Проблема актуализации магистратуры по направлению «социальная работа» в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (298) февраль 2020 г.

Дата публикации: 23.02.2020

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Ласкин, А. А. Проблема актуализации магистратуры по направлению «социальная работа» в России / А. А. Ласкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 215-216. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67646/ (дата обращения: 06.03.2021).



В настоящей статье рассматривается проблема актуализации магистратуры по направлению социальная работа в России. Рассматривается история становления магистратуры в России. Анализируется нормативно-правовая база в области высшего образования в РФ.

Ключевые слова: магистратура, вторая ступень высшего образования, аспирантура, научная деятельность, социальная работа.

Прежде чем рассматривать проблему актуализации магистратуры по направлению социальная работа, стоит рассмотреть историю становления магистратуры в России. В 1996 году в связи присоединением к Болонскому процессу, а также в рамках перехода на трехуровневую систему высшего профессионального образования в современной России появилась, казалось бы, новая квалификация выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования как магистратура [2, с.74]. А с 2010 года, заказ на магистрантов возрос в десятки раз. Благополучно отодвинув популярность аспирантуры, магистратура заставила заговорить о себе в широких массах. Многие обсуждают проблему магистратуры и сегодня. Большинство уверены, что магистратура исключительно дань западной системе образования. Однако, степень магистра существовала и в дореволюционной России [3, с. 321]. Причем тогда степень магистра была выше степени кандидата наук. Поэтому не стоит говорить, что магистратура — это новая форма профессионального образования для России. Что касается текущего состояния магистратуры в России, то стоит отметить, что большинство специалистов видят в магистратуре скорее научную деятельность, нежели практическую, и это отчасти верно [4, с.25]. На основании этого можно сформулировать тезис о том, что в России на сегодняшний день существует огромный заказ на «ученых». Первая проблема заключается в том, что на сегодняшний день в России как раз недостаток в прикладных специалистах, а стремительный заказ на магистрантов идет в разрез с общей концепцией подготовки профессиональных кадров. Вторая проблема пересекается с первой: на сколько ценно будет научное образование, если каждый второй бакалавр или специалист получает магистерскую степень? Третья проблема заключается в сложной адаптации к трехуровневой системе образования как со стороны работодателей, так и абитуриентов [5, с.64].

Социальная работа не стала исключением на фоне возрастающего количества разнообразных магистерских программ [1]. Программа представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную университетом с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего образования. Основная профессиональная образовательная программа магистратуры имеет своей целью развитие у обучающихся личностных качеств, а также формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по данному направлению подготовки и рекомендациями примерной основной образовательной программы (ПООП) (при наличии); в области обучения целью ОП по направлению подготовки является формирование общекультурных — универсальных (социально-личностных, общенаучных, инструментальных) и профессиональных компетенций, позволяющих выпускнику работать в избранной области и (или) сфере профессиональной деятельности и быть успешным на рынке труда; в области воспитания целью ОП по направлению подготовки является развитие у обучающихся личностных качеств, способствующих их творческой активности, общекультурному росту и социальной мобильности: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, самостоятельности, гражданственности, приверженности этическим ценностям, толерантности, настойчивости в достижении цели. Программа хороша тем, что позволяет, как на базе бакалавра социальной работы, так и других направлений, получить профессиональное узкоспециализированное социальное образование, что является несомненным плюсом особенно для новоиспеченных бакалавров. Прогнозировать судьбу магистратуры по социальной работе достаточно сложно. Однако, уже сегодня Министерство образования и науки России объявило, что государственный заказ на магистрантов в 2019 году сократится на треть. Поэтому можно сделать вывод, что судьба магистерской программы по социальной работе неутешительна, как, впрочем, и других магистерских программ [6, с.32]. Социальная работа при условиях снижения государственного заказа станет неконкурентоспособной и исчезнет, уступив более общим и популярным направлениям, как в свое время это произошло с аспирантурой.

Литература:

  1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон: от 29.12.2012 N 273-ФЗ. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/, доступ СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 20.02.20). — Загл. с экрана.
  2. Агапов П. В. Социологическая энциклопедия. — Т. 2. —: Мысль, 2003. — 243 с.
  3. Бауман З. Мыслить социологически. —: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 346 с.
  4. Волов В. Т., Волова Н. Ю., Четырова Л. Б.. Некоторые тенденции высшего образования в России. — №. 2. —: Инновации в образовании, 2001. — 154 с.
  5. Воронина Т. П. Образование в информационном обществе. —: М, 1998. — 195 с.
  6. Григоров В. Н. Социология образования перед новыми вызовами. — № 6. —: Социологические исследования, 2000. — 84 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная работа, Россия, высшее образование, высшее профессиональное образование, государственный заказ, история становления магистратуры, магистратура, научная деятельность, проблема актуализации магистратуры.


Ключевые слова

магистратура, научная деятельность, социальная работа, аспирантура, вторая ступень высшего образования

Похожие статьи

Научно-исследовательская деятельность в магистратуре...

Обучение в магистратуре ориентировано на получение новых компетенций, прежде всего

В целом, основной задачей магистратуры в дореволюционной России была подготовка

Научно-исследовательская работа делает обучение в магистратуре процессом активного...

