Зачем страдать, о чём грустить: переосмысление образа героини Ольги Лариной из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (297) февраль 2020 г.

Дата публикации: 13.02.2020

Статья просмотрена: 1112 раз

Библиографическое описание:

Робак, С. П. Зачем страдать, о чём грустить: переосмысление образа героини Ольги Лариной из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» / С. П. Робак. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 223-226. — URL: https://moluch.ru/archive/297/67345/ (дата обращения: 29.03.2024).



Статья посвящена анализу Ольги Лариной, героини романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Опираясь на материалы учёных и психиатров, автор статьи доказывает, что образ Ольги Лариной являет собой тип здоровой и разумной девушки. В статье также приведены мнения таких известных критиков, как Д. И. Писарев, Н. И. Надеждин и Н. Г. Чернышевский. Автор подводит к выводу о том, что общепринятое восприятие данной героини требует переосмысления. Статья может быть полезна и интересна учащимся школ, преподавателям русского языка и литературы, а также всем тем, кто интересуется творчеством А. С. Пушкина.

Ключевые слова: Ольга, образ Ольги, Пушкин, легкомыслие, Писарев, Надеждин, Чернышевский, женский образ, нравственность, психология, русская литература.

Целью данной статьи является переоценка образа Ольги Лариной в романе А. С. Пушкина.

Ольга Ларина выступает объектом исследования.

Предметом работы является опровержение легкомысленности и пустоты Ольги Лариной.

Актуальность темы обусловлена необоснованным и предвзятым отношением общепринятого мнения об Ольге. Новизна работы заключается в выявлении искажённой трактовки одного из женских образов известного романа А. С. Пушкина.

Для достижения поставленной цели необходимо использовать метод анализа.

Подобная работа помогает лучше понять героиню романа.

Ольга Ларина считается одним из образов воплощения женственности и красоты. Однако при рассмотрении данной героини принято считать, что её духовный мир очень скуп, да и вообще в отличие от своей сестры Татьяны, — она легкомысленная и не способная на глубокие истинные чувства девушка.

«Евгений Онегин» — это один из первых социально- психологических романов в русской литературе, а значит, есть основания рассмотреть данное произведение с точки зрения психиатрии и социологии.

Для реализации поставленной цели необходимо разобрать понятие «здоровье», определить психотип объекта анализа, сформулировать основные причины переосмысления данного литературного образа и ознакомиться с мнениями критиков — современников А. С. Пушкина и в конце сделать выводы.

Основная часть:

Устав ВОЗ определил понятие «здоровье» как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия» [1, с. 1].

Существует неразрывная взаимосвязь между психическим, социальным и физическим здоровьем.

Исходя из теории И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, Ольга Ларина относится к типу, определяемому как «сильный уравновешенный подвижный» [2, с. 322]. В соответствии с учением о темпераментах — это сангвинический тип. В романе она представлена оптимистичной, весёлой и жизнерадостной. Данному типу свойственна так называемая «пластичность», то есть быстрая адаптация к изменениям в окружающей среде. В меняющихся условиях сангвиники не чувствуют дискомфорта, умеют быстро переключать внимание. Пример: «Он думал Оленьку смутить, своим приездом поразить; Не тут-то было» [12, с.132]. Смерть своего жениха Ольга пережила легко «… не долго плакала она. Своей печали неверна» [12, с.153]. Стало быть, ошибочно обвинять Ольгу в неверности.

Не представляется разумным возводить культ меланхолика (Татьяны, которая большую часть времени предаётся унынию, страданиям, пессимизму) как одного из лучших женских образов в романе.

Однако нельзя утверждать, что один из типов высшей нервной деятельности предпочтительнее другого. Подобное не является выборочным, это врождённый признак нервной системы.

