Современное состояние и проблемы обеспечения конкурентоспособности российскими предприятиями автомобильной промышленности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (298) февраль 2020 г.

Дата публикации: 22.02.2020

Статья просмотрена: 231 раз

Библиографическое описание:

Барышникова, М. А. Современное состояние и проблемы обеспечения конкурентоспособности российскими предприятиями автомобильной промышленности / М. А. Барышникова, В. И. Пальчиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 268-271. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67623/ (дата обращения: 27.02.2021).



В статье авторы проанализировали состояние автомобильной промышленности России в контексте мирового развития, выявили основополагающие проблемы, сдерживающие развитие данной отрасли, а также определили главные факторы обеспечения конкурентоспособности отечественных предприятий автомобильной промышленности.

Ключевые слова: автомобильная промышленность России, конкурентоспособность, мировой рынок, автомобиль.

Автомобильная промышленность является ведущей отраслью машиностроения, которая оказывает серьезное влияние на экономику России. Развитая автомобильная промышленность позволяет обеспечить реализацию технологического потенциала страны и регионов, является неотъемлемой частью в поддержании национальной безопасности, а также формирует рабочие места для граждан. Существующие на современном этапе проблемы обеспечения конкурентоспособности отечественными предприятиями необходимо увязывать с общими проблемами развития российского автомобильного рынка в контексте мирового развития.

Мировые продажи легковых и легких коммерческих автомобилей по итогам 2018 года сократились на 0,4 %, что составляет 94,9 млн.ед., однако по данному показателю, последние восемь лет наблюдался последовательный рост. Снижение продаж эксперты объясняют следующими факторами:

– снижение продаж в азиатском регионе за счет падения реализации в Китае на 3 %;

– замедление темпов роста в странах Европы, в связи с неоднозначностью условий выхода из ЕС Великобритании;

– падение спроса на крупнейших рынках ближнего Востока, таких как Турция, Иран, Саудовская Аравия.

Страны БРИКС в настоящее время демонстрируют рост, после падения продаж в 2016 году, в 2018 году автомобильной рынок Бразилии и России вырос на 14,9 % и 12,8 % соответственно. Азия является на сегодняшний день крупнейшим регионом по объему реализации автомобилей и составляет долю рынка по итогам 2018 года порядка 46,6 %. Вторым регионом по объему продаж выступает Северная Америка, при этом на США приходится чуть более 80 % всех продаж. Страны ЕС и Великобритания по данному показателю являются третьим регионом.

Объем мировых продаж грузовых автомобилей в 2018 году составил 3,7 млн.ед. (рост на 4,3 %), главным фактором увеличения стали продажи в США и Индии. При этом крупнейшим рынком сбыта грузовых автомобилей является Китай, доля рынка которого составила 41 % от мировых продаж.

Рынок легковых и легких коммерческих автомобилей России составил 1,8 млн.ед. по итогам 2018 года. Рынок автомобилей России по итогам 2018 года занял 11 место в мире и 5 среди европейских стран.

Количество легковых автомобилей в нашей стране на 1000 человек взрослого населения по итогам 2018 года составило 371 ед., что гораздо ниже, чем в Северной Америке и Западной Европе, где их количество составило 642 и 928 ед. соответственно. Средний возраст легковых автомобилей в России достиг тринадцати лет, когда по этому показателю в странах Западной Европы — 10 лет.

Российский рынок автомобилей можно охарактеризовать пониженными сертификационными требованиями, а также пониженной платежеспособностью потребителей в сравнении с этим же критерием в развитых странах (США, Япония, Европейский союз). Если оценивать статистику по автопроизводителям международного охвата, можно заметить, что на научно-исследовательские и конструкторские работы они тратят не менее 4 % выручки в год, что абсолютно превышает затраты отечественных автопроизводителей, поскольку в нашей стране уровень соответствующих затрат составляет 1–1,5 %.

Современная автомобильная промышленность России представлена предприятиями во всех сегментах автомобилестроения, всего в отрасли насчитывается порядка четырехсот действующих предприятий.

В настоящее время российская автомобильная промышленность формирует примерно 1 % ВВП, обеспечивает 400 тыс. рабочих мест на предприятиях-производителях и около 1 млн. рабочих мест в зависимых компаниях.

