Теория вторжения «народов моря» как причина гибели Микенской цивилизации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №6 (296) февраль 2020 г.

Дата публикации: 08.02.2020

Статья просмотрена: 104 раза

Библиографическое описание:

Прусакова, О. П. Теория вторжения «народов моря» как причина гибели Микенской цивилизации / О. П. Прусакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 158-160. — URL: https://moluch.ru/archive/296/67205/ (дата обращения: 19.01.2022).



С конца XIX века считалось, что именно дорийское варварское нашествие — причина гибели Микенской цивилизации. Однако в конце 60-х гг. XX века эта гипотеза подверглась сомнению. В частности, Ю. В. Андреев утверждал, что дорийцы появились на территории Пелопоннеса спустя столетие после катастрофы и заняли уже давно пустующие земли. Главное доказательство этой теории состоит в том, что микенские дворцы погибают в к. XIII — н. XII в. до н. э., а древнейшая раннегеометрическая керамика дорийцев относится уже к XI в., а иногда и к X в. до н. э. [1, с. 40].

Если дорийцы действительно пришли на уже опустошенные земли Греции, кто разрушил дворцы и уничтожил поселения? Длительное время наиболее популярной альтернативной версией событий была выдвинутая Фрицем Шахермайром гипотеза [5], включающая передвижения дорийцев, а также родственных им племен северо-западных греков в контекст переселения народов, охватившего в XIII–XII вв. до н. э. почти все Центральное и Восточное Средиземноморье [1, с. 40].

Сторонники данной концепции рассматривают гибель Микенской цивилизации в совокупности с такими событиями, как разгром Хеттского царства, опустошение Сирии и Палестины и нападение на Египет так называемых «народов моря». Доказательством существования этих захватчиков служат египетские сообщения, которые подтверждаются археологическими данными. Хеттское царство, располагавшееся в центральной Анатолии, потерпело крах около 1200 г. до н. э. Были преданы огню Троя, Милет, Тарс и другие города Анатолии. В Сирии были уничтожены Каркемиш, Катна, Кадеш, Алалах и Угарит. В это же время были сожжены многие палестинские города, но поскольку это также приблизительный период иудейского исхода и расселения, уничтожение этих мест обычно приписывается израильтянам [5, p. 12]. Египет также подвергся нападению, но не был захвачен и разорен.

Как указывает Н. Сандерс, сам термин «народы моря» является не совсем уместным обозначением. Археологические и текстовые свидетельства указывают, что они передвигались как по морю, так и по суше. К тому же этнически «народы моря» были идентифицированы довольно различно. Шахермайр считает, что это были варварские племена из Центральной Европы и Подунавья. Согласно Шахермайру, во второй пол. XIII в. до н.э здесь образовалась большая племенная коалиция, которая, вторглась первоначально на территорию Балканской Греции, задержалась на Пелопоннесе, образовав нечто вроде варварских королевств, остальные ушли дальше.

В переписке из Тель-эль-Амарны времени Эхнатона упоминаются названия некоторых племен «народов моря»: дануна, луку, шекелеш, шардана [2, с. 163]. Поскольку эти народы были частью микенского и хеттского мира задолго до ок. 1200 г. до н. э., эти группы не могут быть таинственными захватчиками с севера.

В пользу гипотезы Шахермайра свидетельствует, с одной стороны, хронологическая близость разрушений, происходивших в XIII-XII вв. до н. э. на всей территории от Фессалии до дельты Нила, что наталкивает на мысль, что они были вызваны одной причиной. С другой стороны, версию подтверждают найденные на территории Греции изделия так называемой «культуры полей погребальных урн»: находки нового типа лощеной керамики, изготовленной не на гончарном круге («варварская керамика»), наконечников копий, ножей и булавок. Милойчич выделил наиболее характерную группу таких изделий: прямой обоюдоострый меч с рукоятью в виде вытянутого языка и для колющих, и для рубящих ударов, кинжал с такой же конструкцией, наконечники копий с листовидной и пламевидной формой пера, нож с изогнутым однолезвийным клинком, смычковую и арочную фибулы и другое [1, с. 43].

