Система раннего обучения специфике исследования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (298) февраль 2020 г.

Дата публикации: 23.02.2020

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Пастухова, В. Б. Система раннего обучения специфике исследования / В. Б. Пастухова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 225-227. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67518/ (дата обращения: 28.02.2021).



Одной из приоритетных задач современного образования сегодня становится помощь учащимся в освоении таких способов действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни. Именно поэтому одно из приоритетных направлений развития нашего образовательного учреждения — это создание условий для организации исследовательской деятельности учащихся, так как в процессе исследовательской деятельности формируются многие ключевые компетенции, прописанные в ФГОС. Основная работа ложится на плечи педагога. Возникает естественный вопрос: почему? Можно выделить две основные причины — это недостаточные знания педагогов для руководства исследованиями учащихся и отсутствие дополнительного времени для этой работы. Так как учащиеся не обладают необходимыми знаниями для качественного исследования, где один из главных показателей — это большая доля самостоятельности учащихся, учителям пришлось бы выполнять огромную работу за ученика.

Появилось предположение, что если использовать систему раннего обучения учащихся специфике исследования, то качество исследования имеет положительную динамику. А потому следоваловыявить взаимосвязь между системой раннего обучения специфике исследования и качественными показателями исследования.

Таким образом, определены задачи педагогического исследования:

  1. Изучить и проанализировать современную литературу, отражающую методики раннего обучения.
  2. Смоделировать и дать характеристику системы раннего обучения учащихся специфике исследования.
  3. Изучить и систематизировать категории качественных показателей исследования и составить таблицы номенклатуры показателей, определяющих уровень качества исследований.

Исследовательское поведение — это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Савенков А. А. и Леонтович А. В. утверждают, что от обучения исследованиям в дальнейшем учащиеся переходят на новый уровень проектно-исследовательской деятельности — деятельности по проектированию собственного исследования, предполагающей выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.) Изучив мнения выдающихся психологов и педагогов Эльконина Д. Б., Леонтьева А. Н., Выготского Л. С. «Возрастная периодизация”, а также статью Аркадьевой А. В. «Исследовательская деятельность младших школьников”, можно понять, что умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Поэтому важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Итак, на основе этих выводов было принято решение смоделировать систему раннего обучения специфике исследования и подготовке учащихся с 1 класса к будущим исследованиям.

Рис. 1. Характеристика системы раннего обучения специфике исследования, используемой в личной практике

При моделировании данной системы учитывалась взаимосвязь всех необходимых компонентов на основе сотрудничества учащихся, родителей, педагога. Система включает в себя пять основных компонентов.

Диагностическая составляющая системы. С помощью методики А. И. Савенкова «Карта интересов для младших школьников» были изучены интересы учащихся, результаты карты используются для создания условий обучению исследованию на интересном для учеников материале.

Урочная деятельность, в которую включены элементы исследовательской деятельности. Это создание проблемной ситуации и поиск решения проблемы; представление учащимся различных точек зрения по теме, их анализ; вывод правил, алгоритмов; доклады учащихся по проблемным вопросам; проведение опытов, экспериментов,наблюдений.

Специально организованное обучение по программе во время кружковых занятий. В рамках внеурочной деятельности ФГОС (интеллектуальное направление) была разработана специальная обучающая программа, рассчитанная на 4 года, основным принципом которой является концентрический подход в обучении. Концентры, каждый из которых представляет собой относительно автономный полный курс, строятся для нескольких (в моем случае, 4) возрастных групп-классов, последовательно изучающих единую систему концентрических курсов, и по мере взросления и развития учащиеся могут переходить от концентра к концентру, накапливая и фундаментальные знания, и практический опыт их использования. Недостаток: система концентров связана с затратой большего учебного времени. Вместе с тем, она открывает возможности более глубокого освоения и более прочного закрепления знаний. С этой целью в классе реализую программу внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» (1и 2 класс) и «Учимся делать открытия» (3–4 класс)». На занятиях ребята учатся наблюдать за окружающим миром, используя мобильную лабораторию, цифровой микроскоп, опыты, придерживаясь изученных правил чистоты проведения опытно-экспериментальной работы, делают свои собственные выводы, знакомятся с другими методами научной и творческой работы.

Исследования вдомашних заданиях. При подборе исследовательского домашнего задания нужно исходить из того, что оно должно быть не тягостным, а привлекательным, необычным, посильным, обязательно проверенным и оцененным. Рекомендуемые предметы: математика, русский язык, технология, окружающий мир, физическая культура, литературное чтение.

Школа исследователя для родителей «Вместе растим исследователей”:

– интернет информирование;

– открытые занятия исследовательского характера;

– практические занятия с родителями;

– разработанные памятки по организации исследовательской деятельности для детей, а также для родителей.

Результативность использования данной системы: обучающиеся в ходе исследовательской деятельности овладевают ключевыми исследовательскими умениями и навыками.

Уровень качества исследованийотносительная характеристика исследовательской работы, связанной с изучением и сопоставлением достигнутой результативности, методов, средств и ресурсов исследования с установленными требованиями. Для того, чтобы оценить уровень качества ИР, была определена номенклатура показателей.

