Развитие графомоторных функций и познавательной активности у старших дошкольников посредством экспериментирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (297) февраль 2020 г.

Дата публикации: 15.02.2020

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Мещерякова, С. Е. Развитие графомоторных функций и познавательной активности у старших дошкольников посредством экспериментирования / С. Е. Мещерякова, И. Е. Ткачёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 247-249. — URL: https://moluch.ru/archive/297/67384/ (дата обращения: 27.01.2022).



В статье рассматривается экспериментирование, как исследовательская технология и эффективное средство развития познавательной активности и графомоторных функций. Предпринята попытка интеграции образовательной деятельности по развитию графомоторных функций с развитием когнитивных процессов. Авторы описывают сравнительный анализ кружковой деятельности по теме исследования и делают вывод об эффективности реализации программ «Говорим правильно в 5–6 лет» и «Нетрадиционные способы рисования».

Актуальность исследования. Дошкольное детство является таким возрастным периодом, когда активно формируется картина мира, основы мировоззрения ребенка. В настоящее время проблема недоразвития речи у детей влечет за собой большие трудности, связанные с освоением детьми программы дошкольного образования. Среди причин трудностей письма, влияющих на дальнейшее обучение в общеобразовательной организации несформированность графомоторных навыков в дошкольном возрасте. Как указывают исследователи М. М. Безруких, Е. В. Гурьянов, В. А. Илюхина, А. Н. Корнев, Н. А. Лемяскина, О. Е. Жиренко и др. одним из значительных аспектов развития дошкольника в период его подготовки к школе является развитие графомоторных навыков. Изучением графомоторных навыков также занимались Н. Н. Волоскова, Б. Ф. Ломов, Т. С. Комарова, М. Г. Храковская и др.

Процесс формирования графомоторных навыков сложен для дошкольников как в психологическом, так и физиологическом плане. Как утверждал Н. А. Бернштейн «для обучения письму необходима ассоциация слуховых, речедвигательных и зрительных представлений с кинестетическим образом букв, обеспечивающейся сложным межанализаторным взаимодействием, в котором функциональные возможности двигательного анализатора имеют огромное значение» [1].

Это обусловлено тем, что в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга. Различные точки зрения этой проблемы находят отражение в работах М. М. Безруких, Е. М. Беспаленко, Г. А. Каше, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, О. А. Токаревой, Р. Д. Тригер, Г. В. Чиркиной, М. Е. Хватцева и др.

Поэтому именно в дошкольном возрасте важно создать условия для формирования базовых личностных качеств ребенка, которые будут развиваться в дальнейшем.

Исследователи в области дошкольного образования Н. Е.Веракса, А. Н Веракса, подчеркивали, что одним из условий формирования познавательного интереса детей является адекватный выбор средств и соблюдение ряда психолого-педагогических требований. Одно из важных условий — это использование метода исследования «экспериментирование».

В связи с этим, проблему нашего исследования составляет процесс формирования познавательного интереса и графомоторное развитие старших дошкольников через экспериментирование. Как средство развития исследовательской активности дошкольников детское экспериментирование направлено на познание и преобразование объектов окружающей действительности. Детское экспериментирование способствует обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию и самореализации ребенка.

Вопросы детского экспериментирования частично получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, О. В. Афанасьевой и др. Н. Н. Поддьяков исследовал своеобразие и виды детского экспериментирования, Авторами О. В. Дыбиной, Л. Н. Прохоровой, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир рассмотрены возможности организации экспериментирования в дошкольной образовательной организаций. Содержательные аспекты детского экспериментирования нашли отражение в программах, используемых в ДОО «Улыбка» г. Богучара.

Объект исследования: процесс развития графомоторных функций и познавательной активности у старших дошкольников.

Предмет исследования: экспериментирование как средство развития графомоторных функций и познавательной активности дошкольников.

Цель исследования: обосновать и практически исследовать эффективность условий организации и применения метода экспериментирования в развитии графомоторных функций и познавательной активности дошкольника.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие старшие дошкольники МКДОУ «Богучарский детский сад «Улыбка». Всего участвовало в эксперименте 36 детей. Исследование началось в 2018 году и продолжается в настоящее время. Методы исследования — реализация программ «Говорим правильно в 5–6 лет» и «Нетрадиционные способы рисования».

Результаты исследования и их обсуждение

Экспериментирование при реализации программ заключалось в выявлении особенностей проявления исследовательской активности старших дошкольников. С этой целью использовались специально созданные проблемные ситуации, требующие осуществления экспериментирования для выявления: возможности использования монотипии как технику для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста и активизации познавательной активности; «Гласные и согласные буквы», «Буква «Р», как она звучит и почему?»; как растворяется гуашь при рисовании; для чего нужно учить стихотворения?; исследуем технику создания рисунка «Граттаж»; воскография в изобразительном искусстве; сказки-перевертыши в развитии речи и др.

В результате было получено 20 протоколов. Анализ данных осуществлялся по комплексным критериям:

1) принятие ребенком проблемной задачи или ситуации, требующей экспериментирования;

2) проявление интереса ребенка к экспериментированию;

3) особенности процесса экспериментирования по развитию познавательной активности;

4) особенности процесса экспериментирования в изобразительном искусстве;

5) отношение ребенка к результату экспериментирования и его оценка.

Далее, был проведен сравнительный анализ данных 2018 и 2019 года.

Данные анализа отражены в таблице 1. Обозначения: В — высокий; С — средний; Н — низкий.

