Особенности проявления авторитаризма личности у учащихся кадетских классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (297) февраль 2020 г.

Дата публикации: 15.02.2020

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Глебов, В. А. Особенности проявления авторитаризма личности у учащихся кадетских классов / В. А. Глебов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 219-221. — URL: https://moluch.ru/archive/297/67386/ (дата обращения: 03.12.2021).



В статье представлен сравнительный анализ уровня авторитаризма личности современных подростков, учащихся кадетских классов и учащихся средних общеобразовательных школ г. Москвы. По данным исследования среди учащихся кадетских классов количество авторитарных подростков выше, чем среди учащихся гимназии. Для авторитарных подростков характера зависимость от мнения окружающих, но высокая автономия от семьи. Полученные результаты представляют особенный интерес для педагогов, психологов и работников социальной защиты.

Ключевые слова: подростковый возраст, кадетские классы, школа, образование, авторитаризм, автономия, фашизм, милитаризм, идеология.

Необходимость исследования авторитарности была продиктована крупными социальными потрясениями середины прошлого века, в первую очередь возникновением и массовой поддержкой фашизма в Европе. История фашистских движений в мире показывает многообразие и часто прямую противоположность фашистских идей и проявлений (от антисемитизма в Германии до еврейских фашистских организаций). Но, так или иначе, любому фашизму обязательно присущи следующие черты: милитаризм, воинствующие ксенофобия, расизм, национализм (направленные против: иммигрантов в современной Европе, чернокожих в США или ЮАР, индейцев в Гватемале и Чили, тамилов на Шри-Ланке и т. п.); отрицание принципа всеобщего равенства [8].

Проблема авторитарности как свойства личности разрабатывается учеными разных отраслей психологии (социальная психология, психология личности, кросс- культурная психология; политическая психология). К классическим исследованиям проблемы в зарубежной психологии относятся работы Т. Адорно, Э. Райха, Э. Фромма, А. Адлера, Г. Маркузе, А. Маслоу и др. [1].

Результаты исследования

Рис. 1. Различия по рангам авторитаризма

С помощью математической обработки данных было обнаружено различие между кадетами и гимназистами по уровню авторитарности (U = 305, p = 0.055). Сравнение средних и статистическая обработка данных показывают, что уровень авторитаризма правого толка у кадетов выше, чем у гимназистов.

Таблица 1

Распределение уровня авторитаризма между кадетским классом и гимназией

Гимназия

Кадетские классы

Низко авторитарные

26 %

4 %

Средне авторитарные

57 %

83 %

Высоко авторитарные

17 %

13 %

Как видно из таблицы 1, почти четверть учащихся гимназии являются низко авторитарными, в то время как в кадетских классах процент низко авторитарных школьников составляет всего 4 %. Процент высоко авторитарных школьников приблизительно равен в обеих школах. Таким образом, в кадетских классах основную часть респондентов составляют средне авторитарные подростки.

Обсуждение результатов

По нашим данным, существует различие между уровнем авторитаризма у учащихся кадетских классов и гимназии — у первой группы он достоверно выше (График 1). Кадетское образование носит явный милитаризованный характер, многие выпускники в будущем выбирают военную карьеру, которую можно охарактеризовать как чрезвычайно консервативную, догматичную, ригидную. Таким образом, высокие показатели по шкале авторитаризма правого толка обусловлены средой, в которой постоянно пребывают учащиеся. Авторитарность среды в кадетской школе проявляется и подчеркивается порядками образовательного учреждения: кадеты носят военную форму, участвуют в построениях и т. п. Комплекс военно-патриотических мероприятий по сравнению с общеобразовательными школами заметно расширен.

Полученные результаты согласуются с новейшими исследованиями, доказывающими, что уровень авторитаризма связан с намерениями служить в армии по контракту [5], а также имеет высокие показатели у представителей профессий, связанных с военной деятельностью (собственно военные, пограничники и охранники аэропорта) [10].

Полученный результат согласуется с теорией Б. Альтмейера, построенной на теории социального научения А. Бандуры. Согласно теории, авторитарные нормы усваиваются людьми с детства, путем подражания значимым другим. Образами для подражания в кадетских классах являются великие исторические личности, в т. ч. военачальники, правители России и т. д. Такие личности связаны с властью, необходимостью подчинения и иерархией.