Масштаб производства автомобилей на одной платформе в современной России гораздо ниже, чем у иностранных конкурентов автопроизводителей (в 1,5–3 раза ниже, чем в таких развивающихся странах, как Королевство Таиланд, Мексиканские Соединенные Штаты и в 4–7 раз ниже, чем в странах-лидерах).

Согласно статистике, продажи легких и легковых автомобилей в России увеличились на 12,8 % (рис.1).

Рис. 1. Объем продаж новых легковых и легких автомобилей за 2012–2018 гг.

Лидерами продаж продолжают оставаться LADA, Kia, Renault и Hyundai. По результатам 2018 года наиболее продаваемыми моделями автомобилей в России стали LADA Vesta (доля рынка легковых автомобилей 6,5 %), LADA Granta (6,4 %), Kia Rio (6,0 %), Hyundai Creta (4,1 %), Hyundai Solaris (3,9 %). Число проданных в кредит автомобилей по итогам 2018 г. приблизилось к показателям 2014 г. На рис.2 представлены данные о соотношении продаж автомобилей в кредит с общим объемом продаж легковых автомобилей в России.

Рис. 2. Соотношение объемов реализации новых легковых автомобилей в кредит к общему объему продаж по России

Стоит отметить, что по итогам 2018 года доля продаж автомобилей в кредит в городе Москва составляла 27,2 %, тогда как в Пермском крае и Республике Башкортостан — 69,4 % и 66,4 % соответственно.

Оценка конкурентоспособности автомобильной промышленности России позволила выявить фундаментальные проблемные зоны функционирования отечественных предприятий, среди которых можно выделить:

– усиленная конкуренция со стороны зарубежных автомобильных компаний, а также ведущих автомобильных ТНК, что приводит к значительной потере доли рынка у отечественных производителей, как в региональном аспекте, так и по всей стране;

– снижение темпов роста внутренней экономики и волатильность валюты, которые привели к снижению покупательной способности населения;

– низкий уровень капиталовложений предприятий в развитие новых технологий производства;

– рост автомобильного рынка значительно опережает рост реальных доходов населения;

– отсутствие инновационных преимуществ, что препятствует выходу предприятий на новый уровень развития, а в результате тормозит повышение конкурентоспособности и экономической устойчивости.

Для достижения целевых объемов необходимо направить усилия на стимулирование внутреннего спроса, обновление автомобильного парка, консолидация объемов производителями за счет исключения моделей из портфеля, обеспечение режима благоприятствования для производителей крупных платформ, заключение соглашений о свободной торговле.

Литература:

  1. Автомобильный рынок России и СНГ Обзор отрасли. // https://www.ey.com/ru_ru. URL: (дата обращения: 17.02.2020).
  2. Обзор автомобильного рынка России в 2018 г. и перспективы развития. // www.pwc.ru/automotive. URL: (дата обращения: 18.02.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): LADA, Россия, автомобиль, автомобильная промышленность России, доля рынка, США, автомобильная промышленность, Западная Европа, мировое развитие, Северная Америка.


Ключевые слова

конкурентоспособность, автомобиль, мировой рынок, автомобильная промышленность России

Похожие статьи

Анализ современного состояния автомобильной...

Основные термины (генерируются автоматически): автомобиль, Россия, автомобильная промышленность, Стратегия развития

В случае с автопромом развитие данного процесса происходило вместе с бурным ростом автомобильных рынков развивающихся стран.

Автомобильная промышленность Германии в начале XXI века

В условиях усиления процессов глобализации и регионализации экономической жизни, современный этап мирового развития характеризуется значительно возросшей ролью транснациональных корпораций (ТНК).

Сравнительный анализ инвестиционной привлекательности...

Автомобильная промышленность Российской Федерации в течение последних лет переживает период радикальной смены стратегий и

В контексте неравномерного развития мировой автомобильной промышленности, особенно актуально выглядит проведение...

Анализ российского автомобильного рынка в условиях кризиса...

Значение автомобильной промышленности и перспективы её развития определяются ролью автотранспорта в национальной экономике и во всем мире в целом. Автомобильная промышленность, являясь, с одной стороны, крупным потребителем материальных, трудовых...

Современное состояние мирового рынка металлов платиновой...

Россия, автомобиль, российский рынок, автомобильный рынок, реальный доход населения, потребительский спрос, мировой рынок, готовая продукция, автомобильная промышленность, Северная Америка. Золотовалютные резервы стран мира: Россия, США...

