Анализ автоматизарованных систем противопожарной защиты станций метрополитена | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 августа, печатный экземпляр отправим 9 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №8 (298) февраль 2020 г.

Дата публикации: 24.02.2020

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Соловьёв, Е. Е. Анализ автоматизарованных систем противопожарной защиты станций метрополитена / Е. Е. Соловьёв. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67671/ (дата обращения: 09.08.2020).



Проведено исследование и анализ комплекса противопожарной защиты, а также оценка эффективности работоспособности автоматизированных систем противопожарной защиты станций метрополитена. Функциональные возможности систем противопожарной защиты предназначены для обеспечения безопасности на высоком уровне. Для создания устойчивых взаимосвязей между компонентами структуры системы были предложены некоторые изменения в системах автоматической противопожарной защиты, которые позволять улучшить работоспособность противопожарной защиты и увеличить эффективность автоматизированных систем для наилучшей защиты станций метрополитена.

Ключевые слова: противопожарная защита, автоматические системы пожаротушения, обеспечение безопасности метрополитена.

Ежедневно миллионы москвичей пользуются услугами метрополитена. Когда столичный мегаполис задыхается от автомобильных пробок, метро — это самый быстрый вид городского транспорта.

Общее количество пассажиров, перевезенных метрополитеном за 2019 год 2560,4 млн. человек. Общее среднесуточное количество пассажиров Московского метрополитена — 6,92 млн. человек. Огромное количество людей может находиться в опасности при возгорании в метрополитене.

Актуальность работы заключается в предотвращении опасных ситуаций, связанных с пожарами в метрополитене и обеспечение технических помещений надежной противопожарной защитой, а это значит степень разработанности и важности исследуемой темы очень важна, ведь на счету могут оказаться жизни людей, а это безусловно самое важное что у нас есть.

Объектом исследования является московский метрополитен, а предметом противопожарная защита технических помещений с помощью автоматических установок. В составе метрополитена сегодня — 252 станции (включая станции МЦК и монорельса) и 17 электродепо, обеспечивающих его функционирование со всей инфраструктурой. Здесь и наземные сооружения, и подземные, подвижной состав, сложнейшее кабельное хозяйство, эскалаторы, железнодорожные пути. Станции различаются по срокам их ввода в эксплуатацию, по глубине заложения, по архитектуре. Конечно, такая разнохарактерность объектов создает свои трудности в обеспечении пожарной безопасности. Московский метрополитен постоянно обеспечивает контроль за соблюдением требований правил пожарной безопасности и обеспечением противопожарного режима.

Главная цель противопожарной защиты объектов метрополитена- обеспечить безопасность людей, а главная задача- создание современных автоматизированных систем противопожарной защиты (АСППЗ) объектов особой важности. С каждым годом все более отчетливо наблюдается рост спроса на решения, способные обеспечить не только высокий уровень обнаружения возгораний и их быстрого тушения, но и стопроцентную безопасность таких систем для защищаемого оборудования, а также — и это, пожалуй, самая главная тенденция — безопасность АСППЗ для людей, находящихся на этих объектах или поблизости от них.

Большое количество потенциальных источников пожара в метрополитене обусловлено сложностью технического оборудования станций. Неисправности электрооборудования, механические поломки эскалаторов, нарушение запрета на курение, ремонтные работы на станциях — вот далеко не полный перечень возможных причин пожара.

Пожары на таких объектах могут сопровождаться быстрым ростом температуры, выделением токсичных продуктов горения, блокированием путей эвакуации, и без того ограниченных, повреждением и обрушением конструкций.

Большинство объектов метрополитена объединяет, во-первых, наличие высокой пожарной нагрузки и, во-вторых, непосредственная близость огромного количества людей. Эти два фактора становятся критически важными при выборе установки автоматического пожаротушения. Наиболее часто на объектах метрополитена системами автоматического пожаротушения защищаются кабельные коллекторы, подэскалаторные пространства, помещения серверных, электрощитовых, шкафов автоматики и т. д.

Важным фактором комплексной оценки объекта исследования является анализ противопожарных систем, находящихся в эксплуатации действующего метрополитена, нахождение наилучших путей и технических решений в данном направлении и реализация оптимальных технических решений в строительстве новых станций.

Также, безусловно, важна научная новизна и практическая значимость исследуемой проблемы. Так как огнетушащее вещество и способ тушения должны, помимо быстрого тушения огня, обеспечить максимальную сохранность защищаемого оборудования и при этом не представлять угрозы здоровью и жизни людей, которые могут оказаться внутри или поблизости от помещения, где в этот момент срабатывает система пожаротушения.