Данные результаты также можно рассмотреть с точки зрения теории авторитаризма Дж. Даккита [9]. Согласно его теории, авторитаризм связан с высокой степенью сплоченности группы, противопоставляющей себя окружающему миру. Кадеты отмечают свой высокий нравственный уровень, особую миссию, ответственность перед поколением. Таким образом, кадеты выделяют себя из массы «современной молодежи» в особую группу «кадеты», имеющую специфические свойства, описанные в «кодексе кадета».

Заключение

Учащиеся кадетских классов более авторитарны, чем гимназисты. Кадетам свойственно ощущение личностной независимости, они в меньшей степени испытывают отчуждение. При этом учащиеся кадетских классов склонны к дискредитации ценностей окружающих. Высоко авторитарные подростки сильно зависимы от мнений окружающих, склонны придерживаться формальным школьным правилам. Авторитаризм имеет адаптивную функцию для подросткового возраста.

Литература:

  1. Агеев В. С., Абалакина М. А., Мак-Фарланд С. Авторитарная личность в США и СССР. 1990. № 6; Журнал «Человек», 1990, № 6, стр. 110–118.
  2. Адорно Т. Типы и синдромы. Методологический подход (фрагм. из «Авторитарной личности»). «Социологические исследования», 1993, № 3, стр. 66–74.
  3. Баязитов Р. Ф. Авторитарный стереотип: сущность и проявления в социальных взаимодействиях / Р. Ф. Баязитов. — Нижнекамск: НМИ. 2006. 175 с.
  4. Васькова О. В., Кочетков Н. В., Соловьев С. М. Особенности профессионального самоопределения современной учащейся молодежи [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2013. № 2. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/2/Vaskova, Kochetkov, Solovyev.phtml (дата обращения: 12.02.2020)
  5. Веденеев Н. В. Особенности уровня агрессивности и латентного экстремизма у кандидатов на военную службу по контракту // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2008. № 2.
  6. Дьяконова Н. А. Особенности авторитаризма и его взаимосвязь с ценностными ориентациями и локусом контроля у российских и американских студентов: Дис. канд. психол. наук: 19.00.05: Москва, 2001. 170 c.
  7. Орестова В. Р. Формирование личностной идентичности в старшем подростковом и юношеском возрасте: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.13: Москва, 2001. 207 c. РГБ ОД
  8. Тарасов А. Н. Много фашизмов. Весьма нехороших, но разных [Электронный ресурс] // «Новая модель», 2003, № 2. URL: https://scepsis.net/library/id_2973.html (дата обращения: 12.02.2020)
  9. Duckitt J. Right-wing authoritarianism among White South African students: its measurement and correlates / J. Duckitt // Journal of Social Psychology. 1993. Vol. 133, № 4. P. 553–563.
  10. Rubinstein G «Authoritarianism among border police officers, career soldiers, and airport security guards at the Israeli border» The Journal of Social Psychology, 2006. 146(6), P. 751–761
Основные термины (генерируются автоматически): класс, уровень авторитаризма, учащийся, кадет, мнение окружающих, подростковый возраст, подросток, правый толк.


Похожие статьи

Формирование личности подростка в кадетском корпусе

В кадетских корпусах постепенно вырабатывались педагогические принципы воспитания, такие как планомерность, непрерывность воспитания и его соответствие уровню развития детей. В заведениях этого типа пришли к очередному выводу о том, что воспитание должно строиться...

Формирование и развитие коллектива в условиях кадетского...

Эти ученые акцентировали на роли коллектива в социализации подростков и юношей. Таким образом, коллектив является важнейшим условием и средством

Период обучения в военном учебном заведении совпадает с интенсивными возрастными изменениями подростков.

Некоторые особенности воспитания школьников в подростковом...

Основные термины (генерируются автоматически): подросток, подростковый возраст

Проблемами подросткового возраста, такими как взаимоотношения с окружающими и

Общение учащихся подросткового возраста со сверстниками протекает в процессе...

Особенности подросткового возраста и их влияние на...

подросток, подростковый возраст, несовершеннолетний правонарушитель

В результате обзора литературы автором высказано мнение о том, что наиболее часто девиантное

Растет уровень подростковой преступности:кражи и грабежи, употребления алкоголя и...

