Анализ поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (297) февраль 2020 г.

Дата публикации: 14.02.2020

Статья просмотрена: 3335 раз

Библиографическое описание:

Кисель, А. И. Анализ поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет России / А. И. Кисель. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 161-165. — URL: https://moluch.ru/archive/297/67314/ (дата обращения: 20.04.2024).



Проведение анализа статистической отчетности поступления налогов и сборов необходимо для выявления взаимосвязи между налоговой политикой и количеством собираемых налогов и платежей. Понимание структуры, объёма и динамики налоговых доходов бюджета позволяет определить текущие проблемы налоговой системы и пути их решения, в первую очередь, для увеличения объема налоговых поступлений. Помимо этого, эта информация необходима для более полного изучения экономической ситуации страны в целом.

В данной статье приведены результаты анализа состава и структуры поступлений в бюджет Российской Федерации за период 2007–2017 годы.

Ключевые слова: бюджет, доходы бюджета, налоговые доходы, анализ доходов.

Косвенным регулятором развития экономики страны, поддерживающим и обеспечивающим выполнение базовых функций государства, являются налоги. Они составляют крупную часть доходов государства, тем самым формируя государственный бюджет. Согласно данным Министерства финансов Российской федерации сумма поступлений всех налогов и сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих налоговых платежей в среднем составила 90 % от всех доходов бюджета (по итогам 2014–2018 г.г.), что в перерасчёте на процент от ВВП равно 30,3 % (за тот же период). Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации за последние пять лет представлены в таблице 1.

Анализируя уровень налоговой нагрузки в Российской Федерации по видам налогов, регулярно выделяют нефтегазовые доходы, поскольку по сей день сохраняется высокая степень зависимости экономики от внешней конъюнктуры на сырьевых рынках и сырьевого сектора в целом.

Таблица 1

Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2014–2018гг. (% кВВП).

2014

2015

2016

2017

2018

Доходы (всего)

33,8

32,4

32,76

33,71

35,93

Налоговые доходы и платежи

31,29

28,97

28,51

30,27

32,72

из них:

Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов

10,01

7,42

6,12

6,84

9,03

Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов

21,28

21,55

22,39

23,42

23,69

*Источники данных: ВВП — Росстат (данные по состоянию на 02.04.2018), доходы бюджета расширенного правительства — Федеральное казначейство

Согласно данным, приведённым в таблице 1, среднее значение доходов от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов, за период с 2014 года по 2018 составили 23,3 % от всех доходов консолидированного бюджета Российской Федерации. Это является одной из наиболее острых проблем бюджетной устойчивости страны. Непредсказуемые колебания цен на углеводороды оказывают значительное воздействие не только на основные показатели экономики, но и применение экономических стратегий. Например, при росте цен на нефтепродукты мы видим падение интереса к долгосрочным стратегиям, что приводит к усилению экономического отставания страны. Для минимизации макроэкономических рисков зависимости экономики от сырьевых доходов и обеспечение макроэкономической стабильности в случае внезапного обвала цен, в России были созданы нефтегазовые фонды.

Из таблицы 1 мы также видим, что налоговая нагрузка на экономику в РФ в 2018 году увеличилась относительно 2017 года на 2,45 процента, с 30,27 до 32,72 (процентов к ВВП). Однако налоговая нагрузка без учёта дохода от сырьевого сектора фактически осталась на том же уровне. Рост произошёл за счёт изменения курса валют и коэффициента Кк в формуле расчёта показателя, характеризующего особенности добычи нефти, вследствие чего увеличились таможенные пошлины на нефть и налог на добычу полезных ископаемых.

Динамика поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по уровням бюджета за десять лет приведена в таблице 2.

Таблица 2

Поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ по уровням бюджета (миллиардов рублей).

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Всего

8643,4

10032,8

8379,3

7825,9

9743,4

10961,8

11328,9

12761,9

13789,8

14483,9

23143,4

в том числе:

консолидированный бюджет РФ

7360,2

8455,7

6798,1

7695,8

9720

10959,3

11327,2

12671,2

13788,8

14483,3

17343,5

в том числе:

федеральный бюджет

3747,6

4078,7

3012,4

3207,2

4480,8

5166,2

5368

6215,6

6881

6929,6

9162

консолидированные бюджеты субъектов РФ

3612,6

4377

3785,7

4488,6

5239,1

5793,1

5959,2

6455,6

6907,8

7553,7

8181,5

Государственные внебюджетные фонды

1283,2

1577,1

1581,2

130,1

23,5

2,5

1,7

0,7

1

0,6

5799,9

*Источник данных: Федеральная налоговая служба.

