Технологические основы управления развитием самодеятельного хореографического народного творчества в учреждениях культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (295) январь 2020 г.

Дата публикации: 30.01.2020

Статья просмотрена: 176 раз

Библиографическое описание:

Шемякина, Д. С. Технологические основы управления развитием самодеятельного хореографического народного творчества в учреждениях культуры / Д. С. Шемякина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 148-150. — URL: https://moluch.ru/archive/295/66916/ (дата обращения: 25.04.2024).



Перед разработкой авторской программы развития самодеятельного хореографического народного творчества в учреждениях культуры Московской области на основе народного самодеятельного любительского коллектива «Хореографический ансамбль «Ритмы детства»» были изучены методологические подходы современных отечественных исследователей к технологиям управления самодеятельным хореографическим коллективом народного творчества в учреждениях культуры. Так, в исследовании Е. Савиной и А. Ю. Петровой, предлагается следующая технология создания творческого коллектива, состоящая из 4 блоков:

  1. выявление интересов и потребностей потенциальных участников коллектива в определенном виде творчества или жанре искусства;
  2. информационный или рекламный;
  3. непосредственная работа с потенциальными участниками, прием документов;
  4. первая встреча руководителя с участниками творческого коллектива, организационное собрание, предполагающее создание программы коллектива [1].

Учитывая вышесказанное, необходимо отметить исследование Н. Н. Ярошенко, указывающего на значимость воспитательного потенциалп современной индустрии досуга, а именно выполнения социально-культурных функций учреждениями культуры [2]. Следовательно, при разработке авторской программы развития самодеятельного хореографического народного творчества необходимо обращаться особое внимание именно на воспитательный аспект и социально-культурную деятельность рассматриваемых коллективов.

В своем исследовании В. В. Чижиков указывает на значимость инноваций в управлении развитием самодеятельного хореографического народного творчества, в частности на:

  1. повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг для населения, эффективности деятельности государственных и муниципальных учреждений культуры (изменение системы их создания, деятельности, правового статуса);
  2. повышение качества содержания социокультурной деятельности, культурных программ и проектов, культурных услуг и продуктов;
  3. расширение списка массовых, групповых и индивидуальных форм работы с людьми; использования принципиально новых видов дополнительных услуг и деятельности учреждений культуры, ориентированных на индивидуальную работу с посетителями;
  4. повышение компетентности работников культуры, использования инновационных подходов [3].

В. М. Чижиков и В. В. Чижиков [4] отмечают значимость таких технологий управления культурныч учреждением, как социокультурное программирование и планирование, выступающие интегральными элементами системы организации роботы любого культурно-досугового учреждения. Так, по мнению исследователей, социокультурное программирование представляет собой процесс подготовки задач развития социокультурной системы, реализации ее программ и целей, упорядочения деятельности ее субъектов, сохранения культурной самобытности. Социально-культурная программа — это совокупность организационных, хозяйственных, экономических, социокультурных мероприятий с единым управлением, вертикальными и горизонтальными связями, согласованных по времени, ресурсам и исполнителям.

Согласно В. М. Чижикову и В. В. Чижикову, идеи программирования социокультурного развития в течение последних десятилетий получили широкое распространение на всей вертикали управленческой иерархии — от Министерства культуры до небольшого города и сельского района. Привлекательность программирования часто связывается с возможностью дополнительного, целевого финансирования из средств государственного бюджета. Заключение соответствующего договора на разработку программы, подкрепленное структурным планом будущей программы, сметой расходов на ее разработку и внедрение, перечнем организаций, учреждений, конкретных специалистов, включенных в коллектив разработчиков, является юридическим основанием для финансирования намеченных работ [4].

В теории и практике социокультурного программирования выработана и апробирована определенная последовательность реализации различных моделей управления в виде продвижения замысла из стадии целеполагания в этапы диагностики объекта, разработки собственно программы и ее внедрения.

