К вопросу об определении понятия «имидж педагога» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (297) февраль 2020 г.

Дата публикации: 17.02.2020

Статья просмотрена: 114 раз

Библиографическое описание:

Гуменюк, О. О. К вопросу об определении понятия «имидж педагога» / О. О. Гуменюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 221-222. — URL: https://moluch.ru/archive/297/67395/ (дата обращения: 25.04.2024).



Преподаватель вуза является той личностью, которая по содержанию своей профессиональной деятельности должна иметь множество универсальных качеств. Одно из существенных направлений, которое могло бы повысить статус педагога в обществе — это умение вырабатывать позитивный имидж профессии. В статье рассматриваются различные интерпретации и определения такого понятия, как «имидж педагога».

Ключевые слова: имидж, педагог, преподаватель.

Искусство управлять имиджем заключается в развитии того индивидуального стиля, который создается на основе личной уникальности педагога. При этом важно учитывать характер аудитории, ее возможности и требования, специфику среды. Для эффективного управления собственным имиджем, корректировки его в зависимости от конкретно поставленных задач, важно владеть имиджевой компетентностью, то есть определенными знаниями и умениями в области имиджелогии.

Многие из исследователей определение «имидж» интерпретируют по-разному.

Анализируя исторический контекст, важен тот факт, что впервые в нынешнем значении данный термин использован основателем психоанализа З. Фрейдом. «Имидж» — именно так был назван журнал, изданный в 1930 году. С 1940 года данный термин используется в рекламной сфере и связях с общественностью.

Классик отечественной психологии К. К. Платонов рассматривает понятие «имидж» через восприятие. Другими словами, имидж выступает как некий образ, возникновение которого происходит по итогу восприятия внешних и внутренних характеристик объекта. При этом фигура данного объекта в психике человека может возникать как итог воспринимаемых характеристик, а также, как основа восприятия уже ранее развитой оценки объекта другими людьми. Следует также отметить, что К. К. Платонов рассматривает понятие как категорию, которая имеет не только эмоциональную окраску (оценку), но и является рациональной (рассудочный конструкт) [1, с.77].

Взгляд А. Ю. Панасюка на понятие «имидж» несколько иной. Он рассматривает имидж человека через мнение об этом человеке у группы людей, которое формируется в их психике благодаря прямому контакту с ним или же полученной о нем информации. Автором было подробно изучено происхождения данного понятия, вследствие чего появилось собственное определение. В своем исследовании он убедительно доказывает, что: «в качестве стереотипа может выступать оценка этого образа (например, «люди, которые носят галстуки оранжевого цвета — недалекие — стереотипная оценка), но не сам образ (человек с ярким галстуком)» [1, с.51].

Таким образом, исследование А. Ю. Панасюк заканчивает на определении имиджа как через продукт целенаправленного воздействия, так и через непроизвольно возникающее восприятие. Отсюда возникло наиболее полное определение понятия: «Имидж — это некое мнение, которое целесообразно либо носит эмоциональный характер. Оно всегда зарождается в психике. Здесь речь идет о сознании и подсознании той группы людей, которые так или иначе взаимодействовали с человеком, воспринимаемым ими, или же получили определенного рода информацию о нем. Таким образом, данный образ может формироваться в психике как целенаправленно, так и непроизвольно» [2, с.150].

Согласно современным представлениям И. Нефедовой и Е. Власовой имидж представлен через некий человеческий образ, самопрезентацию для других. То есть эти исследователи считают, что человек с одной стороны старается дать о себе некую информацию окружающим, а с другой — преследует определенные цели.

Необходимость имиджа подчеркивается точкой зрения В. Н. Черепановой, которая дает следующее определение: «Имидж — это целенаправленно выработанный интегральный, единый, динамичный феномен, обусловленность которого проявляется во взаимодействии внутренних и внешних качеств личности субъекта. Главной целью имиджа является обеспечение согласованного воздействия субъекта на социум и самого себя и наоборот».

Она также уделяет особое внимание определению «имидж педагога», рассматривая его как гармонию между внешними и внутренними личностными и профессиональными качествами преподавателя. Речь идет о профессионализме, благодаря которому проявляется желание, готовность, а также способность педагога к общению с участниками образовательного процесса [3,с.12–13].

Еще один современный исследователь Калюжный А. А. трактует педагогически имидж через образ или представление, который благодаря ассоциативному методу наделяет объект новыми ценностями. Такие ценности зачастую в реальности не имеют под собой никакой основы и более того, не обладают социальной значимостью для тех, кто воспринимает объект. Иными словами, индивидуальный имидж преподавателя должен рассматриваться в рамках личностного феномена, основой для которого выступает социальная и психологическая природа, детерминированная субъектом личности самого педагога как профессионала своего дела. С его помощью отражаются существенные особенности личности, профессионализма в его деятельности и общения, поведения и внешнего облика педагога.

Вывод

Результат анализа разнообразных точек зрения на определение понятия «имиджа» показал, что имидж преподавателя является символическим и динамично изменяющимся образом. Его создание всегда происходит в сознании обучаемого или тех, кто воспринимает его профессиональную деятельность. Хороший имидж важен не только для других людей, как пример успеха, на который следует равняться, но и для самого «хозяина» имиджа, как моральная, психологическая удовлетворенность собой, всей совокупностью собственных внутренних качеств, которые отлично гармонируют с внешними.

