Этика регионального парламентария как предмет нормативно-правового регулирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №8 (298) февраль 2020 г.

Дата публикации: 24.02.2020

Статья просмотрена: 76 раз

Библиографическое описание:

Лузина, У. С. Этика регионального парламентария как предмет нормативно-правового регулирования / У. С. Лузина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 163-166. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67669/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье затрагивается вопрос о регулировании поведения депутата Законодательного Собрания вне рабочего времени, его поведение на просторах всемирной информационной сети Интернет. Раскрывается важность открытости депутатов Законодательного Собрания. Повышение доверия населения к депутатам Государственной Думы через положительное формирование морально-этического образа депутата.

Ключевые слова: депутат, законодательный орган, статус депутата, депутатская этика, гарантии депутатской деятельности, встречи с избирателями, субъект Российской Федерации.

Этика в последнее время все чаще приобретает профессиональный характер, она выступает в качестве регулятора поведения представителей всех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. В связи с этим ученые авторы современных этических концепций все чаще соотносят фундаментальные этические ценности с особенностями современной политики, права, демократического устройства, общества, выдвигают в качестве основополагающих этических качеств в деятельности депутатов Законодательного Собрания такие, как профессионализм, дисциплинированность, финансовая чистоплотность, политкорректность в межличностных и межгрупповых отношениях, недопущение использования служебного положения в корыстных целях.

Ни для кого не секрет, что авторитет регионального парламента как представительного органа во многом зависит именно от личных, моральных качеств и эти стандарты поведения должны отражаться не только в Регламентах Законодательных Собраний, но и в этическом кодексе, где будет прописано нравственное поведение и ответственность за его нарушение [7].

Такой акт позволяет эффективнее отслеживать взаимодействие депутатов с общественностью, контролировать индивидуально-личностные и поведенческие особенности, регламентировать взаимодействие со средствами массовой информации, определять общие для парламентариев и избирателей нравственные ориентиры и направления законотворческой деятельности.

Еще в XIV веке Франция дала юридические понятия: «нравы», «мораль», «публичный порядок». Как утверждают С. С. Сулакшин, В. Э. Багдасарян, М. В. Вилисов и др, в первые эти понятия были упомянуты во французском государственном кодексе (ФГК). В ст. 6 ФГК было закреплено, что «нельзя частными соглашениями отступать от законов, которые затрагивают публичный порядок и добрые нравы». Уже в то время, придавали большое значение этим терминам. Ведь «общественный порядок» это своего рода купол, который позволяет комфортно жить. Так и здесь, были созданный Регламенты и правила депутаткой этика, для комфортного взаимодействия как между депутатами, так и избирателей с парламентом.

Но вот в чем парадокс – практически во всем российском законодательстве используется понятие морали, но ни в одном из актов не дается четкого определения, что есть мораль и в чем она проявляется.

Анализируя локальные акты, посредством которых складывается практика в регионах, можно выявить некоторые особенности и закономерности регулирования депутатской этики. Так, значительная часть региональных актов содержит следующие правила для депутатов: «Депутатские бланки используются исключительно для официальных писем; депутат должен публично признавать некорректность своих высказываний в случае использования по неосторожности недостоверных фактов; депутат, сохраняя собственное достоинство, должен в равной мере уважать достоинство других депутатов; депутат не должен покидать зал заседания в знак протеста» [1].

Интересные аспекты отражены в отдельных региональных правилах депутатской этики. Например, в Правилах депутатской этики, утвержденных постановлением Законодательного Собрания Красноярского края, отмечается, что депутат должен: «в личном поведении и в быту депутат обязан соблюдать общепризнанные нормы морали и поддерживать авторитет депутата; передача права голосования на заседаниях Законодательного Собрания края, комитетов или комиссий другому депутату не допускается; выступающий на заседании депутат не вправе употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству граждан и должностных лиц, призывать к незаконным действиям, допускать необоснованные обвинения в чей-то адрес» [5].