Теоретический анализ работы А. Е. Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков» позволяет сделать вывод о том, что Ольга относится к типу гипертима. На это указывают следующие характеристики: «Главная черта гипертимных подростков — почти всегда очень хорошее, приподнятое настроение. <…> Хорошее настроение гармонично сочетается с прекрасным самочувствием, высоким жизненным тонусом, нередко цветущим внешним видом. У них всегда хороший аппетит и здоровый сон». [3]

Ольга в отличие от Татьяны не является шизоидно-истерической личностью. Ольге «хватает полутонов для самооценки и для того, чтобы представить себя партнеру привлекательным и пленительным» [4, с. 40]. Девушка «резва, беспечна, весела» [12, с.133], а подобный психотип умеет налаживать контакты с окружающими.

Ольга не нуждается в уподоблении кому-либо, как её сестра, чьё «истерическое начало заключается, в первую очередь, в ее плавающей идентичности и примеривании литературных масок» [5, с. 71].

Исходя из тезиса о том, что Татьяна относится к шизоидно-истерической личностью, мне хотелось бы развеять миф о верности Татьяны. Она отказала Евгению, потому что для её «истерической души важно поддерживать режим неосуществления желания» [5, с. 73].

Ольгу можно считать абсолютно социально здоровой. Под понятием «социальное здоровье» принято понимать такое состояние индивида, при котором происходит взаимодействие этого индивида с социумом. Социальное здоровье обусловлено двумя основными способностями: социальной адаптацией и принятием определённых социальных норм.

Ольга коммуникабельна не только в детстве «...Когда же няня собирала для Ольги на широкий луг всех маленьких ее подруг»... [12, с. 49], но и в юности не утратила подобной черты. Когда идут описания праздных вечеров сложно предположить, что Ольга оставалась в стороне, как её старшая сестра. Татьяна с детства «играть и прыгать не хотела и часто целый день одна сидела молча у окна» [12, с. 48].

Внешний вид также подтверждает, что Ольга здорова «…Кругла, красна лицом она…» [12, с. 59].

В связи с вышесказанным вполне логично задаться вопросом, почему же всё-таки образ Ольги стоит объяснять учащимся как пример здоровой молодой девушки. Во-первых, тоска из-за любви (как в случае с Татьяной) приводит к физическим недугам: ухудшение сна, отсутствие аппетита, утрата интереса к жизни. Пример: «Здоровье, жизни цвет и сладость, улыбка, девственный покой, пропало всё, что звук пустой…; Увы, Татьяна увядает, бледнеет, гаснет и молчит!» [12, с. 90–91]. В состоянии тоски катастрофически уменьшаются защитные механизмы организма. «Печаль, тоска, уныние и подавленность уменьшают активность, энергию человека, уменьшают жизнедеятельность» [6, с. 192]. Следовательно, лучше «недолго плакать» и сохранять своё здоровье. Во-вторых, не стоит быть одержимым каким-либо человеком. Это приводит к ряду невротических расстройств. Определённо стоит рассматривать образ Ольги как идеал той девушки, которой свойственен оптимизм, жизнерадостность, здоровье, энергичность. В-третьих, для здорового формирования мировоззрения необходимо учитывать тот факт, что духовность — это, прежде всего, основа психического, физического и социального здоровья. Что следует понимать под «духовным здоровьем»? Духовное здоровье — здоровье разума. Оно выявляется умением определять своё положение в социуме, формировать отношения с людьми, разрабатывать различные модели поведения, зависящие от той или иной ситуации.

Необходимо добавить, что здоровыми людьми, обладающими здравым смыслом и адекватной степенью эгоизма, сложнее управлять и оказывать на них воздействие. Прогрессивному обществу всегда нужны здравые и рациональные умы, так как от этого зависит будущее государства. «Роль здорового образа жизни велика не только с точки зрения значимости его для индивида. Со здоровым образом жизни целых социальных групп может быть связано воспроизводство системных качеств социума» [11, с. 269].

Художественная литература основывается на художественном вымысле, а, значит, прямых соответствий с реальностью не имеет.

