Применение информационных технологий для преподавания в инклюзивных группах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (298) февраль 2020 г.

Дата публикации: 25.02.2020

Статья просмотрена: 139 раз

Библиографическое описание:

Сокольникова, Н. Е. Применение информационных технологий для преподавания в инклюзивных группах / Н. Е. Сокольникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 242-244. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67627/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье предлагается краткий обзор накопленного опыта по работе с студентами-инвалидами при преподавании в инклюзивных группах. Рассмотрены наиболее часто возникающие проблемы и предлагаются варианты их решений.

В ГАПОУ КО «Калужский колледж сервиса и дизайна» на данный момент обучаются 23 человека с инвалидностью. Все они обучаются в инклюзивных группах, некоторые из них живут в общежитии. Среди наших обучающихся есть слабослышащие, которые учатся по специальности «Технология парикмахерского искусства» и по профессии «Оператор швейного оборудования»; есть слабовидящие, которые учатся по специальность «Операционная деятельность в логистике» и обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (специальность «Дизайн (по отраслям), «Операционная деятельность в логистике», «Художник по костюму»), и обучающиеся с общими заболеваниями.

Многие из них впервые оказались далеко от дома и в непривычной обстановке, поэтому им приходилось испытать трудности с адаптацией на первом курсе. Многие из них учились на домашнем обучении и надо было перестраиваться под ритм общего образовательного процесса. Все это не проходило гладко и требовало дополнительных усилий от них самих, от их родителей, от преподавателей, кураторов, психолога и воспитателей общежития.

Особые трудности возникают на уроках. Это и быстрый темп лекций и требования в срок сдать работы, и проблемы из-за слабой подготовки по школьной программе. Но преподаватель обязан все это учесть и принять все возможные меры, способы и методы, чтобы облегчить процесс обучения для людей с инвалидностью всех нозологий.

На помощь приходят всевозможные современные гаджеты, технологии и разработки. В нашем колледже закуплены электронные учебно-методические комплексы по профессиям и специальностям инклюзивных групп, для слабовидящих обучающихся предоставляются ноутбуки с выносными клавиатурами с шрифтом Брайля, электронные увеличители; для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата предлагаются ноутбуки с манипулятором-джойстиком, выносной клавиатурой с крупными кнопками, ножными мышками, головными мышками. Для обучающихся с нарушениями слуха в аудиториях используются FM-приемники и FM-передатчики, в одном из кабинетов установлена индукционная петля, усиливающая подачу звука, а в актовом зале для массовых мероприятий используется инфракрасный усилитель звука. Организован доступ в электронную библиотеку, предлагаются электронные книжки-планшеты. В большинстве учебных кабинетов установлены интерактивные доски.

Для преподавания в инклюзивных группах каждый преподаватель разрабатывает свои методики. В большинстве своем это электронные версии конспектов и заготовок для практических работ, видео уроки, компьютерные тесты для промежуточной аттестации. Такие методы хорошо работают для общеобразовательных предметов на всех профессиях и специальностях и профессиональных предметов специальности «Операционная деятельность в логистике».

В пилотном проекте разрабатывается сайт дистанционного обучения, на котором выкладываются материалы лекций, электронные учебники, практикумы и типовые задания. Там же выложены практические работы, контрольные работы. В аннотациях к практическим работам выкладываются основные понятия и формулы. Всех поступивших студентов мы регистрируем на этом сайте, проверяем их вход и отслеживаем регулярность посещений. С помощью сайта мы всегда можем контролировать учебную деятельность студента и сравнивать с результатами студента, в аудитории.

Не секрет, что обучающиеся с инвалидностью много пропускают занятий по состоянию здоровья, часто болеют. Это и была первоначальная причина, по которой мы занялись сайтом дистанционного обучения. Но в процессе его использования мы поняли, что его роль может быть гораздо больше.

В итоге, мы используем его для всех занятий и всех студентов, которые пропустили занятия, для тех, кто не выполнил задания из-за любых других причин. Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и слабовидящие испытывают трудности с прочтением или написанием. Электронные материалы решают эту проблему.