Литература:

  1. Аркадьева А. В. «Исследовательская деятельность младших школьников» // Начальная школа плюс До и После. — 2005г.
  2. Григорьев Д., Степанов П. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Григорьев Д., Степанов П. М.: Просвещение, 2011
  3. Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе / Н. И. Дереклеева. — М.: Вербум — М, 2001.
  4. Клещева И. В. «Оценка эффективности научно-исследовательской деятельности студентов».Образование и общество: научный информационно-аналитический журнал № 1 2014 г.
  5. Леонтович А. В. «Рекомендации по написанию исследовательских работ» // «Завуч», 2001 г. № 1
  6. Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров», г. Самара. 2007 г.
  7. Эльконин Д. Б., Леонтьев А. Н., Выготский Л. С. «Возрастная периодизация»
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, раннее обучение, уровень качества, окружающий мир, раннее обучение учащихся, система, создание условий, специфика, характеристика системы.


Похожие статьи

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология, использующая в качестве

Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных

Вполне достаточно ее общей, приблизительной характеристики.

Современные подходы к организации учебно-исследовательской...

Исследовательское обучение позволяет решать многие проблемы и задачи современного

Исследовательское обучение — это процесс самостоятельного познания учащимися

При этом, в качестве содержания образования выступают не только учебные знания, но и способы...

Специфика исследовательской деятельности учащихся...

Сергеева И. И. Специфика исследовательской деятельности учащихся основной школы (5-9

мира; процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как

Исследовательское обучение — это процесс самостоятельного познания учащимися...

Исследовательская деятельность младших школьников как...

4. Исследовательская практика — деятельность учащихся в средовых условиях, требующих исследовательского подхода. Исследовательская практика вводится с целью создания условий для приобретения учащимися исследовательских умений и навыков в решении...

Формирование исследовательских умений обучающихся как одно...

- Создание системы действий в условиях учебного занятия

- межпредметное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.

Организация исследовательской деятельности на занятиях...

Исследовательская деятельность, используемая как метод (частично-поисковый, метод проблемного обучения) или как самостоятельная деятельность, позволяет решить многие задачи, стоящие перед современным образованием. Это проблемное введение в тему занятия...

Формирование исследовательских умений обучающихся как одно...

Создание системы действий в условиях учебного занятия

‒ межпредметное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.

Теоретические основы формирования исследовательских...

Метод проектов — это система обучения , гибкая модель организации учебного процесса , ориентированная на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств и творческих способностей. Цель проектного обучения — это создание условий для...

Применение исследовательского подхода к обучению как...

В современных условиях особое внимание в процессе обучения студентов уделяется становлению специалиста как субъекта научно-исследовательской работы, конкурентоспособного профессионала, владеющего опытом научно-творческой деятельности.

Исследовательская деятельность как эффективная форма...

В статье рассматривается проблема формирования учащегося-исследователя, способного самостоятельно ставить проблемы и разрешать информационно-познавательные противоречия, участвовать в открытых дискуссиях, отстаивать собственную точку зрения.

Похожие статьи

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология, использующая в качестве

Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных

Вполне достаточно ее общей, приблизительной характеристики.

Современные подходы к организации учебно-исследовательской...

Исследовательское обучение позволяет решать многие проблемы и задачи современного

Исследовательское обучение — это процесс самостоятельного познания учащимися

При этом, в качестве содержания образования выступают не только учебные знания, но и способы...

Специфика исследовательской деятельности учащихся...

Сергеева И. И. Специфика исследовательской деятельности учащихся основной школы (5-9

мира; процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как

Исследовательское обучение — это процесс самостоятельного познания учащимися...

Исследовательская деятельность младших школьников как...

4. Исследовательская практика — деятельность учащихся в средовых условиях, требующих исследовательского подхода. Исследовательская практика вводится с целью создания условий для приобретения учащимися исследовательских умений и навыков в решении...

Формирование исследовательских умений обучающихся как одно...

- Создание системы действий в условиях учебного занятия

- межпредметное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.

Организация исследовательской деятельности на занятиях...

Исследовательская деятельность, используемая как метод (частично-поисковый, метод проблемного обучения) или как самостоятельная деятельность, позволяет решить многие задачи, стоящие перед современным образованием. Это проблемное введение в тему занятия...

Формирование исследовательских умений обучающихся как одно...

Создание системы действий в условиях учебного занятия

‒ межпредметное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.

Теоретические основы формирования исследовательских...

Метод проектов — это система обучения , гибкая модель организации учебного процесса , ориентированная на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств и творческих способностей. Цель проектного обучения — это создание условий для...

Применение исследовательского подхода к обучению как...

В современных условиях особое внимание в процессе обучения студентов уделяется становлению специалиста как субъекта научно-исследовательской работы, конкурентоспособного профессионала, владеющего опытом научно-творческой деятельности.

Исследовательская деятельность как эффективная форма...

В статье рассматривается проблема формирования учащегося-исследователя, способного самостоятельно ставить проблемы и разрешать информационно-познавательные противоречия, участвовать в открытых дискуссиях, отстаивать собственную точку зрения.

Задать вопрос