А. С. Пушкин в «Евгении Онегине» первый из российских поэтов использовал метод психологического реализма. В таком случае уместно поставить ещё один вопрос о возможности серьёзного рассмотрения романа в контексте действительности. Некоторые современники А. С. Пушкина писали, что не стоит подходить к роману глубокомысленно, так как проблемы просвещения, экономики и политики оставляют желать лучшего.

Одним из первых критиков, кто дал развёрнутое обоснование в литературно-критической статье того, что данное произведение не стоит рассматривать столь серьёзно, был Д. И. Писарев. Русский публицист высказался: «Но изучать тут всё-таки нечего; надо только прочитать, как мы читаем журнальную статью, как пробегаем отдельные иностранные известия в газетах. <…> вдаваться в эстетику, подмечать индивидуальные особенности того или другого таланта, вглядываться в язык и в манеру повествования — это значит терять требования живой действительности и уходить от этих требований в тёмные трущобы семинарской и гимназической жизни» [7, с. 202–203].

Писарев пытался подвергнуть роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина переоценке. Дмитрий Иванович стремился наставить молодёжь на путь истинного «реализма». Образ Татьяны Писарев называл испорченным из-за чрезмерного романтизма, который героиня подчерпнула из романов. Критик призывал молодёжь: «… в лице своих даровитых представителей не изучать русской литературы, а только читать те книги, русские или иностранные, которые дают человеку основательные знания действительной жизни» [7, с.204].

Писарев, поднимавший реформаторские, образовательные, экономические и социальные проблемы, прав как просветитель. Серьёзно рассматривать образы литературных героев нужно в том случае, когда уровень жизни людей является высоким и удовлетворительным для всех, а не только для отдельных классов и сословий.

Н. И. Надеждин писал об «Евгении Онегине» в 1830 году: «Ветреная и легкомысленная пародия на жизнь. Мыльные пузырьки, пускаемые затейливым воображением» [8, с. 504]. По мнению Николая Ивановича, роман «Евгений Онегин» не подлежит серьёзному рассмотрению, так как он не более, чем художественный вымысел. Образ Ольги настолько реален и здоров, что не представляет собой интереса для читателя. Татьяна же, наоборот, привлекает своим трагизмом, страданиями, необычным поведением «дика, печальна, молчалива…» [12, с. 48]. Пушкин понимает это и пишет: «Позвольте мне, читатель мой, заняться старшею сестрой» [12, с. 47].

Н. Г. Чернышевский отводил литературе исключительную воспитательную роль. Учёный считал, что именно литература способствует рождению нравственных, эстетических, гражданских чувств. Будучи сторонником революционно-демократической педагогики, он утверждал: «Если образование и воспитание не способствуют формированию передовых взглядов и убеждений, <…> не вырабатывают прогрессивных взглядов на общественную и личную жизнь, то такое образование и воспитание не могут быть удовлетворительными». [9, с. 17]

Заключение:

На протяжении последних десятилетий не происходит изменений в интерпретации данного романа. Практически отсутствуют исследования по героине романа «Евгений Онегин» Ольге Лариной.

Не представляется верным тот факт, что учащиеся в школах перенимают готовые объяснения всех героев «Евгения Онегина», в частности и Ольгу Ларину. Ученикам необходимо развивать умение здраво мыслить и совершенствовать его.

Итоги проведённого анализа позволяют сделать вывод о том, что мы, живя в век прогресса и инноваций, не должны игнорировать достижения человека в области психологии, социологии, медицины, психиатрии. В результате изучения был получен материал, анализ которого позволяет заключить, что образ Ольги Лариной имеет право быть переосмысленным.

Отсутствие универсальных прочтений образа Ольги (а также Татьяны и др. героев романа) позволяло бы взглянуть на текст произведения с новых ракурсов. Баратынский Е. А. в одном из своих писем оставил комментарий про роман «Евгений Онегин»: «Каждый <…> толкует по-своему: одни хвалят, другие бранят и все читают» [10, с.103].

