К вопросу о модернизации местного самоуправления: проблемы, тренды, перспективы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №6 (296) февраль 2020 г.

Дата публикации: 06.02.2020

Статья просмотрена: 518 раз

Библиографическое описание:

Усоян, М. Х. К вопросу о модернизации местного самоуправления: проблемы, тренды, перспективы / М. Х. Усоян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 146-149. — URL: https://moluch.ru/archive/296/67140/ (дата обращения: 26.01.2022).



В статье рассматриваются проблемы модернизации системы местного самоуправления в Российской Федерации. Автор приходит к выводу, что усилия по развитию местного самоуправления в должны быть сконцентрированы на нескольких основных направлениях, а именно: создание максимально благоприятных условий для работы муниципальных органов, в том числе за счет ограничения избыточного государственного контроля их деятельности; движение к финансовой самодостаточности местного самоуправления должно стать ключевым направлением муниципальной политики государства; максимальное включение в процесс управления территорией непосредственно населения муниципальных образований.

Ключевые слова: местное самоуправление, местная администрация, муниципальное образование, местный бюджет.

The article discusses the problems of modernization of the local government in the Russian Federation. The author comes to the conclusion that efforts to develop local self-government should be concentrated in several main areas, namely: creating the most favorable conditions for the work of municipal authorities, including by limiting excessive state control of their activities; the movement towards financial self-sufficiency of local self-government should become a key area of the state’s municipal policy; the maximum inclusion in the process of managing the territory directly of the population of municipalities.

Keywords: local government, local administration, municipality, local budget.

Проблемы развития Российского государства и общества невозможно решать без наличия самостоятельного и подлинного местного самоуправления, так как именно на данном уровне в первую очередь происходит формирование общественных потребностей граждан. На современном этапе растет актуальность вопроса о реформировании местного самоуправления в России, так как оно представляет собой не просто местную власть, которая оказывает общественные услуги, а является фундаментом всей экономической и политической системы.

Ведущей целью развития местного самоуправления и демократии в Российской Федерации должна стать поддержка развития местных форм представительной демократии и всего института местного самоуправления [1, с. 8]. В качестве ведущих целей здесь выступают: развитие нормативно-правовой базы местной демократии и самоуправления; разработка концепции совместного управления; укрепление роли общественных организаций и других партнерских структур на местном уровне в области разработки муниципальной политики; привлечение внимания местного населения, региональных и федеральных властей к вопросам местного самоуправления.

Для решения проблем соотношения федерального и регионального законодательства о местном самоуправлении и их эффективного взаимодействия, необходимо установление четких критериев распределения полномочий в правовом регулировании местного самоуправления между федеральным и региональным уровнями единой системы государственной власти. Требуется разработать эффективный правовой институт разделения и ограничения полномочий органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, их не только концептуальной, но и регламентирующей, взаимодополняемой, взаимной правовой деятельности в сфере местного самоуправления.

Динамичное развитие всех сфер общественной жизни в Российской Федерации требует взаимной координации и деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества. Необходимо признать важную роль института государственного контроля и надзора для обеспечения скоординированной работы местного самоуправления, поскольку любая контрольная деятельность государства в отношении местного самоуправления может восприниматься местным сообществом как посягательство на его независимость. Поэтому очень важно создать согласованную систему правового регулирования контроля и надзора, выбирая ее оптимальные формы на основе российского и зарубежного опыта государственного управления.

В настоящее время в России еще в недостаточной степени развиты институты гражданского общества, с помощью которых возможно было бы эффективно контролировать местную (как, впрочем, и федеральную) власть. Что говорит о том, что законодатель должен восполнить данное отсутствие при помощи соответствующих юридических механизмов, которые позволят не с политической, а непосредственно с законодательной стороны осуществлять контроль за деятельностью всех органов публичной власти, включая органов местного самоуправления. Появление данных возможностей для населения местных сообществ должно способствовать росту роли представительной демократии.

Также российский законодатель должен учесть все особенности современного этапа развития местного самоуправления, в целях отсутствия существенных ошибок при разработке проектов правовых актов, которые связаны с последующей реализацией реформы.

