Метафизика в языке на основе научно-популярной книги Стивена Хокинга «Краткая история времени» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №5 (295) январь 2020 г.

Дата публикации: 01.02.2020

Статья просмотрена: 106 раз

Библиографическое описание:

Велигура, Е. А. Метафизика в языке на основе научно-популярной книги Стивена Хокинга «Краткая история времени» / Е. А. Велигура. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 347-349. — URL: https://moluch.ru/archive/295/66985/ (дата обращения: 19.04.2024).



Данная статья посвящена изучению метафизики и ее влиянию на языковой аспект в научном тексте на основе научно-популярной книги британского ученого Стивена Хокинга.

Ключевые слова: метафизика, язык, наука.

В истории развития науки проблема взаимодействия языка и мышления, слова и вещи, имени и сущности всегда занимала важное место. На протяжении многих тысячелетий связь реального мира, человеческого знания о нем, его выражения и восприятия была и есть одним из главных поводов для споров и разногласий. И ведущую роль здесь играет язык как средство передачи этой информации.

Но прежде чем говорить о метафизике и ее влиянии на языковую сторону жизни, необходимо пояснить, что же это такое: в современном мире развитие человеческого сознания и материальной жизни стремительно растет, в особенности, когда речь идет о познании мира и выходе за его «рамки». Единого определения у метафизики нет, но чтобы понять ее основные характеристики, мы попробуем объединить их в одно целое. Итак, метафизика — это учение о законах бытия, человеческого сознания в его бесконечном проявлении; это «высшая», «абсолютная наука», существующая во всех сферах нашей жизни одновременно.

Для того, чтобы конкретизировать области исследования метафизики, мы выделим основные ее направления:

– онтология — учение о сущем;

– философия — стремление к осмыслению мира;

– космология — учение о Вселенной как едином целом;

– антропология — наука о биологической природе человека;

– теология — учение о божественном проявлении мироздания.

Этот перечень не является конечным, но его можно назвать «фундаментальной основой».

Здесь мы вплотную подходим к понятию языка, как средства обмена этой информацией. Конечно, очень важно помнить о том, что в любой познавательной деятельности ведущую роль играет язык. Весь XX век стал мощным толчком для его развития не только как упорядоченной системы знаков, при помощи которой мы общаемся, обмениваемся информацией и развиваемся, но и как «посредника» в познании мира в целом. Именно такой симбиоз чувственного, аналитического и системного позволит нам не только углубиться в тему исследования, но и усовершенствовать языковые навыки и умения для так называемого «mind broadening» (то есть расширения сознания).

Основой нашего исследования станет работа одного из самых известных и удивительных деятелей в современной науке английского космолога, физика-теоретика, писателя и астролога Стивена Хокинга 'A brief history of time'. Учёный с тяжёлой болезнью, прикованный к инвалидному креслу, почти полностью парализованный и не способный даже разговаривать, но тем не менее ведущий активную научную и общественную деятельность.

Уже в самом названии его научного труда ощущается парадокс. Такое понятие, как time, а в данном случае history of time (то есть время) с точки зрения логичности не может сочетаться с прилагательным brief (то есть краткий).

В своем труде Хокинг рассказывает читателям о возможных путях создания Вселенной, ее «начале» и «конце», о том, как законы физики, принятые в человеческом сознании, влияют на нас и на то, что «после нас». Но предмет исследования и его научное обоснование — не главное, как бы «нелогично» это ни звучало для научной работы. Для нас важно увидеть влияние метафизики на языковую сторону книги, а также на образ мыслей в целом и возможность использовать такой «способ познания».

Как обозначал Аристотель, метафизика выражается через лингвистический аспект. Он называл это «категориальной сеткой». [1]

В эту сетку он включал и грамматическую структуру, и синтаксическую, и мышление в целом.

С точки зрения языка метафизика не имеет строгого направления и терминологии, но при этом может находиться в любой области языкознания. Рассмотрим некоторые лингвистические аспекты.

Например, возьмем отдельное словосочетание «the solar system». Определенный артикль «the» в самом начале дает нам право думать об исключительности данного понятия. В фонетическом аспекте преобладает звук [s], который имеет значение быстрого движения, высокой температуры и яркого света, что позволяет нам создавать в своем подсознании определенную картинку, связанную именно с тем, что хотел нам сказать автор.