Литература:

  1. УСТАВ ВОЗ. Основные документы. 48 издание. — 2014. — Италия. 2014. — 273 с.
  2. Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. — М.: Наука, 1973. — 660 с.
  3. А. Е. Личко. Психопатии и акцентуации характера у подростков. // Онлайн Библиотека. URL: https://www.phantastike.com/character/psyhopatii_i_akcentuacii_lichnosti/zip/ (дата обращения: 04.02.2020).
  4. Основные формы страха / Пер. с нем. Э. Л. Гушанского. — М.: Алетейа, 1998. — 336 с.: ил. ISBN 5–89321–021–2
  5. Руднев В. П. О шизоистерическом характере // Консультативная психология и психотерапия. — 2011. — № 1. — С. 65–94. ISSN: 2075–3470 / 2311–9446
  6. Стрижак Л. Н. Психология и педагогика. Учебное пособие. — М.: МГИУ, 2000. — 335 с. ISBN -276–00843–4
  7. Писарев Д. И. Сочинения Д. И. Писарева. Полное собрание в шести томах. Том четвёртый. — 4-е изд. Ф. Павленкова. — СПб.: Типография Ю. Н. Эрлих, 1903. — 606 с.
  8. Зощенко М. М. Избранное. — Л., Лениздат, 1981. — 720 с.
  9. Чернышевский Н. Г. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. Ф. Смирнова; сост. А. В. Плеханов. — М.: Педагогика, 1983. — 336с. — (Пед. б-ка).
  10. Верещагин Е. М. Творческие замыслы А. С. Пушкина, оставшиеся в черновиках. Доступные текстологические очерки. — М.: Издательский дом «Познание», 2018. — 576 с.
  11. Салахутдинова Р. Х. Социальное здоровье как объект социологического исследования: вопросы методологии // Вестник СПбГУ. — 2011. — № 3. — С. 263–271.
  12. Пушкин А. С. Евгений Онегин: роман в стихах. — М.: «Э», 2018. — 224 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Ольга, пушкин, образ Ольги, русская литература, высшая нервная деятельность, героиня романа, социальное здоровье, старшая сестра, художественный вымысел, шизоидно-истерическая личность.


Ключевые слова

русская литература, нравственность, психология, Пушкин, легкомыслие, женский образ, Ольга, образ Ольги, Писарев, Надеждин, Чернышевский

Похожие статьи

Женский образ в творчестве А. С. Пушкина | Статья в журнале...

Ключевые слова: Пушкин, женский образ, художественная литература, идеал. Идеал — это то, к чему стремится каждый человек. Но видение идеала не бывает постоянным, так как время и обстоятельства жизни людей часто диктуют свои правила, которым и следует сознание человека.

Социально-психологические различия полов в повести...

Социально-психологические различия полов в повести А.И. Герцена «Долг прежде всего».

Во все времена художественная литература стремилась ответить на основные вопросы

Но изображение А.И. Герценом героев коррелирует с общими тенденциями в русской литературе...

Роль художественной литературы в воспитании молодого...

Художественная литература — это искусство слова.

Но это совсем не значит, молодёжь должна отвергать высшие духовные и культурные ценности, и не следует ставить их в зависимость от материального

Что же говорят о художественной литературе классики?

Образ падшей женщины в романе Достоевского «Бедные люди»

Множество параллелей обнаруживается исследователями и в русской литературе.

В романе «Бедные люди» этот образ еще очень литературный, книжный, во многом следующий мощной традиции сентиментальной и преромантической литературы, европейской и отечественной.

Стереотипные женские образы в романах Джейн Остен...

Важнейшая роль в становлении викторианского романа и шире — реалистической эстетики — наряду с Ч. Диккенсом, У. М. Теккереем, Т. Гарди и др., принадлежит и женщинам-писательницам XIX столетия — Ш. и Э. Бронте, Ф. Берни, М. Шелли, Э. Гаскелл, Д. Элиот, А. Мэрдок...

