Статистический анализ показателей, связанных с проблемой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по итогам 2015–2018 гг. (на примере Свердловской области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (296) февраль 2020 г.

Дата публикации: 09.02.2020

Статья просмотрена: 220 раз

Библиографическое описание:

Василенко, С. Ю. Статистический анализ показателей, связанных с проблемой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по итогам 2015–2018 гг. (на примере Свердловской области) / С. Ю. Василенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 170-173. — URL: https://moluch.ru/archive/296/67188/ (дата обращения: 26.01.2022).



Обеспечение благополучного и защищенного детства — основные национальные приоритеты государства. Задачи государственной политики в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены рядом нормативно правовых актов. В Свердловской области проблемы детей данной категории, пути их решения нашли свое отражение в Стратегии социально-экономического развития Свердловской области, Указах Президента РФ, а также в государственных программах Свердловской области.

В соответствии с Указом Губернатора Свердловской области ежегодно формируется государственный доклад «О положении семьи и детей в Свердловской области», подготовленный в целях обеспечения органов власти объективной систематизированной информацией об основных аспектах положения семьи и детей. В докладах за 2015–2018 гг. рассмотрим принятые меры и рекомендации по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также динамику статистических показателей.

Активное развитие семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и меры по профилактике социального сиротства позволили сократить число воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за рассматриваемый период (на декабрь 2015–2279 человек, на 31 декабря 2016 года — 1957 человек, на 31 декабря 2017 года — 1479 человек, на 31 декабря 2018 года — 1451 человек).

Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства ежегодно сокращается. Так, с 2015 по 2018 год количество человек рассматриваемой категории уменьшилось с 21 857 по 20 316 человек. Также, из положительных тенденций можно отметить, что количество детей, находящихся в приемных семьях, ежегодно возрастает. С 2015 года по 2018 год увеличилось практически на 1 000 человек (с 7 954 до 8 959 человек).

Количество приемных семей ежегодно увеличивается, так в 2018 г. данный показатель достиг 5 980 семей, в то время как в 2017 г. — 5 934 семей, 2016 г. — 5 775 семей, 2015 г. — 5 469 семей. Число детей, родители которых по решению суда лишены родительских прав, с 2016 г. сокращается (в 2016 г. — 1 620 детей, 2017 г. — 1 343 ребенка, 2018 г. — 1 186 детей).

Стоит отметить, что в Свердловской области существуют школы приемных родителей, ежегодно подготавливающие около 2000 граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, из них 45 % — 50 % человек, прошедших подготовку, принимают детей на воспитание. Каждый случай отмены решения о передаче ребенка на воспитание в семью анализируется Министерством социальной политики Свердловской области, рассматривается на ежемесячных семинарах-совещаниях с руководителями органов опеки и организаций для детей данной категории. В целях улучшения эффективности деятельности школ приемных родителей осуществляется повышение квалификации специалистов органов опеки, сопровождение и контроль их деятельности. Также осуществляется сопровождение приемных семей. В целях обеспечения безопасного пребывания несовершеннолетних подопечных в семьях граждан в 2018 г. организованы посещения 1295 замещающих семей, воспитывающих детей дошкольного возраста, с участием представителей следственных органов.

В соответствии с законом «О денежных средствах на содержание ребенка, находящегося под опекой или попечительством» установлен среднемесячный размер выплаты на содержание ребенка. Так, денежные средства получали более чем 14,5 тыс. детей в 2015 г. и 17,3 тыс. несовершеннолетних, находящихся под опекой или попечительством в 2018 г.

Законом Свердловской области «О размере вознаграждения, причитающегося приемным родителям, и мерах социальной поддержки, предоставляемых приемной семье, в Свердловской области» предусмотрено вознаграждение приемным родителям, которое дифференцируется в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка. Среднемесячный размер вознаграждения приемного родителя с начала 2016 г. увеличивался на 300 рублей ежегодно и составил 11970,11 рублей в 2018 г. (11 008,58 рублей — начало 2016 г.). Ежегодное количество приемных семей, которым выплачивалось вознаграждение, за рассматриваемый период возросло с 7,3 тыс. по 8,3 тыс. человек.