Исследователи, придерживающиеся теории Шахермайра, такие как Киммиг, Боузек, Дегер-Ялкотци, считают, что все эти находки, найденные на территории Греции и в Восточном Средиземноморье позволяют проследить весь путь, пройденный «народами моря» от Дуная до дельты Нила, где им был дан отпор египетскими войсками. По их мнению, проникновение новых племен могло привести к радикальным изменениям в материальной культуре Греции. Например, появляются новые формы защитного и наступательного вооружения: колющие и рубящие мечи, створчатый бронзовый панцирь и поножи, небольшой круглый щит вместо старого башнеобразного. Существенные изменения происходят в женской одежде: микенские пышные юбки и корсажи сменились строгим хитоном, скреплявшимся на плече одной фибулой. Как новшества, так и разрушения могли быть привнесены одним и тем же народом [1, с. 50].

Однако эта гипотеза слабо аргументирована с точки зрения археологических данных, что доказали Г. Мюллер-Карпе, Э. Снодграсс и Н. Сандерс. Например, Мюллер-Карпе убеждает, что эти предметы встречаются в сугубо микенском археологическом контексте как случайные и разрозненные вкрапления в местную культурную среду, поэтому их наличие может быть следствием существовавших в конце эпохи бронзы достаточно тесных экономических контактов между металлургическими центрами. Снодграсс предполагает, что смычковая фибула появилась в каждом из этих трех регионов одновременно, и причиной этому были именно ее преимущества. То же самое можно сказать о мече типа Sprockhoff IIa центральноевропейского происхождения, который был явно лучше других наступательных видов вооружения [1, с. 54–55].

Мнение Н. Сандерс представляет собой компромисс, допускающий, что проникновение новых бронзовых изделий может быть связано с небольшими группами выходцев из Подунавья, объединившихся либо в нанимаемые микенскими правителями отряды, либо в разбойничьи шайки, грабившие микенские города. Сандерс считает, что пришедшие народы не только принесли новые предметы, но и сами заимствовали характерные элементы микенского быта, в частности технику обработки листовой бронзы для изготовления панцирей, поножей, кубков и т. д. Такие отряды наемников, вероятно, существовали и в самой Греции, и присоединялись к народам, нападавшим на государства Центрального и Восточного Средиземноморья [3, p. 92 ff]. Данная гипотеза имеет два главных преимущества: во-первых, она объясняет, почему встречаются лишь отдельные и случайные элементы культуры пришедших с севера варваров, а, во-вторых, все находки довольно быстро приобщились к местной культурной среде и встречаются уже вместе с микенской керамикой. Примечательно и то, что почти неизвестным оставался в Греции в период после катастрофы обычай кремации и захоронения кремированных останков в специальных урнах, являющийся наиболее характерным признаком культуры Подунавья и Центральной Европы. Следовательно, нет оснований говорить о вытеснении микенской культуры, хотя и находящейся в состоянии упадка, культурой, привнесенной извне [1, с. 57–58].

Близка к концепции Сандарс гипотеза Трича, которая связывает разрушение Микенского мира с небольшими группами искателей приключений и охотников за добычей («Sackers of Cities») разного этнического происхождения [6]. Возможно, эта теория не так далека от истинного положения вещей, но ведь пиратство в тот период было довольно частым явлением, и неясно, почему именно в конце XIII в. до н.э оно приняло такой масштаб, что смогло разрушить целую цивилизацию.

Сандарс, также уделяющая феномену пиратства довольно большое внимание, приходит к выводу, что ахейские «корсары» вполне могли принимать участие в рейдах «народа моря» на побережья Сирии и Египта. Однако участившиеся случаи пиратского разбоя она связывает с другими кризисными явлениями, влияющими на упадок и гибель микенской цивилизации, поэтому оно было скорее результатом, а не причиной общего распада [3, p. 186]. И это представляется более верным решением данной проблемы.

