Теоретические аспекты исследования феномена театральности в культуре | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (295) январь 2020 г.

Дата публикации: 01.02.2020

Статья просмотрена: 328 раз

Библиографическое описание:

Соловьева, Д. Ф. Теоретические аспекты исследования феномена театральности в культуре / Д. Ф. Соловьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 77-79. — URL: https://moluch.ru/archive/295/66983/ (дата обращения: 20.04.2024).



Ключевые слова: театральность, воображаемое действие, культурологический подход, феномены культуры, театр, повседневная культура, проблема театральности.

Проблема театральности имеет большое значение для понимания современной культуры, принципов сосуществования и взаимодействия различных феноменов. В XX веке, когда начался процесс размывания жанровых рамок искусств и возникновение новых его видов, произошел раскол и возникли различные идеи в сфере духовной культуры. Многие исследователи обратились в тот момент к осмыслению процессов, происходящих в обществе. Понятие «театральности» в тот момент уже не раз становилось предметом обсуждения теоретиков и деятелей искусств. Однако хотелось бы выделить необходимость использования этого понятия в ином свете, в рамках культурологического подхода. Если обратиться к научной литературе театральность рассматривается в большей части как свойство театра, и по содержанию в себя включает множество характеристик данного вида искусства, которые как известно сформировались еще в античную эпоху. Рассматривали театральность относительно театра и такие авторы как Аристотель в «Поэтике» и Дидро в своей работе «парадокс об актере».

Рассмотрение понятия театральности как феномена культуры довольно сложно с точки зрения методики. Отсутствие междисциплинарного подхода приводит к рассмотрению с определенного ракурса. В то же время полноценный разбор и анализ данной темы может раскрыть потенциал театральности и сместить парадигму классического исследования в рамках искусствоведения к более полноценной культурологической экспертизе феномена. Театральность строиться на взаимодействии различных видов искусства, и одновременно с этим включает в себя различные нехудожественные сферы культуры, такие как игровая и ритуально-обрядовая. В связи с этим становится очевидным, что театральность должна рассматриваться не только в узком смысле (как свойство театра), но и в широком смысле слова как некая универсалия, как интегративное свойство системы культуры, раскрывающее важнейшие стороны ее генезиса и функционирования.

На данный момент в научной практике существуют три основные позиции касательно понятия театральности и ее места в культуре. Первую позицию театральность как свойство театра поддерживали такие исследователи как В. Плучек, М. Ю. Лотман, М. Захаров, Г. Товстоногов, П. Пави. Вторая позиция — это театральность как общехудожественное свойство, описывающее свойства художественной коммуникации, представитель Т. Курышева. Третья позиция, более подробная и рассматривает театральность как явление культуры, представители: А.Вислов, М.Гашкова, Н.Евреинов, Дж. Г. Мид, К. Бёрк, Ги Дебор.

Между тем можно выделить причины повышения интереса к понятию театральности. Первая причина — это стремительное изменение в содержании и характере зрелищной коммуникации. Возникновение новых форм театральности, обращение к зрителю и включение его в коммуникацию. Вторая причина необходимость методологического пересмотра основ истории и теории театра, в связи с происходящими изменениями в обществе. В особенности в сфере культуры и коммуникации, а также в повышении интереса к традиционной культуре и фольклору. Третья причина заключается в повышенном внимании к проблемам театра и театральности, в связи с бурным развитием технологий, которые определяют будущее театра как вида искусства и формы художественно-эстетической коммуникации. Четвертой причиной является попытка осмысления новых тенденций, связанных с размыванием и разрушением видовых и жанровых границ искусства и художественной деятельности.