В рамках реализации Плана мероприятий по исполнению Указа Президента РФ № 1688 осуществлялся комплекс мер, направленных на совершенствование работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по воспитанию и обучению находящихся в них детей, подготовке их к самостоятельной жизни после выпуска из организаций, созданию условий, приближенных к условиям семейного воспитания. В отношении каждого ребенка, находящегося в данных организациях, осуществляется разработка и реализация индивидуальных планов жизнеустройства и развития, основанных на оценке реальных потребностей и возможностей несовершеннолетних и призванных обеспечить их комплексное индивидуально ориентированное психолого-медико-педагогическое и социальное сопровождение.

В 2018 г. на временные работы трудоустроены 306 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2015 г. — 519 детей, в 2016 г. — 354 ребенка, в 2017 г. — 366 детей). Из числа несовершеннолетних, отбывающих наказание или содержащиеся под стражей в 2018 г. осуждены 17 человек (в 2017 г. — 13 человек, в 2016 г. — 21 человек, в 2015 г. — 20 человек), являющиеся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. В течение 2018 г. были освобождены 11 человек (в течение 2017 г. — 9 человек, в течение 2016 г.– 6 человек), всем оказана помощь в дальнейшем обучении и трудоустройстве, положительно решен вопрос о месте проживания.

Для реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Свердловской области с 2013 г. действует подпрограмма «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан в соответствии с полномочиями Свердловской области и полномочиями, переданными Российской Федерацией» государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 г.». Так, ежегодно из средств федерального и областного бюджета выделяются средства на приобретение жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За рассматриваемый период бюджет выделяемых средств для лиц данной категории увеличился с 997,145 до 1 334,7 млн. рублей. Таким образом, количество предоставляемых квартир с 2016 по 2018 гг. выросло с 707 по 1007 квартир. Однако, численность детей, нуждающихся в жилых помещениях, у которых право на обеспечение жилым помещением на 2018 г. возникло и не реализовано, составила 49 человек, поэтому приоритетным направлением в обеспечении жилыми помещениями лиц рассматриваемой категории является строительство нового благоустроенного жилья.

В рамках ежегодного проведения диспансеризации пребывающих в стационарных организациях для детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в 2018 г. осмотрено 5 906 человек (в 2015 г. – 7 000 человек, в 2016 г. – 6 563 человек, в 2017 г. – 6 101 человек), что составило 98,8 % от плана 2018 г. (96 % от плана 2015 г., 8,5 % от плана 2016 г., 99 % от плана 2017 г.). В структуре острой заболеваемости детей в рассматриваемых организациях на первом месте находились болезни органов дыхания — 68,4–79,4 %. Второе место занимали инфекционные и паразитарные болезни. На третьем месте — болезни нервной системы — 4,0 %. В организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уровень пораженности детей и подростков хроническими заболеваниями значительно увеличился (в 2018 г. уровень пораженности выше среднего многолетнего уровня на 15,6 %).

Существенным вкладом в развитие системы поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей, воспитывающих детей данной категории, является сотрудничество с некоммерческими организациями. В 2018 г. на территории Свердловской области реализовано 12 социально значимых проектов на общую сумму порядка 8 млн. рублей, направленных на профилактику социального сиротства, развитие негосударственной системы социального сопровождения замещающих семей, пропаганду семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в рамках реализации социально значимых проектов проведены: региональный этап Всероссийского конкурса творчества детей — воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Созвездие» и Форум приемных семей.