Как отмечают В. М. Чижиков и В. В. Чижиков [4], замысел программы представляет собой научно обоснованную идею построения новой по структуре и содержанию или видоизменения существующей социокультурной модели, программируемых процессов, объектов и субъектов. Формирование замысла всегда обусловлено актуальностью и проблемностью ситуации; выявлением внутренних противоречий социокультурной системы, ее историко-культурной обусловленности; нормируемыми и реальными прогнозами; проработкой исходных идей и последствий; переводом идеи в плоскость расчетов ресурсов и средств реализации.

В процессуальной природе замысла социокультурного программирования заложены идейно-побудительные мотивы необходимости, целесообразности и полезности программирования (кому и зачем и какая нужна программа); ситуационные прогнозы реализации (кто и как будет разрабатывать и реализовывать программу).

Не менее значимой выступает диагностика социокультурной системы, которая, по мнению исследователей, осуществляется специалистами по проблемам управления из числа работников управления культуры и отдела культуры, привлеченных консультантов и экспертов. Специалисты, консультанты, эксперты и заказчик, а также другие заинтересованные субъекты культурной деятельности работают над решением проблем и разработкой инновационных предложений в качестве деловых, творческих партнеров [4].

Следовательно, основываясь на подходе В. М. Чижикова и В. В. Чижикова, представляется целесообразным представить следующую структуру технологий управления развитием самодеятельного хореографического народного творчества в учреждениях культуры:

  1. социокультурное программирование;
  2. изучение финансовой стороны вопроса;
  3. диагностика системы и экспертные оценки;
  4. разработка цели программы;
  5. разработка мотивации кадров;
  6. планирование программы;
  7. оценка реалистичности разработанных планов и целей [4].

Учитывая вышесказанное вполне очевидным представляется роль и значимость менеджера по развитию самодеятельного хореографического народного творчества в учреждениях культуры, в функции которого входит значительная часть работы по социокуольтурному программированию и планированию с выделением целевых ориентиров программы и специфики их реализации в практической деятельности подобных учреждений культуры того или иного региона или вида деятельности.

Изучение ряда других исследований в данной области позволяет разработать авторскую программу развития самодеятельного хореографического народного творчества в учреждениях культуры Московской области на основе народного самодеятельного любительского коллектива «Хореографический ансамбль «Ритмы детства».

Литература:

  1. Савина Е., Петрова А. Ю. Организационные технологии как инструмент управления деятельностью хореографического коллектива «Selentium» / Е. Савина, А. Ю. Петрова // Наука и перспективы. — 2016 [Интернет-ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnye-tehnologii-kak-instrument-upravleniya-deyatelnostyu-horeograficheskogo-kollektiva-selentium (дата обращения 21.01.2020)
  2. Ярошенко Н. Н. Воспитательный потенциал современной индустрии досуга / Н. Н. Ярошенко // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — 2015. — № 4 (44). — С. 28–35.
  3. Чижиков В. В. Современное учреждение культуры: механизмы управления / В. В. Чижиков // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2016 [Интернет-ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-uchrezhdenie-kultury-mehanizmy-upravleniya (дата обращения 21.01.2020)
  4. Чижиков В. М., Чижиков В. В. Введение в социокультурный менеджмент. — Ярославль — 2009 [Интернет-ресурс]. Режим доступа: http://bookbk.net/book/196-vvedenie-v-sociokulturnyj-menedzhment-chizhikov-vm/18--3-sociokulturnoe-programmirovanie-v-upravlencheskix-texnologiyax.html (дата обращение 20.01.2020)
Основные термины (генерируются автоматически): самодеятельное хореографическое народное творчество, социокультурное программирование, учреждение культуры, авторская программа развития, социокультурная система, Московская область, народный самодеятельный любительский коллектив, творческий коллектив, технология управления, Хореографический ансамбль.


Похожие статьи

Любительский музыкальный коллектив в системе образования...

Чтобы определить особенности деятельности любительского коллектива в современных социально-экономических условиях обратимся к истории развития любительского коллективного творчества в России.

Педагогические технологии в развитии коммуникативной...

Ключевые слова: коммуникативная культура, педагогические технологии, хореографический коллектив, игровые технологии, технология организации коллективной творческой деятельности, технология обучения в сотрудничестве. В настоящее время педагогические...

Обучение хореографическому творчеству с применением...