Поступления в бюджетную систему РФ показывают стабильный рост, и за 10 лет они увеличились на 167,8 %. Средний тем роста составил 11,9 % в год. И это с учётом 2009 года — единственного за десять лет наблюдений уменьшения поступлений в бюджет, связанного, в первую очередь, с мировым финансовым кризисом и падением цен на нефть. Важно отметить, что это увеличение практически равномерно распределено между федеральным бюджетом и бюджетом субъектов РФ. Темп роста федерального бюджета был больше темпа роста бюджета субъектов РФ на 2,8 % в год и составил 10,7 % в год. Благодаря этому, к 15 году они фактически сравнялись в количественном показателе. Общая динамика поступлений в бюджет РФ и соотношение федерального бюджета к бюджету субъектов РФ для наглядности приведена на рисунке 1.

Общая структура поступлений, администрируемых федеральной налоговой службой, в бюджет Российской Федерации представлена в таблице 3.

Рис.1. Динамика всех поступлений в бюджетную систему Российской Федерации

По данным таблицы 3 можно сказать, что все сборы и платежи также имеют положительную динамику, средний рост составил 10,4 процента в год. Значительное падение зафиксировано только у налога на прибыль организаций и платежей за пользование природными ресурсами из-за внешней конъюнктуры 2009 года. Платежи за пользование налоговыми ресурсами показывают ещё незначительное снижение к 2016 году и резкий скачок к 2017 году (на 29,1 %). Основной рост произошёл за счет налога по добыче полезных ископаемых на нефть и вывозных таможенных пошлин на нефть, газ и нефтепродукты. Налог по добыче нефти вырос на 27,8 %, а таможенные пошлины на 26,6 %.

Самый крупный рост зафиксирован в акцизах. За десять лет сумма собираемых акцизов увеличилась в 5,2 раза. Средний темп роста составил 18,7 % в год. Такое значительное повышение собираемых акцизов связано, в первую очередь, с изменением ставок и нормативов распределения. Согласно данным федеральной налоговой службы РФ основную долю в 2017 году составили акциз на табачную продукцию — 37,7 % и акцизы на топливо (автомобильный бензин и дизельное топливо) — 37,8 %.

Таблица 3

Поступление налоговых платежей исборов, администрируемых федеральной налоговой службой, вконсолидированный бюджет Российской Федерации (миллиардов рублей).

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Всего

6955,2

7948,9

6288,3

7662,9

9719,6

10958,2

11325,9

12671,2

13788,8

14483,3

17343,5

в том числе:

Налог на прибыль

2172,2

2513

1264,4

1774,4

2270,3

2355,4

2071,7

2372,8

2598,8

2770,2

3290

НДФЛ

1266,1

1665,6

1665

1789,6

1994,9

2260,3

2497,8

2688,7

2806,5

3017,3

3251,1

НДС

1390,4

998,4

1176,6

1328,7

1753,2

1886,1

1868,2

2181,4

2448,3

2657,4

3236,3

Акцизы

289,9

314,7

327,4

441,4

603,9

783,6

952,5

999

1014,4

1293,9

1521,3

Платежи за пользование природными ресурсами

1187,2

1742,6

1080,9

1440,8

2085

2484,5

2598

2933,9

3250,7

2951,8

4162,9

Налог на имущество

310,8

493,4

569,7

628,2

678

785,3

900,5

955,1

1068,4

1116,9

1250,3

Налоги со специальным налоговым режимом

338,6

221,2

204,3

259,8

334,3

403

437,2

417,8

522,7

490,2

516,8

*Источник данных: Федеральная налоговая служба.