Проанализировав статистические данные доклада, связанных с положением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Свердловской области, в качестве достигнутых позитивных изменений необходимо отметить следующие:

– положительные тенденции в сфере устройства в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей среди которых:

– сокращение общей численности лиц рассматриваемой категории, сокращение численности воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

– снижение численности детей, родители которых лишены родительских прав,

– увеличение доли детей, воспитывающихся в семьях граждан, в общей численности несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства;

– усиление приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– принятие мер по недопущению возвратов детей из замещающих семей через организацию сопровождения семей, принявших на воспитание рассматриваемую категорию детей, повышение качества подбора и подготовки граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи;

– проведение социально значимых проектов, направленных на профилактику социального сиротства, при сотрудничестве с некоммерческими организациями;

– осуществление деятельности по сопровождению рассматриваемых граждан в целях оказания содействия в социализации и адаптации после завершения пребывания в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или замещающей семье.

Из негативных моментов в докладе следует отметить:

– недостаток жилых помещений для граждан рассматриваемой категории, у которых право на обеспечение жилым помещением не реализовано;

– увеличение уровня пораженности детей и подростков хроническими заболеваниями в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– низкий уровень трудоустройства лиц рассматриваемой категории.

Также можно рекомендовать следующие мероприятия по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

1) создание условий для обеспечения доступности жилья, улучшение жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа;

2) активизация деятельности по профилактике социального сиротства, сокращению числа семей, находящихся в социальной опасном положении, путем повышения эффективности индивидуальной профилактической работы с семьями и детьми, основанной на принципе сохранения ребенка в родной семье и межведомственном взаимодействии;

3) усиление приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) принятие мер по недопущению возвратов детей из замещающих семей через организацию сопровождения семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повышение качества подбора и подготовки граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи;

5) активизация деятельности по повышению уровня трудоустройства лиц рассматриваемой категории;

6) принятие мер по профилактике заболеваемости, в том числе и хронических заболеваний, детей в рассматриваемых организациях.

Литература:

  1. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/
  2. Об утверждении плана основных мероприятий на 2018–2020 годы в рамках Десятилетия детства: распоряжение Правительства РФ от 6 июля 2018 года № 1375-р [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства Российской Федерации — Режим доступа: http://government.ru/docs/33158/
  3. О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2012 № 1688 [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139995/
  4. О размере вознаграждения, причитающегося приемным родителям, и мерах социальной поддержки, предоставляемых приемной семье, в Свердловской области: закон Свердловской области от 10 декабря 2005 года № 116-ОЗ [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». — Режим доступа: file:///C:/Users/София/AppData/Local/Packages/Microsoft.MicrosoftEdge_8wekyb3d8bbwe/TempState/Downloads/116 %20(1).pdf
  5. О денежных средствах на содержание ребенка, находящегося под опекой или попечительством: закон Свердловской области от 19 ноября 2008 года № 107-ОЗ [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства социальной политики Свердловской области. — Режим доступа: https://msp.midural.ru/download/5389/
  6. Об утверждении ежегодного государственного доклада «О положении семьи и детей в Свердловской области» по итогам 2018 года: Постановление Правительства Свердловской области от 30 октября 2019 г. № 748-ПП [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области. — Режим доступа: http://www.pravo.gov66.ru/23028/
  7. Об утверждении ежегодного государственного доклада «О положении семьи и детей в Свердловской области» по итогам 2017 года: Постановление Правительства Свердловской области от 25 октября 2018 г. № 733-ПП [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области. — Режим доступа: http://www.pravo.gov66.ru/19119/
  8. Об утверждении ежегодного государственного доклада «О положении семьи и детей в Свердловской области» по итогам 2016 года: Постановление Правительства Свердловской области от 31 октября 2017 г. № 799-ПП [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области. — Режим доступа: http://www.pravo.gov66.ru/15104/
  9. Об утверждении государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года»: постановление Правительства Свердловской области от 24 октября 2013 № 1296-ПП [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. — Режим доступа: https://minstroy.midural.ru/article/show/id/1003
Основные термины (генерируются автоматически): попечение родителей, ребенок, Свердловская область, рассматриваемая категория, семья, социальное сиротство, принятие мер, рассматриваемый период, государственная политика, жилое помещение.


Похожие статьи

Законодательные акты, регулирующие вопросы социальных...