Требования к системам пожаротушения

Ключевые моменты, которым должны соответствовать системы пожаротушения, это:

– быстрое и эффективное тушение возгорания, в особенности тлеющие пожары, характерные для оплетки силовых и сигнальных кабелей;

– безопасность для обслуживающего персонала и пассажиров в случае выпуска огнетушащего вещества;

– отсутствие следов на оборудовании и поверхности предметов, находящихся в помещении, как при штатном тушении, так и при несанкционированном выпуске;

– максимально долгий срок службы;

– отсутствие повышенных расходов на обслуживание и эксплуатацию. [2]

Технические проблемы применения систем противопожарной защиты станции метрополитена

Подземные сооружения метро имеют высокую степень пожарной опасности. Степень этой опасности определяется, исходя из множества факторов. Однако не все системы установлены уместно и существуют некоторые технические проблемы такие как:

  1. Практически отсутствуют требования к пожаротушению.
  2. Помещения для установки вентиляционного оборудования категории В1 защищаются автоматическими установками порошкового пожаротушения, что может привести к выходу вентиляторов из строя при ложном срабатывании.
  3. Для защиты кабельных коллекторов, где предусматривается автоматическая установка водяного пожаротушения тонкораспыленной водой (ТРВ). В кабельных коллекторах проходят кабели с напряжением 20 кВ, при ложном срабатывании установки пожаротушения ТРВ и возможном нахождении людей в кабельном коллекторе возможно поражение человека электрическим током, так как электричество не отключается при срабатывании установки пожаротушения ТРВ.
  4. Для тушения тупиков предусмотренных для отстоя поездов применяется спринклерная установка пожаротушения ТРВ. При возможном возгорании вагона, сила теплового потока будет испарять мелкодисперстную воду, так еще по требованиям нормативных документов должна включаться система дымоудаления. При защите тупиков традиционной системой водяного пожаротушения, при пожаре необходимо отключить контактный рельс, только потом дежурный вручную включает систему водяного пожаротушения. Но на отключения контактного рельса уходит более 15 мин. При таком подходе поезд выгорит полностью. На данный момент нет результатов испытаний по тушению вагонов метро и какой-то определенности как тушить тупик. Хотя в Ленинградском метро еще в конце 80-ых годов был реализован способ тушения высокократной пеной на одной из станций метро.
  5. Нет единообразия по пожаротушению станций метро, каждая станция защищается разными установками пожаротушения.
  6. В СП 5.13130.2009 (п 14.3) для формирования команды управления по 14.1 в защищаемом помещении или защищаемой зоне должно быть не менее: двух пожарных извещателей, удовлетворяющих требованию 13.3.3 (а, б, в), включенных по логической схеме «И«при условии своевременной замены неисправного извещателя; [1]

Далее в этих требованиях описывается: «обеспечивается идентификация неисправного извещателя с помощью световой индикации и возможность его замены дежурным персоналом за установленное время, определяемое в соответствии с приложением О».

Установленное время обнаружения неисправности и ее устранения в случае, когда функции системы можно передать персоналу, не должно превышать 70 % времени, определяемого исходя из согласованных с заказчиком затрат на содержание выделенного персонала на время выполнения им функций контроля.

При расчете этих 70 % получается 4,5 минуты, т. е. любое помещение на станциях метро может находиться без защиты 4,5 минуты. За это время необходимо, что бы дежурный по станции нашел сотрудника и приказал ему находиться в данном помещении до приезда обслуживающей организации.

Технические решения для разработки автоматизированных систем противопожарной защиты станций метрополитена

  1. Разработать требования и нормативно правовые документы для обеспечения станций метрополитена современной противопожарной защитой.
  2. Защитить помещения для установки вентиляционного оборудования категории В1 автоматизированной системой пожаротушения тонкораспыленной водой. Так же необходимо при срабатывании сигнала на тушение отключать вентиляционные установки.
  3. Для защиты кабельных коллекторов использовать порошковые огнетушащие вещества.
  4. Для тушения тупиков предусмотренных для отстоя поездов использовать пенные установки тушения пожаров.
  5. Обеспечить все станции метрополитена нормативными документами и едиными требованиями по противопожарной защите.
  6. Согласовать применение четырех пожарных извещателей для избежание проблем ложного срабатывания автоматической пожарной сигнализации и для соблюдения пункта 14.3 в СП 5.13130.2009.

Все эти изменения позволят значительно повысить уровень противопожарной защиты объектов метрополитена, что в свою очередь при пожаре приведет к спасению жизни людей и предотвращению больших материальных потерь.

Литература:

  1. СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования
  2. ППБ 147–87. Правила пожарной безопасности на метрополитенах
Основные термины (генерируются автоматически): противопожарная защита, система, помещение, система пожаротушения, московский метрополитен, водяное пожаротушение, огнетушащее вещество, ложное срабатывание, контактный рельс, автоматическое пожаротушение.