Для того чтобы эффективно решать проблемы в сфере муниципального правотворчества, считаю необходимым повышать уровень квалификации сотрудников органов местного самоуправления [2, с. 114–115]. Можно организовывать различные совместные семинары, практикумы, на которых будут рассматриваться актуальные проблемы, связанные с нормотворчеством местного самоуправления и искать их решение. Также необходимо как можно чаще отправлять сотрудников органов местного самоуправления на курсы повышения квалификации. Более того, я считаю немало важным мотивировать работников органов местного самоуправления для их развития и повышения уровня их специализированной подготовки. Поощрять их работу, их стремление стать более квалифицированными специалистами в данной области.

Также, я считаю, что необходимо сформировать единую информационную автоматизированную систему, которая поможет и сотрудникам органов местного самоуправления, и обычным гражданам иметь полное представление о муниципальном нормотворчестве.

В любом случае, муниципальное нормотворчество — это весьма и весьма сложный процесс по выработке, рассмотрению, принятию, изменению или отмене нормативно-правового акта муниципального образования, который требует особого внимания и квалифицированных специалистов в данной области. Однако, чтобы таких специалистов стало больше, нужна хорошая мотивация и большее количество заинтересованных лиц, которые стремятся решить данные проблемы.

Структура муниципальных финансов в России является многоуровневой и определяется административно-территориальным устройством. Процесс преобразований административно-территориального управления муниципальных образований и видового распределения местных бюджетов не завершен, наблюдается тенденция увеличения количества муниципальных образований в основном за счет бюджетов сельских поселений при сокращении бюджетов городских округов.

Минфином России определено четыре направления совершенствования организации местного самоуправления:

1) совершенствовать территориальную основу местного самоуправления;

2) определить перечень вопросов, имеющих значение для местного самоуправления, а также обозначить круг его полномочий с учетом предложений по корректировке территориальной организации местного самоуправления;

3) определить пределы нормативного правового регулирования вопросов местного значения и полномочий органов местного самоуправления на федеральном и региональном уровнях, а также оценить целесообразности частичной централизации на региональном уровне полномочий органов местного самоуправления путем их перераспределения в соответствии с законами субъектов РФ;

4) обозначить финансовое обеспечение осуществления полномочий органов местного самоуправления [3, с. 90].

Для совершенствования территориальной основы местного самоуправления и в целях повышения эффективности решения вопросов местного значения мы предлагаем провести работу по созданию условий для укрупнения муниципальных образований. Например, статьей 11 Закона № 131‑ФЗ границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы городского округа, муниципального района — с учетом транспортной доступности. Учитывая сегодняшние возможности коммуникаций, предлагаем при определении границ сельского поселения законодательно установить критерий «транспортная доступность» до административного центра муниципального образования. Кроме того, предлагаем ввести новый вид муниципалитета — муниципальный округ, который можно создавать в сельской местности, где формировать городские округа нецелесообразно.

Для преодоления коррупции на местном уровне необходимы ряд мероприятий по их сокращению. В целях минимизации коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления, необходимы комплексные меры по изменению мнения и отношения к коррупции, прежде всего, государственных и муниципальных служащих и общества. Необходимо повысить риск стоимости потерь государственных и муниципальных служащих при коррупционных деяниях, ужесточить наказание государственных и муниципальных служащих при коррупционных действиях. Общество должно принять коррупцию, не как неизбежное или норма, а как крайне недопустимое явление [4, с. 246].

Оценивая причины коррупции в местных органах власти, можно сделать вывод что главную роль здесь играет человеческий фактор, а точнее человеческое «желание наживи», или просто человеческая жадность, а также чувство безнаказанности и «наплевательское» отношение к законам собственного государства. К своим обязанностям и к своему долгу. Причиной этого так же может служить «не правильная мотивация» среди муниципальных служащих, и среди чиновников в том числе. Ведь для коррупционера, занимаемая им должность, в первую очередь это возможность повысить уровень своего материального благосостояния. Хотя на самом деле, мотивацией у человека, занимающего должность в органах местного самоуправления, должно быть желание приносить пользу своей стране. Нужно разрабатывать новые и совершенствовать уже имеющиеся методы борьбы с данной «общественной скверной».

Также предлагается принятие планов, стратегий и программ по противодействию коррупции на муниципальном уровне во всех субъектах России. Также необходим тщательный контроль имущественного положения государственных и муниципальных служащих, который также является одним из способов преодоления коррупции. В целом же проблема коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления тесно связана с эффективностью управления. Для повышения эффективности необходим усиленный контроль деятельности данных органов.