Нормативно-правовые акты, регулирующие предоставлением социальных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, разнообразны, рассмотрим некоторые из них. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской...

Понятие и особенности правового статуса детей-сирот и детей...

Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся... Российская Федерация, ребенок, социальное сиротство, попечение родителей, Конституция РФ, особая защита, защита, семейное окружение, государственная власть, социальная защита.

Правовое регулирование социальной поддержки детей-сирот...

Социальная защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — одна из важнейших

Общие принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей

Российская Федерация, ребенок, социальное сиротство, попечение родителей...

Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без...

Статья посвящена исследованию правового положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации. Фундаментальные права несовершеннолетних установлены нормами конституционного права.

Конституционно-правовые аспекты социального сиротства...

Правовое регулирование социального сиротства в РФ построено на базе Конституции РФ, в 7-й Статье которой говорится: Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное...

Анализ законодательства о социальной защите детей...

Правовое регулирование социальной поддержки детей-сирот... Социальная защита детей сирот и детей , оставшихся без

Понятие конституционной обязанности трудоспособных детей... Российская Федерация, ребенок , социальное сиротство, попечение родителей...

Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся...

Российская Федерация , ребенок , социальное сиротство, попечение родителей

попечение родителей , ребенок , Рязанская область, рязань, родительское попечение , детский

попечение родителей , ребенок , семья, усыновление, усыновление ребенка , РФ...

попечение родителей, социальная защита, ребенок...

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленных случаях предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам...

Права детей-сирот на жилье: пути и способы защиты

Сиротство остается одной из самых сложных общемировых социальных и научных проблем.

Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на

В рамках реализации государственной политики в интересах детей большое внимание...

Государственная политика в области социальной защиты...

Вышеуказанные меры социальной поддержки предоставляются семьям в зависимости от их социального статуса, материального положения и количества детей в семье. Важным звеном в системе социальной защиты, направленным на социальную поддержку семей с детьми...

Похожие статьи

Законодательные акты, регулирующие вопросы социальных...

Нормативно-правовые акты, регулирующие предоставлением социальных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, разнообразны, рассмотрим некоторые из них. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской...

Понятие и особенности правового статуса детей-сирот и детей...

Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся... Российская Федерация, ребенок, социальное сиротство, попечение родителей, Конституция РФ, особая защита, защита, семейное окружение, государственная власть, социальная защита.

Правовое регулирование социальной поддержки детей-сирот...

Социальная защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — одна из важнейших

Общие принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей

Российская Федерация, ребенок, социальное сиротство, попечение родителей...

Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без...

Статья посвящена исследованию правового положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации. Фундаментальные права несовершеннолетних установлены нормами конституционного права.

Конституционно-правовые аспекты социального сиротства...

Правовое регулирование социального сиротства в РФ построено на базе Конституции РФ, в 7-й Статье которой говорится: Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное...

Анализ законодательства о социальной защите детей...

Правовое регулирование социальной поддержки детей-сирот... Социальная защита детей сирот и детей , оставшихся без

Понятие конституционной обязанности трудоспособных детей... Российская Федерация, ребенок , социальное сиротство, попечение родителей...

Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся...

Российская Федерация , ребенок , социальное сиротство, попечение родителей

попечение родителей , ребенок , Рязанская область, рязань, родительское попечение , детский

попечение родителей , ребенок , семья, усыновление, усыновление ребенка , РФ...

попечение родителей, социальная защита, ребенок...

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленных случаях предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам...

Права детей-сирот на жилье: пути и способы защиты

Сиротство остается одной из самых сложных общемировых социальных и научных проблем.

Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на

В рамках реализации государственной политики в интересах детей большое внимание...

Государственная политика в области социальной защиты...

Вышеуказанные меры социальной поддержки предоставляются семьям в зависимости от их социального статуса, материального положения и количества детей в семье. Важным звеном в системе социальной защиты, направленным на социальную поддержку семей с детьми...

Задать вопрос