В статье авторы рассматривают проблемы развития технической подготовки сноубордистов в межсезонье в условиях школы олимпийского резерва г. Новосибирска Разработана экспериментальная методика с использованием специализированных тренажеров для сохранения технических навыков сноубордистов в межсезонье. Выявлена ее эффективность по результатам проведенного эксперимента.
Ключевые слова: сноубординг, техническая подготовка, физическая подготовка, специальная физическая подготовка.
В последние годы появляются новые олимпийские виды спорта, в том числе дисциплины сноубординга. Большинство из них возникает на базе традиционных видов спорта. Подготовка спортсменов в cноуборд дисциплинах строится на теоретических и методических основах схожих видов спорта. Такой подход к организации тренировочного процесса спортсменов на сегодняшний день является недостаточно эффективным. Система подготовки сноубордистов до сих пор не имеет должного теоретического обоснования. В отечественной и зарубежной научно-методической литературе проблема подготовки квалифицированных сноубордистов освещена недостаточно и носит обобщенный характер. Практически, в подготовке сноубордистов тренеры идут интуитивно или используют методики, заимствованные из родственных видов спорта.
Овладение техникой вида спорта и совершенствование ее являются главными и направляющими звеньями во всем процессе подготовки спортсмена [3].
Для того, чтобы в видах спорта со сложнокоординационной деятельностью достичь высоких результатов необходим высокий уровень технической подготовленности [1, 2, 4,].
Практически все региональные отделения имеют проблемы с материально-технической базой, что затрудняет подготовку спортсменов в зимний период и в межсезонье.
Это актуализирует необходимость исследования проблемы подготовки сноубордистов во фристайл дисциплинах (биг-эйр, слоп-стайл, халф-пайп), дальнейшего поиска и научного обоснования эффективных технологий построения и реализации тренировочного процесса на всех этапах спортивной подготовки, особенно в межсезонье с использованием специализированных тренажеров.
Педагогический эксперимент был проведен с целью проверки гипотезы о том, что применение специализированных тренажеров и методики флэт упражнений в межсезонье, позволит сохранить высокий уровень технической подготовленности cноубордистов к приходу зимнего сезона, максимально cократив период «раскатки».
Методы иорганизация исследования
Для решения задач исследования были использованы следующие методы:
- Анализ литературных источников
- Педагогический эксперимент
- Контрольные тесты
- Экспертное оценивание
- Обработка результатов исследования методами математической статистики
Исследование проводилось с сентября 2016г. по май 2018г. на базе школы олимпийского резерва по сноуборду ГАУ НСО “CШОР по СНОУБОРДУ. В эксперименте участвовали спортсмены групп ТГ-1 (всего 20 человек в возрасте 11–12 лет). Всеми участниками эксперимента был пройден спорт. диспансер и получен допуск к занятиям спортом.
Участники эксперимента были разделены на 2 группы. В экспериментальной группе (ТГ-1Э) — 10 спортсменов, в контрольной (ТГ-1К) — 10 спортсменов.
Научно-педагогическая деятельность по формированию у спортсменов сноубордистов спортивного мастерства состояла из 3 этапов.
На первом этапе (сентябрь — декабрь 2016г) были проанализированы литературные источники по теме исследования. Уточнен понятийный аппарат, получена информации о прошлом и современном состоянии объекта исследования, выявлены проблемы и пути ее разрешения.
На втором этапе (апрель 2017г — декабрь 2017г) был проведен педагогический эксперимент. Эксперимент заключался в следующем: в апреле 2017 проводились контрольные тестирования тех. подготовке и контрольные тестирования по специально-физической подготовке. С мая экспериментальная и контрольная группы тренировались по стандартной методике специально-технической подготовки. Изменения были внесены в техническую подготовку. В подготовку экспериментальной группы были добавлены новые средства — специализированный тренажер «snowboardaddiction». А также с применением данного тренажера была разработана методика флэт-упражнений, позволяющая сохранить техническую подготовку в межсезонье на высоком уровнем и сократить период «вкатывания». В октябре были проведены повторно контрольные тестирования по специально-технической подготовке. С приходом зимнего сезона в декабре были проведены нормативы по технической подготовке, где были выявлены результаты исследования.
Третий этап (январь 2018- май 2018г) –заключительный. Этап включает в себя математическую обработку полученного материала; сравнительную оценку результатов исследования; определение эффективности методики.
Результаты исследования
При определении показателей технической подготовленности учащихся экспериментальной и контрольной групп использовались контрольные тестирования в апреле зимнего сезона 2016–2017 и в декабре зимнего сезона 2017–2018, ФС 180, БС 360, ФС 360, БС 180, boardslide на слайд-периле. Полученные результаты на рисунках 1, 2, 3, 4, 5.
Контрольные тестирования упражнения фс180 показали, что контрольная группа после периода межсезонья не успела набрать техническую форму и показатели уменьшились на 16 %. В свою очередь экспериментальная группа практически сохранила показатели на том же уровне, показав результат на 0,3 % меньше. (рис. 1)
Рис. 1. Различие показателей тестирования упражнения ФС 180
Контрольное тестирование упражнения БС 360 показало, что контрольная группа уменьшила уровень технической формы на 17,9, а экспериментальная увеличила на 0,2 %. (рис. 2)
Рис. 2. Различие показателей тестирования упражнения БС 360
Подводя итоги тестирования упражнения ФС 360 мы видим, что контрольная группа уменьшила показатели на 11 %, а экспериментальная группа сумела сохранить показатели тестирования до межсезонья уменьшив результат всего на 0, 19 %.
Рис. 3. Различие показателей тестирования упражнения ФС 360
Контрольное упражнение бс 180 показало также, что спортсмены не успели набрать техническую форму и их показатели упали на 15 %, экспериментальная группа сохранила показатели прошлого тестирования уменьшив результат всего на 0,19 %
Рис. 4. Различие показателей тестирования упражнения БС 180
Контрольное упражнение бордслайд показало, что контрольная группа потеряла за период межсезонья чувство контроля доски и ухудшила показатели на 19 %, а экспериментальная группа смогла увеличить показатели на 7 % благодаря методике с применением баланс-платформы «snowboard addiction».
Рис. 5. Различие показателей тестирования упражнения бордслайд
Заключение
Подводя итоги исследования можно сказать, что проблема технической подготовки сноубордистов в межсезонье должна решаться с помощью специализированных тренажеров, с помощью которых создаются приближенные условия тренировки к зимним.
Разработанная методика с применением специализированных тренажеров для подготовки сноубордистов, для подхода к началу зимнего сезона с высокой технической подготовкой, позволяющей максимально сократить период «раскатки», показала свою эффективность. Данная методика позволила спортсменам подойти к зимнему сезона в лучшей технической форме и сократила период «раскатки», что помогло более быстро набрать техническую форму участникам экспериментальной группы.
Литература:
- Аркаев, Л. Я. Как готовить чемпионов / Л. Я. Аркаев, Н. Г. Сучилин. — М.: Физкультура и спорт, 2004. — 328 с.
- Макаров, Н. В. Биомеханические закономерности формирования механизма отталкивания спортсмена от упругой опоры (на примере прыжков на батуте и в воду): автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Макаров Николай Викторович. — Л., 1984. — 24 с.
- Овчинникова Н. А. Основы технической подготовки в художественной гимнастике: Методические рекомендации / Н. А. Овчинникова. — Киев: 1991, — 26 с.
- Пилюк Н. Н. Построение и реализация системы соревновательной деятельности акробатов высокой квалификации: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.04 / Пилюк Николай Николаевич. — Краснодар, 2000. -52с.