Более надёжным доказательством оседания северных пришельцев на захваченной ими территории, чем находки мечей, наконечников копий и фибул, служит обнаружение на территории Греции так называемой «варварской керамики», относящейся к периоду, непосредственно следующему за катастрофой. Эти формы лепной керамики не могут считаться предметом импорта или примером для подражания местным греческим мастерам, как это могло быть с оружием и одеждой. Логичнее было бы предположить, что появлению подобного рода керамики предшествовало появление самих изготовляющих ее народов. Показательно, что эти лепные предметы сопутствуют изделиям микенских гончаров, гораздо более усовершенствованным в техническом плане. Это позволяет предположить, что существовал некоторый симбиоз между этими двумя культурами. Но трудно сказать, достигнут он был с помощью военных действий или мирным способом, например принятием пришлых народов в общину. В любом случае это позволяет говорить о проникновении чужеродных этнических элементов в греческую среду. Хронологическая близость появления этих предметов и разрушений не обязательно говорит о том, что пользующиеся этой грубой лепной керамикой народы ответственны за гибель микенского городов. Они могли просто воспользоваться ситуацией и проникнуть в среду местного населения уже после опустошения и разорения их центров и городов [1, с. 58–62].

Таким образом, маловероятно, что вторжение морских народов вызвало разрушение микенской цивилизации или падение, например, хеттской империи. Миграции морских народов, по-видимому, были результатом, а не причиной политического, социального и экономического коллапса, который произошел в Анатолии и Эгейском море в конце XIII в. до н. э.

Литература:

  1. Андреев Ю. В. Дорийское завоевание: Историческая проблема в свете археологии / Под ред. В. С. Бочкарева. СПб., 2015. 225 c.
  2. Бартонек. А. Златообильные Микены. М: Наука, 1991. 352 c.
  3. Sandars. N. The Sea Peoples. Warriors of the Ancient Mediterranean. London, 1978. P. 224.
  4. Schachermeyr. F. Etruskische Frühgeschichte. Leipzig, 1929. P. 323.
  5. Stiebing. W. H. The End of the Mycenaean Age // The Biblical Archaeologist, Vol. 43, 1980, No. 1. PP. 7–21.
  6. Tritsch. F. J. The “Sackers of Cities” and the “movement of populations” // BAMA. London, 1973. P. 237.
Основные термины (генерируются автоматически): микенская цивилизация, Восточное Средиземноморье, Египет, наконечник копий, народ, XIII-XII, дельта Нила, местная культурная среда, хеттское царство, Центральная Европа.


Похожие статьи

Древние символы Средиземноморья | Статья в журнале...

И этот образ жизни Средиземноморские цивилизации несли за собой в разные уголки света.

Именно женское начало в тот период считалось основополагающим для народов Средиземноморья.

Материальное и духовное наследие народов долины Нила.

Взаимодействие цивилизации Запада и Востока в эпоху эллинизма

Древневосточный мир, объединенный в Персидском царстве, пал под ударом объединенной эллады и ее усовершенствованной военной техники. На огромной территории простиравшейся от Египта до берегов Инда...

Сравнительный анализ культур Востока и Запада | Молодой ученый

К сожалению, западная цивилизация в лице Америки и Европы стремится к доминированию и подчинению народов Востока, пользуясь экономическим и военным превосходством, хотя все разногласия между Западом и Востоком устранимы мирным путем.

Особенности исследования религиозного синкретизма древнего...

С распадом Египта на множество мелких государств в эпоху Среднего царства, снова начинает усиливаться культ местных богов… но только

Древнейшим случаем применения синкретизма Франк - Каменецкий считает сопоставление местных богов с соответствующими животными...

Эпоха мусульманского ренессанса IX-XII веков в Центральной Азии

Народы Центральной Азии с древнейших времён жили в добрососедских отношениях, поддерживали экономические и культурные связи. Разница в образе и условиях жизни кочевого и оседлого населения плодородных долин, степей, предгорных зон привела к формированию...

Уникальная роль кочевников в процессе развития человеческой...

В зависимости от географической среды развивается материальная культура народа, а от уровня его общественного состояния — культура духовная. Взгляд на эволюцию человеческой духовной культуры, к сожалению, в полной мере не отдает должное уникальной роли и вкладу...

