К вопросу об эффективном, здоровом общении и его связи с выражением чувств, эмоций и потребностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (296) февраль 2020 г.

Дата публикации: 11.02.2020

Статья просмотрена: 203 раза

Библиографическое описание:

Лукина, Е. М. К вопросу об эффективном, здоровом общении и его связи с выражением чувств, эмоций и потребностей / Е. М. Лукина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 177-179. — URL: https://moluch.ru/archive/296/67252/ (дата обращения: 20.04.2024).



Ключевые слова:эффективное и здоровое общение, общение, потребности, ненасильственное общение.

Что подразумевается под эффективным общением? Данный феномен достаточно полно открывается в словаре А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского, где общение рассматривается как «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией…», а эффективность общения отражена в «выработке единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания людьми друг друга» [6]. Что же касается здорового общения? По мнению автора данной статьи под здоровым общением понимается, такое межличностное или внутриличностное взаимодействие, при котором не нарушаются границы, не происходит искажений, отсутвтвует осознанное или неосознанное насильственное воздействия, которые могут привести к фрустрации, дезадаптации и деформации индивида. Объектом данного теоретического исследования является вербальное общение, предметом: элементы эффективного и здорового общения. Были использованы такие методы, как анализ, синтез и сравнение научного материала. Решением проблемы общения, так или иначе, занимались многие психологи, социологи и другие представители гуманитарных наук. Большой вклад в изучение эффективного общения внесли такие специалисты, как А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев, Р. Докинз, Г. Селье, Дж. Доллард, Н. Миллер, М. Шериф, А. А. Реан, М. Розенберг, Ч. Ликсон, М. Биггерстафф и другие.

Существует несколько видов общения, такие, как внутриличностное, межличностное, общественное и т. п. Общение может быть вербальным и невербальным; могут использоваться различные каналы общения (устная, письменная речь) и так далее, но проблемы коммуникации возникают на всех уровнях и, кажется, что не существует единой стройной модели эффективного общения, в противном случае все ею бы пользовались.

Общение является неотъемлемой частью социализации, за счет которой возможно человеческое развитие на высшем уровне, ведь одним из основных отличий человека от животного является наличие вербальной знаковой системы взаимодействий [1]. Благодаря общению человечество прогрессирует. Но вот, что интересно: до сих пор в мире имеет место такое явление, как недопонимание между людьми, оно проявляется повсеместно; и связано не столько с речевыми барьерами, сколько с неумением опознавать и эффективно использовать чувства и потребности личные и окружающих. С чем это связано? В самом определении слова «Общение», которое дано в Большом психологическом словаре Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко, кроется первая и одна из основных проблем вербальных коммуникаций. «Общение — это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/ или аффективно-оценочного характера» [2]. По мнению многих авторов, изучающих общение, в том числе и М. Розенберга (американского психолога и создателя метода ненасильственного общения) оценочные суждения и обобщения, которые из них вытекают, препятствуют качественному взаимодействию между людьми. Оценивая человека, его действия или предметы манипуляций, индивид может попасть в ловушку, где отсутствует осознанность, деятельность происходит на автоматическом уровне. Для эффективного и качественного общения важна наблюдательность без оценки. Оценивая что-либо, мы устанавливаем рамки на собственное понимание мира и подвергаем «насильственному» навязыванию этой оценкой сознания окружающих. Таким образом, негативные и позитивные оценки препятствуют восприятию целостности другой личности [4, с.53], так как язык становиться чем-то статичным, отраженным в константах и общих чертах; тем самым вероятность того, что другие по-настоящему услышат смысл нашего высказывания, значительно снижается.

Второй проблемой общения является вербальное выражение чувств и осознания потребностей. Правильное определение своих эмоций и их взаимосвязи с потребностями является залогом успешного взаимодействия. Но зачастую в общении они заменяются выражением логических мыслей, интерпретаций и оценок. Данная проблема почему-то не является популярной; при рассмотрении стратегий эффективного общения совершенно не наблюдается стремления решить данный вопрос. Например, в теории черт, представителями которой являются Р. Кэттел, Г. Олпорт, А. Г. Шмелев и др, акцент делается на личностных особенностях, способствующих и препятствующих межличностному общению. Концепция отношений, разработанная А. Ф. Лазурским и В. Н. Мясищевым, предусматривает степень толерантности к себе, к другим людям и миру в целом. Также и в других концепциях, таких, как теория альтруистического эгоизма (Р. Докинз, Г. Селье), ситуационной теории (Дж. Доллард, Н. Миллер, М. Шериф); решение проблемы вербального выражения чувств и определения потребностей не является популярной. В предложенных А. А. Реан [3] правилах позитивного общения также не наблюдается эффективного выражения эмоций, данные пункты являются обобщенными вариантами взаимодействия, но без вербализации искренних потребностей данные правила кажутся не эффективными. Правила представлены в следующих вариантах: говорить на «языке» партнера, проявлять уважение, демонстрировать общность, проявлять интерес к проблемам партнера, предоставлять партнеру возможность выговориться. Данные варианты достаточно понятны и очевидны, но степень эффективности их применения, без понимания чувств и потребностей своих и оппонента, находится на низком уровне. Вербализация эмоционального состояния представлена как одна из техник снижающих напряжение между коммуникантами [5, с. 94]. Куда так же входят такие варианты, как обращение к фактам, спокойный и уверенный темп речи и т. п. Все эти варианты должны быть применимы не только в ситуациях регуляции напряжения; подобный способ общения должен войти в привычку повседневных коммуникаций.

