Развитие музыкальных способностей на уроках фортепиано в младших классах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (296) февраль 2020 г.

Дата публикации: 05.02.2020

Статья просмотрена: 151 раз

Библиографическое описание:

Валеева, А. Д. Развитие музыкальных способностей на уроках фортепиано в младших классах / А. Д. Валеева, Г. З. Дайнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 192-194. — URL: https://moluch.ru/archive/296/67148/ (дата обращения: 26.01.2022).



На уроках фортепиано важную роль играют методы и приемы на развитие музыкальных способностей детей, воображения обучающихся, креативного восприятия музыки. Для развитие музыкальных способностей на уроках фортепиано в младших классах мы рекомендуем педагогам опираться на охарактеризованные ниже пособия и сборники.

В первую очередь, нас привлек сборник «Музыкальные сказки и игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста», составленный И. В. Кошминой, Ю. В. Ильиной, М. П. Сергеевой. Сборник содержит разнообразные музыкально-литературные игры и сказки, которые ориентированы на развитие музыкальных и творческих способностей у детей [2]. В представленных играх и сказках реализуется всесторонне развитие и воспитание детей средствами музыки, музыкальной и театральной импровизации, изобразительного искусства.

Не меньший интерес представляет программа «Юный композитор», составленная педагогом Е. П. Лиманской, где представлены методические рекомендации для уроков фортепиано, способствующие развитию музыкальной грамотности учащихся, формирующие осознанное исполнение музыкальных отрывков и композиций [3]. В программе, которая рассчитана на пять лет, описаны подробно задания и рекомендации по их выполнения, а также последовательность их выполнения. Материал для младших школьников распределен по главам: «Пьесы-сказки», «Музыкальный зоопарк», «Как мы музыку к сказкам сочиняем».

В контексте развития музыкальных способностей у детей на уроках фортепиано методическую ценность представляет методика «Развитие музыкального слуха» Г. И. Шатковского, по которой усвоение теоретического музыкального материала происходит легко и быстро, так как, во-первых, учащиеся получают, вместо огромного числа музыкальных понятий, четкое и ясное представление об основах игры на фортепиано; во-вторых, полученные ребенком на уроках фортепиано знания становятся реально применяемыми при игре на инструменте [6]. В этом и состоит основной принцип метода Г. И. Шатковского — все понятия и практические приемы применяются и закрепляются непосредственно в музыкальном классе. В-третьих, кроме актуальных теоретических знаний, младшие школьники на уроках фортепиано приобретают навыки сочинения и импровизации, которые позволяют выявить как можно раньше музыкальные способности ребенка.

Фортепианное пособие «Азбука музыкальной фантазии» Л. М. Борухзона и Л. Л. Волчек также посвящено музыкальному развитию учащихся младшего и среднего школьного возраста разной степени одаренности [1]. Целью пособия является — введение обучающегося в мир музыкального творчества, привлечение его к игре на инструменте такими формами музицирования, как сочинение к стихам соответствующей музыки, написание мини-пьес различного образного содержания, подбор аккомпанемента к детским песенкам, сочинение музыкальных сказок. Пособие «Азбука музыкальной фантазии» предполагает не разучивание и исполнение музыкального материала на инструменте, а анализ и разбор средств музыкальной выразительности для максимального усвоения ребенком элементарных приемов сочинения музыки на уроках фортепиано. Нотные примеры в пособии скомпонованы таким образом, чтобы ученик рассмотреть мог определенный прием музыкального творчества у разных композиторов.

Развитие музыкальных способностей ребенка также связано с развитием воображения обучающегося, укреплением его уверенности в своих творческих силах, улучшении контакта между педагогом и учеником, создании атмосферы увлеченности и заинтересованности на уроках фортепиано. В связи с этим интересно учебное пособие А. Л. Маклыгина для педагогов, под названием «Импровизируем на фортепиано» [4], в котором представлен комплекс начальных упражнений по практическому освоению элементарных гармонических средств, по развитию простейших навыков в ощущении музыкальной формы при игре на инструменте. Несмотря на то, что по степени сложности материала данное пособие рассчитано на начинающих музыкантов, оно использоваться может в отдельных случаях в работе с детьми более старшего возраста.

Учебное пособие Э. Тургеневой и А. Малюкова ориентировано на формирование навыков подбора по слуху, транспонирования и развития детского музыкального творчества [5]. В первую часть пособия, предназначенную для учащихся начальных классов, включен материал подготовительного периода для освоения фортепиано, описаны различные виды подбора по слуху пьес и мелодий, а также представлены творческие задания, которые являются непосредственной предпосылкой курса транспонирования.

Кроме перечисленных пособий и сборников использовать можно также программу Э. Б. Степановой «Использование элементов джазовой импровизации в классе общего фортепиано», методические рекомендации Т. И. Смирновой «Фортепиано. Интенсивный курс», а также материалы М. Смирнова «О развитии у юных пианистов первоначальных навыков аккомпанемента», Э. Хольцвейссига «Сочинение сопровождения к песням» и др.

Продуманная и методически систематизированная работа по всем описанным сборникам и пособиям можем способствовать успешному развитию музыкальных способностей на уроках фортепиано в младших классах.