Вследствие обозначенной проблемы наиболее перспективным в исследовании оказывается культурологический подход, ориентированный на слияние различных областей гуманитарного знания. «В отечественной науке определенными кульминациями в обсуждении проблемы театральности можно считать 1920-е и конец 1980-х гг. — периоды, связанные с нарастанием перестроечных тенденций в общественной жизни и, соответственно, с кризисом самого театрального искусства, который был обусловлен как его внутренним состоянием, так и потребностями изменения и расширения поля его социального функционирования». [3]

В последние годы появилось множество исследований об иммерсивном театре. Однако феномен иммерсивного театра в отечественной культурологии изучен недостаточно и вместе с тем является одним из самых востребованных и привлекающих внимание явлений театральной практики в современном обществе. Иммерсивность (от англ. immersive — «создающий эффект присутствия, погружения». [3] Иммерсивность, являющаяся способом восприятия и определяющим фактором трансформации сознания является важными объектом изучения в современной науке. Различные примеры эффекта погружения мы наблюдаем в кино, театрализованных представлениях, постоянном взаимодействии с виртуальным сообществом, посредством персональных компьютеров и смартфонов. Важно отметить, что определенные уровни иммерсивного восприятия достигались в литературе и живописи с момента их зарождения. Именно глубина восприятия предопределяла успех произведений искусства. Предметом изучения психологии является вопрос, на который пока не получено ответа, где находится та грань человеческого сознания, которая отделяет абсолютную и моделируемую реальность. Основной акцент в контексте рассматриваемой проблемы сделан на технологические факторы моделирования сознания посредством визуализации искусственного окружения. Иммерсивный театр — это место где стирается грань между зрителем и актером, а порой зритель сам становиться актером или полноправным участником зрелища. Феномен иммерсивного театра в отечественной культуре заключается в его противоречивости и дискуссионности. «В культурологии (а также в театроведении) не сложилось единого мнения о жанровых и формальных признаках, характеризующих иммерсивное действие, что приводит к неоднозначной трактовке иммерсивного театра. Генезис иммерсивного театра можно обнаружить в театральных практиках рубежа XIX–XX веков, в то время как активное развитие этой театральной формы приходится на начало XXI века». [5] В. М. Фриче в своей работе «Социология искусства» на примере различных этапов общественного развития, показал, как меняется форма производства искусства и его социальная функция. Часть монографии посвящена проблемам театра, тематике, жанрам и проблемам искусства в целом. Идею социальной содержательности театральности и ее необходимости для общества в своей статье «Истоки театральности» выдвигает и А.Вислов. Театральность как особый вид толкования действительности в своей работе «Театральность в культуре» рассмотрела И. М. Андреева. «Социолог Н. А. Хренов предлагает следующую квалификацию зрелищных форм: традиционные зрелищные формы (ритуалы, праздники, балаганы, массовые гулянья), традиционные виды искусства (цирк, театр, эстрада) и появившиеся в XX в. технические массовые зрелища (кино, телевидение, видео), при этом традиционные и технические виды находятся в оппозиции к друг другу. И нынешний кризис многих традиционных видов зрелищ объясняется автором как потребность, продиктованная демократическими тенденциями культуры и потребностью в универсальных и коллективных средствах коммуникации, в которых бы по возможности принимало участие все население города». [3]

Новую модель исследования театральности открывает работа И. Гофмана «Представление себя другими в повседневной жизни», в которой рассказывается о символическом взаимодействии в игровой форме. Автор так же пишет о ритуалах и законах в социальном поведение людей при встрече лицом к лицу. И. Гофман исследует все возможные способы, которыми человек в самых обычных повседневных ситуациях представляет свою деятельность и себя другим людям, какие способы он использует для контроля производимого впечатления во время этого представления. И. Гофман является сторонником драматургического или театрального подхода в социологии.

