Ключевые слова: предпринимательский договор, гражданско-правовой договор, предпринимательская деятельность.
В настоящее время не утихают дискуссии и споры относительно понятия предпринимательского договора в современной юридической науке и его значения для практической деятельности.
Отсутствие нормативного регулирования предпринимательского договора как отдельного вида договорных отношений, соответственно, обуславливает и отсутствие регламентирования его специфических признаков, видов и их отдельных характеристик, в связи, с чем обратимся к теоретическим работам по данной тематике.
М. К. Сулейменов выделяет сразу три теоретических мнения о сущности предпринимательского договора, «предпринимательский договор является одним из институтов предпринимательского права как самостоятельной отрасли права и не имеет ничего общего с гражданско-правовым договором; предпринимательский договор является институтом гражданского права; предпринимательский договор является комплексным институтом, сочетающим в себе элементы публичного и частного права» [7].
Н. В. Рубцова приходит к выводу, что предпринимательский договор не является разновидностью гражданско-правового договора, поскольку предпринимательский договор сочетает в себе публично-правовые и частноправовые начала [8].
По мнению М. Н. Илюшиной, предпринимательские договоры рассматриваются как группа гражданско-правовых договоров, отвечающих заранее установленным требованиям. Отличительными критериями данных договоров является принадлежность лиц к предпринимательской деятельности, особый субъектный состав, а также наличие предпринимательской цели [4].
М. В. Ковалев отмечает, что существует два подхода к определению места предпринимательского договора. Согласно первому, различные гражданско-правовые договоры образуют единый институт предпринимательского договора. Однако, во втором подходе такая возможность отсутствует, поскольку могут возникнуть трудности при определении правовой природы таких договоров, как купля-продажа, аренда, подряд и иные [5].
О комплексном характере предпринимательского договора говорит, В. С. Белых, который определил его в качестве «комплексного правового института, сочетающего в себе нормы частноправовых и публичных основ; это межотраслевое (комплексное) понятие» [2].
Но, с другой стороны, предпринимательский договор, как и любой другой вид договоров (который урегулирован, к примеру, трудовым, земельным и иными отраслями права), — это, по сути, гражданско-правовой договор, существующий в соответствии с началами равенства сторон и основных принципах частного права.
Кроме того, даже сама формулировка «предпринимательский договор» говорит о том, что это понятие, попадающее под действие гражданского права, ведь договор в соответствии с ГК РФ определяется как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ГК РФ).
Но и основы предпринимательского права, тем не менее, в рассматриваемом виде договоров присутствуют по определению.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что в юридической литературе нет единого мнения относительно места предпринимательского договора в системе гражданско-правовых договоров. Предпринимательский договор — соглашение двух и более лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на возмездной основе в целях получения прибыли. Отсутствие легального определения предпринимательского договора в законодательстве объясняется рядом причин.
Во-первых, трудности разграничения предпринимательских и непредпринимательских договоров возникают как на практике, так и в научно-учебной литературе. Представитель теории предпринимательского права В. С. Анохин считает, что в учебном курсе необходимо сочетать вопросы публичного и частного регулирования предпринимательской деятельности [1]. Вместе с тем, внутренняя структура ГК РФ не позволяет включить положения о предпринимательском договоре и его видах, поскольку это может привести к ущербу концептуальной основы данного нормативного акта.
Во-вторых, ГК РФ содержит нормы о типичных (поименованных) договорах. К предпринимательским договорам относятся непоименованные договоры, которые противопоставляются поименованным и подразумеваются только в общих положениях ГК РФ. Согласно п. 2 ст. 421 ГК РФ, стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Исходя из этого, отсутствие легального определения предпринимательского договора в ГК РФ объясняется тем, что при включении данного понятия возникает потребность закрепления положений о непоименованных договорах, которые широко распространены в предпринимательской деятельности.
В законодательстве зарубежных стран предпринимательские договоры получили легальное закрепление в торговых кодексах (Франция, США, Германия и др.) [6]. Например, в книге четвертой Германского торгового уложения торговые сделки рассматриваются как сделки коммерсанта, относящиеся к осуществляемой им коммерческой деятельности. Кроме того, сделка признается торговой и в случаях, когда коммерсантом является только одна сторона соглашения [3].
Нужно также добавить, что предпринимательский договор в теории не рассматривается как вполне определённый «стандартный» договор, регулирующий какую-либо узкую сферу отношений; предпринимательский договор — это более широкая категория, объединяющая в себе сразу несколько «направлений» договорных отношений в сфере предпринимательства. В качестве таких направлений можно назвать отдельные виды гражданских договоров, которые так или иначе используются субъектами предпринимательства в целях извлечения прибыли как основной цели деятельности указанного субъекта.
Таким образом, предпринимательский договор — правовая конструкция, обладающая рядом особенностей: предпринимательский договор, выступает в качестве инструмента организации производства, а также обеспечения населения товарами, работами и услугами; предпринимательский договор преследует определенную цель — осуществление предпринимательской деятельности, результатом которой является извлечение прибыли; особый субъектный состав — сторонами договора являются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Коммерческие юридические и индивидуальные предприниматели становятся субъектами предпринимательской деятельности с момента государственной регистрации, и, следовательно, наделяются правом заключать предпринимательские договоры; ответственность безвинна и присуща только субъектам предпринимательской деятельности по отношению к третьим лицам; возможность ограничения принципа свободы договора, исходя из повышенных требований к предпринимателям; споры, вытекающие из предпринимательских договоров, разрешаются в специальном порядке арбитражными или третейскими судами, поскольку носят экономический характер; отношения, возникающие при заключении предпринимательского договора, регулируются как гражданским законодательством, так и иными отраслями законодательства.
Литература:
- Анохин В. С. Предпринимательское право: учеб. пособие. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 392 с.
- Белых В. С., Звездина Т. М. Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства в науке предпринимательского права // Предпринимательское право. 2018. N 2. С. 4–10.
- Белов А. П. Международное предпринимательское право: практ. пособие. — М.: Юстицинформ, 2001. — 336 с.
- Илюшина М. Н. Понятие, признаки и место предпринимательских договоров в системе гражданско-правовых договоров // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2009. — № 1. — С. 4–10.
- Ковалев М. В. Предпринимательский договор в системе Российского гражданского права: автореф. дис. …канд. юрид. наук: 12.00.03. — М., 2004. — 25 с.
- Курбанов Р. А. и др. Гражданское и торговое право зарубежных стран: учебник / под общ. ред. Р. А. Курбанова. — М.: Проспект, 2016. — 415 с.
- Реформирование гражданского законодательства: общие положения о сделках, обязательствах и договорах: монография / И. З. Аюшеева, И. С. Богданова, Е. С. Болтанова и др.; отв. ред. В. В. Долинская. Москва: Проспект, 2018. 192 с.
- Рубцова Н. В. Место предпринимательского договора в системе договоров // Научные труды. Российская академия юридических наук: сб. тр. чл. Рос. акад. юрид. наук (РАЮН) и IX Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 2009). — М.: Юрист, 2009. — С. 951–955.