Практические аспекты подготовки магистрантов в вузах в области...

Магистратура в настоящее время предоставляет выпускникам огромные возможности, являясь особой ступенью высшего образования [1].

научно-исследовательская деятельность: способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и...

Структура высшего образования в России

Двухуровневая система высшего образования (бакалавриат + магистратура) вызывает вопросы. Мы свели основные сведения о ступенях образования в

Несмотря на то, что двухуровневая система высшего образования (бакалавриат + магистратура) официально...

Зачем поступать в магистратуру — Молодой ученый

Магистратура — вторая ступень высшего образования в России.

Причины для поступления в магистратуру могут быть различными.

Но в магистратуре начинается уже совершенно другая история. И, соответственно, у вас появляется возможность попасть на бюджетное место.

Магистратура на бюджетной основе – реально! — Молодой учёный

Оказалось, что поступление в магистратуру Школы педагогики и психологии проходит без

Приятный бонус образования на бюджетной основе. С удовольствием пишу статьи на темы о

Томский государственный университет предлагает обучение по магистерской программе...

высшее образование, лекция, профессиональная...

Научно-исследовательская практика — это специфическая форма обучения в магистратуре, важный компонент подготовки магистров. Основной целью научно-исследовательской практики у магистрантов становиться развитие готовности к научно-исследовательской деятельности.

Зачем поступать учиться в магистратуру? — Молодой ученый

— А я поступила в магистратуру для своего личностного и профессионального роста

— В магистратуру я поступила для восполнения дефицита знаний, навыков и компетенций.

Ведь без исследовательской и научной немыслимо обучение в современной магистратуре, о чём я...

Новые федеральные государственные требования к подготовке...

Вопросам анализа юридического образования и его проблем, подготовки будущих юристов [1]

Предметом данного рассмотрения будут новые федеральные государственные

ФГОС ВПО в базовой части профессионального цикла предусматривает изучение 20 юридических...

Организация научно-исследовательской деятельности магистров...

Проблемой обоснования структуры научно-исследовательской деятельности студентов

Ключевые слова: научно - исследовательская работа , магистр образования , высшее

Научно - исследовательская деятельность студентов как фактор формирования ключевых...

Двухуровневая система образования, правовые аспекты

Официальный переход России на двухуровневую систему высшего образования состоялся в

Бакалавриат - высшее профессиональное образование, присвоение

Магистратура, или подготовка специалиста - высшее профессиональное образование, присвоение лицу...

Похожие статьи

Научно-исследовательская деятельность в магистратуре...

Обучение в магистратуре ориентировано на получение новых компетенций, прежде всего

В целом, основной задачей магистратуры в дореволюционной России была подготовка

Научно-исследовательская работа делает обучение в магистратуре процессом активного...

Практические аспекты подготовки магистрантов в вузах в области...

Магистратура в настоящее время предоставляет выпускникам огромные возможности, являясь особой ступенью высшего образования [1].

научно-исследовательская деятельность: способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и...

Структура высшего образования в России

Двухуровневая система высшего образования (бакалавриат + магистратура) вызывает вопросы. Мы свели основные сведения о ступенях образования в

Несмотря на то, что двухуровневая система высшего образования (бакалавриат + магистратура) официально...

Зачем поступать в магистратуру — Молодой ученый

Магистратура — вторая ступень высшего образования в России.

Причины для поступления в магистратуру могут быть различными.

Но в магистратуре начинается уже совершенно другая история. И, соответственно, у вас появляется возможность попасть на бюджетное место.

Магистратура на бюджетной основе – реально! — Молодой учёный

Оказалось, что поступление в магистратуру Школы педагогики и психологии проходит без

Приятный бонус образования на бюджетной основе. С удовольствием пишу статьи на темы о

Томский государственный университет предлагает обучение по магистерской программе...

высшее образование, лекция, профессиональная...

Научно-исследовательская практика — это специфическая форма обучения в магистратуре, важный компонент подготовки магистров. Основной целью научно-исследовательской практики у магистрантов становиться развитие готовности к научно-исследовательской деятельности.

Зачем поступать учиться в магистратуру? — Молодой ученый

— А я поступила в магистратуру для своего личностного и профессионального роста

— В магистратуру я поступила для восполнения дефицита знаний, навыков и компетенций.

Ведь без исследовательской и научной немыслимо обучение в современной магистратуре, о чём я...

Новые федеральные государственные требования к подготовке...

Вопросам анализа юридического образования и его проблем, подготовки будущих юристов [1]

Предметом данного рассмотрения будут новые федеральные государственные

ФГОС ВПО в базовой части профессионального цикла предусматривает изучение 20 юридических...

Организация научно-исследовательской деятельности магистров...

Проблемой обоснования структуры научно-исследовательской деятельности студентов

Ключевые слова: научно - исследовательская работа , магистр образования , высшее

Научно - исследовательская деятельность студентов как фактор формирования ключевых...

Двухуровневая система образования, правовые аспекты

Официальный переход России на двухуровневую систему высшего образования состоялся в

Бакалавриат - высшее профессиональное образование, присвоение

Магистратура, или подготовка специалиста - высшее профессиональное образование, присвоение лицу...

Задать вопрос