В статье выявлены проблемы, связанные с совершенствованием практики использования инструментов денежно-кредитной политики Центрального банка Республики Узбекистан и разработаны научные предложения, направленные на решение этих проблем.
Ключевые слова: денежно-кредитная политика, инфляция, денежная масса, политика обязательных резервов, ставка рефинансирования, валютный курс, дефицит бюджета, денежная база.
Введение
Опыт развитых стран показывает, что совершенствование практики использования монетарных инструментов является обязательным условием повышения эффективности денежно-кредитной политики. Поскольку хранение денежных средств в качестве установленной нормы банковского резервирования приводит к уменьшению активной денежной массы, а при проведении политики снижения ставки рефинансирования кредит становится более дешевым и в результате этого увеличиваются объемы инвестиционных кредитов коммерческих банков.
В соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах дальнейшее совершенствование денежно-кредитной политики путем применения инструментов в соответствии с передовым международным опытом является одним из основных направлений развития банковской системы страны [1].
Обзор литературы по теме.
По мнению В. Юровицкого, в условиях отсутствия обязательного резервирования все исходные, эмиссионные деньги являются активными, следовательно, кредитная деятельность коммерческих банков приведет к росту депозитов [2].
По заключению М.Фридмена, Центральный банк имеет достаточные возможности для регулирования предложения денег, и при этом инфляция не является многофакторным процессом [3].
Данное заключение основывается на том, что Центральный банк, используя политику открытого рынка и дисконтных операций, может управлять денежной массой и процентными ставками.
Ф.Мишкин утверждает, что “операции открытого рынка — самый важный инструмент монетарной политики, так как они позволяют управлять процентными ставками и монетарной базой, определяющими объем денежной массы” [4].
Действительно, покупка ценных бумаг Центральным банком на открытом рынке увеличивает резервы банковской системы и монетарную базу, что ведет к росту предложения денег и снижению краткосрочных процентных ставок.
МакКаллум утверждает, что спрос на деньги является нестабильным, поэтому основным инструментом денежно-кредитной политики является процентная ставка Центрального банка [5].
По мнению А. Исмаилова «с целью совершенствования механизма регулирования предложения денег, необходимо усовершенствовать практику использования инструментов денежно-кредитной политики и обеспечить стабильность темпов роста денежной массы путем формирования и развития национального рынка ссудных капиталов» [6].
Данное предложение А. Исмаилова имеет практическую значимость. Поскольку до сих пор отсутствует дисконтная и ломбардная политика Центрального банка Узбекистана, а уровень эластичности ставки рефинансирования является низким.
Анализы ирезультаты.
Традиционным инструментом денежно — кредитной политики является политика обязательных резервов Центрального банка. Через изменение резервной нормы можно менять размер денежной массы страны. Однако, политика обязательных резервов является административным инструментом, сила воздействия которого через мультипликатор значительна.
Необходимо подчеркнуть, что изменение учетной ставки Центрального банка рассматривается как сигнал об изменении вида денежно-кредитной политики. При этом повышение учетной ставки сигнализирует о начале проведения рестрикционной денежно-кредитной политики.
Третьим инструментом денежно-кредитной политики является политика открытого рынка. Данный инструмент предполагает куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг.
Опыт зарубежных стран показывает, что активные операции на открытом рынке с целью регулирования ликвидности коммерческих банков невозможны при отсутствии у коммерческих банков заинтересованности в приобретении государственных ценных бумаг. Для формирования этой заинтересованности уровень дохода по ним не должен быть ниже дохода по основным активным операциям.
В научных трудах известных ученых-экономистов часто встречается мнение о том, что не менее важным инструментом денежно — кредитной политики является валютная политика. В рамках валютной политики Центральные банки выполняют три вида валютных операций:
− валютная интервенция;
− обслуживание внешнего долга Правительства;
− управление официальными золотовалютными резервами.
Согласно Комплексу мер по дальнейшему совершенствованию денежно-кредитной политики в период 2017–2021 годы и поэтапному переходу к режиму инфляционного таргетирования, на Центральный банк возложены следующие задачи:
− принять меры по повышению действенности инструментов денежно-кредитной политики для поддержания стабильности цен с внедрением современных видов, механизмов и способов предоставления и изъятия ликвидности;
− ввести на системной основе учета и анализа платежного баланса Республики Узбекистан в соответствии с методологией Международного валютного фонда;
− широкое использование инновационных технологий для повышения эффективности системы сбора и анализа данных в банковской системе;
− осуществлять действенный надзор за выполнением банками экономических нормативов, в том числе по достаточности капитала, ликвидности, установленных в рамках требований международных принципов банковского надзора [7].