Так же интересно, что в Регламенте прописано, что «депутат Законодательного Собрания имеет право участвовать в прениях, вносить предложения и замечания по существу обсуждаемых вопросов, предлагать кандидатуры и высказывать свое мнение по персональному составу формируемых Законодательным Собранием органов, избираемым или утверждаемым должностным лицам, задавать вопросы, давать справки, просматривать стенограмму заседания, выступить по одному и тому же вопросу не более двух раз. Выступает с трибуны или со своего рабочего места в зале заседаний. Координатор или представитель фракции имеют право на одно дополнительное выступление от имени фракции и по ее поручению» [4].

Особенность в Правилах депутатской этики Законодательного Собрания Приморского края регламентируют не только форму общения депутата, но и форму его одежды: «депутат Законодательного собрания не может навязывать свою позицию посредством угроз, ультиматумов и иных подобных действий; отношения между депутатами Законодательного Собрания строятся на основе равноправия. Каждый депутат Законодательного Собрания должен с уважением относиться к другим депутатам Законодательного Собрания независимо от их социального статуса, вероисповедания и политических взглядов; одежда должна соответствовать официальной обстановке на заседании парламента» [2].

Правильному пониманию необходимости введения депутатского дресс-кода (при отсутствии целевого указания) могут способствовать отдельные положения типовых кодексов этики и служебного поведения и методических рекомендаций о внешнем виде государственных гражданских служащих, согласно которым строгость, элегантность и опрятность одежды «должны символизировать стабильность, надежность, значимость и культуру государственной службы» [6]. Ведь, по сути, у них одна цель — служение интересам общества и государства, которая достигается различными формами и механизмами.

Свердловский региональный законодатель, делая в областном законе ссылку на постановление регионального парламента, где очень размыто дается понимание поведения: «не допускаются индивидуальные и коллективные действия по прекращению заседания, кроме случаев, предусмотренных Регламентом Законодательного Собрания Свердловской области; депутат проявляет терпимость и уважение к чужому мнению, не допускает неуважительного отношения к другим депутатам, должностным лицам и гражданам» [3], как бы ограничился, вопросами соблюдения депутатами этических правил только во время проведения заседания Законодательного собрания. Такой подход можно объяснить только с одной стороны, что нормы этики — «это моральные нормы, не поддающиеся четкому структурированию и систематизации» [9].

Таким образом, хотя к парламентариям, обязанным «стремиться к идеалу гражданина и патриота страны» [7], предъявляются повышенные требования в сфере следования морали, закону и совести, этическими нормами для них считаются в первую очередь соблюдение парламентской дисциплины и корректность поведения.

Интересен тот факт, что только в одном из изученных правил депутатской этики прописали, регламентировали поведение вне рабочего времени. А именно, что в личном поведении и в быту депутат обязан соблюдать общепризнанные нормы морали и поддерживать авторитет депутата. То есть проявлять уважение к себе, семье, окружающему миру, обществу, не завышая свой статус. Ответственно относиться к природе, соблюдать чистоту, не грубить, не ругаться, так как депутат еще является публичным лицом.

Мы, молодежь, к большому сожалению, перестали верить депутатам и чиновникам, так как разрыв в качестве и уровне жизни населения значительно растет, обещания выполняются где-то на половину. Для повышения доверия населения эффективно использовать сегодняшние возможности через социальные сети, личные странички, где депутаты могут рассказать о своей деятельности с другой стороны, чтобы быть ближе к избирателю. Возможно, через этот канал молодежи удастся понять и увидеть работу чиновников по-иному, под другим уголом.

В свою очередь, неплохо было бы замотивировать и избирателей, так как порой и они ведут себя не корректно по отношению к представителям государственной или муниципальной власти. Предлагаем ввести систему поощрения или накопления баллов за соблюдение правил этикета, этики и морали. Но не только при разговоре с депутатами, но в повседневной, обыденной жизни. Эти бонусы потом можно будет обменять на льготный билет на самолет, льготные условия кредитования, льготные места в университетах и многое другое.