Литература:

  1. Панасюк, А. Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники — 3 — е изд., стер. — М.: Омега — Л, 2009. — 266 с.
  2. Сорокина Е. С. Педагогическое значение учительского имиджа [http://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/4621/1/makarenko_2013_30.pdf];
  3. Черепанова В. Н. Педагогическая имиджелогия. — Тюмень: ТОГИРРО, 1998. — 296 с.
Основные термины (генерируются автоматически): имидж, группа людей, образ, профессиональная деятельность.


Ключевые слова

имидж, преподаватель, педагог

Похожие статьи

Профессиональный имиджобраз человека, определяемый...

Профессиональный имидж — это важная компетенция каждого педагога, формирование его — трудоёмкий процесс и результат самопознания и саморазвития. Имидж – это инструмент, помогающий выстраивать отношения с людьми.

Изучение сущности и трактовок понятия имиджа | Молодой ученый

Панасюк А. Ю. понимает под имиджем образ человека, который возникает у других людей [6, с. 9].

Имидж — понятие многогранное. С одной стороны, это результат жизнедеятельности

Расширить круг контактов и успешно заниматься профессиональной деятельностью в...

Формирование имиджа и авторитета в системе...

Профессиональный имиджобраз человека, определяемый его профессиональными характеристиками.

Авторитет связан с ценностной ориентацией и особенностями деятельности группы и определяет степень внушаемого действия данного человека.

Структурные компоненты профессионального имиджа педагога

В статье раскрываются с труктурные компоненты педагогического имиджа: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения, визуальный образ учителя...

Профессиональный имидж современного учителя иностранного...

Мы обратимся к имиджу профессиональному. Профессиональный имиджобраз человека, детерминированный его профессиональными характеристиками. Так как имидж учителя относится к профессиональному, то рассмотрим важные слагаемые профессионально...

Социально-психологические аспекты формирования имиджа...

Имидж человека — это то, что говорят о нём за его спиной.

Внутренняя — самовосприятие человека, через призму поступков деятельности, и отношения окружающих.

Имидж организации — ее образ, складывающийся у клиентов, партнеров, общественности.

Имидж лидера: составляющие индивидуального стиля...

Учитывая вышеизложенное, личный имидж определяет и имидж работы человека и организации в целом, становясь визитной карточкой» [1].

Исследователь утверждает, что имидж не тождественен образу, имидж является внешним отражением образа.

Исследование самооценки имиджа делового человека

В имидже делового человека преобладает идея сдержанности, представительности, статности и элегантности. Каждый из нас коснется такой ситуации, когда ему необходимо будет предстать в образе делового человека. Имидж – это самопрезентация, позволяющая сложить о вас...

Профессиональный имиджобраз человека...

Процессуальная составляющая имиджа характеризуется профессиональной деятельностью и профессиональными привычками человека, стилем общения и т. д

Профессиональный имиджобраз человека, детерминированный его профессиональными характеристиками.

Теоретические аспекты определения имиджа высшего учебного...

Таким образом, составляющие имиджа компании должны основываться на проблемных

Имидж какой-либо организации — это её образ, который сформировался в сознании людей.

имидж, целевая группа общественности, образовательная деятельность, корпоративный...

Похожие статьи

Профессиональный имиджобраз человека, определяемый...

Профессиональный имидж — это важная компетенция каждого педагога, формирование его — трудоёмкий процесс и результат самопознания и саморазвития. Имидж – это инструмент, помогающий выстраивать отношения с людьми.

Изучение сущности и трактовок понятия имиджа | Молодой ученый

Панасюк А. Ю. понимает под имиджем образ человека, который возникает у других людей [6, с. 9].

Имидж — понятие многогранное. С одной стороны, это результат жизнедеятельности

Расширить круг контактов и успешно заниматься профессиональной деятельностью в...

Формирование имиджа и авторитета в системе...

Профессиональный имиджобраз человека, определяемый его профессиональными характеристиками.

Авторитет связан с ценностной ориентацией и особенностями деятельности группы и определяет степень внушаемого действия данного человека.

Структурные компоненты профессионального имиджа педагога

В статье раскрываются с труктурные компоненты педагогического имиджа: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения, визуальный образ учителя...

Профессиональный имидж современного учителя иностранного...

Мы обратимся к имиджу профессиональному. Профессиональный имиджобраз человека, детерминированный его профессиональными характеристиками. Так как имидж учителя относится к профессиональному, то рассмотрим важные слагаемые профессионально...

Социально-психологические аспекты формирования имиджа...

Имидж человека — это то, что говорят о нём за его спиной.

Внутренняя — самовосприятие человека, через призму поступков деятельности, и отношения окружающих.

Имидж организации — ее образ, складывающийся у клиентов, партнеров, общественности.

Имидж лидера: составляющие индивидуального стиля...

Учитывая вышеизложенное, личный имидж определяет и имидж работы человека и организации в целом, становясь визитной карточкой» [1].

Исследователь утверждает, что имидж не тождественен образу, имидж является внешним отражением образа.

Исследование самооценки имиджа делового человека

В имидже делового человека преобладает идея сдержанности, представительности, статности и элегантности. Каждый из нас коснется такой ситуации, когда ему необходимо будет предстать в образе делового человека. Имидж – это самопрезентация, позволяющая сложить о вас...

Профессиональный имиджобраз человека...

Процессуальная составляющая имиджа характеризуется профессиональной деятельностью и профессиональными привычками человека, стилем общения и т. д

Профессиональный имиджобраз человека, детерминированный его профессиональными характеристиками.

Теоретические аспекты определения имиджа высшего учебного...

Таким образом, составляющие имиджа компании должны основываться на проблемных

Имидж какой-либо организации — это её образ, который сформировался в сознании людей.

имидж, целевая группа общественности, образовательная деятельность, корпоративный...

Задать вопрос