Помимо платежей за пользование природными ресурсами и акцизов, значительное изменение своего вклада в общую картину за 10 лет внес налог на прибыль организаций. Но важно отметить, что первые два значительно увеличили свою долю в бюджет (в 1,4 раза и в 2,25 раза соответственно), а налог на прибыль уменьшил её с 31 % в 2007 до 19 % в 2017 году. На прирост налога на прибыль могли воздействовать такие факторы, как наращивание экспортной выручки и положительные курсовые разницы. Общее соотношение поступлений за 2007 и 2017 год приведено на рисунке 2.

Из диаграммы видно, что налог на имущество тоже укрепил свои позиции. В 2017 году его доля от всех поступлений составила 7 %. Большая часть из них составляет налог на имущество организаций — 68,5 %. За 10 лет поступления за счёт налога на имущество выросли в 4 раза, в среднем по 15,7 % в год. Стоит отметить, что характер роста самый равномерный из всех видов поступлений.

Рис. 2. Сравнение структуры поступлений в бюджет РФ за 2007 и 2017 год

Достаточно плавное и стабильное увеличение показывают и поступления налогов на доходы физических лиц. Это связано с тем, что на эти виды налогов внешние условия имеют лишь косвенное влияние. Средний темп роста составил 10,2 % в год. Лишь в 2009 мы видим заметное снижение темпов роста, сумма НДФЛ за год практически не изменилась. На рост этого вида налогов влияет не только рост заработной платы населения, но и уменьшение теневой экономики в области оплаты труда.

Как и доля НДФЛ, доля налога на добавленную стоимость в пополнении бюджета осталась на прежнем уровне. С учётом падения в 2008 и снижения темпов роста в 2013, средний темп роста составил 10 %. На размер налога влияет изменения объёмов реализации товаров, работ, услуг.

Несмотря на то, что налоги со специальным налоговым режимом имеют не только самую нестабильную динамику, но и наименьший темп роста, поступления по ним увеличились в полтора раза за десять лет. Специальные налоговые режимы существуют для создания благоприятного налогового климата с целью вывода из теневого оборота предпринимателей, контроль за деятельностью которых сложен или неэффективен. По размеру поступлений и охвату налогоплательщиков самым значимым специальным налоговым режимом является упрощённая система налогообложения. И увеличение поступлений говорит о том, что увеличилась как собираемость данного вида налогов, так и количество выведенных из теневого сектора потенциальных налогоплательщиков.

В заключение можно отметить, что поступления в бюджеты Российской Федерации всех уровней показывают уверенный рост в абсолютном значении, но темпы прироста уменьшаются. Замедление темпов роста налоговых платежей проявляет наличие проблем в экономике страны, падение покупательской способности, инвестиционной привлекательности и снижение деловой активности.

Литература:

  1. Финансы России. 2018: Стат.сб./ Росстат. — М., 2018. — 439 c.
  2. Финансы России. 2016: Стат.сб./ Росстат. — М., 2016. — 343 c.
  3. Финансы России. 2014: Стат.сб./ Росстат. — М., 2014. — 357 c.
  4. Финансы России. 2012: Стат.сб./ Росстат. — М., 2012. — 462 c.
  5. Финансы России. 2010: Стат.сб./ Росстат. — М., 2010. — 468 c.
  6. Щепотьев, А.В., Яшин С. А. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / — Тула: НОО ТИЭИ, 2015. — 161 с.
  7. Налоговая аналитика // ФНС официальный сайт. URL: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения: 09.12.2019).
  8. Официальная статистика // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/statistic (дата обращения: 09.12.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, налог, Федеральная налоговая служба, вид налогов, доход бюджета, платеж, темп роста, федеральный бюджет, Источник данных, налоговая нагрузка.


Похожие статьи

Анализ налоговых доходов федерального бюджета...

Ключевые слова: бюджет, доходы бюджета, налоговые доходы, федеральный бюджет

В данных условиях важно выполнить анализ состава и структуры налоговых доходов

Динамика состава источников налоговых доходов федерального бюджета за период...

Анализ и оценка деятельности налоговых органов по...

Анализ налоговых доходов федерального бюджета Российской... Налоговая система Российской федерации состоит из Федеральных, Региональных и Местных налогов и сборов. Анализ собираемости налога на доходы физических лиц. консолидированный бюджет...

Собираемость налогов при формировании доходов бюджетной...

Итак, налоговые доходыдоходы от налогов, сборов и государственной пошлины.

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет

Российская Федерация, налоговая нагрузка, доход, налог, консолидированный бюджет...