Третьим шагом на пути к решению проблем вербальной коммуникации является выявление связи между чувствами и потребностями. Научившись правильно определять и вербализировать чувства, человек может столкнуться с очередной проблемой — интерпретацией совершенного посыла, при формировании обратной связи [4, с. 91]. М. Розенберг выделяет 4 варианта реакции на негативные высказывания: обвинение себя, обвинение других, ощущение собственных чувств и потребностей, ощущение чувства и потребности, которые скрываются за негативными высказываниями других.

Решение возникновения конфликтов лаконично отражено в следующей цитате М. Розенберга: «Когда другие слышат критику, они склонны направлять энергию на самозащиту или нападение» [4]. Осознав эту простую, но очень глубокую мысль, в силах человека преподнести недовольство в ненасильственной форме: без оценки и опираясь на факты. Таким образом, задачей индивида является переход к той стадии, когда человек способен взять на себя ответственность за свои чувства; но не за чужие, потому что невозможно удовлетворить потребности за чужой счет.

Таким образом, принципы ненасильственного общения, сформулированные М. Розенбергом больше половины века назад, актуальны по сей день и доступно представлены в одной из его книг «Ненасильственное общение: язык жизни». Они заключаются в последовательном соблюдении таких правил, как наблюдение без оценивания, определение и выражение чувств, соединение чувств с потребностями, обращение выполнимых запросов к другим людям с использованием ясного и конкретного языка утверждений [4].

В эффективном и здоровом общении нет места таким стратегиям взаимодействия, как соперничество, приспособление, избегания и даже компромисс. Тип общения, который рассматривается в данной статье подразумевает только сотрудничество. Но в данном контексте, не имеется в виду, что-то формальное (скорее даже наоборот) направленное на удовлетворение интересов обеих сторон взаимодействия. В академическом пространстве стратегия сотрудничества, рассматривается как «редко встречающееся явление», и даже могут приводиться объяснения, почему это так: необходима благоприятная социальная ситуация, психологическая совместимость участников, желание идти на встречу [5, с. 69]. Но ведь человеку свойственно вступать во взаимодействие при достаточно благоприятных социальных ситуациях, у человека нет ресурсов подбирать себе собеседника по психологической совместимости ежечасно и если взаимодействие уже началось, не указывает ли это на то, что ты уже готов идти на встречу собеседнику. Таким образом, возникает ощущение распространенности представления о вербальной стратегии сотрудничества, как о «достаточно редком» явлении, что и является обобщенной оценкой препятствующей её использованию; на стратегии сотрудничества как бы висит ярлык несбыточности, а значит, нарушен один из основных элементов эффективного общения.

Таким образом, здоровое и эффективное общение помимо основных принципов взаимодействия, таких как внимательное и активное слушание, уважение, спокойный тон, подразумевает наблюдательность без оценки, оперирование фактами, распознавание чувств и эмоции с ними связанных, определение неудовлетворенных потребностей, ясное и конкретное их выражение, донесение до оппонента. Что является тяжелой задачей особенно в таких социальных условиях, где культура оценивания прививается с детства. Осознанный подход к общению позволит устранить или минимизировать проблему недопонимания в общении на многих, если не на всех этапах и уровнях коммуникации.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005–1136 с,
  2. Зинченко, В. Большой психологический словарь / ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — М.: АСТ, 2009, — 816 c.
  3. Реан А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. СПб., 2004
  4. Розенберг М. Ненасильственное обще6ние: Язык жизни / Перев. С англ. — М.: ООО Книжное издательство «София», 2019. — 288 с.
  5. Чернова Г. Р., Слотина Т. В. Психология общения: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2012. — 240 с.
  6. Ярошевский М. Г. Психологический словарь. Под. общ.ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г. — 2-е изд., — М.: «Политиздат», 2007, — 494 с.
Основные термины (генерируются автоматически): эффективное общение, здоровое общение, Ненасильственное общение, потребность, общение, вербальное выражение чувств, взаимодействие, образ, оценка, стратегия сотрудничества.


Ключевые слова

общение, потребности, эффективное и здоровое общение, ненасильственное общение

Похожие статьи

Современная вербальная коммуникация | Статья в журнале...

