Проблема проектной деятельности в процессе формирования коммуникативной работы учащихся с нарушением слуха | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (296) февраль 2020 г.

Дата публикации: 06.02.2020

Статья просмотрена: 451 раз

Библиографическое описание:

Двуреченская, С. Е. Проблема проектной деятельности в процессе формирования коммуникативной работы учащихся с нарушением слуха / С. Е. Двуреченская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 194-196. — URL: https://moluch.ru/archive/296/67153/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье автор пытаются описать состояние проблемы феномена проектной работы в формировании коммуникативной деятельности учащихся с нарушением слуха.

Ключевые слова: проектная работа, коммуникативная деятельность, дети с нарушением слуха.

В научных исследованиях Т. В. Богуцкой, Ю. В. Брейтовой, А. В. Грищенко, И. М. Дудковой, Е. В. Дундуковой, А. И. Коваленко, О. В. Колесовой, А. С. Люкиной, Л. А. Мзоковой, М. А. Терешковой, Н. Н. Шумилиной подчеркивается роль активизации речевой деятельности для гармоничного психофизического и личностного развития школьников с нарушенным слухом, успешного обучения в школе и социализации в обществе. Обучение слабослышащих детей языку в его основной функции (коммуникативной) требует обязательной и прочной связи речевого развития со всеми основными видами деятельности детей. Деятельность является основным стержнем, вокруг которого развертывается речевое развитие. Организация деятельности, очевидно, и должна явиться фактором, определяющим и содержание речевого материала, и последовательность его преподнесения в формировании коммуникативной деятельности учащихся с нарушением слуха.

Применение разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения и проектные методики в определенной степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе. Важнейшей задачей коррекционно-педагогической работы в школе для детей с нарушением слуха является формирование коммуникативной деятельности учащихся с нарушением слуха. Использование в процессе обучения таких детей проектной деятельности способствует развитию их речевых возможностей, диалогической и монологической речи, а также анализу и синтезу.

Вопросам применения проектной деятельности в обучении детей с нарушениями слуха посвящены работы О. И. Васильевой, Е. В. Григорьевой, Л. И. Ивановой, С. В. Ильюшиной, Г. А. Киреевой, О. А. Красильниковой, В. В. Храмко и др.

Проектная деятельность учит детей изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. В ходе разработки проекта у учащихся развиваются коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и способен повысить самооценку и веры в свои силы.

Одна из серьёзных проблем учащихся с нарушением слуха и речи — это слабое умение работать с информационными источниками, трудность выбора из огромного количества информации, которую сейчас предоставляют современные ИКТ-технологии, необходимую. Поэтому педагогу раз за разом приходится корректировать представленный учениками материал, редактировать его.

Дополнительная ценность групповых проектов состоит в том, что в ходе их выполнения, обучающиеся развивают умение работы в группах, эффективного общения, решения проблем, разрешения конфликтов и т. д. Коммуникативные, личные и межличностные умения могут быть оценены в ходе непосредственного наблюдения за процессом планирования деятельности и во время групповой работы; результаты этих наблюдений можно учитывать при оценке лидерских умений и умений работы в группе.

Проект позволяет обучающемуся с нарушением слуха продемонстрировать, как правило, от двух до четырех параметров из следующего набора:

– понимание и употребление понятий в конкретной области;

– использование/выбор методов исследования, источников информации, в том числе справочной литературы;

– способность анализировать, оценивать, делать выводы и вырабатывать рекомендации;

– понимание процесса/планирование использования умений/умение планировать время;

– способность выполнять задание/создавать, конструировать действие;

– умение пользоваться инструментами и применять различные техники и технологии;

– творческие умения, умение решать проблемы (оценивать);

– презентационные умения;

– умение работать в команде (сотрудничать).

У обучающихся с нарушением слуха как раз очень плохо развито умение работать самостоятельно, превращать информацию в знания, применить эти знания на практике, общаться друг с другом. Использование метода проекта позволяет частично решать эти проблемы, потому что обучение идёт через деятельность. Невозможно заставить учащихся работать над проектом, если они не знают о чём идёт речь и как приступить к работе. А имеющиеся знания можно дополнить путем вбрасывания, но в очень ограниченном количестве и в те моменты, когда ученикам будет не хватать именно этих знаний.

Таким образом, анализ теоретических источников показал, что, несмотря на важность использования проектной работы в формировании коммуникативной деятельности учащихся с нарушением слуха, почти отсутствуют методические рекомендации по организации данной работы.

