Ключевые слова: эмоциональное выгорание, хроническая усталость, эмоциональное напряжение, профессиональная деятельность, медицинский персонал, неотложная помощь.
Синдром эмоционального выгорания — это нарастающий комплексный геноменон, связанный со стрессовой рабочей средой. Впервые он был описан в середине 1970-х годов Х. Фройденбергером и с тех пор является предметом обсуждения многих исследований [5].
За последнее десятилетие, некоторые термины были предложены в попытке объяснить синдром эмоционального выгорания, но наиболее приемлемым является определение, написанное К. Маслач [6], согласно которым синдром эмоционального выгорания характеризуют три аспекта:
1) эмоциональное истощение (истощение эмоциональных ресурсов для контактов с другими людьми)
2) деперсонализация (негативные чувства и циничное отношение к получателю свои услуги или помощь)
3) снижение личных достижений (тенденция оценивать себя негативно, особенно что касается работы) [6].
Наиболее заметным следствием выгорания является снижение производительности труда сотрудников и качества предоставляемых услуг. Эти уязвимые люди потеряли смысл работы из-за длительной реакции на эмоциональное, физическое и умственное истощение, которое они испытывают. Поэтому они не в состоянии удовлетворить потребности в работе. Этот синдром в значительной степени связан с чрезмерным прогуливанием занятий, чрезмерным использованием больничных листов, желанием уйти с работы и снижением общего самочувствия [1].
Синдром эмоционального выгорания чаще встречается в некоторых специфических профессиональных категориях, требующих взаимодействия с людьми или работы с человеческими получателями услуг, такими как учителя, медицинские работники, социальные работники, полицейские и судьи. Помимо работы с общественностью, лица, работающие в любой другой среде, которая связана с экстремальной или опасной ответственностью, точностью при исполнении служебных обязанностей, тяжелыми последствиями, сменной работой или задачами и обязанностями, которые не нравятся, подвергаются определенному риску развития выгорания [2].
Исследования показали, что медсестры, работающие в больницах, подвергаются самому высокому риску выгорания. Ответственность за развитие этого синдрома следует возлагать на несколько причин, таких как требования пациентов, возможные опасности в области ухода за больными, постоянный страх перед ошибками в назначении лекарств, большая рабочая нагрузка или нехватка времени при попытке обеспечить уход за многими пациентами во время рабочей смены, отсутствие уважения со стороны общественности, неприязнь к традиционному доминированию врачей в системе здравоохранения, частое и непредсказуемое агрессивное поведение или насилие со стороны пациентов во время дежурства, отсутствие ясности роли, недостаточный персонал и отсутствие поддержки на рабочем месте. Еще одним фактором, тесно связанным с развитием синдрома выгорания, является тип личности и особенно «выносливость», которая отражает относительную способность индивида оставаться здоровым во время сильных, повторяющихся или длительно длящихся стрессовых ситуаций [4].
Несмотря на то, что имеются сообщения о широких различиях в распространенности этого синдрома среди медицинских работников, он, скорее всего, затрагивает медсестер, работающих с пациентами, страдающими раком или ВИЧ, и тех, кто работает в отделениях неотложной помощи или отделениях интенсивной терапии. Что касается онкологических медсестер и особенно тех, кто оказывает помощь детям со злокачественными заболеваниями, то область удовлетворения желчи ограничена, поскольку заболевание часто не поддается терапии и прогноз неблагоприятный. Что касается медсестер, работающих с больными СПИДом, то здесь очевиден страх заразиться, а также желание избегать инфицированных пациентов и чувство беспомощности. Хорошо известно, что отделения неотложной помощи или отделения интенсивной терапии характеризуются высоким уровнем стресса, связанного с работой, поскольку они, как правило, управляют жизнеугрожающими состояниями [3].
Эскалация этой проблемы подкрепляет мнение о том, что рабочая среда, которая обеспечивает мотивацию, доверие, общение, уважение, личную и коллективную поддержку и позволяет добиться независимости, может свести к минимуму вероятность возникновения синдрома эмоционального выгорания среди медицинских работников. Кроме того, было бы полезно повысить осведомленность руководителей о признаках и симптомах синдрома выгорания для выявления лиц, находящихся в группе риска. Кроме того, включение группы поддержки в повседневную клиническую практику позволит обеспечить раннее вмешательство в лечение синдрома и применение соответствующих решений и механизмов копирования [1].
Литература:
- Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. СПб.: Сударыня, 1999. — 32с.
- Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 336 с.
- Дубова Т. Г., Попов И. А. Результаты психодиагностического исследования степени выраженности синдрома эмоционального выгорания среди медицинских работников Тульской области // Вестник новых мед. технологий. — 2007. — т. XIV, № 1. — с. 157–159.
- Заховаева А. Г. Основные проблемы философии сестринского дела // Сестринское дело. М.: Медицинский вестник, 2003. № 2. С.28–29.
- Freudenberger H. J. Staff burnout // Journal of Social Issues. -1974. — Vol. 30. — P. 159–165.
- Maslach C. A. Multidimentional Theory of Burnout // Theories of Organizational Stress, Oxford, 1994.