Графосемантическая модель образа женщины в рассказе...

Цель данной статьи — выявить сущностные черты образа женщины в рассказе М. Горького «Дора». Основным методом исследования послужил метод графосемантического моделирования, который заключался в сборе материала исследования...

Символическое значение образа главной героини в романе...

В данном романе главная героиня, Москва Честнова, не просто «аранжирует» собой

Сестра — это идеологический пласт образа Москвы, он асексуален, выражает идею.

Проявляется она в связи Москвы с мужчинами, в уходе героини от активной деятельности во имя возвращения...

Образ судебного следователя в творчестве А. А. Шкляревского

Русский уголовный роман, повесть и рассказ возникают в результате отмены установки на документальность и трансформации жанра

Структура романа Габорио переделывается Шкляревским на указанный выше «рассказ», но уже от лица самого следователя.

Новаторство Теодора Драйзера — художника при создании нового...

«Сестра Керри» — первое крупное произведение классика американской литературы

Это одно из наиболее реалистичных его произведений. Все основные персонажи романа

Однако если рассматривать образ миссис Герствуд с позиции динамики изображения женских судеб в...

Похожие статьи

Женский образ в творчестве А. С. Пушкина | Статья в журнале...

Ключевые слова: Пушкин, женский образ, художественная литература, идеал. Идеал — это то, к чему стремится каждый человек. Но видение идеала не бывает постоянным, так как время и обстоятельства жизни людей часто диктуют свои правила, которым и следует сознание человека.

Социально-психологические различия полов в повести...

Социально-психологические различия полов в повести А.И. Герцена «Долг прежде всего».

Во все времена художественная литература стремилась ответить на основные вопросы

Но изображение А.И. Герценом героев коррелирует с общими тенденциями в русской литературе...

Роль художественной литературы в воспитании молодого...

Художественная литература — это искусство слова.

Но это совсем не значит, молодёжь должна отвергать высшие духовные и культурные ценности, и не следует ставить их в зависимость от материального

Что же говорят о художественной литературе классики?

Образ падшей женщины в романе Достоевского «Бедные люди»

Множество параллелей обнаруживается исследователями и в русской литературе.

В романе «Бедные люди» этот образ еще очень литературный, книжный, во многом следующий мощной традиции сентиментальной и преромантической литературы, европейской и отечественной.

Стереотипные женские образы в романах Джейн Остен...

Важнейшая роль в становлении викторианского романа и шире — реалистической эстетики — наряду с Ч. Диккенсом, У. М. Теккереем, Т. Гарди и др., принадлежит и женщинам-писательницам XIX столетия — Ш. и Э. Бронте, Ф. Берни, М. Шелли, Э. Гаскелл, Д. Элиот, А. Мэрдок...

Графосемантическая модель образа женщины в рассказе...

Цель данной статьи — выявить сущностные черты образа женщины в рассказе М. Горького «Дора». Основным методом исследования послужил метод графосемантического моделирования, который заключался в сборе материала исследования...

Символическое значение образа главной героини в романе...

В данном романе главная героиня, Москва Честнова, не просто «аранжирует» собой

Сестра — это идеологический пласт образа Москвы, он асексуален, выражает идею.

Проявляется она в связи Москвы с мужчинами, в уходе героини от активной деятельности во имя возвращения...

Образ судебного следователя в творчестве А. А. Шкляревского

Русский уголовный роман, повесть и рассказ возникают в результате отмены установки на документальность и трансформации жанра

Структура романа Габорио переделывается Шкляревским на указанный выше «рассказ», но уже от лица самого следователя.

Новаторство Теодора Драйзера — художника при создании нового...

«Сестра Керри» — первое крупное произведение классика американской литературы

Это одно из наиболее реалистичных его произведений. Все основные персонажи романа

Однако если рассматривать образ миссис Герствуд с позиции динамики изображения женских судеб в...

Задать вопрос