Литература:

  1. Борухзон, Л.М., Волчек, Л.Л., Гусейнова, Л. М. Азбука музыкальной фантазии. пособие для детей младшего и среднего школьного возраста по развитию творческих навыков. В 6 тетрадях. — М.: Музыка, 1995.
  2. Кошмина, И.В., Ильина, Ю.В., Сергеева, М. П. Музыкальные сказки и игры. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 56 с.
  3. Лиманская, Е. П. Юный композитор. — Самара, 1995. — 37 с.
  4. Маклыгин, А. Л. Импровизация на фортепиано. — М.: Престо, 1999. –32 с.
  5. Тургенева Э. Организация учебного процесса в младших классах фортепиано. — М.: Музыка,1990. — 64 с.
  6. Шатковский Г. И. Развитие музыкального слуха. — М.: Музыка, 1996. — 240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): урок фортепиано, развитие, игра, музыкальная способность ребенка, музыкальная фантазия, музыкальное творчество, пособие, ребенок, сборник, учебное пособие.


Похожие статьи

Развитие творческих музыкальных способностей детей ...

Инструментальное творчество детей проявляется в импровизациях - сочинении во время игры на детском музыкальном инструменте. Это непосредственное, сиюминутное выражение впечатлений. Оно возникает на основе жизненного и музыкального опыта, имеющегося у детей.

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных...

Музыкально-дидактическая игра обогащает музыкальные впечатления детей, способствует более быстрому развитию их музыкальных

Роль музыкально-дидактических игр в жизни дошкольника. ребенок, музыкальный руководитель, музыкальное произведение...

Развитие музыкальных и творческих способностей детей...

Начиналась работа по развитию музыкальных способностей с детьми первоймладшей группы, с применения таких приемов, как наглядность и игра. Когда дети входили в музыкальный зал, им говорилось: «Заиграет музыка, и дети пойдут ко мне в гости (или дети...

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с приёмами, включающими в себя музыкальные игры и творческие задания. Интересные игровые творческие задания...

Развитие музыкальных способностей в младшем школьном...

Картавцева М. Т. Развитие музыкальных способностей участников самодеятельного хорового коллектива: учебное пособие.

Развитие творческих музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано.

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок...

Цикл теоретических дисциплин в музыкальной школе способствуют эстетическому воспитанию, расширению музыкального кругозора, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления, творческих навыков, формированию у учащихся любви и интереса к серьезному...

Музыкально-дидактическая игра в развитии музыкальных...

Музыкально-дидактическая игра обогащает музыкальные впечатления детей, способствует более

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во

Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме...

Музыка и развитие личности ребенка | Статья в журнале...

Уже для того, чтобы ребенок, прослушав музыкальное произведение, получил какое-то впечатление о нем и мог бы приблизительно

Оно обогащается различными образами прослушанных произведений. Само по себе слушание музыки будит фантазию ребенка.

Элементы фольклора в музыкальном образовании детей...

В 2006 году вышло учебное пособие М. Ковалевской «Музыкальная

Музыкальный фольклор не только способствует музыкальному развитию ребенка, но и служит хорошей

Музыкально -дидактическая игра обогащает музыкальные впечатления детей , способствует...

Похожие статьи

Развитие творческих музыкальных способностей детей ...

Инструментальное творчество детей проявляется в импровизациях - сочинении во время игры на детском музыкальном инструменте. Это непосредственное, сиюминутное выражение впечатлений. Оно возникает на основе жизненного и музыкального опыта, имеющегося у детей.

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных...

Музыкально-дидактическая игра обогащает музыкальные впечатления детей, способствует более быстрому развитию их музыкальных

Роль музыкально-дидактических игр в жизни дошкольника. ребенок, музыкальный руководитель, музыкальное произведение...

Развитие музыкальных и творческих способностей детей...

Начиналась работа по развитию музыкальных способностей с детьми первоймладшей группы, с применения таких приемов, как наглядность и игра. Когда дети входили в музыкальный зал, им говорилось: «Заиграет музыка, и дети пойдут ко мне в гости (или дети...

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с приёмами, включающими в себя музыкальные игры и творческие задания. Интересные игровые творческие задания...

Развитие музыкальных способностей в младшем школьном...

Картавцева М. Т. Развитие музыкальных способностей участников самодеятельного хорового коллектива: учебное пособие.

Развитие творческих музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано.

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок...

Цикл теоретических дисциплин в музыкальной школе способствуют эстетическому воспитанию, расширению музыкального кругозора, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления, творческих навыков, формированию у учащихся любви и интереса к серьезному...

Музыкально-дидактическая игра в развитии музыкальных...

Музыкально-дидактическая игра обогащает музыкальные впечатления детей, способствует более

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во

Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме...

Музыка и развитие личности ребенка | Статья в журнале...

Уже для того, чтобы ребенок, прослушав музыкальное произведение, получил какое-то впечатление о нем и мог бы приблизительно

Оно обогащается различными образами прослушанных произведений. Само по себе слушание музыки будит фантазию ребенка.

Элементы фольклора в музыкальном образовании детей...

В 2006 году вышло учебное пособие М. Ковалевской «Музыкальная

Музыкальный фольклор не только способствует музыкальному развитию ребенка, но и служит хорошей

Музыкально -дидактическая игра обогащает музыкальные впечатления детей , способствует...

Задать вопрос