К промежуточной аттестации отпали вопросы: «Что мне надо сделать, чтобы аттестоваться? Дайте мне дополнительное задание или материал по практической». Теперь преподаватель дает только рекомендации обратиться на сайт, скачать нужную работу и прислать на проверку или принести лично. Удобно. Практично.

Скептически настроенные могут возразить, где гарантии что обучающийся сам работал, а не списал или за него кто- то сделал. Но и тут есть выход. В случае возникших сомнений, каждую работу преподаватель может потребовать «защитить», то есть объяснить, как и что делалось, привести аналогичные примеры, ну а теорию проверить еще проще.

Там же размещаются и материалы в формате *.pdf для слабовидящих обучающихся. Такие файлы они слушают. Они сами подсказали нам такое решение, объяснив, что им лучше воспринимать на звук, чем читать. В аудиториях они часто пишут лекции на диктофоны.

Данный подход довольно трудоемкий и требует значительных преподавательских усилий по переработке своих материалов. Многие профессиональные модули, особенно по специальность «Технология парикмахерского искусства» и профессии «Парикмахер», предполагают непосредственное участие мастера и не могут полностью быть реализованы дистанционно. Но затраченные усилия по наполнению сайта, окупаются с лихвой. Здесь хорошо работают видеоролики, записанные на практических работах, скринкасты.

Стоит отметить еще и использование сторонних сайтов, и интернет ресурсов. Это дистанционные олимпиады, онлайн-конкурсы. Большинство обучающихся с инвалидность намного лучше адаптированы в интернет-среде, чем в реальном социуме. Они постоянно общаются в социальных сетях, активно ведут переписку на различных форумах. Для них намного проще раскрыть свой потенциал в виртуальном пространстве, чем в реальном. Просто необходимо, использовать возможность поучаствовать в таких конкурсах. К большому сожалению, все больше встречаются платные конкурсы, или олимпиады. Большинство конкурсов бесплатных ориентированы на творческую деятельность, исторические события и преследуют больше воспитательные цели. Достаточно много олимпиад и конкурсов по общеобразовательным дисциплинам и научно-исследовательской деятельности. Очень мало узкопрофессиональных конкурсов и профессиональных олимпиад.

Поэтому мы используем свои наработки и проводим региональные или внутриколледжные конкурсы среди групп. Для этого удобно использовать нашу группу в локальной сети. Наиболее популярна у наших обучающихся сеть ВКонтакте и Instagram.

Подготовка к таким конкурсам хорошо стимулирует учебную деятельность, развивает в студентах самостоятельность, активизирует их творчество и исследовательски-поисковую деятельность. Способствует закреплению навыков, полученных в аудитории, и учит применять их на практике.

Литература:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации». — М.: Сфера, 2014. — 192 c.
  2. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. — М.: Сентябрь, 1996.
  3. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупов. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
  4. Инклюзивное образование в России и Москве. Статистика и справочные материалы
  5. Пугачев А. С. Инклюзивное образование // Молодой ученый. — 2012. — № 10. — С. 374–377.
Основные термины (генерируются автоматически): обучающийся, Операционная деятельность, опорно-двигательный аппарат, работа, группа, дистанционное обучение, конкурс, парикмахерское искусство, преподаватель, промежуточная аттестация.


Похожие статьи

Дистанционное обучение детей с нарушениями...

В статье представлен опыт работы по технологии дистанционного обучения с обучающимися, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (ДЦП). Ключевые слова: дистанционное образование, образование, ограниченные возможности здоровья...

Особенности электронного учебно-методического комплекса...

В основном, это обучающиеся с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха и соматическими заболеваниями при условии сохранности интеллекта. Вся учебная, воспитательная работа Краевого центра дистанционного обучения поводится дистанционно.

Применение активных методов обучения на занятиях по...

Задача преподавателя — создание условий, в которых обучающийся сам будет открывать

Методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического

Активные методы обучения — это методы, стимулирующие познавательную деятельность...