Если мы коснемся целых фрагментов текста, то здесь необходимо смотреть на общий смысл и цель подачи информации. Например, «The boundary condition of the universe is that it has no boundary. The universe would be completely self-contained and not affected by anything outside itself. It would neither be created nor destroyed, It would just BE». [2]

«Тогда Вселенная была бы совершенно самостоятельна и никак не зависела бы от того, что происходит снаружи. Она не была бы сотворена, ее нельзя было бы уничтожить. Она просто существовала бы». [3]

Такой стилистический прием, как противопоставление, служит здесь для стирания границ, для эмоциональности и чувства неограниченности у читателя: «boundary — no boundary», «created-destroyed».

Метафизичность языка в данном случае заключается в «сочетании несочетаемого», что делает высказывание не утверждением, а предположением.

Такой стилистический прием, как сравнение, позволяет, на первый взгляд совершенно незнакомые понятия, обозначения, отразить в человеческом сознании как что-то абсолютно очевидное и ранее известное.

«In Friedmann’s model, all the galaxies are moving directly away from each other. The situation is rather like a balloon with a number of spots painted on it being steadily blown up» [2].

«В модели Фридмана все галактики удаляются друг от друга. Это вроде бы как надутый шарик, на который нанесены точки, если его все больше надувать». [3]

Ключевые слова являются, пожалуй, одними из основополагающих элементов в процессе восприятия всего текста. В данной книги основные ключевые слова:

– universe (вселенная);

– theory (теория);

– galaxy (галактика);

– life (жизнь);

– existence (существование);

– creation (творение).

Глядя на этот список, в сознании выстраивается целостная картина главной идеи всего текста, то есть вся книга — это не просто поток новой информации, но и умение отражать свое видение ее проблематики.

Не менее интересны в тексте автобиографические фрагменты:

«In October 1981, I went to Moscow for a conference on quantum gravity» [2].

«В октябре 1981 г. я приехал в Москву на конференцию по квантовой гравитации» [3].

Отождествление научного текста с личным опытом служит здесь для эмоционального вовлечения в суть исследуемых проблем и упрощения восприятия.

Конечно, метафизика у Стивена Хокинга проявляется не только в отдельных приемах, терминах или фрагментах, но и общем смысле произведения. Она в данном случае служит катализатором для гибкого восприятия информации.

Книга Стивена Хокинга «Краткая история времени» служит прекрасным примером того, как противоречия, сомнения и рассуждения помогают достигать большего понимания, осознания и вызывают желание изучать мир во всем его многообразии, избавиться от прежних границ и взглянуть глубже.

Именно так хотел сделать Хокинг в заключительных строчках своего труда:

«If we do discover a complete theory, it should in time be understandable in broad principle by everyone, not just a few scientists. Then we shall all, philosophers, scientists, and just ordinary people, be able to take part in the discussion of the question of why it is that we and the universe exist. If we find the answer to that, it would be the ultimate triumph of human reason — for then we would know the mind of God» [2].

«Но если мы действительно откроем полную теорию, то со временем ее основные принципы станут доступны пониманию каждого, а не только нескольким специалистам. И тогда все мы, философы, ученые и просто обычные люди, сможем принять участие в дискуссии о том, почему так произошло, что существуем мы и существует Вселенная. И если будет найден ответ на такой вопрос, это будет полным триумфом человеческого разума, ибо тогда нам станет понятен замысел Бога». [3]

Литература:

1. Аристотель, Категории [Текст] / Аристотель. — http://lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/kategorii.txt

2. Hawking S. A brief history of time [Текст] / S. Hawking — https://www.fisica.net/relatividade/stephen_hawking_a_brief_history_of_time.pdf

3. Хокинг, С. Краткая история времени [Текст] / С. Хокинг — https://e-libra.ru/read/536960-kratkaya-istoriya-vremeni.html

Основные термины (генерируются автоматически): человеческое сознание, ведущая роль, метафизик, научный текст, познание мира, стилистический прием, целое.


Ключевые слова

метафизика, язык, наука

Похожие статьи

Роль интуиции в научном познании | Статья в журнале...

Логическое мышление, законы логики, способы и приемы образования новых понятий — играют большую роль в получении нового знания. Но рассмотрение процессов познавательной деятельности, как составной части любой человеческой деятельности, свидетельствует...

Стилистические приемы создания юмористического эффекта...

Статья посвящена анализу стилистических приёмов, используемых при создании юмористического эффекта в произведениях чик-лит литературы (женской литературы). Анализируются приемы создания юмористического эффекта в романе Х. Филдинг «Дневник...

Индивидуально-авторская картина мира в составе сравнений...

