Говоря о правах потребителя, в первую очередь необходимо учитывать права человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
Так, конституционными правами являются право на жизнь, образование, медицинскую помощь, право на охрану здоровья. При этом подразумевается, что нам будет оказана качественная медицинская помощь, что товары и услуги должны быть безопасными для здоровья и жизни человека, а также то, что мы имеем право получать всю необходимую информацию о том, что мы покупаем или в отношении того, что нам поставляют или какие услуги оказывают.
Гарантируя эти права, государство создает определенные рычаги воздействия на регулирование правоотношений в определенной сфере. Это правовые нормы, которыми устанавливаются правила поведения, гарантируемое государством, отражающие уровень свободы граждан и организаций.
Права потребителя регламентированы специальным нормативным правовым актом — Федеральным законом «О защите прав потребителей».
К основным правам нужно отнести: право на государственную и судебную защиту, возмещение морального вреда, просвещение в области защиты своих прав, право на надлежащее качество товара, информацию, а также безопасность товара.
Учитывая характер договорных отношений между потребителем и продавцом (или исполнителем, изготовителем) необходимо отметить что то, что предусматривает право потребителя, порождает обязанность для продавца (или исполнителя, изготовителя). И структура Федерального закона «О защите прав потребителей» предусматривает разделение его на права потребителя и обязанности продавца (или исполнителя, изготовителя), в том числе устанавливая определенные стандарты для товаров (работ, услуг) по качеству. Правила оказания отдельных видов услуг, выполнения работ при этом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О защите прав потребителей» установлена обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара. Данная обязанность корреспондирует с правом потребителя на возможность использования товара в течение всего срока службы. Если же это условие не выполняется, то у потребителя имеется право требования ремонта и технического обслуживания товара.
Первое право, закрепленное в статье 3 Федерального закона «О защите прав потребителей» — это право на просвещение в области защиты прав потребителей. Каждый имеет право на получение информации о качественных и технических характеристиках товара, чтобы иметь возможность реализовать свое право выбора. Для этого государство устанавливает определенные стандарты и включает определенные требования в образовательные программы, утверждает стандарты качества предоставления медицинских услуг, информирует о правах потребителя, о возможности и способах защиты их прав, включая их в правовые акты.
Федеральный закон «О защите прав потребителей» не дает четкого определения «потребительская информация». Ее можно определить по характерным признакам, установленным законом.
Первый признак — необходимость. Являясь «слабой стороной» в правоотношениях с продавцом (исполнителем, поставщиком) предполагается, что потребитель не обладает достаточной информацией о качественных характеристиках товара, сведениях об изготовителе, безопасности товара — о том, что необходимо ему знать, чтобы сделать свой выбор.
Второй признак — достоверность. Искажение информации о товарах, работах и услуг не допускается. Предоставлением неверной информации необходимо считать и неправильный перевод на русский язык.
Третий признак — доступность и наглядность. Информация должна быть понятной потребителю и не вводить его в заблуждение.
Четвертый признак — это своевременность предоставления. В данном случае должно реализовываться право потребителя на получение какой-либо информации заблаговременно до совершения сделки, как например возможность осмотреть товар прежде, чем его купить или в процессе выполнения работ (оказания услуг) — в данном случае потребитель имеет право в процессе выполнения работ контролировать их качество, не вмешиваясь в хозяйственную деятельность подрядчика.
Пятый признак — соответствующего содержания, которое включает в себя информацию об изготовителе (продавце, исполнителе), о режиме работы продавца (изготовителя), о реализуемых им товарах (работа и услугах).
Статья 10 Федерального закона «О защите прав потребителей» устанавливает требования к содержанию информации о товарах (работах, услугах). В обязательном порядке она должна содержать наименование технического регламента, сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), цену в рублях и условия приобретения товара, гарантийный срок (если он установлен), правила и условия эффективного и безопасного использования, информацию об энергетической эффективности товаров (в отношении которых такое требование установлено законодательством — это бытовые электротехнические устройства и иные товары с даты, установленной Правительством Российской Федерации), срок службы или срок годности (установленный законом), адрес, фирменное наименование изготовителя, указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), информацию о правилах продажи, информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указание на использование фонограмм при оказании развлекательных исполнителями музыкальных произведений.
Важным признаком товара (работы, услуги) является его качество и безопасность.
Основными способами обеспечения безопасности являются установление на законодательном уровне обязательных требований к товарам, работам, услугам, обеспечивающих их безопасность для потребителя и осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением установленных требований.
Основными средствами обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) являются:
1) подтверждение соответствие установленным требованиям (сертификаты соответствия).
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии и Федеральной таможенной службе с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти поручено обеспечить публикацию информации о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия установленным требованиям, а также о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия при помещении под таможенные режимы;
2) установление срока годности товара или его службы;
3) установление и доведение до потребителя правил пользования, хранения, транспортировки и утилизации товаров;
4) обязанность приостановки производства и реализации товара, снятия товаров с производства и изъятие их из оборота;
5) обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара;
6) установление мер ответственность за ненадлежащее исполнение контрагентами своих обязанностей в определенной области.
Одним из способов обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) является установление срока службы или срока годности. Права и обязанности изготовителя в части установления такого срока определены в статье 5 Федерального закона «О защите прав потребителей».
Срок службы устанавливается на товары длительного использования и предполагает, что по его истечении такой товар может представлять опасность для жизни и здоровья человека. Перечень товаров длительного потребления установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.1997 № 720 «Перечень товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечение определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы».
Подведя итог, необходимо отметить, что законодатель достаточно детально регламентировал права потребителя и корреспондирующие им обязанности продавца (поставщика, исполнителя). Вместе с тем, необходимо отметить, что в современных рыночных условиях и со стремительным темпом технического прогресса появляются новые информационные возможности реализации товаров, оказания услуг. Наряду с этим появляются новые возможности обмана потребителя. При этом законодательство в сфере защиты прав потребителей в полной мере не охватывает все правоотношения, подлежащие правовому регулированию.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных 21 июля 2014 г.) // Российская газета. № 237. 1993.
- Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» // «Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, № 3, ст. 140, «Российская газета», № 8, 16.01.1996.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. N 9.
- Стоякин Г. Я. Понятие защиты гражданских прав // Проблемы гражданско-правовой ответственности и защиты гражданских прав: Сборник ученых трудов. 1973. № 27.
- Шевченко А. С., Шевченко Г. Н. Деликтные обязательства в российском гражданском праве: Учебное пособие. М.: Статут, 2013. 133 с.