«Когда чья-то деятельность протекает в присутствии других лиц, обычно некоторые элементы этой деятельности выразительно подчеркиваются, а другие, которые могут испортить желаемое впечатление, скрываются». [1]

Здесь и появляется место для воображаемого как феномена культуры, а именно для воображаемой театральности. Воображаемое как феномен культуры рассмотрел в своей работе Н. Н. Суворов. «Символотворчество воображаемого основано на символических конструкциях, имеющих различное строение- включает семантику и символику телесного, вербального, образного, мысленного. Символ выступает как синтетическое образование, включающее чувственно наглядное и отвлеченное абстрактное». [9] Впечатление, которое мы составили о себе или о других людях является лишь плодом нашего воображения. Таким образом, воображаемая театральность окружает нас повсюду, она относиться ко всем практикам, взаимодействию людей, специфике этикета… театральные приёмы входят в обиход повседневной культуры. Воображаемый мир становится реальным и подчиняет все своим законам. Именно театральность объединяет театр и культуру. А сложившееся разделение жанров перестает удовлетворять потребностям исследования повседневной культуры. Воображаемая театральность выступает в таком случае аналогом смысловой целостности театра как феномена. И культурологический подход позволяет рассмотреть функционирование и генезис театральности как новой культурной парадигмы, в которой воображаемая театральность выступает необходимой универсалией для осмысления процессов происходящих в повседневности.

Литература:

  1. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. Москва: Канон-Пресс-Ц, 2000. — 304 с.
  2. Гуткин О. В., Листвина Е. В., Петрова Г. Н., Семенищева О. А. Феномен культурного пространства. — Саратов: научная книга, 2005. —138 с.
  3. Давыдова И. С. Театральность как феномен культуры // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. № 40.
  4. Евреинов Н. Н. Демон театральности / Сост., общ. ред. и комм. А. Ю. Зубкова и В. И. Максимова. Санкт-Петербург: Летний сад, 2002. — 535 с.
  5. Ерохина Татьяна Иосифовна, Кукушкина Екатерина Сергеевна Феномен иммерсивного театра в современной отечественной культуре // Верхневолжский филологический вестник. 2019. № 1.
  6. Иконникова С. Н. Культурное общение и поведение человека в обществе, Этикет в культуре // Культурология в 2 ч. / под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. 2-е изд., испр. и доп. —Москва: Юрайт, 2017. — 222 с.
  7. Костяев. А. И. Ритуал-тело-культура / А. И. Костяев. — Москва: МГУКИ, 2004. —126 с.
  8. Лотман Ю. М. Каноническое искусство как информационный парадокс / Ю. М. Лотман. — Санкт-Петербург: Академический проект, 2002. — 544 с.
  9. Суворов Н. Н. Воображаемое как феномен культуры: [монография] / Николай Суворов; Министерство культуры Российской Федерации, Санкт-Петербургский государственный институт культуры. — Санкт-Петербург: СПбГИК, 2018. —299 с.
  10. Хренов Н. А. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики / Н. А. Хренов. — Москва:Наука, 1981. —304 с.
Основные термины (генерируются автоматически): театральность, воображаемая театральность, культурологический подход, театр, феномен культуры, повседневная культура, свойство театра, вид искусства, осмысление процессов, проблема театра.


Ключевые слова

культурологический подход, театр, повседневная культура, театральность, воображаемое действие, феномены культуры, проблема театральности

Похожие статьи

Российский театр как актор международной культурой политики

Театр занимает особое место в истории развития человечества, являя собой отражение культурного уровня, ценностей, традиций и нравов того или иного периода времени. [1] Несмотря на то, что сейчас идет активное развитие самых разных форм искусства...

Театральная режиссура: теория и практика | Статья в журнале...

Теоретические основы современной режиссуры заложены в искусстве театра, в его генетической природе, в самой его истории.

За относительно небольшой период своего существования, режиссура искусства театра претерпела множество изменений.

Театрализация — использование средств театра...

Театр всегда был, есть и будет популярным видом искусства среди не только взрослых, но и детей. С помощью театра происходит идейное, а также эстетическое воздействие на любого человека, но на ребенка такое воздействие оказывает влияние в большей степени.