Литература:

  1. Богуцкая, Т. В. Формирование коммуникативных умений у младших школьников с нарушением слуха в условиях внеурочной деятельности / Т. В. Богуцкая, И. П. Пинигина // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2018. № 4 (37). С. 36–40.
  2. Брейтова, Ю. В. Условия развития речи детей школьного возраста после кохлеарной имплантации / Ю. В. Брейтова // Постулат. 2017. № 4 (апрель). С. 14.
  3. Васильева, О. И. Проектная деятельность обучающихся, воспитанников с нарушениями слуха в рамках реализации регионального компонента / О. И. Васильева // Азбука образовательного пространства. 2018. № 1 (2). С. 36–39.
  4. Григорьева, Е. В. Проектная деятельность в начальной школе для детей с нарушением слуха / Е. В. Григорьева // Наука и образование: новое время. 2014. № 2 (2). С. 196–201.
  5. Грищенко, А. В. Изучение состояния диалогической речи детей с нарушением слуха / А. В. Грищенко // Вестник Витебского государственного университета. 2011. Т. 6. № 66. С. 85–88.
  6. Дудкова, И. М. Формирование речи у детей с нарушением слуха / И. М. Дудкова // Наука и образование: новое время. 2015. № 5 (10). С. 152–155.
  7. Дундукова, Е. В. Особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников с кохлеарными имплантами / Е. В. Дундукова // Инновационные технологии в науке и образовании сборник статей II Международной научно-практической конференции / под общей редакцией Г. Ю. Гуляева. Пенза: Наука и Просвещение, 2017. С. 266–268.
  8. Иванова, Л. И. Некоторые подходы по организации проектной деятельности для детей с нарушением слуха / Л. И. Иванова // Научный электронный журнал Меридиан. 2018. № 2 (13). С. 115–117.
  9. Ильюшина, С. В. Формирование универсальных учебных действий у слабослышащих младших школьников в процессе проектной деятельности / С. В. Ильюшина // Вестник Череповецкого государственного университета. 2015. № 1 (62). С. 89–94.
  10. Коваленко, А. И. Развитие коммуникативных навыков учащихся / А. И. Коваленко, М. М. Панасенкова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. № 2 (июнь). С. 316–318.
  11. Колесова, О. В. Реализация коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи учащихся / О. В. Колесова, С. К. Тивикова, Е. И. Фокина // Перспективы науки и образования. 2018. № 3 (33). С. 226–231.
  12. Красильникова, О. А. Проектная деятельность слабослышащих младших школьников на уроках литературного чтения / О. А. Красильникова // Образовательная интеграция детей с особыми потребностями: социокультурные стратегии и перспективы: материалы XVI Международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство и социокультурная прогностика». СПб.: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2009. С. 94–98.
  13. Люкина, А. С. Владение школьниками с нарушением слуха коммуникативными умениями на уроках и при индивидуальном выполнении заданий / А. С. Люкина // Вестник Череповецкого государственного университета. 2015. № 1. С. 107–112.
  14. Люкина, А. С. Коммуникативные умения детей с кохлеарными имплантами, не прошедших реабилитацию: результаты исследования / А. С. Люкина, О. А. Красильникова // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире: сборник трудов участников III Международной научно-практической конференции. Москва: Российский университет дружбы народов, 2017. С. 316–320.
  15. Люкина, А. С. Подходы к формированию коммуникативных умений у детей, обучающихся в среде для слабослышащих и позднооглохших / А. С. Люкина, О. А. Красильникова // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53–4. С. 53–60.
  16. Мзокова, Л. А. Совершенствование коммуникативных УУД у младших школьников как условие повышения качества образования / Л. А. Мзокова // Актуальные вопросы профессионального образования. 2019. № 1 (14). С. 63–66.
  17. Терешкова, М. А. Особенности диалогической речи детей с нарушением слуха / М. А. Терешкова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 5–4 (май). С. 87–89.
  18. Шумилина, Н. Н. Организация слухоречевой реабилитации детей школьного возраста после кохлеарной имплантации в МС(К)ОУ II вида / Н. Н. Шумилина [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rudocs.exdat.com (дата обращения: 12.12.2019).
  19. Храмко, В. В. Подготовка школьников к осуществлению социальной коммуникации в процессе проектной деятельности / В. В. Храмко // Педагогическое образование в России. 2019. № 7. С. 58–66.
Основные термины (генерируются автоматически): нарушение слуха, коммуникативная деятельность учащихся, проектная деятельность, проектная работа, умение, ребенок, речевое развитие, умение работы.


Похожие статьи

Проектная деятельность как средство развития...

Библиографическое описание: Петрова А. А. Проектная деятельность как средство развития коммуникативных навыков младших школьников

В данной статье автором отмечается значимость проектной технологии в образовательном процессе начальной школы, в работе с...

