Инновационные технологии при формировании понятия о стиле писателя на уроках литературы (на примере романа Ч.Айтматова «И дольше века длится день») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (298) февраль 2020 г.

Дата публикации: 20.02.2020

Статья просмотрена: 443 раза

Библиографическое описание:

Ефимов, Н. П. Инновационные технологии при формировании понятия о стиле писателя на уроках литературы (на примере романа Ч.Айтматова «И дольше века длится день») / Н. П. Ефимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 120-121. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67498/ (дата обращения: 19.04.2024).



«И дольше века длится день» — первый роман Чингиза Айтматова, опубликован в 1980 г. в журнале «Новый мир». Позже издавался под названием «Буранный полустанок». В 1990 г. в журнале «Знамя» вышла «повесть к роману» «Белое облако Чингисхана», впоследствии вошедшая в состав романа.

Прообразом Буранного полустанка является железнодорожная станция Торетам около космодрома Байконур, названная в честь похороненного вблизи неё (на окраине современного города Байконур) шейха Торе-Баба, представителя рода торе (потомки чингизидов). В название романа вынесена строка стихотворения Бориса Пастернака 1959 года «Единственные дни».

Главный герой романа — Буранный Едигей. Он – простой рабочий на заброшенном в Средней Азии железнодорожном полустанке. Едигея волнуют все проблемы окружающей действительности. Как настоящий человек, он берет на себя ответственность за то, чтобы все, что дорого ему, весь мир, который он вобрал в свою душу, был сохранен и чтобы никому и нигде не было плохо.

Роман начинается с того, что Едигей везет хоронить за много километров на старое родовое кладбище своего давнишнего друга, мудрого старика Казангапа, чтобы исполнить все по заветам предков. Но на месте старого кладбища, где покоился прах многих поколений его народа, никого не спросясь, построили ракетный полигон, космодром, обнесенный колючей проволокой, с часовым у ворот. Его создатели были очень далеки от того, чтобы беречь природу, уважать чужие обычаи и чужие могилы. Едигея не пускают. Вокруг этой коллизии и разворачивается сюжетное повествование, в которое вплетены притчи, легенды. Так возникает тема поруганной, растоптанной памяти народа. Историческая память народа и отдельного человека — это, по мысли писателя, основа его нравственности, духовных ценностей. Вековой опыт, трагический и драматический, закреплен в легендах, в исторических деяниях предков; на их основе вырабатывался национальный характер. Проблема сохранения памяти, истории народа, запечатленной в человеческих судьбах, находит в романе своеобразное художественное решение. Ч. Айтматов вплетает в повествование сказания, легенды, придавая их образам метафорически обобщенный, философский смысл.

Одна из них, самая поразительная и широкая по смыслу, — легенда о «манкурте», у которого отобрана память о прошлом, о его роде, о матери. Враги надели на его голову сыромятный обруч (из сырой кожи) и оставили на солнцепеке. Усыхающая кожа так сжала голову несчастного, что это лишило его памяти. Потеряв память, он превратился в безгласного и покорного раба, который не узнал родной матери, когда она после долгих скитаний нашла его. Мать пытается вернуть ему память, расспрашивает о прошлом, напоминает о детстве, но пастух-манкурт не помнит ничего, даже своего имени, имени отца — Доненбая. Мать поет ему песни, какие пела над его колыбелью. Но приезжают воины, дают ему лук и стрелы и удивляются, что в его руке сохранилась память: несчастный стреляет без промаха. Наутро, когда мать снова пришла к нему, уговаривая бежать, он недрогнувшей рукой убивает ее. С ее головы упал белый платок, превратился в воздухе в птицу, и она полетела с криком: «Вспомни, чей ты? Как твое имя? Твой отец Доненбай! Доненбай! Доненбай!» С тех пор в степи стала летать птица доненбай. А мать похоронили на кладбище и назвали его Материнским упокоем. Сюда и везет хоронить своего друга Буранный Едигей. Так писатель в легенде соединяет природный мир (родная земля, птицы над ней) с человеческим миром и его памятью. Пренебрежение к одному ведет к гибели другого.

Из айтматовского романа слово «манкурт», обозначающее того, кто не помнит своего прошлого, прошлого своего народа, широко вошло в современную речь, стало емким понятием. Соединяя явления реальности с метафорически-обобщенным, философским содержанием легенды, Ч. Айтматов создает образ огромной впечатляющей силы, образ-предостережение. Писатель помогает нам осознать общечеловеческие ценности как нравственную опору в наше время.

Эти особенности прозы Чингиза Айтматова мы постарались раскрыть на внеклассном уроке в 10 классе.

«Я хочу, чтобы сарозекские метафоры моего романа напомнили еще раз трудящемуся человеку о его ответственности за судьбу нашей земли»

Задание

—Подготовить высказывание, характеризующее образ инопланетян в романе. Ответ должен прозвучать в соответствии с типом мышления, на который указывает вам цвет шляпы.

—При составлении высказывания используйте вопросы-подсказки.

—Подтверждайте свои аргументы цитатами автора.

—Регламент выступления – 3 мин.

Группа 1. Белая шляпа (нейтральная)

—Приведите факты из жизни на планете Лесная грудь (образ жизни, технологии, степень развития цивилизации)

—Высказывание стройте только на основе сюжета.

—Иллюстрируйте высказывание цитатами автора.

—Регламент выступления -3 мин.

Группа 2. Чёрная шляпа (негативная)

—Составьте характеристику образа жизни на планете Лесная грудь.

Вопросы-подсказки:

—Возможна ли такая цивилизация в реальной жизни?