Особенности взаимоотношений старшеклассников со взрослыми

В юношеском возрасте потребность в доверительном общении с близкими взрослыми не всегда находит свое удовлетворение, что отрицательно сказывается на развитии личности [4]. Однако в проблемных ситуациях, решить которые самому бывает трудно из-за небольшого жизненного...

Проблема адаптации учащихся президентского кадетского...

Проблема адаптации учащихся к специфическим условиям кадетского училища была поставлена еще в начале ХХ в. Уже в это время исследователи выделяют позитивные и негативные аспекты жизненной ситуации кадетов, влияющие на особенности их адаптации.

Особенности становления локуса контроля у подростков...

При этом уровень интернальности у подростков СОШ наиболее близок к стандартным

кадетское училище, подростковый возраст, социальная дезадаптация, подросток

кадетское училище, кадет , кадетский коллектив, профессионально-служебная адаптация...

Изучение адаптированности кадет к условиям обучения в военном...

Для диагностики уровня адаптированности кадет применяется метод экспертных оценок

Данная методика может использоваться как для учащихся 1, так и для учащихся 5 классов

Эти дети более всего ориентируются на мнение окружающих, прежде всего взрослых, в...

Развитие самостоятельности кадет ПКУ | Статья в журнале...

Однако у подростка ещё недостаточно сформированы чувство ответственности и самостоятельности, а также недостаточно духовной базы для правильного восприятия данной информации. Поэтому, подростки часто лишь демонстрируют свою взрослость, соединяя...

Похожие статьи

Формирование личности подростка в кадетском корпусе

В кадетских корпусах постепенно вырабатывались педагогические принципы воспитания, такие как планомерность, непрерывность воспитания и его соответствие уровню развития детей. В заведениях этого типа пришли к очередному выводу о том, что воспитание должно строиться...

Формирование и развитие коллектива в условиях кадетского...

Эти ученые акцентировали на роли коллектива в социализации подростков и юношей. Таким образом, коллектив является важнейшим условием и средством

Период обучения в военном учебном заведении совпадает с интенсивными возрастными изменениями подростков.

Некоторые особенности воспитания школьников в подростковом...

Основные термины (генерируются автоматически): подросток, подростковый возраст

Проблемами подросткового возраста, такими как взаимоотношения с окружающими и

Общение учащихся подросткового возраста со сверстниками протекает в процессе...

Особенности подросткового возраста и их влияние на...

подросток, подростковый возраст, несовершеннолетний правонарушитель

В результате обзора литературы автором высказано мнение о том, что наиболее часто девиантное

Растет уровень подростковой преступности:кражи и грабежи, употребления алкоголя и...

Особенности взаимоотношений старшеклассников со взрослыми

В юношеском возрасте потребность в доверительном общении с близкими взрослыми не всегда находит свое удовлетворение, что отрицательно сказывается на развитии личности [4]. Однако в проблемных ситуациях, решить которые самому бывает трудно из-за небольшого жизненного...

Проблема адаптации учащихся президентского кадетского...

Проблема адаптации учащихся к специфическим условиям кадетского училища была поставлена еще в начале ХХ в. Уже в это время исследователи выделяют позитивные и негативные аспекты жизненной ситуации кадетов, влияющие на особенности их адаптации.

Особенности становления локуса контроля у подростков...

При этом уровень интернальности у подростков СОШ наиболее близок к стандартным

кадетское училище, подростковый возраст, социальная дезадаптация, подросток

кадетское училище, кадет , кадетский коллектив, профессионально-служебная адаптация...

Изучение адаптированности кадет к условиям обучения в военном...

Для диагностики уровня адаптированности кадет применяется метод экспертных оценок

Данная методика может использоваться как для учащихся 1, так и для учащихся 5 классов

Эти дети более всего ориентируются на мнение окружающих, прежде всего взрослых, в...

Развитие самостоятельности кадет ПКУ | Статья в журнале...

Однако у подростка ещё недостаточно сформированы чувство ответственности и самостоятельности, а также недостаточно духовной базы для правильного восприятия данной информации. Поэтому, подростки часто лишь демонстрируют свою взрослость, соединяя...

Задать вопрос