Вербальная коммуникация — составляющая работы менеджеров, юристов, психологов, бизнесменов, рекламистов, психологов. С другой стороны овладение общением и средствами вербальной коммуникации необходимо для каждого делового человека.

Роль и функции межличностного общения в эффективной работе...

Общение — один из основных инструментов развития личности, представляющий собой сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемые потребностями в совместной деятельности.

Теоретические основы формирования коммуникативных умений...

Приемы и техника общения пожилых людей, как правило, отличаются от общения молодых.

С возрастом эти особенности общения постепенно исчезают, и оно становится более взвешенным, вербальным, рациональным

Общение — одна из сфер человеческого бытия, непременное...

Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные...»

Актуальность игрового тренинга «Эффективные приемы общения». Общение людей друг с другом

Обще́ние — это процесс установления и развития контактов между живыми организмами

Упражнение «Поддерживаю-прерываю» поможет выделить роль вербальных и...

Вербальная агрессия и основные формы ее проявления...

Вербальная агрессия препятствует реализации основных задач эффективного речевого общения: затрудняет полноценный обмен информацией, сдерживает восприятие и понимание собеседниками друг друга, делает невозможной выработку общей стратегии взаимодействия.

Влияние ценностно-мотивационной сферы личности на...

В статье рассмотрено понятие делового общения, проанализированы теории достижения успеха в деловом общении отечественных и зарубежных психологов. Выделены критерии успешного делового общения. Приведены результаты исследования влияния ценностно-мотивационной...

Коммуникативные способности как фактор успешного общения

В статье рассматриваются разные подходы к пониманию коммуникативных способностей в современной психологии. Описывается структура данного конструкта, его компоненты и детерминанты успешной коммуникации.

невербальная коммуникация, средство, невербальное общение...

Взаимосвязь вербальных и невербальных средств общения в процессе реализации речевой деятельности.

Таким образом, каждый человек в процессе общения получает и передает два вида

Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между людьми без...

Примеры агрессивного вербального и невербального общения...

Вербальная и невербальная агрессия является одним из наиболее выразительных и интересных с точки зрения языка и речи проявлений эмоций человека. Представляя собой способ социального взаимодействия индивидов...

Влияние невербальной коммуникации на достижение цели...

Невербальная коммуникация — форма общения с целью сигнализирования о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов или особей. Для человека — дополнительный источник информации к собственно вербальному сообщению.

Похожие статьи

Современная вербальная коммуникация | Статья в журнале...

Вербальная коммуникация — составляющая работы менеджеров, юристов, психологов, бизнесменов, рекламистов, психологов. С другой стороны овладение общением и средствами вербальной коммуникации необходимо для каждого делового человека.

Роль и функции межличностного общения в эффективной работе...

Общение — один из основных инструментов развития личности, представляющий собой сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемые потребностями в совместной деятельности.

Теоретические основы формирования коммуникативных умений...

Приемы и техника общения пожилых людей, как правило, отличаются от общения молодых.

С возрастом эти особенности общения постепенно исчезают, и оно становится более взвешенным, вербальным, рациональным

Общение — одна из сфер человеческого бытия, непременное...

Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные...»

Актуальность игрового тренинга «Эффективные приемы общения». Общение людей друг с другом

Обще́ние — это процесс установления и развития контактов между живыми организмами

Упражнение «Поддерживаю-прерываю» поможет выделить роль вербальных и...

Вербальная агрессия и основные формы ее проявления...

Вербальная агрессия препятствует реализации основных задач эффективного речевого общения: затрудняет полноценный обмен информацией, сдерживает восприятие и понимание собеседниками друг друга, делает невозможной выработку общей стратегии взаимодействия.

Влияние ценностно-мотивационной сферы личности на...

В статье рассмотрено понятие делового общения, проанализированы теории достижения успеха в деловом общении отечественных и зарубежных психологов. Выделены критерии успешного делового общения. Приведены результаты исследования влияния ценностно-мотивационной...

Коммуникативные способности как фактор успешного общения

В статье рассматриваются разные подходы к пониманию коммуникативных способностей в современной психологии. Описывается структура данного конструкта, его компоненты и детерминанты успешной коммуникации.

невербальная коммуникация, средство, невербальное общение...

Взаимосвязь вербальных и невербальных средств общения в процессе реализации речевой деятельности.

Таким образом, каждый человек в процессе общения получает и передает два вида

Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между людьми без...

Примеры агрессивного вербального и невербального общения...

Вербальная и невербальная агрессия является одним из наиболее выразительных и интересных с точки зрения языка и речи проявлений эмоций человека. Представляя собой способ социального взаимодействия индивидов...

Влияние невербальной коммуникации на достижение цели...

Невербальная коммуникация — форма общения с целью сигнализирования о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов или особей. Для человека — дополнительный источник информации к собственно вербальному сообщению.

Задать вопрос