Статья в сборнике...

Статья посвящена вопросам современного учителя и ученика. Проанализированы понятия учитель и ученик. Особое внимание уделяется характеристикам присущим учителю и ученику на современном этапе развития общества.

Роль и миссия учителя в современном образовательном...

Работа учителя может быть эффективной в том случае, если педагог профессионально

учитель, инновационная деятельность, современная школа, обновление знаний

деятельность учителя, деятельность педагогов, знание, образовательная система...

Навыки преподавателя 21 века как условие и показатель качества...

Современный учитель должен быть готов к инновациям и пробовать новые вещи, навыки

Современный педагог должен быть не только изобретательным, но и готовым изучать новые

Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и...

Имидж современного учителя глазами учеников

Педагог — профессия публичная, так как учитель всегда находится в центре внимания. Как бы ни был профессионален, опытен и успешен

В настоящее время проведено ряд исследований значимости личностного имиджа преподавателя как для учеников, так и для учителей.

Имидж педагога как составляющая профессиональной...

Современный период развития России обозначил необходимость обновления основных приоритетов в системе профессиональной подготовки специалистов. В новой концепции образования сформулированы требования подготовки квалифицированных кадров...

Изменение роли учителя в современной школе

учитель, инновационная деятельность, современная школа, обновление знаний, информационный тип общества, учебный процесс, современная начальная школа, значительная роль, гуманитарное мышление, роль учителя.

Развитие компетентности современного учителя

Поэтому Учитель с большой буквы-одаренный педагог, настоящий профессионал. Стиль современного учителя-совместное творчество с учениками.

Система формирования профессиональной компетентности учителя в процессе педагогической деятельности.

Система формирования профессиональной компетентности...

Основные термины (генерируются автоматически) : педагогическая деятельность, профессиональная компетентность учителя, Системный подход, педагогическая технология, процесс, система, подход, система формирования, технологический подход, модульное...

Похожие статьи

Творчество в деятельности современного педагога

Творческая природа педагогической деятельности учителя, выражающаяся в индивидуально — творческом развитии педагога и детей, в сочетании приемов алгоритмизации деятельности и творчества, в способности педагога к импровизации, к усвоению чужого опыта путем...

Каким должен быть современный учитель? | Статья в сборнике...

Статья посвящена вопросам современного учителя и ученика. Проанализированы понятия учитель и ученик. Особое внимание уделяется характеристикам присущим учителю и ученику на современном этапе развития общества.

Роль и миссия учителя в современном образовательном...

Работа учителя может быть эффективной в том случае, если педагог профессионально

учитель, инновационная деятельность, современная школа, обновление знаний

деятельность учителя, деятельность педагогов, знание, образовательная система...

Навыки преподавателя 21 века как условие и показатель качества...

Современный учитель должен быть готов к инновациям и пробовать новые вещи, навыки

Современный педагог должен быть не только изобретательным, но и готовым изучать новые

Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и...

Имидж современного учителя глазами учеников

Педагог — профессия публичная, так как учитель всегда находится в центре внимания. Как бы ни был профессионален, опытен и успешен

В настоящее время проведено ряд исследований значимости личностного имиджа преподавателя как для учеников, так и для учителей.

Имидж педагога как составляющая профессиональной...

Современный период развития России обозначил необходимость обновления основных приоритетов в системе профессиональной подготовки специалистов. В новой концепции образования сформулированы требования подготовки квалифицированных кадров...

Изменение роли учителя в современной школе

учитель, инновационная деятельность, современная школа, обновление знаний, информационный тип общества, учебный процесс, современная начальная школа, значительная роль, гуманитарное мышление, роль учителя.

Развитие компетентности современного учителя

Поэтому Учитель с большой буквы-одаренный педагог, настоящий профессионал. Стиль современного учителя-совместное творчество с учениками.

Система формирования профессиональной компетентности учителя в процессе педагогической деятельности.

Система формирования профессиональной компетентности...

Основные термины (генерируются автоматически) : педагогическая деятельность, профессиональная компетентность учителя, Системный подход, педагогическая технология, процесс, система, подход, система формирования, технологический подход, модульное...

Задать вопрос