—Как можно оценить образ жизни жителей планеты Лесная грудь?

— Каково отношение инопланетян к экологии?

Группа 3. Жёлтая шляпа (позитивная)

—Кто же, по вашему мнению, жители планеты Лесная грудь? Найдите положительные черты в их образе.

Вопросы-подсказки:

—Чем образ жизни на планете Лесная грудь отличается от нашего на планете Земля?

—Каковы нововведения в их жизни?

Группа 4.Красная шляпа (эмоциональная)

—Какие чувства у вас вызывает описание планеты Лесная грудь в произведении?

Вопросы-подсказки:

—Хотели бы вы там побывать?

Группа 5. Зелёная шляпа (творческая)

—Почему, по вашему мнению, земляне приняли решение создать обруч?

Вопросы-подсказки

—Какие мотивы ими двигали?

Группа 6.Синяя шляпа (философская)

—Если бы от вас зависело решение, стали бы вы окружать землю обручем из ракет?

—Как бы вы поступили?

— Как бы могли развиться события в альтернативной версии?

Таким образом, систематическая работа над формированием понятия о стиле писателя, позволяет успешно решать следующие задачи: способствовать к развитию мыслительно-речевой деятельности учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков. Способствовать развитию системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Основные термины (генерируются автоматически): Лесная грудь, ваше мнение, группа, легенда, мать, образ жизни, память, Регламент выступления, роман.


Похожие статьи

Мир детства и образ ребенка в ранних новеллах Р. Д. Брэдбери

Отсюда ваши интересы, ваши принципы, ваше непослушание…

В ребенке, по мнению Р. Брэдбери, заключена определенная сила, противостоять которой не

Здоровый образ жизни в детстве — основа счастливого человека. Детство и природа в повести «Детство Никиты».

Первый марийский национальный балет А. Луппова «Лесная...»

«Лесная легенда» - одно из значительных произведений творчества А. Луппова. Она подытожила все лучшее, что было достигнуто композитором к тому периоду в инструментальной музыке, в частности, в симфонической. Главный герой балета Аксай, влюбленный в юную...

Значение национальности и общечеловечности в романе...

Значение национальности и общечеловечности в романе А. Кадыри «Минувшие дни»).

Общечеловеческое содержание в литературе не всегда может выражать олицетворение картины жизни различных народов, путем

К произведениям такого типа мы можем отнести и роман...

Дифференциация сотрудничества школы, семьи и махалли...

Затем закрепляет их через различные мероприятия, организованные на уровне махалли и неправительственных организаций. Подросток посредством прохождения через жизненные ситуации и обсуждение примеров из жизни, убеждается, насколько необходимы именно его...

Художественное своеобразие исторического романа...

Проблема романа широка и многообразна. Она обхватывает обширный круг вопросов, связанных с определением содержания и характера восстания, его связи с «общим освободительным движением народных масс России последней трети XIX столетия».

Проблема интертекстуальности в романах «Черный принц»...

И образ ее неоднозначен, ведь чувства Гамлета к матери противоречивы.

«Черный принц» Айрис Мердок — это роман в романе.

«Черный принц» — предыстория сюжета легенды о принце Датском, но только в том случае, если мы берем сюжет Шекспира.

Взгляды на духовно-моральное воспитание в произведении...

Из этого видно, что духовно — моральное воспитания процветает человека и даст значение в жизни.

Подготовив себя, таким образом, глухой отправился к соседу.

Если человека не имеет личного мнения и тогда он и правде заблуждается.

Похожие статьи

Мир детства и образ ребенка в ранних новеллах Р. Д. Брэдбери

Отсюда ваши интересы, ваши принципы, ваше непослушание…

В ребенке, по мнению Р. Брэдбери, заключена определенная сила, противостоять которой не

Здоровый образ жизни в детстве — основа счастливого человека. Детство и природа в повести «Детство Никиты».

Первый марийский национальный балет А. Луппова «Лесная...»

«Лесная легенда» - одно из значительных произведений творчества А. Луппова. Она подытожила все лучшее, что было достигнуто композитором к тому периоду в инструментальной музыке, в частности, в симфонической. Главный герой балета Аксай, влюбленный в юную...

Значение национальности и общечеловечности в романе...

Значение национальности и общечеловечности в романе А. Кадыри «Минувшие дни»).

Общечеловеческое содержание в литературе не всегда может выражать олицетворение картины жизни различных народов, путем

К произведениям такого типа мы можем отнести и роман...

Дифференциация сотрудничества школы, семьи и махалли...

Затем закрепляет их через различные мероприятия, организованные на уровне махалли и неправительственных организаций. Подросток посредством прохождения через жизненные ситуации и обсуждение примеров из жизни, убеждается, насколько необходимы именно его...

Художественное своеобразие исторического романа...

Проблема романа широка и многообразна. Она обхватывает обширный круг вопросов, связанных с определением содержания и характера восстания, его связи с «общим освободительным движением народных масс России последней трети XIX столетия».

Проблема интертекстуальности в романах «Черный принц»...

И образ ее неоднозначен, ведь чувства Гамлета к матери противоречивы.

«Черный принц» Айрис Мердок — это роман в романе.

«Черный принц» — предыстория сюжета легенды о принце Датском, но только в том случае, если мы берем сюжет Шекспира.

Взгляды на духовно-моральное воспитание в произведении...

Из этого видно, что духовно — моральное воспитания процветает человека и даст значение в жизни.

Подготовив себя, таким образом, глухой отправился к соседу.

Если человека не имеет личного мнения и тогда он и правде заблуждается.

Задать вопрос