Согласно официальной информации Центрального банка Республики Узбекистан «в 2018 году были внесены изменения в нормы обязательных резервов коммерческих банков с целью внедрения эффективных механизмов денежно-кредитной политики, с возможностью влияния на стоимость финансовых ресурсов путём активного применения процентных инструментов. В частности, внесение изменений в нормы обязательных резервов и депонирования осуществлялось в два этапа. С 1 июня 2018 года определено, что формирование обязательных резервов коммерческими банками, исходя из вида валюты обязательств и депозитов, осуществляется в равной степени в национальной и иностранной валюте. Вместе с тем, в базу обязательных резервов были включены депозиты физических лиц, а также установлен коэффициент усреднения по отношению к объёмам обязательных резервов. Также пересмотрены нормы обязательных резервов по срокам депозитов, дифференцированы нормы резервов по депозитам со сроком от 1 года до 2 лет, от 2 лет и выше, и других обязательств в зависимости от вида валюты. В результате снижение доли совокупных обязательных резервов в иностранной валюте в мае отчётного года снизилось с 96 до 47 процентов, привлекло в обязательные резервы дополнительную ликвидность в размере 2 трлн. сум. С 1 октября 2018 года осуществлен второй этап совершенствования инструмента обязательного резервирования. На данном этапе внедрен порядок формирования обязательных резервов только в национальной валюте, унифицированы нормы резервов по депозитам юридических и физических лиц, также снижены нормы обязательных резервов по депозитам в национальной валюте и повышены по депозитам в иностранной валюте. В результате за период с июня по декабрь 2018 года доля обязательных резервов по долгосрочным депозитам свыше одного года в иностранной валюте в общем объёме обязательных резервов увеличилась с 4,2 до 11,7 процентов» [8].
Таблица 1
Годовой уровень инфляции, ставка рефинансирования, ставки обязательных резервов Центрального банка исредняя процентная ставка сумовых кредитов коммерческих банков вУзбекистане [9]
в процентах
Показатели |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
2017г. |
2018г. |
Инфляция |
6,1 |
5,6 |
5,7 |
14,4 |
14,3 |
Ставка рефинансирования Центрального банка |
10,0 |
9,0 |
9,0 |
14,0 |
16,0 |
Ставки обязательных резервов Центрального банка: |
|||||
- по депозитам коммерческих банков в национальной валюте |
12,5 |
12,5 |
12,5 |
12,5 |
4 |
- по депозитам коммерческих банков в иностранной валюте |
12,5 |
12,5 |
12,5 |
12,5 |
14 |
Средняя процентная ставка кредитов коммерческих банков в национальной валюте |
12,5 |
11,4 |
11,5 |
18,5 |
20,5 |
Как видно из приведенных данных таблицы 1, в 2017 году уровень инфляции резко повысился по сравнению с предыдущими годами. Это привело к повышению ставки рефинансирования Центрального банка. В свою очередь, повышение ставки рефинансирования Центрального банка способствовало повышению процентных ставок кредитов коммерческих банков, предоставленных в национальной валюте.
Из таблицы 1 видно, что в 2014–2018 годах существовали унифицированные ставки обязательных резервов Центрального банка для депозитов коммерческих банков в национальной валюте и в иностранной валюте. С 1 октября 2018 года были унифицированы нормы резервов по депозитам юридических и физических лиц, также снижены нормы обязательных резервов по депозитам в национальной валюте и повышены по депозитам в иностранной валюте.
Необходимо отметить, что Центральным банком Республики Узбекистан с 10 ноября 2018 года введены следующие новые виды операций по предоставлению ликвидности коммерческим банкам:
− краткосрочные кредиты рефинансирования под залог иностранной валюты на аукционной основе;
− аукционные операции по размещению государственных ценных бумаг;
− операции по привлечению средств коммерческих банков на краткосрочные депозиты Центрального банка на аукционной основе и по фиксированной процентной ставке.
На наш взгляд, для совершенствования практики использования инструментов денежно-кредитной политики Центрального банка Узбекистана необходимо принять следующие меры:
1. Для совершенствования политики рефинансирования Центрального банка необходимо:
− внедрить первичные кредиты Центрального банка, которые должны предоставляться по дисконтной ставки;
− создать специальный резервный фонд, позволяющий устранить опасность резкого повышения процентных ставок кредитов в результате повышения спроса на кредитные ресурсы;
− обеспечить бесперебойность функционирования достаточно ликвидного национального рынка ссудных капиталов.
2. Для совершенствования политики открытого рынка Центрального банка необходимо:
− увеличить объем операций на открытых рынках Центрального банка за счет ценных бумаг Правительства и Центрального банка, а также, за счёт корпоративных облигаций;
− обеспечить контроль Центрального банка над изменением процентных ставок через аукционы РЕПО.
Литература:
- Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года за № УП-4947 «Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах». www.lex.uz — Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан.
- Юровицкий В. Эволюция денег: денежное обращение в эпоху изменений. М.: ГроссМедиа, 2005. — С. 96.
- Фридмен М. Если бы деньги заговорили… Пер. с англ. — М.: Дело, 1999. — С. 132–134.
- Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков. Пер. с англ. — М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2014. — С. 483.
- McCallum, B. T. Robustness Properties of a Rule for Monetary Policy. — Carnegie-Rochester Conference Series on Public Policy 29, 1988. — Р. 173–203.
- Исмаилов А. А. Совершенствование теоретико-методологических основ укрепления денежной системы Республики Узбекистан. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. д.э.н. — Ташкент, 2016. — С.47.
- Указ Президента Республики Узбекистан от 9 января 2018 года за № УП-5296 «О мерах по коренному совершенствованию деятельности центрального банка Республики Узбекистан». www.lex.uz.
- Отчет Центрального банка Республики Узбекистан за 2018 год (С. 59–60). www.cbu.uz (Центральный банк Республики Узбекистан).
- Денежно-кредитная политика. www.cbu.uz (Центральный банк Республики Узбекистан).