Театр как культурное наследие России (глазами актёров малого...)

Одним из наследий культуры является театр. Ни один вид искусства не находится в такой тесной зависимости от воспринимающей и оценивающей его публики, как театр. Мы можем наблюдать тесный эмоциональный контакт сцены и зрительного зала.

Самовыражение личности подростка в культурно-досуговой...

Театр — это важное и эффективное средство приобщения к культуре, духовности.

В процессе проектной деятельности искусство театра оставляет у учащихся яркие

Театр как синтетическое искусство, имеет возможность положительно воздействовать на развитие...

Театральность искусства эпохи барокко | Статья в журнале...

Театральность искусства эпохи барокко. Автор: Чеснокова Леся Владимировна.

Все виды искусств эпохи барокко подчиняются принципу театральности. Интерьеры, переполненные зеркалами и позолотой, напоминают пышные кулисы.

Оспаривание первичности драматургии в современном...

Практически, во всех учебниках по теории и истории театра, драматургия наделяется свойством первичности в театральном искусстве.

Доминанта драматургии в дорежиссёрском театре действительно неоспорима, но весьма сомнительно говорить о ней в режиссерском театре.

Психолого-педагогические подходы к театрализованной...

Охлопкова М. В. Психолого-педагогические подходы к театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст]

Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им...

Подходы к определению понятия «культура» | Статья в журнале...

В статье автором представлены различные подходы к определению понятия «культура», выделяя многообразие трактовок, обусловленное ее феноменом. Ключевые слова: культура, сущность культуры, структура культуры.

Похожие статьи

Российский театр как актор международной культурой политики

Театр занимает особое место в истории развития человечества, являя собой отражение культурного уровня, ценностей, традиций и нравов того или иного периода времени. [1] Несмотря на то, что сейчас идет активное развитие самых разных форм искусства...

Театральная режиссура: теория и практика | Статья в журнале...

Теоретические основы современной режиссуры заложены в искусстве театра, в его генетической природе, в самой его истории.

За относительно небольшой период своего существования, режиссура искусства театра претерпела множество изменений.

Театрализация — использование средств театра...

Театр всегда был, есть и будет популярным видом искусства среди не только взрослых, но и детей. С помощью театра происходит идейное, а также эстетическое воздействие на любого человека, но на ребенка такое воздействие оказывает влияние в большей степени.

Театр как культурное наследие России (глазами актёров малого...)

Одним из наследий культуры является театр. Ни один вид искусства не находится в такой тесной зависимости от воспринимающей и оценивающей его публики, как театр. Мы можем наблюдать тесный эмоциональный контакт сцены и зрительного зала.

Самовыражение личности подростка в культурно-досуговой...

Театр — это важное и эффективное средство приобщения к культуре, духовности.

В процессе проектной деятельности искусство театра оставляет у учащихся яркие

Театр как синтетическое искусство, имеет возможность положительно воздействовать на развитие...

Театральность искусства эпохи барокко | Статья в журнале...

Театральность искусства эпохи барокко. Автор: Чеснокова Леся Владимировна.

Все виды искусств эпохи барокко подчиняются принципу театральности. Интерьеры, переполненные зеркалами и позолотой, напоминают пышные кулисы.

Оспаривание первичности драматургии в современном...

Практически, во всех учебниках по теории и истории театра, драматургия наделяется свойством первичности в театральном искусстве.

Доминанта драматургии в дорежиссёрском театре действительно неоспорима, но весьма сомнительно говорить о ней в режиссерском театре.

Психолого-педагогические подходы к театрализованной...

Охлопкова М. В. Психолого-педагогические подходы к театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст]

Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им...

Подходы к определению понятия «культура» | Статья в журнале...

В статье автором представлены различные подходы к определению понятия «культура», выделяя многообразие трактовок, обусловленное ее феноменом. Ключевые слова: культура, сущность культуры, структура культуры.

Задать вопрос