Становление и развитие мирового рынка потребительских...

Страны Северной Америки (США, Канада), Западной Европы (Германия, Великобритания, Франция, Италия), Япония и некоторые страны

Прямые иностранные инвестиции в контексте мирового развития. Становление и развитие мирового рынка потребительских товаров.

Состояние мирового рынка продукции высокотехнологичных...

Основными игроками на этом рынке являются Россия и США, в которых в последние годы наблюдается рост коммерческих запусков.

Мировой рынок гражданской авиатехники на сегодняшний момент обеспечивается преимущественно продукцией четырех компаний: рынок...

Россия, автомобиль, российский рынок, автомобильный...

К тому времени автомобильная промышленность России должна стать конкурентоспособной отраслью в условиях глобального рынка. Сегодня же в мировом выпуске автомобилей доля российского автомобилестроения составляет лишь 2,2%.

Проблемы и перспективы инвестиционных площадок Самарской...

Автомобильная промышленность не стала исключением и в полной мере ощутила влияние

В России массовое развитие ОЭЗ началось в 2005 году после принятия Федерального

Начавшееся в 2014 году сокращение российского автомобильного рынка также негативно

АВТОВАЗ в настоящее время полностью включился в систему мирового автопрома, здесь...

Специфика рекламы отечественных автомобилей на российском...

В настоящий момент российский рынок автомобилей представлен широким спектром торговых марок, производство осуществляется в различных странах и регионах. Российский рынок отечественных автомобилей считается развитым в современном мире. Важной особенностью...

Похожие статьи

Анализ современного состояния автомобильной...

Основные термины (генерируются автоматически): автомобиль, Россия, автомобильная промышленность, Стратегия развития

В случае с автопромом развитие данного процесса происходило вместе с бурным ростом автомобильных рынков развивающихся стран.

Автомобильная промышленность Германии в начале XXI века

В условиях усиления процессов глобализации и регионализации экономической жизни, современный этап мирового развития характеризуется значительно возросшей ролью транснациональных корпораций (ТНК).

Сравнительный анализ инвестиционной привлекательности...

Автомобильная промышленность Российской Федерации в течение последних лет переживает период радикальной смены стратегий и

В контексте неравномерного развития мировой автомобильной промышленности, особенно актуально выглядит проведение...

Анализ российского автомобильного рынка в условиях кризиса...

Значение автомобильной промышленности и перспективы её развития определяются ролью автотранспорта в национальной экономике и во всем мире в целом. Автомобильная промышленность, являясь, с одной стороны, крупным потребителем материальных, трудовых...

Современное состояние мирового рынка металлов платиновой...

Россия, автомобиль, российский рынок, автомобильный рынок, реальный доход населения, потребительский спрос, мировой рынок, готовая продукция, автомобильная промышленность, Северная Америка. Золотовалютные резервы стран мира: Россия, США...

Становление и развитие мирового рынка потребительских...

Страны Северной Америки (США, Канада), Западной Европы (Германия, Великобритания, Франция, Италия), Япония и некоторые страны

Прямые иностранные инвестиции в контексте мирового развития. Становление и развитие мирового рынка потребительских товаров.

Состояние мирового рынка продукции высокотехнологичных...

Основными игроками на этом рынке являются Россия и США, в которых в последние годы наблюдается рост коммерческих запусков.

Мировой рынок гражданской авиатехники на сегодняшний момент обеспечивается преимущественно продукцией четырех компаний: рынок...

Россия, автомобиль, российский рынок, автомобильный...

К тому времени автомобильная промышленность России должна стать конкурентоспособной отраслью в условиях глобального рынка. Сегодня же в мировом выпуске автомобилей доля российского автомобилестроения составляет лишь 2,2%.

Проблемы и перспективы инвестиционных площадок Самарской...

Автомобильная промышленность не стала исключением и в полной мере ощутила влияние

В России массовое развитие ОЭЗ началось в 2005 году после принятия Федерального

Начавшееся в 2014 году сокращение российского автомобильного рынка также негативно

АВТОВАЗ в настоящее время полностью включился в систему мирового автопрома, здесь...

Специфика рекламы отечественных автомобилей на российском...

В настоящий момент российский рынок автомобилей представлен широким спектром торговых марок, производство осуществляется в различных странах и регионах. Российский рынок отечественных автомобилей считается развитым в современном мире. Важной особенностью...

Задать вопрос