Использование проектного метода в работе логопеда

Работа логопеда при внедрении проектного метода имеет свои особенности, так как конечным продуктом является формирование речевой деятельности ребенка. Причем, проект не должен быть самоцелью, т. е. включение обучающихся в проект рассматривается как возможность...

Формирование коммуникативных навыков у детей...

нарушение слуха, ребенок, глухой, слабослышащий ребенок, речь, навык, коммуникативная деятельность, глухой ребенок, младший школьный возраст, речевой материал. Этиология нарушения слуха и речи у глухих и слабослышащих... нарушение слуха, ребенок, развитие...

Работа по социальной адаптации детей с нарушением слуха...

Речицкая Е. Г. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически) : нарушение слуха, ребенок, том, диалогическая речь, речь, речевое общение, какой язык, Твоя шляпа, Доброе утро, словесная...

Развитие коммуникативных универсальных действий младших...

Умение слушать — одно из самых сложных коммуникативных умений.

После такой работы учитель вместе с детьми анализирует: как прошло обсуждение, что помогло в достижении

‒ формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков; формирование навыков...

Совершенствование речевых и слуховых навыков на...

нарушение слуха, ребенок, глухой, слабослышащий ребенок, речь, навык, коммуникативная деятельность, глухой ребенок, младший

Развитие речевой деятельности, формирование коммуникативной компетенции является одним из главных направлений работы в начальных...

Проект экспериментальной деятельности с детьми...

нарушение слуха , ребенок , развитие, речь , развитие мышления, нарушенный слух . Развивающееся слуховое восприятие помогает глухим детям лучше понимать устную речь окружающих людей. Особенности коммуникативной функции детей с нарушением слуха .

Педагогическое сопровождение обучения детей с нарушением...

Речевая деятельность учащихся совершенствуется в ходе развития разговорной речи на основе

Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. – м., 1976- с. 204.

Именно поэтому развитие у обучающегося диалогических речевых умений крайне значимо на...

Применение и эффективность игровых форм обучения для...

Именно игровая деятельность создает условия для естественного общения детей, в том числе и с нарушением слуха. С учетом психолого-педагогических особенностей слабослышащих детей младшего школьного возраста могут быть выделены следующие типы речевых игр

Похожие статьи

Проектная деятельность как средство развития...

Библиографическое описание: Петрова А. А. Проектная деятельность как средство развития коммуникативных навыков младших школьников

В данной статье автором отмечается значимость проектной технологии в образовательном процессе начальной школы, в работе с...

Использование проектного метода в работе логопеда

Работа логопеда при внедрении проектного метода имеет свои особенности, так как конечным продуктом является формирование речевой деятельности ребенка. Причем, проект не должен быть самоцелью, т. е. включение обучающихся в проект рассматривается как возможность...

Формирование коммуникативных навыков у детей...

нарушение слуха, ребенок, глухой, слабослышащий ребенок, речь, навык, коммуникативная деятельность, глухой ребенок, младший школьный возраст, речевой материал. Этиология нарушения слуха и речи у глухих и слабослышащих... нарушение слуха, ребенок, развитие...

Работа по социальной адаптации детей с нарушением слуха...

Речицкая Е. Г. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически) : нарушение слуха, ребенок, том, диалогическая речь, речь, речевое общение, какой язык, Твоя шляпа, Доброе утро, словесная...

Развитие коммуникативных универсальных действий младших...

Умение слушать — одно из самых сложных коммуникативных умений.

После такой работы учитель вместе с детьми анализирует: как прошло обсуждение, что помогло в достижении

‒ формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков; формирование навыков...

Совершенствование речевых и слуховых навыков на...

нарушение слуха, ребенок, глухой, слабослышащий ребенок, речь, навык, коммуникативная деятельность, глухой ребенок, младший

Развитие речевой деятельности, формирование коммуникативной компетенции является одним из главных направлений работы в начальных...

Проект экспериментальной деятельности с детьми...

нарушение слуха , ребенок , развитие, речь , развитие мышления, нарушенный слух . Развивающееся слуховое восприятие помогает глухим детям лучше понимать устную речь окружающих людей. Особенности коммуникативной функции детей с нарушением слуха .

Педагогическое сопровождение обучения детей с нарушением...

Речевая деятельность учащихся совершенствуется в ходе развития разговорной речи на основе

Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. – м., 1976- с. 204.

Именно поэтому развитие у обучающегося диалогических речевых умений крайне значимо на...

Применение и эффективность игровых форм обучения для...

Именно игровая деятельность создает условия для естественного общения детей, в том числе и с нарушением слуха. С учетом психолого-педагогических особенностей слабослышащих детей младшего школьного возраста могут быть выделены следующие типы речевых игр

Задать вопрос