Таблица 1

Критерии

2018 (кол-во детей)

2019 (кол-во детей)

в

с

н

в

с

н

1.Принятие ребенком проблемной задачи, требующей экспериментирования

17

10

9

23

12

1

2.Проявление интереса ребенка к экспериментированию

19

12

5

28

8

0

3.Принятие особенностей процесса экспериментирования по развитию познавательной активности

16

17

3

21

14

1

4.Принятие особенностей процесса экспериментирования в изобразительном искусстве

18

17

1

23

12

1

5. Положительное отношение ребенка к результату экспериментирования

16

14

6

22

14

0

Выводы: результаты исследования доказывают, что при реализации программ и при использовании метода экспериментирования старшие дошкольники достигают достаточно высокого уровня познавательной активности. Использование экспериментирования в образовательной деятельности старших дошкольников создает возможность повышения уровня познавательной активности и развивает графомоторные функции.

Данные, отраженные в таблице, показывают разность в уровнях развития в 2018 и 2019 годах. Дошкольники показали положительную динамику в проявлении исследовательской активности по всем критериям. Однако, отмечен и низкий уровень активности у 9-ти детей по первому критерию и в 2018 году. Но в 2019 году этот показатель изменился, в лучшую сторону. Только один ребенок имел низкий уровень. Но зная личность ребенка и его статус здоровья, этого результата можно было ожидать.

Таким образом, в исследовании реализована цель и решена проблема.

Полученные научно-практические результаты подтвердили эффективность использования экспериментирования в развитии познавательной активности дошкольников.

Литература:

  1. Берштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. 1966.
  2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве. Учебное пособие. — Мозаика-Синтез Москва, 2012. — С. 336.
  3. Салалыкина М. В., Никитюк С. Ю. Метод экспериментирования, как средство познавательного развития дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1. — С. 132–135.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательная активность, детское экспериментирование, особенность процесса экспериментирования, изобразительное искусство, реализация программ, экспериментирование, дошкольное образование, дошкольный возраст, познавательная активность дошкольников, проблемная задача.


Похожие статьи

Детское экспериментирование как средство развития...

О том, что детское экспериментирование есть важнейшее средство развития познавательной активности дошкольников известно давно. Еще в 90-ые годы прошлого столетия Н. Н. Поддьяков в ходе своих исследований, пришел к выводу, что можно считать...

Развитие познавательной активности детей дошкольного...

Познавательная активность ребенка дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой

Для достижения данной цели педагогом были поставлены задачи: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Развитие познавательной активности детей старшего...

Детское экспериментирование — стержень любого процесса детского творчества. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность , проявляет активность , которая к старшему...

Роль детского экспериментирования как метод...

Детское экспериментирование — стержень любого процесса детского творчества. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному...

Развитие познавательной активности детей среднего...

Детское экспериментирование является важнейшим из средств развития познавательной активности детей дошкольного возраста, которое направлено на познание ребенком окружающего мира. Экспериментальная деятельность детей рассматривалась в работах...

Развитие познавательной активности у дошкольников через...

Детское экспериментирование — стержень любого процесса детского творчества.

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Формами образовательной деятельности детей в процессе реализации программы являются: беседа...

Метод экспериментирования, как средство познавательного...

За использование метода экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста

- развивать познавательную активность дошкольников в процессе экспериментирования

ребенок, дошкольное образование, игра, детское экспериментирование, дошкольный...

Влияние экспериментирования на развитие познавательной...

Экспериментирование — это активная деятельность, направленная на активный поиск решений задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка...

Экспериментирование как средство развития...

ребенок, дошкольное образование, игра, детское экспериментирование, дошкольный возраст, старшая группа, различный вид деятельности, неживая природа, живая природа, экспериментальная деятельность.

Педагогический проект на тему «Экспериментальная деятельность...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для глухих детей раннего и дошкольного возраста предусматривает познакомить воспитанников со свойствами воды.

Похожие статьи

Детское экспериментирование как средство развития...

О том, что детское экспериментирование есть важнейшее средство развития познавательной активности дошкольников известно давно. Еще в 90-ые годы прошлого столетия Н. Н. Поддьяков в ходе своих исследований, пришел к выводу, что можно считать...

Развитие познавательной активности детей дошкольного...

Познавательная активность ребенка дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой

Для достижения данной цели педагогом были поставлены задачи: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Развитие познавательной активности детей старшего...

Детское экспериментирование — стержень любого процесса детского творчества. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность , проявляет активность , которая к старшему...

Роль детского экспериментирования как метод...

Детское экспериментирование — стержень любого процесса детского творчества. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному...

Развитие познавательной активности детей среднего...

Детское экспериментирование является важнейшим из средств развития познавательной активности детей дошкольного возраста, которое направлено на познание ребенком окружающего мира. Экспериментальная деятельность детей рассматривалась в работах...

Развитие познавательной активности у дошкольников через...

Детское экспериментирование — стержень любого процесса детского творчества.

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Формами образовательной деятельности детей в процессе реализации программы являются: беседа...

Метод экспериментирования, как средство познавательного...

За использование метода экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста

- развивать познавательную активность дошкольников в процессе экспериментирования

ребенок, дошкольное образование, игра, детское экспериментирование, дошкольный...

Влияние экспериментирования на развитие познавательной...

Экспериментирование — это активная деятельность, направленная на активный поиск решений задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка...

Экспериментирование как средство развития...

ребенок, дошкольное образование, игра, детское экспериментирование, дошкольный возраст, старшая группа, различный вид деятельности, неживая природа, живая природа, экспериментальная деятельность.

Педагогический проект на тему «Экспериментальная деятельность...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для глухих детей раннего и дошкольного возраста предусматривает познакомить воспитанников со свойствами воды.

Задать вопрос