Главные усилия нужно предпринять в сфере материально-финансовой обеспеченности местного самоуправления. На наш взгляд, одним из стимулов в деятельности органов местного самоуправления могло бы стать постоянное закрепление за муниципальным образованием отчислений от федеральных и региональных налогов на постоянной основе и на длительный срок. Это позволило бы, опираясь на предпринимательские структуры, получать дополнительные денежные средства и вкладывать их в развитие территории. Одним словом, думать о перспективе, создавать благоприятные условия для жизни людей. Это, кроме того, давало бы возможность избирателям оценить деятельность избранных должностных лиц — глав муниципальных образований, их депутатов с точки зрения их эффективности управления, умения грамотно и умело решать вопросы местного значения, ответственность за которые, в соответствии с федеральным законодательством, они несут не перед вышестоящими органами государственной власти, а перед населением.

И, наконец, на сегодняшний день также довольно остро стоит проблема, связанная с необходимостью развития информационной политики в ряде муниципальных образований, с увеличением транспарентности в деятельности местных администраций. Если более точно формулировать критерии, присущие информационной открытости местного самоуправления, то можно выделить следующие требования. Общественность наделена правом доступа к общественно значимой информации, которая имеется в распоряжении органов местного самоуправления. Со стороны органов местного самоуправления должны предприниматься все необходимые меры для того, чтобы обеспечить население правом получать соответствующую информацию.

Проанализировав состояние и перспективы развития информационных ресурсов можно сформулировать некоторые основные задачи по информированию населения о деятельности в муниципальном образовании: необходимо разрабатывать и совершенствовать нормативно-правовое обеспечение механизмов доступа населения к информации; разрабатывать и реализовывать программы, которые направлены на формирование и развитие различных категорий информационных ресурсов; необходимо поддерживать процесс финансирования социально значимых тематических информационных систем. Одним из приоритетов должно стать донесение до людей объективных сведений о возможностях местного самоуправления в рамках самых разных коммуникационных площадок — от образовательных учреждений до СМИ.

В перспективе развития местного самоуправления необходимо принимать во внимание существующие трудности, возникающее в ходе реформы. Дальнейшее движение по совершенствованию системы местного самоуправления не может обойтись без тщательной теоретической проработки данного вопроса и без учета специфики института местного самоуправления в различных субъектах федерации, в разных регионах.

Не менее важным является и учет зарубежных моделей развития и финансирования местного самоуправления. Существует множество инновационных подходов в различных областях муниципального управления, например, партиципаторное бюджетирование, концепции «умный город» и «открытый город», которые с учетом местной специфики могли бы быть успешно применены и в российской практике. Более того, многие из таких новейших методов управления предполагают проведение постоянных мониторингов и выявление основных проблем, существующих в функционировании муниципалитетов. Это немаловажно в условиях динамично развивающейся экономической ситуации, поскольку позволяет находить решения, актуальные в данный временной период.

Наконец, реформа невозможна без формирования должного уровня гражданской культуры, которая является фундаментом самоуправления. Поддержка гражданских инициатив, просвещение жителей относительно своих прав и возможностей осуществления собственных интересов, готовность властей прислушиваться к людям, непосредственно заинтересованных в улучшении условий собственного проживания на территориях муниципалитетов — те факторы, которые позволят осознать важность участия в деятельности органов местного самоуправления и гражданскую ответственность в формировании местной политики.

В конечном счете, усилия по развитию местного самоуправления в должны быть сконцентрированы на нескольких основных направлениях:

– создание максимально благоприятных условий для работы муниципальных органов, в том числе за счет ограничения избыточного государственного контроля их деятельности;

– движение к финансовой самодостаточности местного самоуправления должно стать ключевым направлением муниципальной политики государства;

– максимальное включение в процесс управления территорией непосредственно населения муниципальных образований.

Литература:

  1. Запольнова, Л. А. Механизмы организационного обеспечения муниципального управления // Учёные записки. — 2019. — № 2. — С. 7–10.
  2. Леонов, С. Н. Проблемные результаты и перспективы реформы местного самоуправления в России // Пространственная эко-номика. — 2017. — № 3. — С. 107–132.
  3. Ляхов, В. П. Проблемы и противоречия в развитии местного самоуправления в современной России / В. П. Ляхов // Государственное и муниципальное управление. — 2016. — № 4. — С. 88–93.
  4. Чепиль, В. В. Проблема организации местного самоуправления в Российской Федерации // Вестник Костромского государственного университета. — 2016. — № 7. — С. 245–248.
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, государственная власть, муниципальное образование, Российская Федерация, местное значение, орган, Россия, административный центр, гражданское общество, избыточный государственный контроль.