Ключевые слова

противопожарная защита, автоматические системы пожаротушения, обеспечение безопасности метрополитена

Похожие статьи

Обоснование штатной установки системы тушения пожара...

Предлагаемая система пожаротушения для автомобильного транспорта включает в себя основное устройство, относящееся к технике, в которой используют источники газа, пороховой аккумулятор давления (ПАД), применяемый в различных пневмовытеснительных системах.

Обеспечение пожарной безопасности при применении...

Меры противопожарной защиты помещений насосных станций направлены на

Установки пожаротушения автоматические Общие технические требования.

Так как система противопожарной защиты здания, на стадии его строительства, еще не функционирует в...

Как работает пожаротушение тонкораспыленной водой?

оборудованные насосом системы тушения тонкораспыленной водой способны обеспечивать непрерывное пожаротушение и обеспечивать подачу воды для нескольких активаций системы; противопожарная защита тонкораспыленной водой менее чувствительна к вентиляции и...

Противопожарная защита сливоналивных эстакад

Система противопожарной защиты сливоналивных железнодорожных эстакад проектируются в соответствии с требованиями руководящих документов.

Основной и автоматический водопитатели размещаются в помещении пожарной насосной станции.

Обеспечение пожарной безопасности производственных зданий...

В настоящее время противопожарные требования не учитывают сроки эксплуатации зданий, поэтому существует необходимость выработки дополнительных критериев и подходов для оценки системы пожарной безопасности и противопожарной защиты производственных...

Особенности организации деятельности по осуществлению...

При монтировании установок пожаротушении в зданиях промышленных объектов случаются случаи нарушения расчетов количества огнетушащего вещества для тушения и ликвидации пожара, что может привести к большим материальным потерям.

Обеспечение пассивной безопасности пожарных автомобилей

Пожарными автомобилями укомплектованы подразделения Государственной противопожарной службы (ГПС). Пожарными автомобилями укомплектовываются также подразделения пожарной охраны различных министерств (железнодорожный транспорт...

Способы обеспечения пожарной безопасности высотных зданий

Автоматические системы пожаротушения и пожарной сигнализации.

Система противопожарной защиты сливоналивных железнодорожных эстакад проектируются в

Техника пожарная . Требования безопасности . Защита жилых зданий от перегрева.

Анализ возможности применения интеллектуальных систем...

9. СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ

В состав автоматической системы пожарной сигнализации входят

Другой важной составляющей систем безопасности являются системы пожарной сигнализации...

Похожие статьи

Обоснование штатной установки системы тушения пожара...

Предлагаемая система пожаротушения для автомобильного транспорта включает в себя основное устройство, относящееся к технике, в которой используют источники газа, пороховой аккумулятор давления (ПАД), применяемый в различных пневмовытеснительных системах.

Обеспечение пожарной безопасности при применении...

Меры противопожарной защиты помещений насосных станций направлены на

Установки пожаротушения автоматические Общие технические требования.

Так как система противопожарной защиты здания, на стадии его строительства, еще не функционирует в...

Как работает пожаротушение тонкораспыленной водой?

оборудованные насосом системы тушения тонкораспыленной водой способны обеспечивать непрерывное пожаротушение и обеспечивать подачу воды для нескольких активаций системы; противопожарная защита тонкораспыленной водой менее чувствительна к вентиляции и...

Противопожарная защита сливоналивных эстакад

Система противопожарной защиты сливоналивных железнодорожных эстакад проектируются в соответствии с требованиями руководящих документов.

Основной и автоматический водопитатели размещаются в помещении пожарной насосной станции.

Обеспечение пожарной безопасности производственных зданий...

В настоящее время противопожарные требования не учитывают сроки эксплуатации зданий, поэтому существует необходимость выработки дополнительных критериев и подходов для оценки системы пожарной безопасности и противопожарной защиты производственных...

Особенности организации деятельности по осуществлению...

При монтировании установок пожаротушении в зданиях промышленных объектов случаются случаи нарушения расчетов количества огнетушащего вещества для тушения и ликвидации пожара, что может привести к большим материальным потерям.

Обеспечение пассивной безопасности пожарных автомобилей

Пожарными автомобилями укомплектованы подразделения Государственной противопожарной службы (ГПС). Пожарными автомобилями укомплектовываются также подразделения пожарной охраны различных министерств (железнодорожный транспорт...

Способы обеспечения пожарной безопасности высотных зданий

Автоматические системы пожаротушения и пожарной сигнализации.

Система противопожарной защиты сливоналивных железнодорожных эстакад проектируются в

Техника пожарная . Требования безопасности . Защита жилых зданий от перегрева.

Анализ возможности применения интеллектуальных систем...

9. СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ

В состав автоматической системы пожарной сигнализации входят

Другой важной составляющей систем безопасности являются системы пожарной сигнализации...

Задать вопрос