Особенности преподавания в инклюзивных группах СПО...

В наших инклюзивных группах обучаются инвалиды различных нозологий. Это и слабослышащие, и слабовидящие, и с проблемами опорно-двигательного аппарата. Обычно в каждой инклюзивной группе таких студентов не более трех человек.

Индивидуальные траектории образования педагогических...

Это ставит перед преподавателем, вне зависимости от его уровня и профиля образования, задачи по

 рассматривать в целях реализации компетентностного обучения использование в учебном процессе активных и

Организация процедуры аттестации педагогических работников.

Организация образовательного процесса обучающихся...

дистанционное обучение, электронная почта, студент, ICQ, дистанционное образование, ученик, преподаватель, обучение, занятие

Организация образовательного процесса обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе дистанционных...

Современные требования к урокам специальных дисциплин...

Перед преподавателями спец. дисциплин, стоит задача сделать свои предметы интересными для всех, привить интерес к знаниям, помочь учащимся раскрыть свои возможности, активизировать их познавательную деятельность, а также реализуется основное направление...

Подготовка обучающихся к конкурсам профессионального...

Подготовка обучающихся к конкурсам профессионального мастерства как фактор качества образования в СПО.

образовательный процесс , дистанционное обучение , профессиональное образование , преподаватель, обучающая среда, электронное обучение...

Инновационные способы и средства оценки компетенций по...

После изучения каждого модуля предусматривается аттестация знаний в форме контрольной работы

Преподаватель объединяет студентов в творческие группы из 4–5 человек.

После работы в группах над поставленной задачей, студенты предлагают свой вариант решения...

Похожие статьи

Дистанционное обучение детей с нарушениями...

В статье представлен опыт работы по технологии дистанционного обучения с обучающимися, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (ДЦП). Ключевые слова: дистанционное образование, образование, ограниченные возможности здоровья...

Особенности электронного учебно-методического комплекса...

В основном, это обучающиеся с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха и соматическими заболеваниями при условии сохранности интеллекта. Вся учебная, воспитательная работа Краевого центра дистанционного обучения поводится дистанционно.

Применение активных методов обучения на занятиях по...

Задача преподавателя — создание условий, в которых обучающийся сам будет открывать

Методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического

Активные методы обучения — это методы, стимулирующие познавательную деятельность...

Особенности преподавания в инклюзивных группах СПО...

В наших инклюзивных группах обучаются инвалиды различных нозологий. Это и слабослышащие, и слабовидящие, и с проблемами опорно-двигательного аппарата. Обычно в каждой инклюзивной группе таких студентов не более трех человек.

Индивидуальные траектории образования педагогических...

Это ставит перед преподавателем, вне зависимости от его уровня и профиля образования, задачи по

 рассматривать в целях реализации компетентностного обучения использование в учебном процессе активных и

Организация процедуры аттестации педагогических работников.

Организация образовательного процесса обучающихся...

дистанционное обучение, электронная почта, студент, ICQ, дистанционное образование, ученик, преподаватель, обучение, занятие

Организация образовательного процесса обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе дистанционных...

Современные требования к урокам специальных дисциплин...

Перед преподавателями спец. дисциплин, стоит задача сделать свои предметы интересными для всех, привить интерес к знаниям, помочь учащимся раскрыть свои возможности, активизировать их познавательную деятельность, а также реализуется основное направление...

Подготовка обучающихся к конкурсам профессионального...

Подготовка обучающихся к конкурсам профессионального мастерства как фактор качества образования в СПО.

образовательный процесс , дистанционное обучение , профессиональное образование , преподаватель, обучающая среда, электронное обучение...

Инновационные способы и средства оценки компетенций по...

После изучения каждого модуля предусматривается аттестация знаний в форме контрольной работы

Преподаватель объединяет студентов в творческие группы из 4–5 человек.

После работы в группах над поставленной задачей, студенты предлагают свой вариант решения...

Задать вопрос