По нашему мнению, тема «Открытого правительства» нашла отклик у многих россиян. Система стала прозрачнее, яснее, удобнее и яснее. В век информационных технологий, очень актуально развиваться и идти в ногу со временем. Как говорилось уже выше, все же личность формирует отношение к государственным органам. Человек приходит, в первую очередь, к людям в государственный орган. Продолжая развивать мысль об «открытом правительстве» и перенося ее на представителей государственных органов, предлагаем внести в Кодекс депутатской пункт о регламенте поведения во вне рабочего времени.

На сегодняшний день, все же принятие Кодекса этики – это больше профилактика против коррупции. Даже Всемирная организация парламентариев по борьбе с коррупцией считает что, как раз основной недостаток современного парламента, это отсутствие взаимосвязанной этической инфраструктуры. Только соблюдение принципов, таких как честность, принципиальность, открытость, подотчетность, неподкупность, беспристрастность и лидерство способно вывести нас на новый уровень.

Литература:

1. Проект Кодекса парламентской этики // URL: https://www.gazeta.ru/parliament/info/laws/12832.shtml / (дата обращения 21 февраля 2020г)

2. О правилах депутатской этики Законодательное Собрание Приморского края Постановление от 27 сентября 2017 года № 542 о правилах депутатской этики URL: http://docs.cntd.ru/document/450358532

3. «О правилах депутатской этики Законодательного Собрания Свердловской области Постановление от 30 июля 2019 года N 1982-ПЗС URL: http://docs.cntd.ru/document/561442922 (дата обращения 19 февраля 2020)

4. «Регламент Законодательного Собрания Красноярского края» Постановление от 19.02.2009 № 8–2963П // URL: https://www.sobranie.info/lawsinfo.php?UID=5814 (дата обращения 18 февраля 2020)

5. «Об утверждении правил депутатской этики» (с изменениями на 5 июля 2018 года) от 19 февраля 2009 года № 8–2999П Постановление Законодательное Собрание Красноярского края // URL: http://docs.cntd.ru/document/422436816 (дата обращения 14 февраля 2020)

6. Аверьянова Н. Н., Локтионова Е. О. Морально-этический облик депутата парламента как предмет правового регулирования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. — 2015. — Вып. 1. — С. 100–104

7. Варлен М. В. Конституционализм в статусе парламентария // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 11. С. 59–63

8. Аминов И. И. Этика российского парламентария как предмет нормативно-правового регулирования. Актуальные проблемы российского права. 2019;(8):47–54. https://doi.org/10.17803/1994–1471.2019.105.8.047–054

9. Окулич И. П., Конева Н. С. Политическая культура и парламентская этика — взаимосвязанные элементы комплексной проблемы совершенствования деятельности законотворческих институтов в Российской Федерации // Проблемы права. 2015. № 1. C. 70

Основные термины (генерируются автоматически): Законодательное собрание, депутат, депутатская этика, рабочее время, избиратель, повышение доверия населения, правило, региональный парламент.


Ключевые слова

субъект Российской Федерации, депутат, статус депутата, депутатская этика, законодательный орган, гарантии депутатской деятельности, встречи с избирателями

Похожие статьи

Депутат как субъект законодательной инициативы

Депутаты, будучи наделенными правом законодательной инициативы, осуществляют попытки претворения в

У населения создается впечатление, что законы всесильны, но кто-то не

Депутат как единичный структурный компонент российского парламента определен в качестве...

Проблемы взаимодействия палат парламента Российской...

В статье отражены проблемы взаимодействия палат двухпалатных парламентов.

В частности, основным доводом против является возможность усиления регионального лоббизма. В доктрине часто выделяется проблема единства палат Федерального Собрания.

Проблемы привлечения депутата, члена выборного органа...

4) Аморальное поведение, нарушение депутатской этики при осуществлении депутатской

В то время как для избрания депутата на муниципальном уровне требуется относительное

Кузько А. В. Отзыв депутата представительного органа местного самоуправления как мера...

Реализация правового статуса депутата государственной думы...

б. протокола организационного собрания депутатской группы, включающего решение о целях ее

Думается, в предоставлении депутатским объединениям права исключать депутата из своего

Первые состоят в том, что парламент или его палата, сформированная целиком или...

Сущность права законодательной инициативы депутата...