Похожие статьи

Роль местного самоуправления как института гражданского...

Бажинов М. А. Гражданское общество и местное самоуправление: опыт концептуального

местное самоуправление , оценка эффективности, Российская Федерация, гражданское

Местное самоуправление — это форма народовластия, признак демократического строя...

Территориальное общественное самоуправление как институт...

Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление, гражданское общество, социальная активность, местное самоуправление, решение местных вопросов.

Одним из механизмов достижения поставленной цели является местное самоуправления (МСУ), как...

Взаимодействие государственных органов власти и органов...

местное самоуправление, государственная власть, орган, образование, модель взаимодействий, Россия, взаимоотношение органов, местный орган власти, Российская Федерация. Похожие статьи.

Местное самоуправление в системе народовластия

Основные термины (генерируются автоматически) : местное самоуправление, Российская Федерация, государственная власть, институт, демократическое государство, гражданское общество, муниципальное образование, Россия, народный суверенитет, государственное...

Определение местного самоуправления в законодательстве РФ

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления

Бабичев И. В. Местное самоуправление в современной России: становление и развитие.

местное самоуправление , Российская Федерация , муниципальное образование, общий принцип...

Понятие, задачи и функции муниципальной службы...

С выделением органов местного самоуправления из системы органов государственной власти вопросы муниципальной службы стали требовать правового регулирования. Муниципальная служба — это работа по обеспечению реализации полномочий органов и...

Взаимодействие населения и местной власти: современное...

В государственном устройстве страны роль местного самоуправления очень велика, так как оно

Давтян Д. В. Гражданский контроль в практике местного самоуправления.

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальное образование, местные власти...

Развитие гражданского общества в современной России...

субъектов Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений и иных некоммерческих организаций при...

Формы участия граждан в местном самоуправлении в России

местное самоуправление, местный орган власти, повышение эффективности, гражданское участие, местное значение, гражданин, муниципальное образование, Российская Федерация, решение, орган. Похожие статьи.

Место и роль муниципальных органов управления в новой...

Становление современного местного самоуправления и развитие социально-экономического состояния регионов является одной из ключевых проблем российского государства. Решение ее во многом зависит от лиц...

Похожие статьи

Роль местного самоуправления как института гражданского...

Бажинов М. А. Гражданское общество и местное самоуправление: опыт концептуального

местное самоуправление , оценка эффективности, Российская Федерация, гражданское

Местное самоуправление — это форма народовластия, признак демократического строя...

Территориальное общественное самоуправление как институт...

Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление, гражданское общество, социальная активность, местное самоуправление, решение местных вопросов.

Одним из механизмов достижения поставленной цели является местное самоуправления (МСУ), как...

Взаимодействие государственных органов власти и органов...

местное самоуправление, государственная власть, орган, образование, модель взаимодействий, Россия, взаимоотношение органов, местный орган власти, Российская Федерация. Похожие статьи.

Местное самоуправление в системе народовластия

Основные термины (генерируются автоматически) : местное самоуправление, Российская Федерация, государственная власть, институт, демократическое государство, гражданское общество, муниципальное образование, Россия, народный суверенитет, государственное...

Определение местного самоуправления в законодательстве РФ

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления

Бабичев И. В. Местное самоуправление в современной России: становление и развитие.

местное самоуправление , Российская Федерация , муниципальное образование, общий принцип...

Понятие, задачи и функции муниципальной службы...

С выделением органов местного самоуправления из системы органов государственной власти вопросы муниципальной службы стали требовать правового регулирования. Муниципальная служба — это работа по обеспечению реализации полномочий органов и...

Взаимодействие населения и местной власти: современное...

В государственном устройстве страны роль местного самоуправления очень велика, так как оно

Давтян Д. В. Гражданский контроль в практике местного самоуправления.

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальное образование, местные власти...

Развитие гражданского общества в современной России...

субъектов Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений и иных некоммерческих организаций при...

Формы участия граждан в местном самоуправлении в России

местное самоуправление, местный орган власти, повышение эффективности, гражданское участие, местное значение, гражданин, муниципальное образование, Российская Федерация, решение, орган. Похожие статьи.

Место и роль муниципальных органов управления в новой...

Становление современного местного самоуправления и развитие социально-экономического состояния регионов является одной из ключевых проблем российского государства. Решение ее во многом зависит от лиц...

Задать вопрос