Ключевые слова: сравнение, лексико-семантическое поле, стилистический эффект, писатель, индивидуально-авторская картина мира, функция.

Сравнение является излюбленным стилистическим средством, и его роль в произведении с трудом можно оставить незамеченной.

Языковая картина мира народа как отражение коллективного...

К обыденному сознанию относится сознание масс людей, формирующееся в практике повседневной

Каждая мысль, возникшая в человеческом сознании, находит свое выражение в языке.

В настоящее время языковая картина мира приобретает всестороннее значение как...

Новые подходы в изучении стилистических явлений

Что касается лингвокультурологической интерпретации стилистических приемов, то в ряде работ

При рассмотрении стилистического приема в терминах культурных моделей это явление

Когнитивная лингвистика изучает язык как когнитивный механизм, играющий роль в...

Историческая эволюция применения цвета в создании картины...

Процесс познание мира, создание цветовой картины мира развивается в истории искусства.

Ведущая роль церкви отражается в построении модели картины мира.

Широко используемый художественный прием способствовал «воплощению единства человеческой духовности» [16...

Интертекстуальность в романе Д. Кельмана «Измерение мира»

Для того чтобы работать, сознание нуждается в сознании, текст – в тексте, культура – в

Интертекстуальность понимается также как определённый приём, т.е

Отталкиваясь от того, что в игру можно превратить любую деятельность – учение, управление, ритуал, познание и...

Эпитет как компонент национальной картины мира

Роль концепта в выражениинациональнойкартины мира.

Роль концепта в выражениинациональнойкартины мира. Орлова О. В. Когнитивно - стилистический анализ

Эта модель , или картина фактов, воспроизводит структуру действительности в целом или...

Метаметафора и метафора-текст: разграничение понятий

Ключевые слова : метафора , стилистический прием, политический дискурс, функция, речь, коммуникативная цель, образность. Между тем, за самым впечатляющим текстом лежит сочетание простых и всем известных приемов, одним из которых является метафора .

Похожие статьи

Роль интуиции в научном познании | Статья в журнале...

Логическое мышление, законы логики, способы и приемы образования новых понятий — играют большую роль в получении нового знания. Но рассмотрение процессов познавательной деятельности, как составной части любой человеческой деятельности, свидетельствует...

Стилистические приемы создания юмористического эффекта...

Статья посвящена анализу стилистических приёмов, используемых при создании юмористического эффекта в произведениях чик-лит литературы (женской литературы). Анализируются приемы создания юмористического эффекта в романе Х. Филдинг «Дневник...

Индивидуально-авторская картина мира в составе сравнений...

Ключевые слова: сравнение, лексико-семантическое поле, стилистический эффект, писатель, индивидуально-авторская картина мира, функция.

Сравнение является излюбленным стилистическим средством, и его роль в произведении с трудом можно оставить незамеченной.

Языковая картина мира народа как отражение коллективного...

К обыденному сознанию относится сознание масс людей, формирующееся в практике повседневной

Каждая мысль, возникшая в человеческом сознании, находит свое выражение в языке.

В настоящее время языковая картина мира приобретает всестороннее значение как...

Новые подходы в изучении стилистических явлений

Что касается лингвокультурологической интерпретации стилистических приемов, то в ряде работ

При рассмотрении стилистического приема в терминах культурных моделей это явление

Когнитивная лингвистика изучает язык как когнитивный механизм, играющий роль в...

Историческая эволюция применения цвета в создании картины...

Процесс познание мира, создание цветовой картины мира развивается в истории искусства.

Ведущая роль церкви отражается в построении модели картины мира.

Широко используемый художественный прием способствовал «воплощению единства человеческой духовности» [16...

Интертекстуальность в романе Д. Кельмана «Измерение мира»

Для того чтобы работать, сознание нуждается в сознании, текст – в тексте, культура – в

Интертекстуальность понимается также как определённый приём, т.е

Отталкиваясь от того, что в игру можно превратить любую деятельность – учение, управление, ритуал, познание и...

Эпитет как компонент национальной картины мира

Роль концепта в выражениинациональнойкартины мира.

Роль концепта в выражениинациональнойкартины мира. Орлова О. В. Когнитивно - стилистический анализ

Эта модель , или картина фактов, воспроизводит структуру действительности в целом или...

Метаметафора и метафора-текст: разграничение понятий

Ключевые слова : метафора , стилистический прием, политический дискурс, функция, речь, коммуникативная цель, образность. Между тем, за самым впечатляющим текстом лежит сочетание простых и всем известных приемов, одним из которых является метафора .

Задать вопрос