Обучение хореографическому творчеству с применением современных информационных технологий.

База проведения эксперимента — Образцовый самодеятельный коллектив Алтая, хореографический ансамбль «Ровесник» муниципального бюджетного...

Перспективы развития культуры посредством детского...

Детское хореографическое творчество, как важный компонент современной культуры, является сферой непосредственного

Благодаря систематическому хореографическому образованию дети приобретают музыкальные умения и навыки, развивают исполнительское...

Организация коллективной жизнедеятельности детского...

В хореографическом коллективе при подготовке учащихся к отчетным концертам или конкурсам

Целью данной статьи является систематизация педагогических технологий, форм и

Хореографический коллектив — это не просто «какое-то» объединение людей, любящих...

Педагогический потенциал музыкально-культурной среды...

В настоящей статье рассматриваются общие особенности педагогический потенциал музыкально-культурной среды образовательной организации. Определить условия оптимизации педагогических функций культурно-досуговых и образовательных учреждений как структурных...

Межкультурный диалог молодёжи в любительском музыкальном...

коллектив, любительский коллектив, коллективное музицирование, любительское творчество, участник коллектива, коллективное

Когда фольклор используется в работе самодеятельных художественных коллективов, то его освоение идет таким путем: собирание...

Механизмы сохранения элементов народной художественной...

В процессе сохранения и развития народной художественной культуры, помимо учреждений

Эта система направлена на создание условий для развития и самореализации одаренных

В настоящее время творческая жизнь в регионе отмечена достижениями многих...

Духовно-нравственное воспитание учащихся на отделении...

На уроках народно-сценического знакомясь через танец с темпераментом и характером различных народов, их ощущением красоты жизни, учащиеся проникаются уважением к народным традициям. Народно-сценический танец, как правило, мажорный...

Похожие статьи

Любительский музыкальный коллектив в системе образования...

Чтобы определить особенности деятельности любительского коллектива в современных социально-экономических условиях обратимся к истории развития любительского коллективного творчества в России.

Педагогические технологии в развитии коммуникативной...

Ключевые слова: коммуникативная культура, педагогические технологии, хореографический коллектив, игровые технологии, технология организации коллективной творческой деятельности, технология обучения в сотрудничестве. В настоящее время педагогические...

Обучение хореографическому творчеству с применением...

Обучение хореографическому творчеству с применением современных информационных технологий.

База проведения эксперимента — Образцовый самодеятельный коллектив Алтая, хореографический ансамбль «Ровесник» муниципального бюджетного...

Перспективы развития культуры посредством детского...

Детское хореографическое творчество, как важный компонент современной культуры, является сферой непосредственного

Благодаря систематическому хореографическому образованию дети приобретают музыкальные умения и навыки, развивают исполнительское...

Организация коллективной жизнедеятельности детского...

В хореографическом коллективе при подготовке учащихся к отчетным концертам или конкурсам

Целью данной статьи является систематизация педагогических технологий, форм и

Хореографический коллектив — это не просто «какое-то» объединение людей, любящих...

Педагогический потенциал музыкально-культурной среды...

В настоящей статье рассматриваются общие особенности педагогический потенциал музыкально-культурной среды образовательной организации. Определить условия оптимизации педагогических функций культурно-досуговых и образовательных учреждений как структурных...

Межкультурный диалог молодёжи в любительском музыкальном...

коллектив, любительский коллектив, коллективное музицирование, любительское творчество, участник коллектива, коллективное

Когда фольклор используется в работе самодеятельных художественных коллективов, то его освоение идет таким путем: собирание...

Механизмы сохранения элементов народной художественной...

В процессе сохранения и развития народной художественной культуры, помимо учреждений

Эта система направлена на создание условий для развития и самореализации одаренных

В настоящее время творческая жизнь в регионе отмечена достижениями многих...

Духовно-нравственное воспитание учащихся на отделении...

На уроках народно-сценического знакомясь через танец с темпераментом и характером различных народов, их ощущением красоты жизни, учащиеся проникаются уважением к народным традициям. Народно-сценический танец, как правило, мажорный...

Задать вопрос