Феномен античности и судьба античной идеи | Статья в журнале...

Цивилизации Европы и Америки (включая Австралию и Новую Зеландию, ментально идентичную

Эту традицию продолжило и Микенское царство, общественная жизнь которого была

Несомненно, что в ее возникновении сыграла роль окружающая географическая среда...

Странствия в Египет русских путешественников XVII–XIX веков: на...

Египет вызывал большой интерес на Руси с давних времен как одно из мест, где происходили библейские события. Паломники, совершавшие свои путешествия в Святую Землю, нередко также посещали святыни Нижнего Египта и Синая.

Значение Хорезма в исторических отношениях народов Средней...

Многие народы Азии и Европы пытались доказать свою принадлежность к арийским племенам, но только территория Большого Хорезма

В науке археология заслуживают внимания исследования в области культурных отношений между кочевыми и оседлыми культурами на...

Сакральный Север древних кельтов | Статья в журнале...

Заметим, что большинство народов Северной Евразии отождествляло Север именно с низом. В древности и в раннее Средневековье галатам, то

Историческое развитие кельтских народов привело к тому, что дихотомия Севера и Юга и целый ряд объективных исторических факторов...

Похожие статьи

Древние символы Средиземноморья | Статья в журнале...

И этот образ жизни Средиземноморские цивилизации несли за собой в разные уголки света.

Именно женское начало в тот период считалось основополагающим для народов Средиземноморья.

Материальное и духовное наследие народов долины Нила.

Взаимодействие цивилизации Запада и Востока в эпоху эллинизма

Древневосточный мир, объединенный в Персидском царстве, пал под ударом объединенной эллады и ее усовершенствованной военной техники. На огромной территории простиравшейся от Египта до берегов Инда...

Сравнительный анализ культур Востока и Запада | Молодой ученый

К сожалению, западная цивилизация в лице Америки и Европы стремится к доминированию и подчинению народов Востока, пользуясь экономическим и военным превосходством, хотя все разногласия между Западом и Востоком устранимы мирным путем.

Особенности исследования религиозного синкретизма древнего...

С распадом Египта на множество мелких государств в эпоху Среднего царства, снова начинает усиливаться культ местных богов… но только

Древнейшим случаем применения синкретизма Франк - Каменецкий считает сопоставление местных богов с соответствующими животными...

Эпоха мусульманского ренессанса IX-XII веков в Центральной Азии

Народы Центральной Азии с древнейших времён жили в добрососедских отношениях, поддерживали экономические и культурные связи. Разница в образе и условиях жизни кочевого и оседлого населения плодородных долин, степей, предгорных зон привела к формированию...

Уникальная роль кочевников в процессе развития человеческой...

В зависимости от географической среды развивается материальная культура народа, а от уровня его общественного состояния — культура духовная. Взгляд на эволюцию человеческой духовной культуры, к сожалению, в полной мере не отдает должное уникальной роли и вкладу...

Феномен античности и судьба античной идеи | Статья в журнале...

Цивилизации Европы и Америки (включая Австралию и Новую Зеландию, ментально идентичную

Эту традицию продолжило и Микенское царство, общественная жизнь которого была

Несомненно, что в ее возникновении сыграла роль окружающая географическая среда...

Странствия в Египет русских путешественников XVII–XIX веков: на...

Египет вызывал большой интерес на Руси с давних времен как одно из мест, где происходили библейские события. Паломники, совершавшие свои путешествия в Святую Землю, нередко также посещали святыни Нижнего Египта и Синая.

Значение Хорезма в исторических отношениях народов Средней...

Многие народы Азии и Европы пытались доказать свою принадлежность к арийским племенам, но только территория Большого Хорезма

В науке археология заслуживают внимания исследования в области культурных отношений между кочевыми и оседлыми культурами на...

Сакральный Север древних кельтов | Статья в журнале...

Заметим, что большинство народов Северной Евразии отождествляло Север именно с низом. В древности и в раннее Средневековье галатам, то

Историческое развитие кельтских народов привело к тому, что дихотомия Севера и Юга и целый ряд объективных исторических факторов...

Задать вопрос