Налоговые поступления как источник доходной части бюджета...

консолидированный бюджет, налоговая база, Российская Федерация, налог, доход, млрд. Налоговые поступления как источник доходной части бюджета... Динамика доли налога на прибыль организаций в доходах консолидированного бюджета РФ представлена на рисунке 1.

Анализ динамики доходов в бюджетную систему от налогов...

Рис. 1. Поступление налогов и сборов в бюджет Российской Федерации. Анализ скорости и интенсивности развития явления во времени

На основании данных таблицы можно сделать вывод о том, что в течении периода с 2004–2016 г. поступления в Бюджет РФ от налогов и...

Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ

Существуют 3 вида взимаемых налогов и сборов, а именно: Федеральные налоги и сборы

Ключевые слова. налоговая система, федеральные налоги и сборы, налогообложение РФ

консолидированный бюджет, налоговая база, Российская Федерация, налог, доход, млрд...

Анализ собираемости налога на доходы физических лиц

Долевое соотношение поступлений налогов в бюджет за 2016 год показано на рисунке 1. Рис. 1. Поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам. Существенным весом в общей сумме доходов бюджета...

Соотношение налоговых и неналоговых поступлений в РФ...

В данной статье рассмотрена проблема дефицита Федерального бюджета. В качестве способа решения данной проблемы предложено установление правильного соотношения налоговых и неналоговых поступлений в Федеральный бюджет.

Показатели эффективности снижения уровня налоговой...

Определяется удельный вес налоговой задолженности в консолидированный бюджет по

Общепринятым показателем в налоговой нагрузке, является доля валового регионального

консолидированный бюджет, налоговая база, Российская Федерация, налог, доход, млрд...

Похожие статьи

Анализ налоговых доходов федерального бюджета...

Ключевые слова: бюджет, доходы бюджета, налоговые доходы, федеральный бюджет

В данных условиях важно выполнить анализ состава и структуры налоговых доходов

Динамика состава источников налоговых доходов федерального бюджета за период...

Анализ и оценка деятельности налоговых органов по...

Анализ налоговых доходов федерального бюджета Российской... Налоговая система Российской федерации состоит из Федеральных, Региональных и Местных налогов и сборов. Анализ собираемости налога на доходы физических лиц. консолидированный бюджет...

Собираемость налогов при формировании доходов бюджетной...

Итак, налоговые доходыдоходы от налогов, сборов и государственной пошлины.

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет

Российская Федерация, налоговая нагрузка, доход, налог, консолидированный бюджет...

Налоговые поступления как источник доходной части бюджета...

консолидированный бюджет, налоговая база, Российская Федерация, налог, доход, млрд. Налоговые поступления как источник доходной части бюджета... Динамика доли налога на прибыль организаций в доходах консолидированного бюджета РФ представлена на рисунке 1.

Анализ динамики доходов в бюджетную систему от налогов...

Рис. 1. Поступление налогов и сборов в бюджет Российской Федерации. Анализ скорости и интенсивности развития явления во времени

На основании данных таблицы можно сделать вывод о том, что в течении периода с 2004–2016 г. поступления в Бюджет РФ от налогов и...

Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ

Существуют 3 вида взимаемых налогов и сборов, а именно: Федеральные налоги и сборы

Ключевые слова. налоговая система, федеральные налоги и сборы, налогообложение РФ

консолидированный бюджет, налоговая база, Российская Федерация, налог, доход, млрд...

Анализ собираемости налога на доходы физических лиц

Долевое соотношение поступлений налогов в бюджет за 2016 год показано на рисунке 1. Рис. 1. Поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам. Существенным весом в общей сумме доходов бюджета...

Соотношение налоговых и неналоговых поступлений в РФ...

В данной статье рассмотрена проблема дефицита Федерального бюджета. В качестве способа решения данной проблемы предложено установление правильного соотношения налоговых и неналоговых поступлений в Федеральный бюджет.

Показатели эффективности снижения уровня налоговой...

Определяется удельный вес налоговой задолженности в консолидированный бюджет по

Общепринятым показателем в налоговой нагрузке, является доля валового регионального

консолидированный бюджет, налоговая база, Российская Федерация, налог, доход, млрд...

Задать вопрос