В данной статье рассматривается право законодательной инициативы, реализация этого права депутатами Законодательного Собрания Краснодарского края. Приводятся особенности законодательной инициативы депутатов.

Проблемы повышения избирательной активности граждан

Активность избирателей — один из самых главных показателей. До 2007 года в России от этой

Повышение политической и правовой культуры требует усилий и времени.

В настоящее время правовой нигилизм в России присущ уже не одному поколению, а передается...

Общественный контроль при проведении муниципальных выборов...

Замещению подлежало 50 депутатских мандатов. По итогам голосования депутатские

Помимо региональных и муниципальных выборов состоялись федеральные — выборы

Для повышения объективности оценок организации процесса голосования и подведения его итогов...

Особенности функционирования Государственной Думы...

На федеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное СобраниеПарламент

Федеральное Собрание состоит не только из депутатов ГД и членов СФ.

Сначала предоставляется время для выступления представителям фракций на политические...

Проблемы реализации принципа народовластия в процессе...

В Российской Федерации функции парламента выполняет Федеральное собрание

Низкий уровень явки населения на выборы свидетельствует об отсутствии эффективного механизма

Помимо утраты интереса и доверия со стороны граждан к процессу формирования органов...

Повышение правовой культуры молодежи в избирательном...

Встатье рассматриваются основные формы и методы повышения правовой культуры для активизации участия молодежи в избирательном процессе. Определены основные проблемы и направления развития действующего законодательства.

Похожие статьи

Депутат как субъект законодательной инициативы

Депутаты, будучи наделенными правом законодательной инициативы, осуществляют попытки претворения в

У населения создается впечатление, что законы всесильны, но кто-то не

Депутат как единичный структурный компонент российского парламента определен в качестве...

Проблемы взаимодействия палат парламента Российской...

В статье отражены проблемы взаимодействия палат двухпалатных парламентов.

В частности, основным доводом против является возможность усиления регионального лоббизма. В доктрине часто выделяется проблема единства палат Федерального Собрания.

Проблемы привлечения депутата, члена выборного органа...

4) Аморальное поведение, нарушение депутатской этики при осуществлении депутатской

В то время как для избрания депутата на муниципальном уровне требуется относительное

Кузько А. В. Отзыв депутата представительного органа местного самоуправления как мера...

Реализация правового статуса депутата государственной думы...

б. протокола организационного собрания депутатской группы, включающего решение о целях ее

Думается, в предоставлении депутатским объединениям права исключать депутата из своего

Первые состоят в том, что парламент или его палата, сформированная целиком или...

Сущность права законодательной инициативы депутата...

В данной статье рассматривается право законодательной инициативы, реализация этого права депутатами Законодательного Собрания Краснодарского края. Приводятся особенности законодательной инициативы депутатов.

Проблемы повышения избирательной активности граждан

Активность избирателей — один из самых главных показателей. До 2007 года в России от этой

Повышение политической и правовой культуры требует усилий и времени.

В настоящее время правовой нигилизм в России присущ уже не одному поколению, а передается...

Общественный контроль при проведении муниципальных выборов...

Замещению подлежало 50 депутатских мандатов. По итогам голосования депутатские

Помимо региональных и муниципальных выборов состоялись федеральные — выборы

Для повышения объективности оценок организации процесса голосования и подведения его итогов...

Особенности функционирования Государственной Думы...

На федеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное СобраниеПарламент

Федеральное Собрание состоит не только из депутатов ГД и членов СФ.

Сначала предоставляется время для выступления представителям фракций на политические...

Проблемы реализации принципа народовластия в процессе...

В Российской Федерации функции парламента выполняет Федеральное собрание

Низкий уровень явки населения на выборы свидетельствует об отсутствии эффективного механизма

Помимо утраты интереса и доверия со стороны граждан к процессу формирования органов...

Повышение правовой культуры молодежи в избирательном...

Встатье рассматриваются основные формы и методы повышения правовой культуры для активизации участия молодежи в избирательном процессе. Определены основные проблемы и направления развития действующего законодательства.

Задать вопрос